Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 21.10.2024 N 772-п
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 30.08.2018 N 497-п
Региональная программа
по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов от сжигания угля V класса опасности в Красноярском крае на 2024 - 2035 годы
1. Паспорт региональной программы по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов от сжигания угля V класса опасности в Красноярском крае на 2024 - 2035 годы
Наименование программы |
региональная программа по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов от сжигания угля V класса опасности в Красноярском крае на 2024 - 2035 годы (далее - ЗШО, программа N 2) |
Основания для разработки программы N 2 |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 N 1557-р (далее - распоряжение N 1557-р); распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.10.2023 N 2846-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р; Закон Красноярского края от 20.09.2013 N 5-1597 "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае" |
Разработчик программы N 2 |
министерство экологии Красноярского края |
Ответственный исполнитель программы N 2 |
министерство экологии Красноярского края |
Участники программы N 2 |
министерство экологии Красноярского края; министерство промышленности и торговли Красноярского края |
Цель программы N 2 |
повышение объемов использования ЗШО путем формирования комплексного подхода к обращению с ЗШО в Красноярском крае, сокращение доли земель, нарушенных складированием ЗШО, повышение экономической эффективности использования продуктов сжигания твердого топлива |
Задачи программы N 2 |
1) увеличение объемов использования ЗШО при производстве строительных материалов, 2) снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет сокращения доли земель, нарушенных складированием ЗШО; 3) высокотехнологичная переработка ЗШО; 4) информирование населения о мероприятиях, проводимых исполнительными органами Красноярского края в области обращения с ЗШО |
Объемы и источники финансирования программы N 2 |
финансирование мероприятий программы N 2 не требуется |
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р (далее - Стратегия), задачами по охране окружающей среды и противодействию изменениям климата для отраслей топливно-энергетического комплекса в соответствии со Стратегией являются:
1) уменьшение отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду;
2) снижение негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на климат и их адаптация к изменениям климата.
Одной из мер достижения целей Стратегии являются стимулирование сокращения образования новых и утилизация накопленных отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними, проведение рекультивации земель и других технических и организационных мероприятий по компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, включая увеличение доли ЗШО, вовлеченных в хозяйственный оборот.
С целью выполнения задач Стратегии распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 N 1557-р утвержден Комплексный план по повышению объемов утилизации ЗШО V класса опасности.
2. Характеристика существующей ситуации с ЗШО в Красноярском крае
При сжигании топлива на угольных тепловых электростанциях образуется зола-уноса и топливный шлак, которые представляют собой остатки минералов, содержащихся в угле. Образование ЗШО происходит при совместном гидроудалении ЗШО и топливного шлака.
На территории Красноярского края расположены 11 тепловых электростанций, в результате деятельности которых образуются ЗШО, в том числе 7 тепловых электростанций, входящих в группу компаний общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" (далее - ТЭЦ) (таблица 1).
Таблица 1
Перечень тепловых электростанций, расположенных на территории Красноярского края, в результате деятельности которых образуются ЗШО
|
КТЭЦ-1 |
КТЭЦ-2 |
КТЭЦ-3 |
Минусинская ТЭЦ |
Канская ТЭЦ |
Назаровская ГРЭС |
КГРЭС-2 |
ТЭЦ ООО "ТеплоСбыт-Сервис" |
ТЭЦ Ачинского глиноземного комбината |
ТЭЦ-1,2 АО "Полюс Красноярск" |
Березовская ГРЭС |
Выход ЗШО, тыс. тонн |
123 |
99 |
60 |
17 |
9 |
150 |
198 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Возможный объем отгрузки ЗШО в год, тыс. тонн |
11 |
43 |
7 |
5 |
0 |
0 |
4 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Возможный объем отгрузки ЗШО в год, тыс. тонн |
150 |
120 |
211 |
156 |
19 |
464 |
350 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Срок остаточной емкости, лет |
2 |
15 |
9 |
14 |
25 |
1 |
5 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Особенностью ЗШО является их размещение в золоотвалах - местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В случае заполнения золоотвала до проектных отметок он должен быть выведен из эксплуатации, рекультивирован. Под размещение вновь образующихся отходов требуется строительство новых золоотвалов, которые займут новые территории.
В настоящее время лишь незначительная часть ЗШО используется при рекультивации земель, в строительстве и производстве строительных материалов.
Мероприятия, предусмотренные программой N 2, направлены на повышение объемов использования ЗШО.
