Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Паспорт муниципальной программы "Создание условий для развития предпринимательства и обеспечения жителей города Пензы услугами потребительского рынка"
1. |
Куратор муниципальной программы |
Заместитель главы администрации города Пензы по экономике и развитию предпринимательства |
2. |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация города Пензы (Управление содействия развитию малого и среднего предпринимательства) |
3. |
Соисполнитель муниципальной программы |
Администрация Ленинского района города Пензы; Администрация Железнодорожного района города Пензы; Администрация Октябрьского района города Пензы; Администрация Первомайского района города Пензы; Управление градостроительства и архитектуры города Пензы. |
4. |
Период реализации муниципальной программы |
2025-2030 гг. Разделение на этапы не предусмотрено |
5. |
Цель (цели) муниципальной программы |
1. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, а также повышение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве. 2. Обеспечение условий развития потребительского рынка города Пензы и формирование благоприятных условий для расширения рынка местной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. |
6. |
Направления (подпрограммы) муниципальной программы |
Не предусмотрено |
7. |
Объемы и источники финансового обеспечения муниципальной программы за весь период реализации |
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 630 тыс. руб. из бюджета города Пензы, в том числе: 2025 год - 105,0 тыс. рублей, 2026 год - 105,0 тыс. рублей, 2027 год - 105,0 тыс. рублей, 2028 год - 105,0 тыс. рублей, 2029 год - 105,0 тыс. рублей, 2030 год - 105,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы за счет бюджета города Пензы ежегодно уточняются исходя из возможностей бюджета на соответствующий год. |
8. |
Связь с государственной программой Пензенской области (при наличии) |
Не предусмотрено |
1. Стратегические приоритеты муниципальной программы
Приоритеты реализации муниципальной программы сформированы на основе Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", Закона Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года".
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" установлены такие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Технологическое лидерство", как:
- увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года;
- увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года.
Среди целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика" можно выделить следующие:
- обеспечение в 2024-2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта;
- вовлечение к 2030 году не менее чем 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100 процентов государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда;
- увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5 процентов;
- увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике.
Программа соответствует целям и задачам долгосрочной государственной экономической политики Российской Федерации. Реализация мероприятий осуществляется в рамках направления Стратегии социально-экономического развития Пензенской области: "Пензенская область - регион, привлекательный для развития бизнеса". Одной из задач "Стратегии социально-экономического развития города Пензы на период до 2035 года" также является "Пенза - город, привлекательный для развития бизнеса".
Малые предприятия являются одним из ключевых элементов экономики города Пензы, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Они наиболее динамично осваивают новые виды продукции, способствуют приближению товаров и услуг к потребителю, развиваются в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Малый бизнес создает конкурентную среду, организует новые рабочие места.
В настоящее время деятельность малых предприятий регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - N 209-ФЗ), который определяет критерии отнесения организаций к сектору малого предпринимательства, цели и принципы государственной политики по его развитию.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе Пензе по состоянию на сегодняшний день действует 24819 субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, на 10.01.2024 данный показатель составлял - 24223 субъектов, на 10.01.2023 - 23471 субъектов, на 10.01.2022 - 23330 субъектов, на 10.01.2021 - 23031 субъектов МСП. Таким образом, отмечается положительная тенденции роста количества малых предприятий. По итогам 2023 года наблюдается прирост 752 субъект, а по итогам 5 месяцев 2024 года прирост составляет уже 596 ед.
Кроме того, большую популярность набирает специальный налоговый режим для самозанятых граждан - "налог на профессиональный доход", который начал свое действие с июля 2020 года и по состоянию на 1 января 2024 года в городе Пензе зарегистрировано 23363 самозанятых, что на 7137 граждан больше, чем на 1 января 2023 г. (16226 чел.).
Отмечается тенденция роста количества субъектов МСП по сравнению с предыдущими годами, особенно прослеживается положительная тенденция роста количества самозанятых граждан.
Специальным налоговым режимом "Налог на профессиональный доход" могут пользоваться граждане, которые не имеют работодателя и наемных работников, создают продукт или услугу самостоятельно без посредников и чей доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год. Платить налог они могут без всякой отчетности, не нужно подавать декларации о доходах. Налоговая ставка составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% - с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Для участия самозанятым гражданам достаточно установить мобильное приложение "Мой налог", где формируются чеки, квитанции и производятся налоговые отчисления. Самозанятые освобождаются от уплаты страховых взносов. Налоговые поступления от налога на профессиональный доход ("самозанятых") зачисляются: в бюджеты субъектов РФ - по нормативу 63% (ст. 56 БК РФ), в бюджеты государственных внебюджетных фондов - по нормативу 37% (ст. 146 БК РФ). Физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", могут получать меры поддержки наряду с субъектами малого и среднего бизнеса.
