Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации города
от 25 октября 2024 г. N 13324
Прогноз
социально-экономического развития города Челябинска
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
I. Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Челябинска на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая): 2025 год - 1167,9-1172,4 тыс. человек 2026 год - 1163,5-1172,0 тыс. человек 2027 год - 1157,9-1170,9 тыс. человек |
| |
| |
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по крупным и средним организациям: 2025 год - 1265,3-1269,1 млрд руб. 2026 год - 1344,8-1352,9 млрд руб. 2027 год - 1423,9-1439,4 млрд руб. |
| |
| |
|
|
|
Индекс промышленного производства: 2025 год - 102,2-102,7 % 2026 год - 102,1-102,7 % 2027 год - 102,1-102,7 % |
| |
| |
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним организациям / % к предыдущему году: 2025 год - 148,8-150,1 млрд руб. / 95,2-96,1 % 2026 год - 159,2-162,8 млрд руб. / 101,9-103,0 % 2027 год - 169,7-175,4 млрд руб. / 102,2-103,2 % |
| |
| |
|
|
|
Ввод в эксплуатацию жилых домов: 2025 год - 655,0-670,0 тыс. кв. м 2026 год - 660,0-680,0 тыс. кв. м 2027 год - 665,0-685,0 тыс. кв. м |
| |
| |
|
|
|
Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям / % к предыдущему году: 2025 год - 335,3-340,2 млрд руб. / 103,1-104,8 % 2026 год - 356,4-365,8 млрд руб. / 102,2-103,3 % 2027 год - 379,1-391,1 млрд руб. / 102,3-102,8 % |
| |
| |
|
|
|
Оборот общественного питания по крупным и средним организациям / % к предыдущему году: 2025 год - 6815,5-6908,1 млн руб. / 103,0-104,8 % 2026 год - 7314,8-7479,0 млн руб. / 103,0-103,9 % 2027 год - 7805,1-8027,0 млн руб. / 102,5-103,1 % |
| |
| |
|
|
|
Среднесписочная численность работников (полный круг, без внешних совместителей): 2025 год - 454,3-454,9 тыс. человек 2026 год - 454,1-455,1 тыс. человек 2027 год - 453,9-455,3 тыс. человек |
| |
| |
|
|
|
Оплата труда наемных работников: 2025 год - 484,5-497,0 млрд руб. 2026 год - 519,8-547,4 млрд руб. 2027 год - 555,3-597,8 млрд руб. |
| |
|
II. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Челябинска
Показатели |
Единица измерения |
2023 год |
Январь-июль 2024 года |
Январь-июль 2024 года в % к январю-июлю 2023 года |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по крупным и средним организациям (в действующих ценах) |
млн руб. |
1 080 746,1 |
656 797,5 |
111,8 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним организациям * |
млн руб. |
134 962,8 |
52 113,4 |
117,7 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
546,1 |
206,3 |
58,4 |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
143 860,1 |
70 296,5 |
64,3 |
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
323,9 |
331,2 |
102,8 |
Фонд заработной платы крупных и средних организаций |
млн руб. |
266 952,8 |
187 724,1 |
126,8 |
Среднемесячная начисленная заработная плата крупных и средних организаций |
руб. |
68 685,0 |
80 965,2 |
123,3 |
Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям (в действующих ценах) |
млн руб. |
270 290,2 |
182 170,1 |
125,9 |
Объем реализации платных услуг населению по крупным и средним организациям (в действующих ценах) |
млн руб. |
82 635,7 |
52 666,5 |
107,3 |
Численность зарегистрированных безработных (на конец периода) |
человек |
1 919 |
1 594 |
68,6 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец периода) |
% |
0,38 |
0,31 |
Х |
_____________________________
* - за январь-июнь 2024 года
III. Оценка факторов и ограничений экономического роста города Челябинска на среднесрочный период
Экономика Челябинска в 2025 году и плановом периоде 2026-2027 годов продолжит развитие по траектории, сложившейся в 2022-2024 годах. Как и в предыдущие периоды будут задействованы все механизмы для достижения национальных целей развития России и приоритетов социально-экономического развития Челябинской области и города Челябинска.
