1.1. Краткий чек-лист разработки национального проекта
(для кураторов и руководителей проектов)
+--------------------+---------------------------------------+----------+
| Этапы | Результаты, выходные документы | Выбор |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
| 1 | 2 | 3 |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
|I. Подготовительный |1. Решение о разработке | +-+ |
| |Поручение Президента, Председателя | | | |
| |Правительства, решение стратегической | +-+ |
| |сессии Правительства или поручение | |
| |вице-премьера | |
| +---------------------------------------+----------+
| |2. План и организационного-ролевая | +-+ |
| |модель разработки | | | |
| |План должен быть согласован с | +-+ |
| |вице-премьером и включать цель, задачи,| |
| |ответственных, этапы, сроки, а также | |
| |описание ролей ответственных и схемы | |
| |взаимодействия между ними | |
| +---------------------------------------+----------+
| |3. Рабочие группы | +-+ |
| |Названия и состав рабочих групп, ФИО | | | |
| |руководителей и всех участников | +-+ |
| |(включая руководителей предприятий и | |
| |экспертов), информация о задачах, | |
| |поставленных перед рабочими группами | |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
|II. Анализ ситуации,|4. Ландшафт отрасли | +-+ |
|вызовы и возможности|Основные виды субъектов, действующих в | | | |
|("как сейчас") |отрасли - организации, производители, | +-+ |
| |потребители, регуляторы, - и их | |
| |характеристики. Отдельно выделяются | |
| |бенефициары и заинтересованные стороны | |
| +---------------------------------------+----------+
| |5. Анализ вызовов и возможностей | +-+ |
| |Внутренние (технологические, | | | |
| |производственные, кадровые, иные) | +-+ |
| |вызовы, внешние вызовы и возможности | |
| +---------------------------------------+----------+
| |6. Обратная связь | +-+ |
| |Социологические и другие исследования | | | |
| |об отношении конечных бенефициаров | +-+ |
| |(люди, бизнес, государство) по | |
| |направлению нацпроекта | |
| +---------------------------------------+----------+
| |7. Классификатор конечной продукции и | +-+ |
| |технологий(1) | | | |
| |При наличии, в его отсутствие - | +-+ |
| |структура будущего классификатора | |
| |конечной продукции/услуг/технологий в | |
| |отрасли/направлении нацпроекта | |
| +---------------------------------------+----------+
| |8. Оценка спроса и предложения конечной| +-+ |
| |продукции/услуг/технологий(1) | | | |
| |Указываются фактические, плановые и | +-+ |
| |прогнозные значения на период действия | |
| |нацпроекта, включая анализ основных | |
| |рынков | |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
|III. Целеполагание и|9. Образ результата (цель) | +-+ |
|образ результата |Конечное состояние по итогам реализации| | | |
|("как должно быть") |нацпроекта, включает описание структуры| +-+ |
| |нацпроекта, в том числе перечень и | |
| |основные характеристики федеральных | |
| |проектов | |
| |9.1. Определение технологического | |
| |суверенитета(1) | |
| |Дается для отрасли или направления | |
| +---------------------------------------+----------+
| |10. Целевые показатели и | +-+ |
| |общественно-значимые результаты (ОЗР) | | | |
| |по SMART-метрикам | +-+ |
| |10.1. Показатели уровня | |
| |технологического суверенитета по | |
| |SMART-метрикам(1) | |
| |Дополнительно проводится тестирование | |
| |показателей на полноту по | |
| |классификатору конечной продукции и | |
| |технологий | |
| +---------------------------------------+----------+
| |11. Технологическая карта (заказ | +-+ |
| |нацпроекта)(2) | | | |
| |Включает: | +-+ |
| |- перечень критической номенклатуры, | |
| |целевые объемы по годам | |
| |- сценарные прогнозы | |
| |- технологические цепочки производства | |
| |конечной продукции и карты | |
| |технологической кооперации | |
| |- механизм гарантированного спроса | |
| |("offtake") | |
| |- заказ на технологии и службу | |
| |квалифицированного заказчика (единого | |
| |интегратора спроса) | |
| |- требования к организации производства| |
| |- требования к кадрам и научным | |
| |разработкам | |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
|IV. Воронка |12. "Воронка мероприятий" | +-+ |
|мероприятий, оценка |Максимально широкий перечень возможных | | | |
|эффектов от |мероприятий по годам с кратким | +-+ |
|реализации |описанием, указанием влияния на | |
|мероприятий |достижение целевых показателей, ОЗР, | |
| |показателей и других элементов образа | |
| |результата и целеполагания, | |
| |стоимости мероприятий по годам, | |
| |ответственных исполнителей и других | |
| |параметров в едином шаблоне | |
| +---------------------------------------+----------+
| |13. Итоговый портфель мероприятий и | +-+ |
| |определение ресурсов | | | |
| |Мероприятия, прошедшие оценку эффектов | +-+ |
| |и приоритизацию на основе обратной | |
| |связи, экспертной оценки и оценки | |
| |вице-премьеров, оценки | |
| |Минэкономразвития по соотношению их | |
| |стоимости и влияния ("ресурсы и | |
| |эффекты") на достижение целевых | |
| |критериев. | |
| |Дается финансовая модель с указанием | |
| |источников финансирования для целевого | |
| |портфеля: федеральный бюджет, | |
| |региональный бюджет, внебюджетные | |
| |источники, ФНБ и т.д. При необходимости| |
| |указывается запрос на дополнительные | |
| |источники средств | |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
|V. Управление |14. Модель управления | +-+ |
|нацпроектом |Описание модели управления нацпроектом | | | |
| |(Постановление N 1288 или отдельное | +-+ |