Таким образом, на сегодняшний день в городе Пензе более 47 тыс. граждан, организовавших предпринимательскую деятельность, которые создали рабочие места более чем для 112 тысяч человек.
Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМСП).
Проведен качественный анализ самозанятых граждан. Так, по данным УФНС:
50,8% самозанятых - физические лица;
43,2% - физические лица, на которых предоставлялись сведения в расчетах по страховым взносам (то есть ранее трудоустроенные);
4,5% - действующие индивидуальные предприниматели;
1,5% - индивидуальные предприниматели, снявшиеся с учета.
Таким образом, анализ показывает, что в числе самозанятых преобладают физические лица, ранее не осуществляющие официальную трудовую деятельность. Тем самым, данный налоговый режим показывает свою эффективность в преодолении неформальной занятости.
Существенная роль малого бизнеса в экономике города обусловлена его наличием практически во всех сферах деятельности. В структуре распределения малых предприятий по видам экономической деятельности преобладали обрабатывающие производства (25,2% от общего числа обследованных предприятий) и предприятия торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (21,1%). Среди других видов деятельности большой вклад в развитие малого бизнеса внесли: строительство - 10,0%, деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 8,5. Прочие виды экономической деятельности (транспортировка и хранение, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, предоставление прочих видов услуг и др.) составили 28,6%.
Малые предприятия быстрее всего реагируют на происходящие изменения на рынке труда, помогая обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения.
Важнейшая социальная функция малых предприятий - обеспечение занятости населения.
Численность работников на малых предприятиях и средних предприятиях города Пензы по статистическим данным составляет 93813 человек.
Наибольший удельный вес численности работающих в малых предприятиях приходится на организации обрабатывающих производств - 33,9%, торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 14,7, строительства - 8,6, сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства - 8,3, на организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 7,1%.
О значении малого предпринимательства для экономики можно судить по его доле в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг всеми организациями города и области.
За I квартал 2024 г. оборот малых предприятий составил 52 млрд 241,7 млн руб., или 121,1% (в фактических ценах) к аналогичному периоду прошлого года (за I квартал 2023 г. - 43 млрд 129,5 млн руб.). Удельный вес оборота малых предприятий в общем обороте всех предприятий Пензенской области составил 16,1% (за I квартал 2023 г. - 16,2%).
Основной оборот организаций сформировался за счет малых предприятий торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (34,2% или 17 млрд 883,2 млн руб.) и обрабатывающих производств (33,1% или 17 млрд 317,6 млн руб.).
Ассортимент продукции, выпускаемой малыми предприятиями, достаточно широк. Малые предприятия производят: мебель, оборудование электрическое и электронное для автотранспортных средств, арматуру для трубопроводов, насосы центробежные, чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия, картон гофрированный в рулонах или листах, инструменты рабочие сменные для станков или ручного инструмента.
Весомый вклад в насыщение рынка товарами вносят малые предприятия, занимающиеся производством пищевой продукции. Они производят молоко, масла растительные, изделия хлебобулочные, кондитерские изделия, воды минеральные и питьевые и многое другое.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 показатели, характеризующие малое и среднее предпринимательство, учитываются при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При проведении оценки большое внимание уделено показателям, результаты которых зависят от деятельности местных властей и характеризуют степень развития в муниципальных образованиях малого и среднего предпринимательства.
Ключевыми относительными показателями являются:
- число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения. По городу Пензе на 01.01.2024 показатель составляет 496,1 ед.;
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций на 01.01.2024 - по городу Пензе составила 45,7%.
Таблица 1.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения
Региональный центр |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2021 |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2022 |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2023 |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2024 |
Пенза |
444,27 |
458 |
460,7 |
496,1 |
Данный показатель имеет положительную тенденцию и растет ежегодно. Кроме того, по показателю город Пенза опережает такие региональные центры, сопоставимые по численности населения, как Саратов, Саранск, Орел, Йошкар-Ола.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Уставом города Пензы администрация города Пензы создает условия для обеспечения жителей города Пензы услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Сфера торговли и услуг является индикатором социально-экономических процессов, происходящих в обществе, отражает динамику потребления и платежеспособного спроса населения, уровень предпринимательской активности. Сбалансированность потребительского рынка - обязательное условие эффективности региональной экономики, показатель уровня жизни населения.
Основным индикатором, характеризующим уровень обеспеченности населения города потребительскими товарами, является "Оборот розничной торговли", определяющий динамику физического объёма реализованных населению города потребительских товаров.
