Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
города Чебоксары
от 25.10.2024 N 3328
Методические рекомендации
по разработке и утверждению стратегий развития хозяйственных обществ, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию города Чебоксары, на срок до 5 лет
1. В целях повышения эффективности деятельности хозяйственных обществ, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию города Чебоксары (далее - общества), а также совершенствования системы управления ими со стороны учредителя обществами разрабатываются стратегии развития обществ на срок до 5 лет (далее - стратегия развития общества).
2. Стратегия развития общества включает в себя следующие основные разделы:
анализ внешней и внутренней среды и оценка рисков общества;
определение целей развития общества;
показатели достижения целей развития общества с указанием планируемых сроков их достижения;
план мероприятий по реализации стратегии развития общества, включая производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные мероприятия;
информация о финансовом и ресурсном обеспечении реализации стратегии развития общества;
мониторинг и контроль реализации стратегии развития общества.
Стратегия развития общества может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности общества.
2.1. При проведении анализа внешней среды проводится:
общий анализ вида экономической деятельности с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития вида экономической деятельности;
анализ конечных потребителей;
анализ конкурентной среды;
анализ прочих значимых факторов.
2.2. В рамках проведения анализа внутренней среды рекомендуется привести общее описание деятельности общества, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции, товаров, работ, услуг, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, а также дать описание текущей стратегии развития общества при ее наличии.
При осуществлении анализа деятельности общества рекомендуется использовать следующие показатели:
рентабельность по чистой прибыли;
рентабельность капитала;
структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
структура долговой нагрузки (в том числе доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
структура затрат (издержек обращения);
портфель производимой продукции (товаров, работ, услуг), в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства;
доля общества на основных рынках сбыта;
география сбыта;
структура поставщиков;
производительность труда;
степень износа основных фондов.
2.3. Целесообразно провести оценку рисков реализации стратегии развития общества, возможных механизмов управления рисками. В рамках оценки рисков также целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития общества и возможных мероприятий, направленных на их устранение.
Рекомендуется анализировать приведенные выше показатели в динамике за последние 3 года (минимум).
2.4. Стратегические цели развития общества должны соответствовать Стратегии социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2035 года.
Стратегические цели должны быть четко сформулированы и иметь срок достижения.
Для достижения стратегических целей рекомендуется установить показатели экономической эффективности деятельности и дополнительные показатели деятельности общества.
Показатели экономической эффективности деятельности общества:
выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных платежей);
чистая прибыль (убыток);
чистые активы;
сумма дивидендов, подлежащих перечислению в бюджет города Чебоксары;
среднесписочная численность;
среднемесячная заработная плата;
Дополнительные показатели деятельности общества:
затраты на социальное обеспечение и здравоохранение;
затраты на реализацию экологических программ.
объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности.
Показатели экономической эффективности деятельности общества, в том числе дополнительные рекомендуется устанавливать в динамике по годам на весь период действия стратегии развития общества.
Для достижения стратегических целей общества могут использоваться дополнительные показатели:
финансово-экономические показатели:
прибыль от основных видов деятельности;
рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
рентабельность капитала;
себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
структура затрат (издержек обращения);
производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
совокупные долговые обязательства;
показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
объем инвестиций в основной капитал;
натуральные показатели:
доля продукции по основным видам деятельности на соответствующем товарном рынке;
показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.
Данные показатели рекомендуется устанавливать в динамике по годам на весь период стратегического планирования.
2.5. При разработке перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам, рекомендуется руководствоваться следующими мероприятиями:
производственные;
инвестиционные и финансовые;
инновационные;
управленческие;
кадровые.
2.5.1. В перечне производственных мероприятий указывается комплекс мер по модернизации производства, а также созданию и внедрению новых технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на повышение эффективности энергосбережения, экологичности деятельности и снижения вредного воздействия на окружающую среду.
Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, целесообразно проведение обществом энергетического обследования. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общества подлежат обязательному энергетическому обследованию.
Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение экологичности деятельности и снижение вредного воздействия на окружающую среду, целесообразно проведение обществом экологического обследования;
2.5.2. В перечне инвестиционных и финансовых мероприятий указываются мероприятия по привлечению инвестиций на развитие производства, товаров, работ и услуг.
Обществам целесообразно разработать инвестиционно-финансовую политику деятельности общества.
Инвестиционно-финансовой политикой общества устанавливаются:
четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности);
требования к максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
требования к уровню ликвидности;
требования к коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.
На основе комплекса производственных мероприятий определяются объемы, время, и сроки необходимого финансирования, в том числе привлечение кредитных ресурсов.
Инвестиционно-финансовая политика общества должна способствовать реализации инвестиционных и финансовых мероприятий, нацеленных на достижение стратегических целей развития общества.
2.5.3. Стратегия развития общества может включать программу инновационного развития общества или отдельные мероприятия по созданию и внедрению новых технологий.
2.5.4. К управленческим мероприятиям относятся внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей и внедрение современных информационных технологий и систем.
Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей включает:
внедрение системы показателей экономической эффективности деятельности общества, в том числе дополнительных, обеспечивающей достижение стратегических целей;
взаимосвязь размеров вознаграждения руководителю общества с фактическими значениями показателей экономической эффективной деятельности общества.
Внедрение современных информационных технологий и систем должно позволить осуществлять учет имущества общества, планирование финансово-хозяйственной деятельности общества.
2.5.5. Кадровые мероприятия, направленные на достижение значений показателей экономической эффективности деятельности, включают мероприятия по обучению и развитию персонала, в том числе по работе с информационными системами.
2.6. Обществу рекомендуется обратить особое внимание финансовому обеспечению стратегии развития. Для этого рекомендуется обеспечить увязку стратегии развития с программами деятельности общества, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами организации в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей.
Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития, рекомендуется увязать с источниками финансирования, в том числе рекомендуется указывать объемы кредитных и заемных средств.
По итогам определения необходимых мероприятий для достижения целей стратегии развития общества, а также объема финансирования соответствующих мероприятий рекомендуется разработать план-график реализации мероприятий стратегии развития общества. В плане-графике необходимо указать плановые сроки исполнения каждого мероприятия, источники финансирования, определить перечень ответственных лиц.
2.7. Руководителю общества рекомендуется обеспечивать на регулярной основе мониторинг и контроль исполнения плана-графика мероприятий и достижения значений показателей, предусмотренных стратегией развития общества, также назначить должностное лицо, ответственное за реализацию стратегии развития общества, на уровне не ниже заместителя руководителя общества или главного инженера.
Рекомендуется ежегодно проводить актуализацию стратегии развития общества с учетом достигнутых результатов деятельности, рисков и новых обстоятельств.
3. Проект стратегии развития общества рекомендуется предварительно представить на рассмотрение отраслевому управлению (отделу) администрации города Чебоксары. Отраслевое управление (отдел) администрации города Чебоксары рассматривает и согласовывает проект стратегии развития общества с заместителем главы администрации города Чебоксары, координирующим (курирующим) деятельность общества и заместителем главы администрации города Чебоксары по экономическому развитию и финансам в течение 10 рабочих дней со дня поступления на согласование.
При наличии замечаний проект стратегии развития общества возвращается обществу на доработку.
Доработка проекта стратегии развития общества осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты направления его на доработку. Доработанный проект стратегии развития общества вновь направляется на согласование в структурные подразделения города Чебоксары.
Стратегия развития общества на срок до 5 лет рассматривается и утверждается на заседании совета директоров общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.