| |положение об управлении нацпроектом), | |
| |описание ролей ответственных и схемы | |
| |взаимодействия между ними, описание | |
| |ключевых рисков управления | |
| +---------------------------------------+----------+
| |15. Влияние на цели верхнего уровня и | +-+ |
| |провязка с другими | | | |
| |стратегическими/программными | +-+ |
| |документами | |
| |Информация о степени влияния нацпроекта| |
| |в целом или отдельных мероприятий на | |
| |национальные цели развития, цели других| |
| |нацпроектов и другие цели верхнего | |
| |уровня | |
| |Указывается роль и место | |
| |представленного нацпроекта в системе | |
| |документов стратегического планирования| |
| |и программных документов | |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
|VI. Защита, |16. Презентация нацпроекта для защиты | +-+ |
|согласование и |в ходе стратегической сессии с участием| | | |
|утверждение |Председателя Правительства, содержащая | +-+ |
| |пункты 1-15 настоящего чек-листа | |
| +---------------------------------------+----------+
| |17. Паспорт нацпроекта | +-+ |
| |По результатам согласования с | | | |
| |Минэкономразвития России и Минфином | +-+ |
| |России, загруженный в систему | |
| |"Электронный бюджет" | |
+--------------------+---------------------------------------+----------+
1.2. Расширенный чек-лист мониторинга хода разработки национального проекта
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| N пп | Этап/Результат |Рекомен-| Артефакт | Уровень | Выбор |
| | | дуемая | | контроля | |
| | |продол- | | | |
| | |житель- | | | |
| | | ность, | | | |
| | |раб.дней| | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 1 |Принято решение о | - |Указ |Президент | V |
| |разработке | | |России | |
| |Указ Президента России| | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 2 |Определены целевые | 10 |Оцифрован-|Председатель| +-+ |
| |значения приоритетов | |ный реестр|Правительст-| | | |
| |Президента России | |параметров|ва РФ | +-+ |
| |Если формулировка | | | | |
| |задачи/показателя не | | | | |
| |позволяет однозначно | | | | |
| |определить параметры | | | | |
| |достижения, то | | | | |
| |необходимо его | | | | |
| |оцифровать, уточнив | | | | |
| |целевые значения | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 3 |Назначен куратор НП | |Решение |Председатель| V |
| |Определен заместитель | |Председа- |Правительст-| |
| |Председателя | |теля |ва РФ | |
| |Правительства РФ, | |Правитель-| | |
| |ответственный за | |ства РФ | | |
| |управление НП и | |/Протокол | | |
| |достижение его целевых| |ПС | | |
| |показателей | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 4 |Создана рабочая группа| |Решение |Куратор | +-+ |
| |по разработке паспорта| |куратора | | | | |
| |(при необходимости) | | | | +-+ |
| |(после пункта 3) | | | | |
| |Определен | | | | |
| |ответственный за | | | | |
| |разработку паспорта. | | | | |
| |Утвержден список | | | | |
| |участников рабочей | | | | |
| |группы, в том числе из| | | | |
| |числа ФОИВ, | | | | |
| |общественных | | | | |
| |организаций, субъектов| | | | |
| |РФ, экспертов/научных | | | | |
| |сообществ | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 5 |Определен ФОИВ, | до |Решение |Куратор | +-+ |
| |ответственный за | страт- |куратора | | | | |
| |реализацию НП, |сессии, | | | +-+ |
| |предполагаемые | в | | | |
| |руководитель и |зависи- | | | |
| |администратор НП, |мости от| | | |
| |сформирован перечень |графика | | | |
| |шагов по разработке НП|проведе-| | | |
| |(после пункта 3) | ния | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 6 |Проведена оценка | |Перечень |1. | +-+ |
| |ландшафта отрасли(3). | |участников|Руководитель| | | |
| |По направлению ФП | |заинтере- |РГ | +-+ |
| |проведены исследования| |сованных |2. | |
| |отрасли в целом | |сторон, |Руководитель| |
| |(ландшафт отрасли). | |перечень |НП | |
| |Определены основные | |вызовов и | | |
| |виды субъектов, | |возможнос-| | |
| |действующих в отрасли:| |тей | | |
| |организации, | | | | |
| |производители, | | | | |
| |потребители, | | | | |
| |регуляторы и их | | | | |
| |характеристики, | | | | |
| |бенефициары и | | | | |
| |заинтересованные | | | | |
| |стороны | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 7 |Определены | |1. |Куратор | +-+ |
| |предварительные | |Резолюция | | | | |
| |плановые значения | |Куратора | | +-+ |
| |(линейки) показателей | |2. | | |
| |!!! В соответствии с | |Протокол | | |
| |"Чек-листами оценки | |ПК | | |
| |отдельных параметров | | | | |
| |национального, | | | | |
| |федерального, | | | | |
| |регионального | | | | |
| |проектов" | | | | |
| |Дополнительно | | | | |
| |проводится | | | | |
| |тестирование | | | | |
| |показателей на полноту| | | | |
| |по классификатору | | | | |
| |конечной | | | | |
| |продукции/услуг/техно-| | | | |
| |логий(5) | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 8 |Проведена | до |Перечень |1. | +-+ |
| |инвентаризация | страт- |реализуе- |Руководитель| | | |
| |реализуемых в |сессии в|мых |РГ | +-+ |
| |настоящий момент |зависи- |мероприя- |2. | |
| |мероприятий |мости от|тий в |Руководитель| |
| | |графика |разрезе |НП | |
| | |проведе-|показате- | | |
| | | ния |лей | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 9 |Определены источники | | | | +-+ |
| |финансирования | | | | | | |
| |(финансовая модель) и | | | | +-+ |
| |их пропорции: | | | | |
| |федеральный бюджет, | | | | |
| |бюджеты | | | | |
| |государственных | | | | |
| |внебюджетных фондов, | | | | |
| |консолидированные | | | | |