В числе важных факторов экономического роста - развитие новых логистических и производственных цепочек, реализация региональных проектов в рамках обновленных национальных проектов, инфраструктурных и новых инвестиционных проектов, связанных с обеспечением технологического суверенитета, созданием собственных производств, а также рост потребительского спроса, обусловленный положительной динамикой заработной платы и доходов населения.
К возможным рискам, сдерживающим экономический рост, следует отнести следующие: ужесточение санкционного давления (особенно вторичных санкций), снижение внешнего спроса, а также риски, связанные с возможностями обеспечения растущего внутреннего спроса достаточным уровнем предложения отечественной продукции в условиях сохраняющихся высоких ставок и ограничений на рынке труда.
Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - Прогноз) сформирован в двух вариантах: консервативном и базовом.
Консервативный вариант предполагает более низкие темпы роста экономики в среднесрочной перспективе с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических и внутренних условий, в том числе: более длительный цикл выхода на импортозамещение, снижение инвестиционной активности и сдерживание роста потребительских расходов вследствие ужесточения денежно-кредитной политики (с целью снижения инфляции до целевого уровня 4 % к 2026 году), замедление темпов роста производства на фоне дефицита кадров, недостаточность внутреннего предложения в условиях напряженного рынка труда.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития и предполагает более быструю адаптацию экономики к усилению санкционных барьеров и новым условиям за счет: структурной перестройки с учетом новых реалий и возможностей, повышения конкурентоспособности и технологической независимости, повышения производительности труда, роста внутреннего спроса как потребительского, основанного на положительной динамике заработной платы и доходов населения, так и инвестиционного, в условиях реализации программ импортозамещения, наращивания производства отечественных товаров.
Оба варианта предполагают активную государственную поддержку населения и бизнеса.
IV. Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития города Челябинска
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Прогноз разработан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов с учетом анализа социально-экономической ситуации, сложившейся в городе в предыдущие годы, итогов социально-экономического развития за 2023 год и истекший период 2024 года, ожидаемых внешних условий и принимаемых мер государственной экономической политики в среднесрочном периоде, прогнозных оценок крупных и средних предприятий города Челябинска.
Ожидается, что в основном социально-экономические показатели (объемы промышленного производства, жилищного строительства, розничного товарооборота, среднемесячная номинальная заработная плата и другие) продемонстрируют положительную динамику по базовому варианту Прогноза. Экономический рост будет продолжаться на фоне низкой безработицы. Рост потребительского спроса продолжится, но меньшим темпом, пропорционально замедлению роста зарплат. При этом жесткие денежно-кредитные условия будут оказывать сдерживающее влияние на инвестиционную активность, вследствие чего в 2025 году ожидается замедление темпов роста инвестиций с последующим небольшим ускорением в 2026 и 2027 годах.
При разработке Прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (проект), разработанные Центральным банком Российской Федерации;
- основные показатели прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2025 год и на период 2026 и 2027 годов (проект), подготовленные Министерством экономического развития Челябинской области;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области;
- отчетные и прогнозные материалы структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска, предприятий и организаций города Челябинска (далее - организации);
- Стратегия социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города Челябинска.
Проводимая Администрацией города Челябинска политика по развитию города сохранит курс, соответствующий приоритетным направлениям, обозначенным Стратегией социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года.
Демография
Среднегодовая численность постоянного населения города Челябинска за 2023 год составила 1 179,8 тыс. человек.
Естественное движение населения
Уменьшение численности женщин детородного возраста, миграционный отток населения и превышение числа умерших над числом родившихся в совокупности отрицательно влияют на демографические показатели в городе на прогнозируемый период.
В 2023 году отмечается незначительное улучшение ситуации с естественной убылью населения по сравнению с 2022 годом вследствие уменьшения числа умерших.