Направления утилизации ЗШО, сухих ЗШО, топливного шлака:
2.1. Строительство, производство бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей. Наиболее развитым направлением вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот в Российской Федерации является применение ЗШО в производстве строительных материалов. Использование ЗШО вместо традиционных материалов позволяет снизить себестоимость производства строительных материалов на 10-20% при близком расположении ТЭЦ.
Данное направление развивается на Красноярских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и Минусинской ТЭЦ, на станциях есть система отбора и отгрузки сухих ЗШО, которая позволяет уже сейчас осуществлять реализацию потребителям ЗШО в объеме до 71 тыс. тонн в год.
2.2. Природоохранная деятельность. Одним из наиболее перспективных направлений утилизации ЗШО с точки зрения крупнотоннажного использования является рекультивация нарушенных земель, исправление непригодной для посевов или лугов земли (засыпка оврагов, карьеров), пересыпка твердых коммунальных отходов на мусорных полигонах.
Потенциальными направлениями применения ЗШО в Красноярском крае являются:
рекультивация нарушенных земель, в том числе горными работами;
использование в качестве изолирующего слоя на рабочих картах, для рекультивации заполненных карт полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и как подстилающего слоя на новых полигонах ТКО;
использование для вертикальной планировки территории, подлежащей освоению.
3. Целевые показатели программы N 2 и сроки их достижения
Согласно паспорту национального проекта "Экология", национальной целью развития Российской Федерации является, в том числе, снижение объема ЗШО в 2 раза.
В соответствии с разделом "Охрана окружающей среды и противодействие изменениям климата" Стратегии показателями решения задачи уменьшения отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду является, в том числе, увеличение доли утилизированных ЗШО (прогнозные данные приведены в таблице 2):
к 2024 году - 15 процентов;
к 2035 году - 50 процентов.
Таблица 2. Прогнозные данные об образовании, использовании и утилизации ЗШО
N п/п |
Станция |
Параметр |
Ед. изм. |
Период |
||
2024 |
2030 |
2035 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Красноярская ТЭЦ-1 |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
109 |
109 |
109 |
реализация ЗШО |
15 |
35 |
44 |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
- |
- |
- |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
94 |
74 |
65 |
|||
2 |
Красноярская ТЭЦ-2 |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
105 |
105 |
105 |
реализация ЗШО |
20 |
63 |
90 |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
- |
- |
- |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
85 |
42 |
15 |
|||
3 |
Красноярская ТЭЦ-3 |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
160 |
136 |
136 |
реализация ЗШО |
24 |
47 |
68 |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
- |
- |
- |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
136 |
89 |
68 |
|||
4 |
Минусинская ТЭЦ |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
17 |
17 |
17 |
реализация ЗШО |
4 |
5 |
5 |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
- |
- |
- |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
13 |
12 |
12 |
|||
5 |
Канская ТЭЦ |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
17 |
17 |
17 |
реализация ЗШО |
|
|
|
|||
существующие проекты применения ЗШО |
- |
- |
- |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
17 |
17 |
17 |
|||
6 |
Красноярская ГРЭС-2 |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
80 |
80 |
80 |
реализация ЗШО |
|
|
|
|||
существующие проекты применения ЗШО |
- |
- |
- |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
78 |
58 |
55 |
|||
7 |
Назаровская ГРЭС |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
137 |
137 |
137 |
реализация ЗШО |
|
|
|
|||
существующие проекты применения ЗШО |
137 |
137 |
137 |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
- |
- |
- |
|||
8 |
ТЭЦ общество с ограниченной ответственностью "Теплосбыт Сервис" |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
н/д |
н/д |
н/д |
реализация ЗШО |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
9 |
ТЭЦ Ачинского глиноземного комбината |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
н/д |
н/д |
н/д |
реализация ЗШО |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
10 |
ТЭЦ-1,2 АО "Полюс Красноярск" |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
н/д |
н/д |
н/д |
реализация ЗШО |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
н/д |
н/д |
н/д |
|||
11 |
Березовская ГРЭС |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
166 |
166 |
166 |
реализация ЗШО |
8,6 |
100 |
141 |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
8,5 |
10 |
12 |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
0,1 |
90 |
130 |
|||
|
ТЭЦ в Красноярском крае |
образование ЗШО |
тыс. тонн |
525 |
598 |
598 |
реализация ЗШО |
43 |
169 |
231 |
|||
существующие проекты применения ЗШО |
330 |
137 |
137 |
|||
вовлечение ЗШО в новые проекты рекультивации, дорожного строительства, вертикальной планировки |
212 |
292 |
230 |
|||
|
утилизация ЗШО |
% |
122,5 |
90,1 |
90,6 |
Значения целевых показателей повышения объемов утилизации ЗШО, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы N 2, соответствуют целевым показателям Стратегии и приведены в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Цели, целевые показатели программы N 2 |
Единица измерения |
Годы реализации программы N 2 |
|||
2024 |
2030 |
2035 |
годы до конца реализации программы N 2 в пятилетнем интервале |
|||
2030 - 2035 годы | ||||||
1 |
Доля утилизации ЗШО в соответствии со Стратегией |
% |
15 |
30 |
50 |
40 |
4. Задачи, мероприятия и ожидаемый конечный результат от реализации программы N 2
В рамках достижения цели программы N 2 необходимо обеспечить решение следующих задач.