| |бюджеты субъектов РФ, | | | | |
| |внебюджетные источники| | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 10 |Определен максимально | |Перечень |Руководитель| +-+ |
| |широкий перечень | |возможных |НП | | | |
| |возможных мероприятий | |мероприя- | | +-+ |
| |("воронка | |тий | | |
| |мероприятий")(4) | |проектов | | |
| |Максимально широкий | | | | |
| |перечень возможных | | | | |
| |мероприятий по годам, | | | | |
| |обеспечивающих | | | | |
| |удовлетворение | | | | |
| |выявленных | | | | |
| |потребностей, с | | | | |
| |кратким описанием, | | | | |
| |указанием влияния на | | | | |
| |достижение целевых | | | | |
| |показателей, ОЗР, | | | | |
| |показателей и других | | | | |
| |элементов образа | | | | |
| |результата и | | | | |
| |целеполагания, | | | | |
| |стоимости мероприятий | | | | |
| |по годам, | | | | |
| |ответственных | | | | |
| |исполнителей и других | | | | |
| |параметров | | | | |
| |!!! В соответствии с | | | | |
| |разделом 6 Стандарта | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 11 |Определен первичный | |Перечень |Руководитель| |
| |перечень мероприятий | |мероприя- |НП | |
| |(после пунктов 7, | |тий | | |
| |8, 10) | |проектов | | |
| |- приведено | | | | |
| |подтверждение | | | | |
| |достаточности | | | | |
| |мероприятий проекта | | | | |
| |для достижения цели и | | | | |
| |показателей на основе | | | | |
| |обратной связи, | | | | |
| |экспертной оценки и | | | | |
| |оценки ВП; | | | | |
| |- сформированы | | | | |
| |взаимосвязи между | | | | |
| |показателями и | | | | |
| |мероприятиями; | | | | |
| |- детализированы | | | | |
| |требования к | | | | |
| |мероприятиям, | | | | |
| |определены | | | | |
| |качественные и | | | | |
| |количественные | | | | |
| |характеристики | | | | |
| |!!! В соответствии с | | | | |
| |"Чек-листами оценки | | | | |
| |отдельных параметров | | | | |
| |национального, | | | | |
| |федерального, | | | | |
| |регионального | | | | |
| |проектов" | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 12 |Сформирован | |Классифи- |1. | +-+ |
| |классификатор конечной| |катор |Руководитель| | | |
| |продукции/услуг/техно-| |конечной |РГ | +-+ |
| |логий и произведена | |продукции |2. | |
| |оценка спроса и | | |Руководитель| |
| |предложения(5) | | |НП | |
| |Определены | | | | |
| |фактические, плановые | | | | |
| |и прогнозные значения | | | | |
| |на период реализации, | | | | |
| |включая анализ | | | | |
| |основных рынков | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 13 |Сформированы Описание | |Описание |Руководитель| +-+ |
| |и Карта | |НПТЛ |НП | | | |
| |технологической | | | | +-+ |
| |кооперации НПТЛ(5) | | | | |
| | | | | | |
| |!! В соответствии с | |Карта | | |
| |"Временными формами | |технологи-| | |
| |для разработки | |ческой | | |
| |национального проекта | |кооперации| | |
| |по обеспечению | | | | |
| |технологического | | | | |
| |лидерства. Описание | | | | |
| |национального проекта | | | | |
| |по обеспечению | | | | |
| |технологического | | | | |
| |лидерства (вместе с | | | | |
| |Картой технологической| | | | |
| |кооперации)"(6) | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 14 |Проведена | 1 |Цель НП, |Куратор | +-+ |
| |стратегическая сессия | (в |его | | | | |
| |Проведена |соответ-|показатели| | +-+ |
| |стратегическая сессия.|ствии с |, перечень| | |
| |Определены цель НП, |графиком|ОЗР и | | |
| |его показатели, |проведе-|задач в | | |
| |перечень ОЗР и задач в| ния) |разрезе ФП| | |
| |разрезе ФП, в том | | | | |
| |числе определен | | | | |
| |показатель | | | | |
| |технологического | | | | |
| |лидерства(7) | | | | |
| |!!! В соответствии с | | | | |
| |разделом 6 Стандарта | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 15 |Сформирован состав | 20 |Решение |Куратор | +-+ |
| |проектного комитета | |куратора/ | | | | |
| |Утвержден состав | |Протокол | | +-+ |
| |коллегиального органа | |ПС | | |
| |НП | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 16 |Получена обратная | |Перечень |1. | +-+ |
| |связь от участников | |участников|Руководитель| | | |
| |целевых групп. По | |целевых |РГ | +-+ |
| |направлению ФП | |групп, |2. | |
| |проведены | |перечень |Руководитель| |
| |социологические и | |вызовов и |НП | |
| |другие исследования | |возможнос-| | |
| |по определению объема | |тей | | |
| |потребностей | | | | |
| |целевых групп проекта | | | | |
| |!!! В соответствии с | | | | |
| |разделом 6 Стандарта | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 17 |Определен уровень | |Перечень |1. | +-+ |
| |обеспеченности | |запланиро-|Руководитель| | | |
| |показателей | |ванных |РГ | +-+ |
| |мероприятиями | |мероприя- |2. | |
| |!!! В соответствии с | |тий в |Руководитель| |
| |разделом 6 Стандарта | |разрезе |НП | |
| | | |показате- | | |
| | | |лей | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 18 |Определен порядок | |Утвержде- |Руководитель| +-+ |
| |расчета показателей и | |ние |НП | | | |
| |их компонентов | |методик в | | +-+ |
| |Определен порядок | |ГИС ЦАП/ | | |
| |расчета и сформированы| |Приказ | | |
| |проекты методики | |ФОИВ | | |
| |расчета показателей | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 19 |Уточнен перечень | |Перечень |Руководитель| +-+ |
| |мероприятий | |мероприя- |НП | | | |
| |(после пунктов 16, 17)| |тий | | +-+ |
| |- приведено | |проектов | | |
| |подтверждение | | | | |
| |достаточности | | | | |
| |мероприятий проекта | | | | |
| |для достижения цели и | | | | |
| |показателей на основе | | | | |
| |обратной связи, | | | | |