Динамика естественной и миграционной убыли (прироста) населения
Демографические процессы в городе с 2019 года характеризуются отрицательной динамикой. По оценке в 2024 году среднегодовая численность населения Челябинска уменьшится до 1 174,0 тыс. человек, в прогнозном периоде данная тенденция продолжится.
Уровень жизни населения, труд и занятость
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций по итогам 2023 года в городе Челябинске выросла на 19,4 % к уровню 2022 года и составила 68 685,0 руб.
За 7 месяцев 2024 года заработная плата работников крупных и средних организаций города выросла на 23,3 % к соответствующему периоду прошлого года и составила 80 965,2 руб. Наибольший темп роста заработной платы, а значит и налога на доходы физических лиц, показали организации следующих видов деятельности: производство кокса и нефтепродуктов, производство прочей неметаллической минеральной продукции, строительство, производство готовых металлических изделий.
На фоне низкой безработицы ожидается дальнейшее увеличение номинальной заработной платы. В 2025-2027 годах по консервативному варианту зарплата прогнозируется с ростом 7,0-10,5 %, по базовому варианту - 9,5-13,4 %.
Оценочно ситуация на рынке труда города Челябинска в 2024 году не изменится. Численность работников организаций по полному кругу останется почти на уровне 2023 года и составит 454,5 тыс. человек. К 2027 году по базовому варианту численность работников организаций по полному кругу вырастет до 455,3 тыс. человек.
Количество работающих на малых предприятиях (включая микропредприятия) - юридических лицах оценочно составляет более 137 тыс. человек. Всего в малом и среднем бизнесе города Челябинска занято около 236,5 тыс. человек (оценочно).
Количество занятых в малом и среднем бизнесе за 2023 год оценочно уменьшилось на 10,2 тыс. человек, что связано с высокой потребностью в трудовых ресурсах со стороны предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, а также с развитием института самозанятости.
Отраслевая структура малого и среднего бизнеса города Челябинска
(на 01.01.2024)
Прогнозируется, что количество субъектов малого и среднего бизнеса и количество занятых в этой сфере в 2024 году сохранится на уровне аналогичных показателей предыдущего года. В 2025-2027 годах прогнозируется небольшой рост данных показателей.
Уровень регистрируемой безработицы (на конец года)
Уровень регистрируемой безработицы на 01.08.2024 обновил свой исторический минимум и составил 0,31 % (на 0,07 пункта ниже уровня начала года). По оценке к концу 2024 года уровень регистрируемой безработицы существенно не изменится и составит 0,32 %. По предварительной оценке общая тенденция кадрового дефицита сохранится в среднесрочной перспективе 2025-2027 годов.
Промышленность
Структура промышленности города Челябинска в 2023 году
Челябинск относится к числу индустриально развитых городов Российской Федерации с преобладанием промышленности (металлургическое производство, машиностроение, производство готовых металлических изделий, электроэнергетика и производство пищевых продуктов) в реальном секторе экономики, определяющем социально-экономическое развитие города.
В период 2025-2027 годов существенных изменений в структуре промышленности города Челябинска не прогнозируется.
В 2023 году темп роста отгруженной продукции крупными и средними организациями города Челябинска составил 112,9 % (к уровню 2022 года). Все производственные отрасли, кроме обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, производства изделий из соломки и материалов для плетения, производства химических веществ и химических продуктов, показали рост объема отгруженной продукции.
Динамика промышленного производства
В среднесрочной перспективе развитие промышленного комплекса будет определяться преимущественно динамикой внутреннего спроса, темпы роста будут обусловлены общей экономической ситуацией в Российской Федерации. Индекс промышленного производства и темп роста отгрузки в 2025-2027 годах прогнозируются положительными и по консервативному, и по базовому вариантам. Наибольшее увеличение объемов отгрузки планируют предприятия металлургии и предприятия, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа (ПАО "Челябинский металлургический комбинат", АО "Челябинский электрометаллургический комбинат", АО "Челябинский трубопрокатный завод", АО "Челябинский цинковый завод", АО НПО "Электромашина", ООО "ЧТЗ-Уралтрак", АО "Завод "Прибор", АО "Челябинский радиозавод "Полет", АО "Сигнал" и другие). Драйвером экономического роста станет внутренний спрос, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения и импортоопережения, наращивания производства отечественных товаров и услуг, а также перенаправление потока продукции с европейского на азиатский рынок.
