Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минздрава СССР
от 25 апреля 1986 г. N 585
Инструкция
по учету тары в объединениях, организациях и предприятиях системы Министерства здравоохранения СССР
I. Общие положения
1. Данная инструкция устанавливает общий порядок учета тары, используемой для упаковывания и транспортировки продукции (товаров) в объединениях, организациях и предприятиях системы Министерства здравоохранения СССР * (кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете) и не распространяется на учет тары, предназначенной для постоянного хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологического процесса производства продукции и отражаемой в зависимости от стоимости и срока службы как хозяйственный инвентарь на счетах 01 "Основные средства" или 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
Учет тары, используемой как хозяйственный инвентарь, осуществляется в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств или малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
При учете тары-оборудования следует руководствоваться инструкцией о порядке учета тары-оборудования, утвержденной Минфином СССР, Минторгом СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР и Центросоюзом.
2. Основными задачами учета тары являются:
- правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, производственных участках и других местах ее хранения;
- обеспечение контроля за сохранностью тары на всех этапах ее движения и хранения;
- выявление фактической себестоимости тары, приобретаемой у таропроизводителей или тароремонтных предприятий и изготовляемой непосредственно предприятием;
- соблюдение норм расхода тары на единицу каждого изделия и порядка учета расходования тары в производстве в зависимости от особенностей упаковывания и вида тары;
- контроль за своевременной сдачей тары покупателями и применение в необходимых случаях санкций за несвоевременный возврат тары;
- выявление финансовых результатов по операциям с тарой (развернута прибыль и убыток).
3. В целях рационального использования, обеспечения сохранности и содержания тары в исправном состоянии необходимо:
- организовать надлежащее хранение всех видов тары как порожней, так и находящейся под материальными ценностями;
- проводить систематические проверки состояния тары, выявлять тару, требующую ремонта, и обеспечивать своевременное его проведение;
- выявлять неиспользуемую и излишнюю для предприятий тару и осуществлять ее реализацию в установленном порядке;
- увеличивать число оборотов используемой тары, в первую очередь, за счет бережного отношения к ней и осуществлять контроль за ее правильной погрузкой и разгрузкой;
- обеспечивать своевременную сдачу тары поставщикам, тарособирающим и тароремонтным предприятиям;
- взыскивать с лиц, виновных в недостаче, порче или уничтожении тары, стоимость ущерба в соответствии с действующим законодательством;
- установить перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск тары со складов, а также давать разрешение на ее: вывоз или вынос с предприятия, либо возложить эти обязанности на должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на получение и отпуск материальных ценностей.
4. В соответствии с действующей классификацией тары бухгалтерский учет ее ведется по следующим видам:
- тара из древесины;
- тара из картона и бумаги;
- тара из металла;
- тара из пластмассы;
- тара из стекла;
- тара из тканей и нетканных материалов.
5. В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для ее изготовления или ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка корковая и полиэтиленовая, колпачки вискозные, кроненкорка, фольга и др.).
Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, судов и автотранспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции (товаров), не относятся к таре и учитываются на счете 05 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы".
6. Тара под продукцией (товарами) совершает однократный или многократный оборот. Условиями поставки продукции (товаров) предусмотрены виды многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров).
7. За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром), поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии.
Взимание залоговых сумм за тару допускается в случаях, предусмотренных прейскурантами, особыми условиями поставки или иными обязательными для сторон правилами.
II. Отражение затрат на изготовление тары
8. Затраты на изготовление новой тары учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства".
Изготовленная тара сдается на склад по приемно-сдаточным накладным, оценивается по действующим оптовым ценам и зачисляется со счета 23 "Вспомогательные производства" на счет 05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы". На этом же субсчете учитывается разница между фактической себестоимостью тары и ее стоимостью по оптовым ценам.
9. Стоимость тары своего производства, а также покупной, использованной для упаковывания продукции, если ее стоимость включена в оптовую цену продукции, списывается со счета 05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" и относится:
а) на счет 20 "Основное производство" и включается в производственную себестоимость продукции, если процесс упаковывания продукции осуществляется в цехах основного производства;
б) на счет 43 "Внепроизводственные расходы" и включается в полную себестоимость продукции, если упаковывание продукции осуществляется после ее сдачи на склад.