| |экспертной оценки и | | | | |
| |оценки ВП; | | | | |
| |- сформированы | | | | |
| |взаимосвязи между | | | | |
| |показателями и | | | | |
| |мероприятиями; | | | | |
| |- детализированы | | | | |
| |требования к | | | | |
| |мероприятиям, | | | | |
| |определены | | | | |
| |качественные и | | | | |
| |количественные | | | | |
| |характеристики: | | | | |
| |- проведена оценка | | | | |
| |социально-экономичес- | | | | |
| |кой сбалансированности| | | | |
| |предложенных решений и| | | | |
| |экономической | | | | |
| |эффективности: | | | | |
| |- проведена оценка | | | | |
| |возможной | | | | |
| |эффективности | | | | |
| |использования | | | | |
| |бюджетных средств для | | | | |
| |достижения | | | | |
| |соответствующего | | | | |
| |мероприятия | | | | |
| |!!! В соответствии с | | | | |
| |"Чек-листами оценки | | | | |
| |отдельных параметров | | | | |
| |национального, | | | | |
| |федерального, | | | | |
| |регионального | | | | |
| |проектов" | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 20 |В соответствии с | |Перечень |Руководитель| +-+ |
| |методическими | |мероприя- |НП | | | |
| |рекомендациями, | |тий | | +-+ |
| |утвержденными | |проектов | | |
| |Комиссией по | | | | |
| |научно-технологическо-| | | | |
| |му развитию Российской| | | | |
| |Федерации, определен | | | | |
| |перечень мероприятий в| | | | |
| |части, касающейся | | | | |
| |научного, | | | | |
| |научно-технического и | | | | |
| |кадрового обеспечения | | | | |
| |реализации | | | | |
| |национального проекта | | | | |
| |(при необходимости)(8)| | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 21 |Сформированы в ГИИС | |Проект |Руководитель| +-+ |
| |"Электронный бюджет" | |паспорта |НП | | | |
| |проект паспорта НП и | | | | +-+ |
| |проекты паспортов ФП | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 22 |Проекты паспортов | |Проект |Руководители| +-+ |
| |новых НП и ФП в НП | |паспорта |НП | | | |
| |проработаны с | | | | +-+ |
| |субъектами РФ и | | | | |
| |Госсоветом РФ | | | | |
| |- направлены в | | | | |
| |субъекты РФ; | | | | |
| |- собраны предложения | | | | |
| |от субъектов РФ; | | | | |
| |- паспорта доработаны | | | | |
| |с учетом потребностей | | | | |
| |субъектов РФ | | | | |
| |(изменения при | | | | |
| |необходимости | | | | |
| |мероприятий и их | | | | |
| |финансового | | | | |
| |обеспечения учтены в | | | | |
| |рамках 2 чтения | | | | |
| |проекта ФЗ о ФБ в ГД) | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 23 |Проекты паспортов | 5 |Заключение|Руководитель| +-+ |
| |согласованы с | |ВПО (при |НП | | | |
| |ведомственными | |наличии), | | +-+ |
| |проектными офисами | |резолюции | | |
| |(при наличии), | |ФОИВ | | |
| |ответственным | | | | |
| |исполнителем | | | | |
| |государственной | | | | |
| |программы Российской | | | | |
| |Федерации, | | | | |
| |федеральными органами | | | | |
| |исполнительной власти,| | | | |
| |иными государственными| | | | |
| |органами и | | | | |
| |организациями, | | | | |
| |являющимися | | | | |
| |участниками проектов | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 24 |Проекты паспортов | 5 |Заключение|Руководитель| +-+ |
| |согласованы с | |ОЭС, |НП | | | |
| |общественно-экспертным| |резолюции | | +-+ |
| |советом, Минпромторгом| | | | |
| |России(8), | | | | |
| |Минэкономразвития | | | | |
| |России, Минфином | | | | |
| |России, Проектным | | | | |
| |офисом Правительства | | | | |
| |РФ | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 25 |Проекты паспортов НПТЛ| |Протокол |Руководитель| +-+ |
| |согласованы с | |Комиссии |НП | | | |
| |Комиссией по | |по НТР | | +-+ |
| |научно-технологическо-| | | | |
| |му развитию Российской| | | | |
| |Федерации(8) в части, | | | | |
| |касающейся научного, | | | | |
| |научно-технического и | | | | |
| |кадрового обеспечения | | | | |
| |реализации НП | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 26 |Проекты паспортов | 5 |Резолюция |Куратор | +-+ |
| |одобрены кураторами НП| | | | | | |
| | | | | | +-+ |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 27 |Одобренные кураторами | |Доклад |Куратор | +-+ |
| |НП паспорта проектов | |(служебная| | | | |
| |представлены на | |записка) | | +-+ |
| |рассмотрение | | | | |
| |Председателю | | | | |
| |Правительства РФ | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 28 |Проекты паспортов НП | 10 |Проект |Руководитель| +-+ |
| |представлены на | |паспорта |НП | | | |
| |рассмотрение Совета | |НП | | +-+ |
| |при Президенте | | | | |
| |Российской Федерации | | | | |
| |по стратегическому | | | | |
| |развитию и | | | | |
| |национальным проектам | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 29 |Уточнена финансовая | 20 |Резолюция |Куратор | +-+ |
| |модель | |Куратора | | | | |
| |- сформированы | | | | +-+ |
| |предложения | | | | |
| |по распределению по | | | | |
| |кодам классификации | | | | |
| |расходов бюджетов | | | | |
| |базовых бюджетных | | | | |
| |ассигнований; | | | | |
| |- сформированы | | | | |
| |предложения по | | | | |
| |выделению | | | | |
| |дополнительных | | | | |
| |бюджетных ассигнований| | | | |
| |федерального бюджета | | | | |
| |на 2025 год | | | | |
| |и на плановый период; | | | | |
| |- параметры | | | | |
| |финансового | | | | |
| |обеспечения проектов | | | | |
| |отражены в проекте | | | | |
| |федерального закона о | | | | |
| |бюджете | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 30 |Утверждены методики | |Утвержде- |Руководитель| +-+ |
| |расчета показателей | |ние |НП | | | |