Промышленные предприятия Челябинска продолжают реализацию инвестиционных проектов по модернизации и реконструкции действующих производственных мощностей, запуск новых цехов и оборудования. Предприятиями города (АО "Челябинский цинковый завод", АО "Трубодеталь", ООО "Модерн Гласс", ООО "НПФ "Материа Медика Холдинг", АО "Челябинский радиозавод "Полет", Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" и другие) реализуются более 60 инвестиционных проектов стоимостью свыше 100 млн рублей каждый (не учитывая проекты жилищного строительства), в том числе проекты, являющиеся импортозамещающими или уникальными для России.
В 2024-2027 годах в планах по развитию у челябинских предприятий пищевой промышленности продолжение работы по расширению рынков сбыта, расширению и оптимизации ассортиментного портфеля товаров. Предприятия планируют продолжить развитие технических процессов (ООО "ЦПИ-Ариант", ООО "Объединение Союзпищепром", ОАО "Южуралкондитер", АО "Первый хлебокомбинат") и увеличить выпуск обновленной продукции (ООО "НВК "Ниагара", ИП Куприянова Е. В. (ТМ "Калинка), АО "ГК "РОСМОЛ") с учетом потребительского спроса на отечественную продукцию и товары для здорового питания.
Инвестиции
Инвестиционная деятельность в городе Челябинске направлена на обеспечение экономической активности, повышение комфортности жизни в городе за счет привлечения инвестиций в различные сферы экономики как базовые, так и перспективные.
Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал продолжают оставаться собственные средства организаций. В 2023 году доля собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал составила 51,2 %, привлеченных - 48,8 %.
Источники инвестиций (базовый вариант)
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям города (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) (далее - объем инвестиций) за 2023 год составил почти 135 млрд руб., темп роста к 2022 году составил 146,6 %.
За 6 месяцев 2024 года объем инвестиций составил более 52 млрд руб., темп роста к аналогичному периоду 2023 года составил 117,7 %. Ожидается, что объем инвестиций по итогам 2024 года составит более 145,5 млрд руб.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям)
За счет продолжающихся вложений финансовых средств в реализацию природоохранных мероприятий промышленными организациями города Челябинска количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками, за 2023 год снизилось на 10,8 тыс. тонн (90,3 % к уровню 2022 года).
Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников
К 2027 году прогнозируется дальнейшее снижение количества выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников. Также с целью снижения вредные выбросов планируется вынос вредного производства АО "Челябинский электрометаллургический комбинат" за пределы города Челябинска.
Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
Перечень
мероприятий по строительству природоохранных объектов на территории города Челябинска
N п/п |
Наименование объекта |
Общая стоимость объекта, млн руб. |
Освоение средств, год |
Экологический эффект от реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
МУП "ПОВВ" |
|||
1.1. |
Строительство сооружений обработки осадков сточных вод |
62,88 |
2024 |
Уменьшение всего объема осадка. Снижение содержания влажности обработанного осадка. Обеспечение экологической безопасности осадка по содержанию патогенных микроорганизмов при его дальнейшей утилизации. Исключение использования иловых площадок для соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей среды |
1.2. |
Строительство сооружений механической очистки сточных вод (здание решеток, песколовки, первичные отстойники) |
83,87 |
2024 |
Достижение нормативов допустимых сбросов в реку Миасс (нормативов рыбохозяйственного водопользования) по содержанию в очищенных стоках нитратов, нитритов, азота аммонийного, фосфора, нефтепродуктов, металлов |
1.3. |
Строительство напорного коллектора водоотведения от КНС N 16 до колодца-гасителя по ул. Чичерина, Ду=1000 мм |
46,68 |
2024-2025 |
Обеспечение стабильного и безаварийного отведения стоков, предотвращение изливов на поверхность |
1.4. |
Строительство третьей нитки напорно-самотечного коллектора водоотведения от камеры у сада "Искра" до приемной камеры очистных сооружений канализации, Ду=1400 мм |
29,12 |
2024-2025 |
Обеспечение стабильного и безаварийного отведения стоков, предотвращение изливов на поверхность |
|
Итого |
222,55 |
|
|
2. |
АО "ЧТПЗ" |
|||
2.1. |
Строительство очистных сооружений промышленно-ливневого стока |
187,91 |
2024 |
Улучшение очистки стоков по взвешенным веществам, железу на 15 % |
|
Итого |
187,91 |
|
|
3. |
ООО "Мечел-Кокс" |
|||
3.1. |
Устройство коллекторной системы емкостного оборудования цеха улавливания N 1 |
68,2 |
2024 |
Снижение негативного воздействия |
|
Итого |
68,2 |
|
|
4. |
АО "Челябинский цинковый завод" |
|||
4.1. |
Локальные сооружения очистки промышленных стоков |
292,0 |
2024 |
Сокращение объема сбрасываемых стоков на 7-10 %, загрязняющих веществ на 85 % в реку Миасс |
4.2. |
Система газоочистки Вельц-цеха печей N 1-2 |
1 947,9 |
2024 |
Очистка 60-120 тыс. нм3/час отходящих газов от SO2 со степенью эффективности не менее 90 % |
4.3. |
Система газоочистки Вельц-цеха печей N 3-6 |
3 250,7 |
2024-2026 |
Очистка 280-330 тыс. нм3/час отходящих газов от SO2 со степенью эффективности не менее 94 % |
4.4. |
Участок очистных сооружений |
2 493,3 |
2024-2029 |
Прекращение сброса сточных вод в реку Миасс. Организация замкнутого водооборотного цикла предприятия |
|
Итого |
7 983,9 |
|
|
5. |
Администрация города Челябинска (Управление капитального строительства) |
|||
5.1. |
Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР |
11,5 |
2024 |
Строительство станции УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода производительностью 28 500 куб. м/ч |
5.2. |
Реконструкция очистных сооружений канализации города Челябинска |
517,5 |
2024 |
Устранение неприятного запаха и улучшение состояния воздуха, повышение качества очистки сточных вод |
5.3. |
Система защиты и повышения барьерных функций очистных сооружений водопровода г. Челябинска с использованием порошкообразного активированного угля, в том числе ПИР |
2,6 |
2024 |
Обеспечение соответствия качества очистки сточных вод |
|
Итого |
531,6 |
|
|
Количественные показатели по сокращению выбросов загрязняющих веществ, снижению водопотребления и объемов сброса будут определены после завершения строительства природоохранных объектов.
В среднесрочном периоде ожидается приток частных инвестиций в город за счет развития жилой, транспортной, социальной инфраструктур, повышения качества городской среды, среди них реализация проектов: метротрам, межуниверситетский кампус, обновление троллейбусной инфраструктуры и подвижного состава, реконструкция очистных сооружений канализации города, объекты спортивной и социальной инфраструктур, комплексное развитие территорий и другие.
Одно из важных инвестиционных направлений - это инвестиции в жилищное строительство. Планируется постепенное увеличение объемов ввода жилья, объемы жилищного строительства варьируются исходя из спада ежегодных темпов строительства. Ожидается, что обеспеченность жильем на одного жителя вырастет с 28,5 кв. м в 2023 году до 32,8-33,2 кв. м к 2027 году.
Динамика ввода жилья
Потребительский рынок товаров и услуг
В среднесрочной перспективе прогнозируется расширение сети торговли, обновление ее структуры, внедрение более совершенных, прогрессивных форм и методов продажи товаров и услуг, продолжение цифровой трансформации в бизнесе. В настоящее время сохраняется тенденция по отказу от открытия крупных объектов в пользу более компактных магазинов, в том числе формата "магазин у дома", в прогнозируемом периоде компания Х-5 Retail Group планирует запустить в Челябинске магазины малого формата "Около" площадью от 90 до 150 кв. м.
