В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (прилагаются).
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Иркутской области от 19 октября 2023 года N 700-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2025 года.
Председатель Правительства Иркутской области |
К.Б. Зайцев |
Утверждены
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 24 октября 2024 года N 576-рп
Основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Глава 1. Итоги реализации государственной долговой политики Иркутской области в 2023, 2024 годах
1. Государственная долговая политика Иркутской области в 2023, 2024 годах направлена на сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга и обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.
Несмотря на сложные экономические условия исполнение областного бюджета в 2023 году удалось обеспечить без привлечения коммерческих кредитов и сохранить на 1 января 2024 года объем государственного долга Иркутской области на экономически безопасном уровне.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему государственного долга и расходам на его обслуживание по итогам 2023 года соблюдены.
Объем государственного долга Иркутской области на 1 января 2024 года соответствовал условиям соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2023, 2024 годах:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе, установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2022, 2023 годах, установленные дополнительным соглашением от 18 сентября 2020 года N 7/6/5/5/5/5 к соглашениям от 27 июля 2015 года N 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 года N 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 года N 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 года N 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 года N 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 года N 01-01-06/06-244 о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области (далее соответственно - дополнительное соглашение, соглашения), а также статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлены в таблице:
N |
Наименование показателя |
В соответствии с Соглашениями |
|||
На 1 января 2024 года |
Плановое значение на 1 января 2025 года |
Фактическое значение на 1 сентября 2024 года |
|||
Плановое значение |
Фактическое значение |
||||
1 |
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений,% |
<=20 |
10,3 |
<=20 |
13,7 |
2 |
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=18 |
0,0 |
<=19 |
0,0 |
3 |
Отношение общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к общему объему расходов областного бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % |
<=5 |
0,05 |
<=5 |
0,0 |
4 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета, % |
<=13 |
0,31 |
<=13 |
0,0 |
5 |
Отношение дефицита областного бюджета к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений, % |
<10 |
5,9 |
<10 |
5,5 |
В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, в 2024 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости шестой год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.
В 2023, 2024 годах определение оптимальных форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.
В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2023 года неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило отказаться от привлечения коммерческих заимствований и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 85,1 млн рублей.
В январе 2024 года в целях недопущения кассового разрыва привлечен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 6,0 млрд рублей по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга на 595,5 млн рублей.
В 2024 году трижды (в феврале, августе и сентябре) объявлялись аукционы по предоставлению кредитов для покрытия временных кассовых разрывов и финансирования дефицита областного бюджета по ставке кредитования, не превышающей действующую ключевую ставку Банка России, увеличенную на 1% годовых, в соответствии с обязательством взятым на себя регионом по условиям соглашений с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, большая часть из которых признана несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от кредитных организаций. В августе 2024 года состоялся только один аукцион по предоставлению 500 млн рублей.
В связи с невозможностью привлечь кредиты кредитных организаций в августе-сентябре 2024 года министерством финансов Иркутской области проведена активная работа с Минфином России, результатом которой стало увеличение лимита бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, устанавливаемого Минфином России, и возможность привлечения бюджетного кредита в объеме 6 199,0 млн рублей. Это позволило избежать кассовых разрывов и обеспечить бесперебойное финансирование первоочередных и социально значимых расходов областного бюджета.
Проводимая регионом взвешенная долговая политика позволила избежать в 2023 году и по итогам 9 месяцев 2024 года привлечения "дорогих" кредитов коммерческих банков. Начиная с 1 января 2022 года в объеме государственного долга Иркутской области полностью отсутствуют "дорогие" коммерческие заимствования, а его структура положительно выделяется на фоне других субъектов Российской Федерации.
Структура государственного долга по состоянию на 1 сентября 2024 года
3) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области.
Результатом проводимой долговой политики является сохранение государственного долга Иркутской области на экономически безопасном уровне.
По состоянию на 1 января 2024 года объем государственного долга Иркутской области составил 23,5 млрд рублей или 10,3% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, задолженность по рыночным обязательствам отсутствует.
По итогам 2023 года Иркутская область остается регионом с низким уровнем государственного долга и занимает 10 место среди 85 субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки и 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа.
Прирост долговой нагрузки на областной бюджет за 2023 год составил 22,2% и обусловлен привлечением инфраструктурного бюджетного кредита, специального казначейского кредита и бюджетного кредита в целях опережающего обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в общем объеме 4,3 млрд рублей на реализацию важных для региона новых инфраструктурных проектов, приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог.