III. Оформление операций по движению тары на складах
10. Приемка тары от поставщиков и покупателей (новой и возвратной), от тарных цехов и участков своего предприятия, отпуск тары на сторону и в производство для упаковывания продукции, а также перемещение тары внутри предприятия оформляются первичными документами, типовые междуведомственные или ведомственные формы которых утверждены или согласованы ЦСУ СССР.
11. Количественный и качественный прием тары под товаром и порожней осуществляется по правилам, установленным инструкциями о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, утвержденными Госарбитражем при Совете Министров СССР.
12. Возвращаемая таросдатчиком тара должна быть очищена, комплектна и в исправном состоянии.
13. Тара, пришедшая в непригодное состояние по мере ее выявления подготавливается материально ответственными лицами к списанию.
Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Комиссия производит осмотр тары и определяет причины ее непригодности и виновных лиц, допустивших поломку, бой или порчу тары. Списание непригодной тары производится после утверждения акта руководителем предприятия.
Непригодная тара подлежит обязательной сдаче в утилизационный цех предприятия, организациям по сбору вторичного сырья или на другие предприятия для переработки. Сдача непригодной тары в утилизационный цех оформляется накладной по установленной форме. Отпуск (отгрузка) непригодной тары (стеклянный бой, металлический лом и др.) организациям по сбору вторичного сырья или другим предприятиям для переработки (стекольные заводы и др.) оформляется товарно-транспортной накладной.
14. Учет тары на складах должен осуществляться в соответствии с Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР.
IV. Учет тары в бухгалтерии
Синтетический учет тары
15. Тара, используемая для упаковывания и транспортировки готовой продукции (товаров), учитывается на следующих синтетических счетах:
на счете 05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" - всеми предприятиями, кроме предприятий материально-технического снабжения и сбыта, торговли и общественного питания;
на счете 07 "Строительные материалы и оборудование к установке", субсчет "Материалы" - предприятиями, осуществляющими капитальное строительство в качестве застройщиков;
на счете 41 "Товары", субсчет "Тара под товарами и порожняя" - предприятиями материально-технического снабжения и сбыта, торговли, общественного питания и аптечными учреждениями.
На указанных счетах учитываются все виды тары, приведенные в пункте 4 настоящей инструкции, а также материалы и детали, предназначенные для изготовления и ремонта тары.
Аналитический учет тары
16. Аналитический учет движения тары ведется бухгалтерией в количественном и денежном выражении по складам, цехам, производственным участкам и другим местам хранения, по материально ответственным лицам, видам и группам тары, а также по ее назначению.
17. Состав регистров бухгалтерского учета тары и порядок их разработки в условиях применения электронно-вычислительных и перфорационных машин устанавливается в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники.
Оценка тары
18. В синтетическом учете и в бухгалтерском балансе тара отражается по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость приобретаемой тары слагается из всех расходов по заготовке и доставке ее на склад предприятия, а именно:
а) стоимость тары согласно счетам поставщиков;
б) наценки, уплаченной предприятиям материально-технического снабжения и сбыта;
в) провозной платы со всеми дополнительными сборами;
г) расходов по разгрузке и доставке тары на склады предприятия, кроме оплаты постоянных складских рабочих;
д) расходов на командировки по заготовлению тары и др.
19. Порядок оценки тары в аналитическом учете у поставщиков и покупателей продукции приведен в соответствующих разделах настоящей инструкции в зависимости от вида тары, аптечные учреждения используют кроме того действующие инструкции Минздрава СССР.
20. В целях правильного отнесения транспортно-заготовительных расходов на себестоимость различных видов тары учет их должен осуществляться по группам тары, устанавливаемым предприятием в пределах видов тары, приведенных в пункте 4 настоящей инструкции.
В тех случаях, когда нет значительного различия в уровнях транспортно-заготовительных расходов между группами тары, допускается учет их в целом по субсчету.
V. Отражение в бухгалтерском учете основных операций с тарой
Отражение операций с тарой, подлежащей возврату
21. К возвратной таре по условиям поставки и многократности использования для затаривания в нее товарно-материальных ценностей относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.), тара из тканей и нетканных материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканные упаковочные полотна и др.).