Интернет-торговля останется драйвером развития розницы и продолжит уверенный рост за счет реализации через онлайн-маркетплейсы и онлайн-магазины, включая пункты выдачи заказов.
Сфера торговли в 2024-2027 годах в городе Челябинске предполагает: развитие видового разнообразия предприятий потребительского рынка с целью обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров, в том числе и дистанционной торговли (онлайн-магазины), обеспечение доступного рынка сбыта для селян и пенсионеров-садоводов (огородников) путем организации работы сезонных ярмарок-распродаж с предоставлением торговых мест на льготной основе, определение мероприятий по оказанию приоритетной поддержки отечественных товаропроизводителей, организацию выставок, ярмарок для продажи товаров местных производителей, повышение культуры обслуживания, пропаганду и внедрение основ культуры потребления товаров посредством проведения смотров-конкурсов по направлениям деятельности.
Динамика оборота розничной торговли по крупным и средним организациям
Основными направлениями развития сферы общественного питания являются: открытие новых предприятий общественного питания в строящихся микрорайонах города и в крупных торгово-развлекательных комплексах (развитие фуд-кортов), сохранение предприятий социальной направленности (предоставление услуг общественного питания малообеспеченным категориям населения), а также закрытой сети предприятий питания в учреждениях образования и промышленных объектах города, взаимодействие с учебными заведениями города по вопросам подготовки и повышения квалификации работников общественного питания, проведение смотров-конкурсов, конкурсов профессионального мастерства, обслуживание общегородских мероприятий, изменение концепций ряда проектов ресторанного бизнеса города.
В среднесрочной перспективе будут открываться демократичные предприятия (столовые, кафе, кофейни, предприятия быстрого питания и прочие) с учетом ценовой и территориальной доступности для населения, а также иные типы предприятий, включая предприятия национальной кухни, продолжат развиваться сетевые предприятия в торгово-развлекательных центрах, расширится сервис доставки еды. В сегменте рынка общественного питания происходят изменения - руководители принимают меры по сохранению качества оказания услуг общественного питания по средствам систем скидок при семейном и комплексном обслуживании, реализации собственной продукции через систему Интернет (бизнес-ланчи, деловые банкеты, доставка готовой продукции и полуфабрикатов).
Динамика оборота общественного питания по крупным и средним организациям
Основными направлениями развития сектора оказания платных услуг населению в прогнозном периоде станут: открытие новых предприятий, увеличение существующих мощностей на основе технической модернизации и внедрения новых технологий, повышение уровня обслуживания населения путем развития добровольной сертификации, повышения квалификации работников, создания благоприятных условий для привлечения клиентов. Кроме того, продолжится увеличение количества самозанятых в сфере бытового обслуживания (парикмахерские, химчистки, ремонт (пошив) обуви и одежды, ремонт сложно-бытовой техники, ремонт автотранспорта, услуги проката, услуги автомоек, изготовление ключей и другие).
Увеличение денежных доходов населения и активное наращивание собственного производства будут способствовать дальнейшему росту потребительского спроса.
Информационные технологии
В соответствии с национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации" основной показатель информационного развития Администрации города Челябинска - это "стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого структурными подразделениями аппарата Администрации города Челябинска отечественного программного обеспечения", достижение которого обеспечивает постепенный переход Администрации города Челябинска на использование отечественного программного и аппаратного обеспечения (2023 год - 90 %, 2024 год - 95 %, 2025 год - 90 %, 2026-2027 годы - 95 %).
Важным элементом системы управления "Умный город" является разработка и внедрение комплексной геоинформационной системы "Цифровой Челябинск" (2023 год - 20 %, 2024 год - 50 %, 2025 год - 70 %, 2026 год - 80 %, 2027 год - 90 %), которая включает в себя отраслевые информационные системы, интеграционную платформу и динамический интерфейс.