По уровню государственного долга на 1 сентября 2024 года Иркутская область занимает 11 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа.
По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2024 года государственный долг Иркутской области составил 36,8 млрд рублей и полностью состоит из бюджетных кредитов из федерального бюджета (см. диаграмму).
Структура государственного долга Иркутской области на 1 октября 2024 года, млрд рублей
4) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности за счет осуществления мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области.
Благодаря низкой долговой нагрузке при минимальных рисках рефинансирования обязательств и умеренным показателям бюджетного профиля региона в декабре 2023 года Аналитическое Кредитное рейтинговое Агентство (АКРА) присвоило Иркутской области кредитный рейтинг AA -(RU), прогноз по рейтингу "Стабильный".
В июне 2024 года кредитный рейтинг подтвержден на том же уровне, прогноз по рейтингу "Стабильный". Сохранению рейтинга способствовала взвешенная долговая политика региона, позволившая сохранить структуру долга неизменной (долговые обязательства представлены исключительно бюджетными кредитами), а также поддерживать долговую нагрузку на низком уровне. На умеренно высоком уровне рейтинговым агентством оценена ликвидность бюджета.
3. Министерством финансов Иркутской области ежегодно, начиная с 2020 года, проводится оценка долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области.
Проведенная в 2020 - 2023 годах работа по реструктуризации (в том числе со списанием) задолженности муниципальных образований Иркутской области по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета, а также по замещению муниципального коммерческого долга бюджетными кредитами, предоставленными региону из федерального бюджета, позволила улучшить долговую устойчивость муниципальных образований Иркутской области. Так, количество муниципалитетов, относящихся к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости сократилось с 12 в 2021 году до 1 в 2024 году. За весь период проведения оценки к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости не было отнесено ни одно муниципальное образование Иркутской области.
По состоянию на 1 октября 2024 года объем консолидированного муниципального долга Иркутской области составил 6,5 млрд рублей. Структура долга представлена бюджетными кредитами (66,5%) и кредитами банков (33,5%).
Глава 2. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
4. Характер и направления долговой политики определяются сложившимся уровнем государственного долга Иркутской области, требованиями бюджетного законодательства.
5. В 2024 году на наполняемость доходной части бюджета негативное влияние продолжают оказывать внешние санкционные ограничения, сдерживающие экономическое развитие региона. В условиях необходимости финансового обеспечения расходных обязательств социального характера, выполнения целевых показателей национальных проектов, продолжением реализации инфраструктурных проектов за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов объем государственного долга Иркутской области в плановом периоде будет расти.
6. Допустимые превышения уровня государственного долга, установленного дополнительным соглашением в размере не более 23% в 2025 и 2026 годах и не более 22% в 2027 году, предусмотрены Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531.
При этом установленный уровень государственного долга может быть превышен по итогам 2025 - 2027 годов:
1) на объем задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам. В 2022 году началась реализация инфраструктурных проектов за счет соответствующих бюджетных кредитов из федерального бюджета. Объем одобренного для Иркутской области на 2022 - 2024 годы лимита бюджетных кредитов, на сумму которых также допускается превышение предельных параметров бюджета по уровню государственного долга, составляет 11,7 млрд рублей;
2) на объем задолженности местных бюджетов по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в объеме 2,6 млрд рублей для замещения муниципального коммерческого долга;
3) на объем задолженности по специальным казначейским кредитам. В 2023 году за счет средств федерального бюджетного кредита в объеме 0,9 млрд рублей были приобретены автобусы для осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам Иркутской области;
4) на остаток задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета и реструктурированным в соответствии с Правилами проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029.
7. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе, установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости:
общий объем долговых обязательств Иркутской области, в том числе объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Иркутской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне, не превышающем параметры, указанные в таблице:
Наименование параметра |
На 1 января 2026 года |
На 1 января 2027 года |
На 1 января 2028 года |
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=2 |
<=23 |
<=22 |
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=20 |
<=20 |
<=20 |
общий объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов областного бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 13% от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета;
сохранение дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований;
3) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем направления части дополнительных доходов на сокращение объема государственного долга Иркутской области.
Глава 3. Цели и задачи государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
8. Стратегической целью долговой политики Иркутской области является обеспечение потребностей областного бюджета в заемном финансировании при соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
9. Целями долговой политики Иркутской области являются:
1) достижение приемлемого, экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Иркутской области;
2) своевременное исполнение долговых обязательств Иркутской области;
3) минимизация расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области;
4) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии государственного долга Иркутской области.