| | | |методик в | | +-+ |
| | | |ГИС ЦАП/ | | |
| | | |Приказ | | |
| | | |ФОИВ | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 31 |Паспорта приведены к | |Паспорта |Руководитель| +-+ |
| |параметрам ФЗ о ФБ | |проектов |НП | | | |
| |Проекты паспортов НП и| | | | +-+ |
| |ФП в НП приведены в | | | | |
| |соответствие с | | | | |
| |параметрами | | | | |
| |федерального закона "О| | | | |
| |федеральном бюджете на| | | | |
| |2025 год и на плановый| | | | |
| |период 2026 и 2027 | | | | |
| |годов" | | | | |
+------+----------------------+ +----------+------------+--------+
| 32 |Заключены | 15 |Соглашение|Руководитель| +-+ |
| |"нефинансовые" | | |НП | | | |
| |соглашения о | | | | +-+ |
| |реализации РегП на | | | | |
| |территории субъекта | | | | |
| |РФ: | | | | |
| |- направлены проекты | | | | |
| |соглашений или | | | | |
| |дополнительных | | | | |
| |соглашений о | | | | |
| |реализации НП на | | | | |
| |территории субъекта | | | | |
| |РФ; | | | | |
| |- урегулированы | | | | |
| |разногласия (при | | | | |
| |необходимости) | | | | |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 33 |Паспорта проектов | 15 |Протокол |Куратор | +-+ |
| |одобрены ПК | |ПК | | | | |
| | | | | | +-+ |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
| 34 |НП утверждены на ПС | 10 |Протокол |Председатель| +-+ |
| | | |ПС |Правительст-| | | |
| | | | |ва РФ | +-+ |
+------+----------------------+--------+----------+------------+--------+
2. Область применения стандарта
Указом Президента России от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены новые национальные проекты (далее - НП).
Разработка новых национальных проектов требует оптимизации подходов к планированию и оценке хода реализации национальных проектов.
Анализ и осмысление опыта реализации предыдущих национальных проектов позволили разработать Стандарт "Новые национальные проекты на период 2025 - 2030 годов" (далее - Стандарт).
Стандарт позволит:
Федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам и организациям (далее - ФОИВ):
- получить понимание общих правил для разработки предложений по содержанию новых НП и оценке перспектив реализации мероприятий из действующих НП ("пересборке");
- организовать эффективную работу по разработке новых НП с учетом мнения всех заинтересованных сторон: целевых групп, экспертов, профильных, финансовых, экономических органов, высшего руководства страны и субъектов Российской Федерации.
Высшему руководству страны:
- осуществить непредвзятую многопараметрическую оценку содержания новых НП и предложений по "пересборке" действующих НП;
- определить предложения, наиболее эффективно решающие стратегические задачи, поставленные Президентом России.
Ключевым участникам проектной деятельности:
- определить приоритетные направления своей деятельности в долгосрочной перспективе;
- качественно разработать новые НП в соответствии с чек-листами, представленными в Приложении.
Для обеспечения общей координации всех участников проектов все чек-листы Стандарта будут поставлены на мониторинг, а информация о результатах мониторинга будет представлена в виде информационных панелей, в том числе в целях проведения еженедельных статусов на уровне Правительства РФ, ФОИВ, Правительства субъекта РФ, региональных органов исполнительной власти (далее - РОИВ).
3. Принципы разработки и управления новыми национальными проектами
При разработке и управлении национальным проектом рекомендуется придерживаться следующих принципов:
N |
ОБЪЕКТ |
ГРУППА ПРИНЦИПОВ |
N |
ПРИНЦИПЫ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Процессы
|
Стандартизация и постоянная оптимизация процессов |
1.1 |
Регламентация процессов |
1.2 |
Оптимизация процессов |
|||
1.3 |
Мониторинг процессов |
|||
2 |
Команда
|
Вовлечение всех заинтересованных сторон |
2.1 |
Стимулирование управленческой инициативы субъектов РФ и учет их потребностей |
2.2 |
Повышение роли бизнеса в реализации проектов |
|||
2.3 |
Внедрение принципов клиентоцентричности |
|||
2.4 |
Персональная ответственность за результат |
|||
2.5 |
Управление компетенциями участников проектной деятельности |
|||
3 |
Содержание
|
Ориентация на достижение целей и обратная связь |
3.1 |
Сбор и учет обратной связи от целевых групп |
3.2 |
Привлечение экспертного сообщества |
|||
3.3 |
Взаимоувязка всех инструментов поддержки принятия решений |
|||
4 |
Технологии
|
Оцифровка управления |
4.1 |
"Одно окно" информации о ходе реализации проекта |
4.2 |
Повышение прозрачности информации |
Детальное описание принципов и предложения по доработке текущей системы управления национальными проектами приведены в "Описании принципов управления новыми национальными проектами".
4. Что такое новый национальный Проект?
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - это единый межведомственный инструмент достижения показателей национальных целей развития 9 и решения стратегических задач, поставленных Президентом России, направленный на обеспечение благосостояния граждан, развитие бизнеса, решение общегосударственных вопросов развития |
При планировании содержания национального проекта необходимо учитывать его принадлежность только к национальному проекту или к национальному проекту по обеспечению технологического лидерства.
Национальный проект:
1) сформирован по поручению Президента России;
2) обеспечивает достижение показателя национальной цели развития/ стратегической задачи Президента России (далее - приоритет Президента России) 9;
3) решает системные проблемы в среднесрочной перспективе (5-6 лет);
4) обладает межведомственным/межотраслевым характером.