22. Деревянная и картонная тара, если на нее не установлены залоговые цены, учитывается на предприятиях, затаривающих в нее продукцию, по оптовым ценам с выделением транспортно-заготовительных расходов, а в аптечных учреждениях - по ценам приобретения, но не выше цен действующих прейскурантов.
Стоимость тары, использованной для упаковывания продукции в цехах основного или вспомогательного производства, списывается в составе фактической себестоимости отгруженной продукции с кредита счета 40 "Годовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги".
Стоимость тары, использованной для упаковывания продукции на складах, отражается на счете 43 "Внепроизводственные расходы".
В соответствии с действующими прейскурантами оплата деревянной и картонной тары, отпускаемой с продукцией (товарами), если поставка ее в указанной таре предусмотрена стандартами и техническими условиями на продукцию, производится в следующем порядке:
а) часть стоимости деревянной и картонной тары, изготовленной в соответствии с ГОСТами (ОСТами), оплачивает покупатель сверх оптовых (розничных) цен на продукцию (товары) в размерах, предусмотренных прейскурантами на соответствующую тару по графе "в том числе оплачивается товарополучателем";
б) деревянная тара, не предусмотренная ГОСТами (ОСТами), цены на которую не включены в действующие прейскуранты на тару, оплачиваются покупателем сверх оптовых (розничных) цен на продукцию (товары) в соответствии с прейскурантом в размере 20 руб. за 1 куб. м древесины в чистоте.
Остальная часть стоимости тары включена в оптовые цены продукции в соответствующих прейскурантах и дополнительно оплате сверх цен продукции не подлежит (относится к подпунктам "а" и "б"). Эта часть стоимости тары в счетах - платежных требованиях не выделяется.
После оплаты общая сумма счета, т. е. отпускная стоимость продукции с включенной в нее частью стоимости тары и второй ее частью, показанной в счетах - платежных требованиях отдельно, отражается по кредиту счета 46 "Реализация". Одновременно фактическая себестоимость продукции, включая себестоимость тары, со счета 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" переносится в дебет счета 46 ""Реализация".
По продукции, упаковывание которой производилось на складах, после ее оплаты покупателем затраты на тару в доле, относящейся к реализованной продукции, списываются со счета 43 "Внепроизводственные расходы" в дебет счета 46 "Реализация".
Порядок сдачи, возврата и повторного использования деревянной и картонной тары определен инструкцией Госснаба СССР, объявленной приказом Минздрава СССР от 29.08.1974 г. N 800.
На предприятиях, получающих деревянную и картонную тару под продукцией (товарами), учет тары ведется по ценам, оплачиваемым покупателями продукции (товара) в размерах, предусмотренных прейскурантами оптовых цен на соответствующую тару по графе "в том числе оплачивается товарополучателем", если иное не предусмотрено прейскурантами на соответствующую продукцию (товары).
В соответствии с прейскурантами оптовых цен на деревянную и картонную тару тарополучатель возмещает стоимость порожней возвратной тары, исходя из оптовых цен, установленных с учетом ее качественного состояния.
При возврате (сдаче) деревянной и картонной тары поставщикам продукции или тароремонтным организациям таросдатчик отражает на счете 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" ее стоимость по ценам, принятым в учете.
При поступлении оплаты за возвращенную тару разница между полученной и принятой на учет суммой на счете 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" таросдатчиком отражается на счете 80 "Прибыли и убытки" (статья "Прибыль по операциям с тарой").
23. Транспортная металлическая и пластмассовая тара, если на нее не установлены залоговые цены, учитывается на предприятиях, затаривающих в нее продукцию, по оптовым ценам согласно прейскуранту с выделением транспортно-заготовительных расходов.
Стоимость этой тары в себестоимость затариваемой продукции не включается и оплачивается покупателем сверх стоимости продукции (товаров).
Поставщик отражает себестоимость отгруженной транспортной металлической и пластмассовой тары под продукцией (товаром) согласно счетам - платежным требованиям по дебету счета 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги", а после оплаты ее - на счете 46 "Реализация".
Получатель транспортной металлической и пластмассовой тары под продукцией учитывает ее по оптовым ценам согласно прейскуранту.
