Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 октября 2024 г. N 7129-8 ГД
"О принятии в первом чтении проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрев основные характеристики федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2025 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 214 575 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента (декабрь 2025 года к декабрю 2024 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 40 296 099 832,3 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 812 986 014,2 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 41 469 516 799,0 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 29 385 599 266,5 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 61,1 млрд долларов США, или 55,5 млрд евро;
дефицит федерального бюджета в сумме 1 173 416 966,7 тыс. рублей.
3. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2026 год и на 2027 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 230 568 млрд рублей и 248 313 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2026 года к декабрю 2025 года) и 4,0 процента (декабрь 2027 года к декабрю 2026 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2026 год в сумме 41 840 936 841,2 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 226 671 162,6 тыс. рублей, и на 2027 год в сумме 43 154 174 184,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 650 959 080,0 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета на 2026 год в сумме 44 022 176 672,2 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 100 554 416,8 тыс. рублей, и на 2027 год в сумме 45 915 618 929,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2 295 780 946,5 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2027 года в сумме 34 046 224 647,2 тыс. рублей и на 1 января 2028 года в сумме 39 004 836 914,5 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2027 года в сумме 59,2 млрд долларов США, или 53,4 млрд евро, и на 1 января 2028 года в сумме 56,5 млрд долларов США, или 50,9 млрд евро;
дефицит федерального бюджета на 2026 год в сумме 2 181 239 831,0 тыс. рублей и дефицит федерального бюджета на 2027 год в сумме 2 761 444 745,2 тыс. рублей.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 184 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.
5. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Постановлением нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
6. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Постановлением нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
7. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, распределяются в следующем порядке:
в 2025 и 2026 годах:
77,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Постановлению;
22,3 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Постановлению;
в 2027 году в полном объеме доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Постановлению.
8. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура в 2025-2027 годах в следующем порядке:
59,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
35,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 4 к настоящему Постановлению;
4,8 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 4 к настоящему Постановлению.
9. Доходы от налога на прибыль организаций, уплаченные налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, установленным приложением 5 к настоящему Постановлению.
10. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
11. Доходы от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья на территории Российской Федерации, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50 процентов объема указанных доходов, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 6 к настоящему Постановлению.
12. Доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в соответствии со статьей 242 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределенные в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты федеральных территорий, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты федеральных территорий по нормативу 100 процентов.
13. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2025 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2024 году.
14. Доходы от сумм пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 7 к настоящему Постановлению.
15. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" во втором чтении обеспечить распределение:
1) бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию национальных проектов (программ), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
2) межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных проектов, мероприятия которых относятся к законодательно установленным полномочиям субъектов Российской Федерации, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
16. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" во втором чтении в целях безусловного выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года и поручений Президента Российской Федерации:
1) увеличить бюджетные ассигнования:
на деятельность Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества";
на развитие автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территориях субъектов Российской Федерации;
на научные проекты под руководством ведущих ученых, привлекаемых в образовательные организации высшего образования и научные организации Российской Федерации;
на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
на продвижение русского языка за рубежом, в том числе на направление российских педагогических работников в иностранные государства для преподавания русского языка и предметов на русском языке, а также на обеспечение адаптации, закупки и поставки учебников русского языка для зарубежных образовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке или преподавание русского языка как иностранного;
на поддержку молодежи, в том числе предусмотрев средства на программу комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых" и Всероссийскую программу по развитию молодежного предпринимательства;
2) предусмотреть бюджетные ассигнования:
на реализацию проектов комплексного развития территорий;
на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал;
на обеспечение общеобразовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на мероприятия профессиональной ориентации школьников, в том числе на реализацию практико-ориентированных мероприятий среди обучающихся 8-11 классов Российской Федерации в рамках реализации проекта "Билет в будущее" и на проведение Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал";
на софинансирование погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) семей с детьми, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
3) предусмотреть резервирование бюджетных ассигнований отдельно на каждую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Алтай, Республики Калмыкия, Республики Марий Эл, Республики Тыва, Республики Хакасия, Чувашской Республики, Алтайского края, Кировской области, Курганской области и Псковской области.
17. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" во втором чтении:
1) увеличить бюджетные ассигнования:
на поддержку села, в том числе на:
обеспечение комплексного развития сельских территорий;
льготный лизинг сельскохозяйственной техники;
проведение мелиоративных мероприятий;
на поддержку рыбохозяйственного комплекса, в том числе на строительство рыбопромысловых судов;
на проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь;
на предоставление субсидий на реализацию мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов;
на развитие прикладной науки, в том числе увеличив средства на программу создания сети научно-производственных центров испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем и предусмотрев финансирование на программу предоставления грантов российским организациям на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов по разработке (доработке) и созданию производства продукции под требования крупных корпораций в приоритетных направлениях (отраслях) промышленности;
на обновление спортивной инфраструктуры, в том числе предусмотрев средства на капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием;
на поддержку российско-национальных (славянских) университетов, предусмотрев финансирование программ их развития;
на мероприятия комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования город Норильск;
2) обеспечить распределение между субъектами Российской Федерации:
на очередной финансовый год и плановый период дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, субсидий (за исключением распределения на плановый период субсидий, предоставление которых обусловлено проведением конкурсных процедур), субвенций и максимально возможного количества иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
на очередной финансовый год дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
3) обеспечить распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на 2025 год и рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, в том числе на поддержку автономной некоммерческой организации "Комитет семей воинов Отечества" и Ассоциации ветеранов специальной военной операции, а также на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, в том числе на поддержку Всероссийского общества инвалидов и Всероссийского общества слепых.
18. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" во втором чтении обеспечить исполнение решений выездных заседаний и совещаний Совета Государственной Думы, в том числе:
1) об организации отдыха и оздоровления детей (решение от 12 августа 2024 года), предусмотрев увеличение бюджетных ассигнований на создание современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций), а также при проведении капитального ремонта объектов инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления;
2) о развитии внутреннего водного транспорта в Российской Федерации (решение от 9 октября 2023 года), предусмотрев выделение бюджетных ассигнований на субсидирование в 2025 году скоростных перевозок пассажиров по внутренним водным путям в целях повышения пассажиропотока на межрегиональных маршрутах;
3) о развитии сельскохозяйственного машиностроения в Российской Федерации (решение от 10 октября 2024 года), предусмотрев выделение бюджетных ассигнований на льготный лизинг сельскохозяйственной техники и увеличение бюджетных ассигнований на субсидии производителям сельскохозяйственной и специализированной техники (оборудования).
19. Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить своевременное исполнение мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" в соответствии с решением выездного совещания Совета Государственной Думы в Калининградской области 12 июля 2023 года.
20. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании предложений по распределению средств федерального дорожного фонда на 2025-2027 годы проработать вопросы потребности в ремонте и капитальном ремонте федеральных дорог с учетом ранее проведенных работ и нормативов по межремонтным срокам и обеспечить выделение необходимых бюджетных ассигнований на указанные цели, а также проработать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос передачи дорог, ранее переданных в федеральную собственность и приведенных в нормативное состояние, субъектам Российской Федерации.
21. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" во втором чтении в целях безусловного выполнения поручения Президента Российской Федерации обеспечить направление не менее 50 процентов высвобождаемых от списания бюджетных кредитов средств на модернизацию инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни", при этом субъектам Российской Федерации с высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры обеспечить приоритетное направление высвобождаемых средств от списания бюджетных кредитов на указанные цели.
22. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации.
23. Установить, что поправки по предмету второго чтения проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" направляются в соответствии с пунктом 3 статьи 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам по установленной форме (приложение 8 к настоящему Постановлению) до 18 часов 5 ноября 2024 года.
24. Установить, что поправки по секретным статьям разделов классификации расходов федерального бюджета в части, касающейся расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, направляются в Комиссию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а в части предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов - в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 18 часов 5 ноября 2024 года.
25. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении 14 ноября 2024 года.
26. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
24 октября 2024 г.
N 7129-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 октября 2024 г. N 7129-8 ГД "О принятии в первом чтении проекта федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"
Вступает в силу со дня его принятия
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 28 октября 2024 г. N 44 ст. 6589