Реализация национальных проектов
В 2025-2027 годах в городе Челябинске продолжится реализация обновленных национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
В 2023 году были реализованы мероприятия по 7 национальным проектам, которые включают в себя муниципальную составляющую (наличие денежных соглашений). Проекты с общим объемом бюджетных средств 4,36 млрд руб. (в том числе за счет средств бюджета города Челябинска - 36,9 млн руб.).
В 2024 году на территории города реализуются 4 национальных проекта, планируется освоить около 2,5 млрд руб., финансовое исполнение на 18.09.2024 составило 52 %.
Социально значимые отрасли экономики
Жилищно-коммунальное хозяйство
Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства города продолжают оставаться: улучшение условий проживания граждан, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, использование современных технологий при ремонте и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, привлечение частных инвестиций, в том числе путем заключения концессионных соглашений.
В прогнозном периоде будет обеспечиваться надлежащее техническое состояние жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры за счет:
- модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (в том числе систем водоснабжения, водоотведения, систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, включая центральные тепловые пункты, а также организация горячего водоснабжения многоквартирных домов);
- повышения энергоэффективности использования энергетических ресурсов (в том числе установка индивидуальных приборов учета энергоресурсов, внедрение телеметрических систем в учреждениях бюджетной сферы, мероприятия по ремонту (замене) приборов учета энергоресурсов, автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, проведение обследований муниципального жилищного фонда на предмет установки приборов учета, проектирование узлов учета тепловой энергии);
- капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в том числе фасадов, крыш, лифтового оборудования);
- благоустройства дворовых территорий и другие мероприятия по реформированию жилищно-коммунальной сферы.
Дальнейшая (прогнозная) реализация процесса реформирования жилищно-коммунальной сферы сохранится на уровне отчетного периода.
Дорожное хозяйство
В среднесрочном периоде 2025-2027 годов планируется:
- строительство (реконструкция), капитальный ремонт, ремонт объектов улично-дорожной сети. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения по территории города Челябинска на конец 2023 года составила 1 200,0 км, по итогам 2024 года составит 1 202,37 км, к прогнозному 2027 году - 1 217,43 км;
- эксплуатация внешних инженерных сетей (уличного освещения, сетей ливневой канализации). Протяженность сетей уличного освещения на конец 2023 года составила более 1 613 км, по итогам 2024 года составит около 1 620 км. Протяженность сетей ливневой канализации на конец 2023 года составила 250,75 км, в 2024-2025 году не изменится.
Приоритетными задачами развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Челябинска в 2024 году являются:
- строительство (реконструкция) объектов улично-дорожной сети в микрорайонах новой жилой застройки;
- капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети с целью увеличения пропускной способности и уменьшения заторовых ситуаций;
- масштабный ремонт улиц города Челябинска, на которые истек межремонтный срок дорожного полотна.
В целом по прогнозным показателям на 2025-2027 год наблюдается общая положительная динамика в части развития и приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети города Челябинска.
Образование
Приоритетными направлениями развития системы образования города Челябинска в прогнозном периоде являются:
- обновление сети образовательных учреждений;
- обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования (для детей от полутора лет и старше);
- развитие сети групп компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности для детей с особенными потребностями;
- обеспечение условий для проектирования основных образовательных программ начального общего и основного общего образования как механизма современного качества образования в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта;
- развитие системы наставничества в целях выявления профессиональных дефицитов и совершенствования профессиональных компетенций педагогов;
- развитие механизмов выявления и поддержки способностей и талантов у детей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию;
- развитие системы психолого-педагогической поддержки семьи и ребенка;
- развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования всех направленностей;
- развитие механизмов проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов для детей на основе интеграции программ общего и дополнительного образования;
- развитие механизмов раннего выявления социального неблагополучия детей (семей с детьми) с опорой на институт классного руководства;
- развитие инновационных проектов, направленных на решение основных стратегических задач государства, в том числе на реализацию национального проекта "Образование".