Национальный проект по обеспечению технологического лидерства (далее - НПТЛ):
1) ориентирован на снижение импортозависимости по конкретной номенклатуре высокотехнологичной продукции и достижение целевого уровня по обеспечению технологического лидерства в отрасли;
2) реализуется посредством мероприятий, носящих в том числе длительный характер (до 10-15 лет с возможным определением этапности) и обладающих отложенным эффектом;
3) направлен на выпуск конкретной линейки высокотехнологичной продукции.
Разработка и реализация НПТЛ осуществляется по аналогичным НП принципам с учетом своих особенностей.
Процедура разработки НП и НПТЛ осуществляется в соответствии с чек-листом, представленным ниже.
5. Архитектура и содержание нового национального проекта
Архитектура нового НП определяет единые правила наследования и декомпозиции параметров и позволяет отслеживать достижение приоритетов Президента России. Схема архитектуры отражена на рисунке ниже.
При необходимости показатель или общественно-значимый результат (далее - ОЗР)/задача НП могут быть декомпозированы одновременно в несколько федеральных проектов (далее - ФП) одного НП.
Схема наследования и декомпозиции атрибутов параметров (наименование, значение, единица измерения и т.д.) НП от уровня показателя НЦР до муниципального уровня представлена в "Структуре наследования и декомпозиции атрибутов параметров новых национальных проектов".
По итогам первичной сборки НП проводится его оценка на соответствие критериям национального проекта, а также оценка его отдельных параметров.
Если результат оценки больше 80%, то можно переходить к этапам рассмотрения и утверждения паспорта.
Если результат лежит в диапазоне от 50 до 80%, то нужны точечные доработки соответствующих параметров.
Если результат меньше 50% - нужна пересборка проекта, в том числе возможно есть необходимость в проведении еще одной стратегической сессии для определения ключевых параметров проектов.
Критерии оценки НП и НПТЛ приведены в "Чек-листе оценки на соответствие критериям национального проекта (за исключением национального проекта по обеспечению технологического лидерства)" и в "Чек-листе оценки на соответствие критериям национального проекта по обеспечению технологического лидерства".
Критерии расчета оценки параметров проекта проводится в соответствии с "Чек-листами оценки отдельных параметров национального, федерального, регионального проектов" при его разработке.
Схема архитектуры нового национального проекта
6. Как планировать новый национальный проект?
Планирование содержания НП начинается с шага 0 - после того, как Президентом России обозначены:
- Национальные цели развития (далее - НЦР);
- Показатели и задачи НЦР;
- Перечень НП.
Председатель Правительства РФ определяет ответственного заместителя Председателя Правительства РФ за достижение приоритета Президента РФ, который в свою очередь формирует рабочую группу ФОИВ (при необходимости) для оценки текущего состояния по рассматриваемому приоритету Президента РФ (выделение целевых групп и анализ их обратной связи, анализ вызовов и возможностей, оценка отрасли в целом).
Шаг 1. Определение параметров НП на стратегических сессиях с участием Председателя Правительства Российской Федерации, председателей комиссий Государственного Совета Российской Федерации по соответствующим направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и/или получением позиции комиссий Государственного Совета Российской Федерации по указанным вопросам), экспертов и представителей общественных организаций:
- Цель;
- Показатели;
- ОЗР и задачи;
- Перечень ФП.
Параметры определяются, в том числе учитывая итоги следующих экспертиз:
- стратегической экспертизы 10, с точки зрения сбалансированности предложенных решений (Минэкономразвития России);
- общественной экспертизы 10, с точки зрения выявления потребностей целевых групп и их отражения в параметрах НП (общественно-экспертный совет, АНО "Национальные приоритеты" при наличии соответствующих поручений).
Указанные экспертизы носят рекомендательный характер.
При необходимости на данном этапе также определяется перечень показателей НП, которые могут не погружаться в паспорта ФП, но по которым предполагается декомпозиция на уровень субъектов РФ. После стратегической сессии по каждому из таких показателей необходимо получить согласование возможности и целесообразности декомпозиции от соответствующих комиссий Государственного Совета Российской Федерации.
Кроме этого, на шаге 1 определяются:
- Ответственные за реализацию НП и ФП.
Шаг 2. Определение параметров ФП и регионального проекта (далее - РегП) на рабочих группах с привлечением предполагаемых участников проекта, а также экспертов, представителей общественных организаций, бизнеса и представителей субъектов РФ (далее - рабочая группа):
- Показатели и мероприятия ФП;
- Показатели и мероприятия РегП;
- Финансовое обеспечение ФП и РегП.
Параметры РегП определяются после стратегической сессии.
Планирование ФП начинается с определения его ресурсной обеспеченности, в том числе инфраструктуры, кадров, материально-технического обеспечения, нормативно-правовой базы, регламентации и/или автоматизации бизнес-процессов и других направлений.
По каждому направлению рекомендуется определить показатели ФП, характеризующие доступность, охват и/или удовлетворенность целевых групп, их текущие и целевые значения.
С участием экспертов, представителей общественных организаций, бизнеса и представителей субъектов РФ оценивается объем потребности (что и в каком количестве необходимо) по каждому из направлений для достижения ОЗР/задачи.
После определения объема потребности уточняется первичный набор мероприятий ("воронка мероприятий"), обеспечивающих его удовлетворение.
Планирование показателей и мероприятий ФП осуществляется в том числе с учетом сбора потребностей целевых групп проекта (обратной связи).
Отобранные параметры проходят несколько экспертиз:
- финансовую экспертизу, с точки зрения соответствия объемов финансового обеспечения и запланированных значений показателей, мероприятий (Минфин России);
- экономическую экспертизу, с точки зрения экономической эффективности мероприятий и оценки их вклада в экономический рост (Минэкономразвития России);
- технологическую экспертизу, с точки зрения применимых технологических решений для достижения цели НП (Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации - далее Комиссия HTP);
- общественную экспертизу, с точки зрения выявления потребностей целевых групп и их отражения в параметрах ФП (общественно-экспертный совет, АНО "Национальные приоритеты" при наличии соответствующих поручений).