10. Задачами долговой политики Иркутской области являются:
1) обеспечение потребностей Иркутской области в заемном финансировании в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, финансирования дефицита областного бюджета, погашения долговых обязательств Иркутской области, пополнения в течение финансового года остатков средств на счете областного бюджета;
2) поддержание объема государственного долга Иркутской области и расходов на его обслуживание в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;
3) поддержание структуры государственного долга Иркутской области, обеспечивающей минимизацию стоимости его обслуживания при равномерном распределении сроков погашения;
4) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Иркутской области;
5) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Иркутской области.
Глава 4. Инструменты реализации государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
11. Реализация основных направлений долговой политики Иркутской области включает следующие инструменты:
1) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Иркутской области, среди которых:
сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета;
диверсификация долгового портфеля Иркутской области за счет использования различных видов заимствований в зависимости от изменений на рынке капитала;
использование возможности осуществления реструктуризации и рефинансирования задолженности по долговым обязательствам Иркутской области;
2) минимизация стоимости заимствований за счет:
организации конкурентных процедур на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета по минимально возможным ставкам;
взаимодействия с кредитными организациями по вопросам снижения стоимости привлеченных кредитных ресурсов в случаях соответствующих изменений на рынке капитала;
взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на реализацию инфраструктурных проектов;
использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
3) управление ликвидностью областного бюджета в целях сглаживания объемов платежей по привлечению и погашению государственного долга Иркутской области за счет:
введения четкого платежного календаря, позволяющего приблизить дату основной нагрузки на областной бюджет к срокам уплаты единого налогового платежа и, как следствие, отодвинуть сроки привлечения государственных заимствований;
внедрения подневной модели кассовых расходов и доходов, позволяющей планировать государственные заимствования в момент образования кассовых разрывов;
временного заимствования средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств областного бюджета, средств, участников казначейского сопровождения, и средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области;
4) реализация программы оздоровления государственных финансов Иркутской области в 2025 - 2029 годах;
5) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности - осуществление мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области;
6) обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики;
7) повышение долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области за счет:
предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Иркутской области;
проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области.
Глава 5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Иркутской области
12. Рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Иркутской области (далее - Риски), являются:
1) риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет и увеличения дефицита областного бюджета;
2) процентный риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
3) риск снижения ликвидности областного бюджета.
13. Основной целью управления Рисками является стабилизация показателей долговой устойчивости Иркутской области за счет:
1) финансирования приоритетных инфраструктурных проектов путем привлечения средств долгосрочных бюджетных кредитов федерального бюджета;
2) снижения объемов финансирования бюджетных обязательств за счет привлечения заемных средств;
3) сглаживания объемов платежей по погашению долговых обязательств Иркутской области и удлинения сроков привлечения кредитных ресурсов;
4) осуществление сдержанной долговой политики Иркутской области.
14. Основные меры, принимаемые в отношении управления Рисками:
проведение аналитической работы, мониторинга рыночной конъюнктуры с целью прогнозирования Рисков;
осуществление планирования государственных заимствований при разных сценарных условиях прогнозирования основных параметров областного бюджета и ожидаемой конъюнктуры на финансовых рынках;
использование стратегии, направленной на осуществление государственных заимствований, позволяющей минимизировать необходимость рефинансирования долговых обязательств.
Учитывая, что кредитный риск во многом определяется наполняемостью областного бюджета доходными источниками, Иркутская область планирует продолжить практику использования бюджетных кредитов для пополнения остатка средств на едином счете областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства для обеспечения покрытия кассовых разрывов при исполнении областного бюджета, а также в целях своевременного погашения долговых обязательств.
Глава 6. Ожидаемые результаты реализации государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
15. Реализация долговой политики Иркутской области позволит:
1) поддерживать высокий уровень долговой устойчивости с учетом Рисков;
2) поддерживать величину государственного долга Иркутской области и объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области в пределах параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для групп заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
3) диверсифицировать объем государственного долга Иркутской области в сторону увеличения доли средне - и долгосрочных видов заимствований;
4) не допускать одномоментного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Иркутской области;
5) оптимизировать структуру государственного долга Иркутской области с целью минимизации расходов на его обслуживание;
6) обеспечить открытость и доступность информации о государственном долге Иркутской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 24 октября 2024 г. N 576-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов"
Вступает в силу с 1 января 2025 г.
Опубликование:
сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru) 25 октября 2024 г.