При возврате транспортной металлической и пластмассовой тары в исправном состоянии поставщикам для повторного использования таросдатчику возмещаются суммы, уплаченные им за тару под продукцией (товаром) по оптовым ценам, предусмотренным в прейскуранте.
Стоимость возвращенной тары таросдатчик отражает на счете 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги", а после оплаты ее тарополучателем полученная сумма зачисляется с указанного счета в дебет счета 51 "Расчетный счет" без отражения по счету 46 "Реализация".
24. В тех случаях, когда тарополучатель рассчитывается с таросдатчиком за возвращенную ему металлическую и пластмассовую тару по ценам ниже установленных соответствующими прейскурантами (несоответствие условиям возврата и др.), разницу между оплаченной суммой и принятой на учет на счете 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" таросдатчик отражает на счете 80 "Прибыли и убытки"" (статья "Убытки по операциям с тарой").
Тарополучатель возвращенную ему тару оценивает по прейскурантным оптовым ценам на новую тару и ее стоимость отражает на счете 05 "Материалы" **, субсчет "Тара и тарные материалы", а разницу между стоимостью, принятой на учет, и суммой, возмещенной таросдатчику, относит в кредит счета 80 "Прибыли и убытки" (статья "По операциям с тарой").
25. Стеклянная тара учитывается на предприятиях, затаривающих в нее продукцию, по оптовым ценам с налогом с оборота или по оптовым ценам без налога с оборота с выделением транспортно-заготовительных расходов.
На предприятиях, получающих стеклянную тару под продукцией (товарами), учет тары ведется по ценам, по которым произведены расчеты с поставщиком.
Учет реализации и возврата стеклянной тары (за исключением организаций торговли и аптечных учреждений, которые отражают стоимость стеклянной тары по счету реализации и включают в розничный товарооборот в соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в государственной и кооперативной торговле, утвержденной ЦСУ СССР), осуществляется в порядке, установленном для металлической и пластмассовой тары.
26. Новые тканевые мешки, поступившие на предприятия для затаривания продукции, учитываются по розничным ценам за вычетом торговых скидок, предусмотренных в соответствующих прейскурантах розничных цен.
На этих же предприятиях мешки, бывшие в употреблении, из-под сахара, хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур должны учитываться по приемным ценам (по категориям), предусмотренным в прейскуранте.
Расчеты за мешки, отпускаемые с продукцией, производятся по отпускным ценам (по категориям), предусмотренным в прейскурантах.
Тканевые мешки, получаемые от поставщиков с продукцией, товарополучатель учитывает по отпускным ценам.
При возврате мешков, освободившихся из-под продукции, товарополучатель оплачивает их по приемным ценам соответствующей категории согласно прейскуранту. Разница между стоимостью мешков по отпускным и приемным ценам таросдатчиком отражается на счете 80 "Прибыли и убытки" (статья "Убытки по операциям с тарой").
Расчеты за мешки сетчатые, поставляемые с картофелем и плодоовощной продукцией, производятся по ценам, утверждаемым Центросоюзом по согласованию с Госагропромом СССР и Министерством торговли СССР.
Приемка и оформление прибывших порожних мешков или с хлебопродуктами, сахаром и семенами сельскохозяйственных культур производятся в соответствии с Инструкцией о порядке использования тканевых мешков из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур, утвержденной Министерством заготовок СССР и Инструкцией о порядке приемки, использования и возврата тканевых мешков из-под сахара, утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР.
Приемка и возврат сетчатых мешков из-под картофеля и овощей осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки, использования, возврата и оплаты мешков сетчатых для перевозки картофеля и овощей, утвержденной Центросоюзом по согласованию с Министерством плодоовощного хозяйства СССР и Министерством торговли СССР.
Порядок возврата, сбора и повторного использования тканевых мешков, высвобождающихся из-под импортной продукции, определен инструкцией, утвержденной постановлением Госснаба СССР.
Учет реализации и возврата мешков осуществляется применительно к порядку, изложенному в пункте 23 настоящей инструкции.
Отражение операций с тарой, обращающейся по залоговым ценам
27. Многооборотная тара бочки, фляги, ящики, бутылки, бутыли, банки и др.), на которую установлены залоговые цены, учитывается по этим ценам.