Методология проведения указанных экспертиз разрабатывается ответственным за ее проведение. Итоги проведения экспертиз направляются куратору НП для принятия решения и носят рекомендательный характер.
Далее проводится сверка и оценка на достаточность уже реализуемых в рамках процессной и проектной деятельности мероприятий с перечнем мероприятий, сформированных рабочей группой. В случае, если мероприятие ФП ранее уже реализовывалось, в том числе в другом ФП, планирование его значений осуществляется с учетом принципов преемственности: отражения связи между завершенным и новым мероприятием, и соответствия базового значения нового мероприятия фактически достигнутому значению.
Руководитель ФП направляет в субъекты РФ показатели и мероприятия ФП, реализация которых запланирована с участием субъектов РФ. Субъект РФ при необходимости организует работу с муниципальными образованиями, а также организует уточнение потребностей целевых групп проекта на региональном уровне (где и в каком количестве необходимо).
Муниципальные образования готовят предложения по перечню мероприятий, необходимых для достижения показателей на муниципальном уровне. Субъект РФ консолидирует информацию, выбирает наиболее значимые для всего региона, эффективные с точки зрения расходования бюджетных средств мероприятия и направляет руководителю ФП.
Под руководством ФОИВ консолидируется информация, подготовленная субъектами РФ, проводится калибровка мероприятий по набору критериев (многокритериальная модель 11). Выбираются наиболее значимые для всего ФП, эффективные с точки зрения экономической эффективности и расходования бюджетных средств мероприятия. Формируется итоговый перечень мероприятий ФП и его плановое финансовое обеспечение (в том числе с учетом положений раздела 7 Стандарта).
Шаг 3. Заведение параметров проектов в ГИИС "Электронный бюджет" и ГИС ЦАП (при необходимости), формирование, согласование и утверждение паспортов:
- Паспорта НП;
- Паспорта ФП;
- Паспорта РегП и соответствующие соглашения (единое соглашение).
После утверждения паспортов проектов проводится работа по организации их координации, мониторинга и контроля реализации.
Краткая схема процедуры планирования национального проекта
7. Финансовое обеспечение новых национальных проектов
Финансирование ФП осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета;
- бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- консолидированных бюджетов субъектов РФ;
- внебюджетных источников.
При составлении федерального бюджета в соответствии с ежегодно утверждаемым бюджетным графиком осуществляется:
- расчет базовых бюджетных ассигнований и доведение методики такого расчета Минфином России до главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС);
- распределение ГРБС базовых бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов и формирование предложений по выделению дополнительных бюджетных ассигнований;
- согласование заместителями Председателя Правительства Российской Федерации предложений по распределению базовых и выделению дополнительных бюджетных ассигнований;
- рассмотрение согласованных предложений по распределению дополнительных бюджетных ассигнований на рабочей группе Бюджетной комиссии;
- принятие решений о выделении дополнительных бюджетных ассигнований Бюджетной комиссией;
- формирование паспортов НП (единых запросов), соответствующих распределению базовых и дополнительных бюджетных ассигнований;
- уточнение распределения бюджетных ассигнований в рамках рассмотрения проекта федерального бюджета Государственной Думой во 2 чтении (при необходимости);
- утверждение паспортов НП (единых запросов), соответствующих параметрам федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При формировании проекта / корректировке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию НП и НПТЛ предусматриваются в приоритетном порядке.
Планирование региональных бюджетов осуществляется в соответствии с порядками, установленными субъектами Российской Федерации, и которые в целом аналогичны подходам, принятым на федеральном уровне.
При этом планирование объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется исходя из распределения таких трансфертов, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете или решениями Правительства Российской Федерации.
Конкретные условия предоставления трансфертов, критерии отбора субъектов Российской Федерации, методики распределения трансфертов между регионами с учетом соответствующего уровня софинансирования определяются в отраслевых правилах предоставления межбюджетных трансфертов, утверждаемых Правительством Российской Федерации в отношении каждого межбюджетного трансферта до 1 декабря.
При планировании финансового обеспечения НП и ФП за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации:
- объемы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации не могут быть меньше объемов предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в рамках национальных проектов;
- учитываются определенные для соответствующих межбюджетных трансфертов уровни софинансирования для субъектов Российской Федерации.
Планирование финансового обеспечения НП за счет внебюджетных источников осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Планируемые объемы внебюджетных источников должны быть обоснованы и подтверждены в зависимости от типа источника внебюджетного финансирования:
- долгосрочными программами деятельности и развития российских юридических лиц;
- заключенными соглашениями (протоколами) с юридическими лицами;
- расчетами в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
8. Структура управления новыми национальными проектами
Ключевая роль в реализации НП отводится заместителям Председателя Правительства Российской Федерации (далее - кураторам), на которых возлагаются обязанности по управлению их реализацией и по достижению ключевых целевых показателей 12 НП.
Для реализации своих функций куратор:
1) самостоятельно осуществляет назначение ответственных на ключевые роли в управлении проектом и определяет их полномочия;
2) может делегировать свои полномочия руководителю (заместителю руководителя) ведомства, администратору НП, руководителю или администратору ФП.
Коллегиальным органом управления НП является проектный комитет, возглавляемый куратором НП. Заместителем председателя проектного комитета назначается председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по соответствующему направлению социально-экономического развития Российской Федерации 12.
Руководителем национального проекта является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или по его решению руководитель федерального органа исполнительной власти 13.
Методологом системы управления НП и ответственным за ее совершенствование является Проектный офис Правительства Российской Федерации с привлечением Научно-образовательного центра проектного менеджмента ФГБОУ ВО РАНХиГС, наделенного функциями центра компетенций проектной деятельности.