Задача N 1. Увеличение объемов использования ЗШО при производстве строительных материалов, рекультивации земель и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - задача N 1).
Мероприятия по реализации задачи N 1 представлены в таблице 4.
Таблица 4
Мероприятие |
Участники |
Срок |
Формирование перечня мероприятий, направленных на вовлечение ЗШО при производстве строительных материалов |
министерство промышленности и торговли Красноярского края |
30.11.2024 |
Формирование перечня земельных участков, подлежащих рекультивации, и объектов накопленного вреда окружающей среде для утилизации ЗШО |
министерство экологии Красноярского края |
30.11.2024 |
Задача N 2. Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет сокращения доли земель, нарушенных складированием ЗШО (далее - задача N 2).
Мероприятия по реализации задачи N 2 представлены в таблице 5.
Таблица 5
Мероприятие |
Участники |
Срок |
Формирование плана мероприятий по вовлечению ЗШО при производстве строительных материалов, рекультивации земель и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, с учетом информации, полученной от участников программы N 2 |
министерство экологии Красноярского края |
10.01.2025 |
Контроль исполнения плана мероприятий по вовлечению ЗШО при производстве строительных материалов, рекультивации земель и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, с учетом информации, полученной от участников программы N 2 |
министерство экологии Красноярского края |
01.02.2025 (далее - каждые 6 месяцев) |
Задача N 3. Высокотехнологичная переработка ЗШО (далее - задача N 3).
Мероприятия по реализации задачи N 3 представлены в таблице 6.
Таблица 6
Мероприятие |
Участники |
Срок |
Разработка проекта по формированию производства автоклавного ячеистого бетона на территории Красноярского края (в соответствии с пунктом 9 распоряжения N 1557-р) (далее - проект) |
министерство промышленности и торговли Красноярского края |
01.03.2025 |
Контроль исполнения проекта |
министерство экологии Красноярского края |
01.03.2025 (далее - каждые 6 месяцев) |
Задача N 4. Информирование населения о мероприятиях, проводимых исполнительными органами Красноярского края в области обращения с ЗШО (далее - задача N 4).
Мероприятия по реализации задачи N 4 представлены в таблице 7.
Таблица 7
Мероприятие |
Участники |
Срок |
Размещение в средствах массовой информации информационных материалов о мероприятиях, направленных на повышение объемов утилизации ЗШО |
министерство экологии Красноярского края |
01.03.2025 (далее - каждые 6 месяцев) |
Проведение тематических семинаров, форумов, конференций с привлечением экспертов в области обращения с ЗШО |
министерство экологии Красноярского края; иные заинтересованные лица |
01.03.2025 (далее - каждые 6 месяцев) |
5. Ресурсное обеспечение программы N 2
Программа N 2 не требует дополнительных расходов краевого бюджета, а также не ведет к потерям доходов бюджетной системы Красноярского края.
Управление программой N 2 осуществляется ответственным исполнителем программы N 2.
Ответственный исполнитель программы N 2:
осуществляет контроль за исполнением программы N 2;
осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти Российской Федерации по вопросам реализации программы N 2 посредством направления отчетной информации в письменном виде;
осуществляет сбор, обобщение и анализ отчетности о выполнении мероприятий программы N 2 в рамках имеющихся полномочий;
несет ответственность за недостижение значений целевых показателей (индикаторов) программы N 2.
Для обеспечения мониторинга реализации программы N 2 участники программы N 2 представляют ответственному исполнителю письменный отчет и пояснительную записку с анализом результатов и эффективности реализации мероприятий программы N 2 в сроки, предусмотренные программой N 2.
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Постановление Правительства Красноярского края от 21 октября 2024 г. N 772-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.