Поступившая на предприятия покупная тара для затаривания продукции, а также тара собственного изготовления оценивается по прейскуранту залоговых цен, а разница между фактической себестоимостью и залоговой стоимостью тары зачисляется на счет 80 "Прибыли и убытки" (статья "Прибыль по операциям с тарой").
При отгрузке продукции (товаров) в таре, учитываемой по залоговым ценам, стоимость тары показывается в счете - платежном требовании отдельно и оплачивается покупателем сверх стоимости продукции (товаров). Поставщиком отгруженная тара отражается на счете 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги", а после оплаты ее залоговой стоимости полученные суммы зачисляются с указанного счета на счет 51 "Расчетный счет" без отражения по счету 46 "Реализация".
Покупатель полученную тару под продукцией учитывает на субсчете "Тара и тарные материалы" счета 05 "Материалы" по залоговой стоимости.
При возврате тары поставщику в исправном состоянии для повторного использования таросдатчику возмещается ее стоимость по залоговым ценам.
Стоимость возвращенной тары, оплаченной по залоговым ценам, таросдатчик отражает в учете в таком же порядке, как и поставщик продукции.
Отражение операций с тарой, не подлежащих обязательному возврату
28. Тара потребительская однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов учитываются у поставщиков продукции по оптовым ценам с выделением транспортно-заготовительных расходов.
Стоимость тары, использованной для упаковывания продукции, списывается со счета 05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" в зависимости от места упаковывания на счет 20 "Основное производство" или счет 43 "Внепроизводственные расходы".
Бывшая в употреблении тара, не подлежащая возврату, а также мешки бумажные и из полимерных материалов приходуются по оптовым ценам, утвержденным в установленном порядке, на счет 05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" (при повторном их использовании) или субсчет "Прочие материалы" (утиль) с кредита счета 80 "Прибыли и убытки" (статья "Прибыль по операциям с тарой").
По мере использования или реализации этой тары, а также сдачи утиля организациям, на которые возложен сбор такого сырья, стоимость их списывается со счета 05 "Материалы" в общеустановленном порядке.
Отражение в учете расходов по ремонту, возврату тары и ее списанию
29. Расходы по ремонту возвратной и многооборотной тары отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки" (статья "Убытки по операциям с тарой").
30. Возмещенные таросдатчику расходы по доставке возвратной тары поставщик продукции отражает в составе транспортно-заготовительных расходов.
31. Расходы по доставке возвратной деревянной и картонной тары до тароремонтных организаций производятся за счет таросдатчика, который относит их в дебет счета 80 "Прибыли и убытки" (статья "Убытки по операциям с тарой").
32. Полученные поставщиком продукции с покупателями суммы в возмещение расходов, связанных с ремонтом и износом тары, отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки (статья "Прибыль по операциям с тарой").
33. Суммы, оплаченные торговым организациям сверх залоговых цен на тару, в установленных размерах, в возмещение расходов по сбору и хранению тары, а также на выдачу премии торговым работникам за сбор и сдачу залоговой тары, промышленными предприятиями относятся в дебет счета 80 "Прибыли и убытки" (статья "Убытки по операциям с тарой").
34. Стоимость многооборотной тары, пришедшей в негодное состояние вследствие естественного износа, отражается по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" (по статье "Убытки по операциям с тарой").
При списании многооборотной тары, пришедшей в негодность до истечения срока службы в результате ее порчи, следует руководствоваться пунктом 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633.
Списание стоимости тары, пришедшей в непригодное состояние, производится в сумме за вычетом стоимости полученных материалов, исчисленной по цене возможной реализации и использования.
35. Порядок отражения в учете расходов по ремонту тары, ее возврату (за вычетом доходов по операциям с тарой) и потерь в организациях государственной и кооперативной торговли, а также в организациях материально-технического снабжения и сбыта устанавливается Минторгом СССР, Центросоюзом или Госснабом СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.
VI. Инвентаризация тары
36. В целях осуществления систематического контроля за сохранностью тары предприятия обязаны проводить инвентаризацию тары в порядке, установленном в "Инструкции о порядке проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в объединениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР", утвержденной приказом Минздрава СССР от 17.02.1986 г. N 229.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минздрава СССР от 25 апреля 1986 г. N 585 "Об утверждении "Инструкции по учету тары в объединениях, организациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.