Ответственным за методологию в части финансового обеспечения в рамках новой структуры управления НП станет Минфин России (методологическое сопровождение в части бюджетного законодательства). Ответственным за определение подходов по формированию содержания НП и координацию с документами стратегического планирования - Минэкономразвития России. Ответственным за методологию в части оценки технологического и промышленного потенциала НПТЛ - Минпромторг России (методологическое обеспечение в части анализа и оценки качества содержания НПТЛ и соответствия его стратегическим документам в сфере промышленности).
Ведомственные, региональные, муниципальные проектные офисы осуществляют общую координацию и контроль за реализацией НП в соответствующем ФОИВ, субъекте РФ, муниципальном образовании.
Реализация НПТЛ предполагает наличие дополнительных ролей, за которыми закрепляются определенные функции:
- квалифицированный заказчик, формирующий требования к продукции, принимающий результаты работ, отвечающий за дальнейшее применение продукта, а также обеспечивающий долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию, создаваемую в рамках реализации НПТЛ, либо подписавший с Правительством Российской Федерации соглашение о намерениях в целях развития высокотехнологичного направления, предусматривающее его права и обязанности;
- основные исполнители (юридические лица, являющиеся или планирующие стать производителями определенного вида (определенных видов) высокотехнологичной продукции);
- разработчики технологий (перечень разработчиков технологий может актуализироваться без внешних согласований решением руководителя проекта);
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий координацию разработки и реализации НПТЛ, а также взаимодействие квалифицированного заказчика (квалифицированных заказчиков), основных исполнителей, разработчиков технологий;
- экспертный офис, осуществляющий планирование, исходя из логики функционирования продукта, обеспечение интеграции, контроль поручений, "второе мнение" для куратора по вопросу повестки. Отдельные функции экспертного офиса могут быть возложены на рабочую группу, сформированную из числа экспертов по технологии от государства, бизнеса, науки и образования.
Верхнеуровневая схема: функциональная структура
Схема 1: Функции управления
Схема 2: функции координации, мониторинга и контроля
9. Как управлять новым национальным проектом?
После утверждения паспорта проекта начинается этап его реализации.
Для управления проектом необходимо:
- Собрать всю информацию об условиях реализации проекта, какие проблемы решает, какую потребность закрывает;
- Утвердить цель, показатели, набор мероприятий, финансовое обеспечение проекта, разработать подробный план его реализации;
- Организовать руководство и управление командой проекта, в том числе определить проектный офис, ответственный за координацию, мониторинг и контроль исполнения проекта, и довести до команды проекта его функции;
- Обеспечить сбор необходимой информации о проекте и доступ участников проекта к этой информации в информационных системах ГИИС "Электронный бюджет", ГАС "Управление", ГИС ЦАП и иных;
- Обеспечить мониторинг, контроль исполнения и управление рисками проекта; проверить актуальность и наличие методик расчета показателей, в случае их отсутствия разработать; поставить показатели на мониторинг в ФПСР; обеспечить эскалацию рисков и доведение аналитических отчетов ("саммари") до всех участников проекта;
- Организовать процесс оценки и контроля изменений; важно учитывать влияние изменений на цель НП, соблюдать сбалансированность достижения показателей и мероприятий;
- Организовать управление публичной информацией о реализации проекта, обеспечить ее доведение и сбор обратной связи.
Подробный чек-лист проверки качества управления проектом приведен в Чек-листе "Как управлять новым национальным проектом?". Чем меньше пунктов чек-листа исполняется, тем выше вероятность возникновения рисков и проблем при реализации проекта.
Качество управления проектом со временем может изменяться и мониторить его поможет система метрик, которая отражает в правильном ли направлении движется его реализация. Если плановый тренд значений метрик не соблюдается, то это повод еще раз обратить внимание насколько правильно спланирован проект и проверить на его соответствие чек-листам.
10. Заключение
Стандарт станет основой:
- для разработки детального инструментария планирования НП (в том числе приоритизации мероприятий через их многопараметрическую оценку и последующую калибровку, исходя из заданных бюджетных ограничений);
- для методических, рекомендательных и рабочих материалов по разработке проектов на федеральном, региональном уровнях и при участии муниципалитетов;
- для определения направлений развития системы управления проектной деятельностью на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды;
- для формирования предложений по изменению нормативно-правовых актов и методической документации, регулирующих проектную деятельность в госсекторе РФ: постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 1288, Положение об организации проектной деятельности), постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Единых методических рекомендаций по проектной деятельности, а также регламентов межведомственного взаимодействия в рамках проектной деятельности;
- для обучающих материалов и образовательных курсов по проектной деятельности в госсекторе.
------------------------------
1 Релевантно для национальных проектов по обеспечению технологического лидерства (далее - НПТЛ)
2 Релевантно для НПТЛ
3 Релевантно для НПТЛ
4 Если такой перечень не был определен ранее
5 Релевантно для НПТЛ
6 Форма разрабатывается Минэкономразвития России по согласованию с Минпромторгом России в соответствии с положениями проекта федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и может быть скорректирована
7 Релевантно для НПТЛ
8 Релевантно для национальных проектов по обеспечению технологического лидерства
9 Документом, описывающим комплексное достижение национальных целей развития (НЦР), является Единый план по достижению НЦР. Единый план разрабатывается после утверждения НП и отражает информацию о достаточности мероприятий для достижения НЦР.
10 Методология проведения указанных экспертиз разрабатывается ответственным за ее проведение.
11 По мере разработки методики оценки
12 В соответствии с подпунктом "ч" пункта 10 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию от 30.03.2024 N Пр-616
13 После внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации". До изменения действует порядок, определённый данным актом
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт "Новые национальные проекты на период 2025 - 2030 годов" (утв. Правительством Российской Федерации)
Опубликование:
-