Оборот розничной торговли на территории Российской Федерации в 2023 году составил 47404,9 млрд рублей, или 106,4% (в сопоставимых ценах) к 2022 году, в декабре 2023 года - 4943,5 млрд рублей, или 110,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
В декабре оборот розничной торговли на 95,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 4,3%. Показатели за 2023 год были аналогичными. Для сравнения: в целом в 2022 году и в декабре того года доли составляли 95,4 и 4,6% соответственно.
В структуре оборота розничной торговли в прошедшем году доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 48%, непродовольственных товаров - 52% (годом ранее - 49,4 и 50,6% соответственно). В декабре 2023 года показатели составляли 49,1 и 50,9% (в декабре 2022 года - 50,8 и 49,2% соответственно).
По данным статистического ведомства, продажи через интернет крупных и средних компаний в декабре выросли относительно ноября 2023 года на 39%, по сравнению с декабрем предыдущего года - на 48%. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций увеличилась до 11,6% против 9,2% в декабре 2022 года.
Согласно статистическим данным, оборот розничной торговли по организациям г. Пензы, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в январе-декабре 2023 г. составил 82,1 млрд руб., по сравнению с январем-декабрем 2022 г. оборот розничной торговли в г. Пензе увеличился в действующих ценах на 14,4%.
Оборот розничной торговли по организациям г. Пензы в январе-марте 2024 г. составил 25,5 млрд руб. по сравнению с январём-мартом 2023 г. оборот розничной торговли в г. Пензе увеличился в действующих ценах на 43,6%.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2023 N 704 утверждены Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов. Постановлением Правительства Пензенской области от 18.08.2023 N 687-пП утверждены нормативы по г. Пензе.
1. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) количеством стационарных торговых объектов составляет 1428 объектов. Фактическая обеспеченность населения муниципального образования стационарными торговыми объектами - 2347 объекта. Таким образом: фактическая обеспеченность населения стационарными объектами в городе Пензе превышает норматив обеспеченность населения стационарными объектами на 64,0%.
2. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) количеством стационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров составляет 640 объектов. Фактическая обеспеченность составляет 1100 объектов, что на 72% превышает норматив.
3. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) количеством нестационарных торговых объектов составляет 295 объекта. Фактическая обеспеченность составляет 756, что в 2,5 раза превышает норматив.
На сегодняшний день на территории города осуществляют торговую деятельность 2,4 тысячи стационарных предприятий розничной торговли. В течение 2023 года за счет нового строительства, реконструкции свободных помещений, освоения свободных площадей вновь открыто более 40 предприятий розничной торговли, из них вновь открыто 26 сетевых объектов. Вновь создано более 500 новых рабочих мест.
В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации под развитием торговой отрасли понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.
Целью является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами - построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно: потребителя; производителя любого объема качественной и востребованной продукции; субъекта торговли - предпринимателя.
Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания.
Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей. Органы государственной власти и местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, создавать благоприятные и прозрачные условия для осуществления торговой деятельности и содействовать в соблюдении хозяйствующими субъектами установленных правил.
Другими словами, сбалансированность различных форматов торговли, их доли в общем объеме оборота розничной торговли должны выстраиваться рынком, то есть его участниками, а в конечном счете - потребителем.
2. Показатели достижения целей муниципальной программы
Целями муниципальной программы являются:
- Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, а также повысить численность занятых в малом и среднем предпринимательстве.
- Обеспечение условий развития потребительского рынка города Пензы и формирование благоприятных условий для расширения рынка местной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Показатели муниципальной программы представлены в Приложении N 1.
3. Структура муниципальной программы
Структура муниципальной программы города Пензы "Создание условий для развития предпринимательства и обеспечения жителей города Пензы услугами потребительского рынка" представлена в Приложении N 2.
4. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Объемы финансирования Программы за счет бюджета города Пензы ежегодно уточняются исходя из возможностей бюджета на соответствующий год и представлены в Приложении N 3.
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 630 тыс. руб. из бюджета города Пензы, в том числе:
2025 год - 105,0 тыс. рублей,
2026 год - 105,0 тыс. рублей,
2027 год - 105,0 тыс. рублей,
2028 год - 105,0 тыс. рублей,
2029 год - 105,0 тыс. рублей,
2030 год - 105,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет бюджета города Пензы ежегодно уточняются исходя из возможностей бюджета на соответствующий год.
5. Паспорта структурных элементов
Паспорта структурных элементов:
- Комплекс процессных мероприятий 1 "Создание комплексной системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Пензе" представлен в Приложении N 4;
- Комплекс процессных мероприятий 2 "Развитие потребительского рынка на территории города Пензы" представлен в Приложении N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.