В 2023 году было открыто 5 детских садов - новостроек на 746 дошкольных мест. В периоде 2024-2027 годов динамика по вводимым дополнительным дошкольным местам сохранится.
Плановое количество мест в дошкольных образовательных учреждениях на 2025-2027 годы по консервативному варианту прогнозируется на уровне отчетного года и составит 74 510 мест (количество детей - 72 485 человек), по базовому варианту - к 2027 году увеличится до 75 270 мест (количество детей - 72 635 человек).
В прогнозном периоде ожидается заметное сокращение очередности в детские сады в целом по городу, в том числе в результате сложившейся демографической ситуации (снижение численности детского населения дошкольного возраста вследствие снижения уровня рождаемости и миграционного прироста). В сложившейся ситуации продолжается работа по омоложению сети групп дошкольных образовательных учреждений (в 2023 году в городе функционировали группы кратковременного пребывания с охватом 2009 детей раннего возраста).
Количество учащихся в школах города Челябинска в ближайшие годы (по базовому варианту) продолжит расти (с 159,0 тыс. человек в 2023 году до 173,6 тыс. человек в 2027 году), что не позволит школам перейти на односменный режим работы.
Динамика увеличения численности учащихся в образовательных организациях города Челябинска
В 2024-2025 годах планируется ввести в эксплуатацию 3 здания общеобразовательных организаций на 3 720 мест. Ввод в эксплуатацию общеобразовательных учреждений, а также перепрофилирование дошкольных отделений, расположенных в зданиях школ, для организации деятельности начальных классов позволит сохранить коэффициент сменности на уровне 1,49.
Удельный вес учащихся, сдавших ЕГЭ в 2024 году, увеличился на 0,5 % (к уровню 2023 года) и составил 99,6 %, ожидается, что в прогнозном периоде он сохранится на достигнутом уровне (по базовому варианту).
В результате расширения спектра услуг дополнительного образования, адаптации образовательного процесса к трансформирующимся запросам детей и родителей, расширения новых организационных форм реализации программ дополнительного образования (центры цифрового образования детей "IT-куб", технопарки) и совершенствования материально-технической базы организаций дополнительного образования охват обучающихся дополнительным образованием к 2027 году составит 96,5 %.
Физическая культура и спорт
Основными направлениями деятельности в сфере физической культуры и спорта в среднесрочном периоде являются: осуществление мероприятий по популяризации здорового образа жизни и мотивации населения города Челябинска к ведению активного образа жизни, создание для населения города Челябинска условий, обеспечивающих возможности ведения здорового образа жизни, систематических занятий физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности спортсменов города Челябинска на всероссийской и международной аренах.
В результате проведенной работы по привлечению жителей к систематическим занятиям физкультурой и спортом количество челябинцев в возрасте 3-79 лет, занимающихся различными формами физической культуры и спорта, по итогам 2023 года составило 596,6 тыс. человек или 53,98 % (в 2022 году - 49,02 %) от населения города. В среднесрочной перспективе ожидается рост удельного веса населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, с 55 % в 2024 году до 60 % (по базовому варианту) к 2027 году.
Ожидается, что численность занимающихся в подведомственных спортивных школах и количество подготовленных спортсменов первого и массовых разрядов к 2027 году останется на уровне 2024 года и составит 29,4 и 14,1 тыс. человек соответственно.
Культура
На протяжении всего прогнозного периода сохранится сеть муниципальных учреждений культуры. Культурный досуг челябинцев будут обеспечивать 32 муниципальных учреждения культуры, в том числе: 14 детских школ искусств, 2 централизованные библиотечные системы (51 библиотека), 3 кинотеатра, 1 учреждение культурно-досугового типа (включает 7 обособленных подразделений), 4 театра, 4 парка, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зоопарк", Муниципальное автономное учреждение "Челябинский центр искусств", Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр историко-культурного наследия города Челябинска", Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр культурно-информационной деятельности".
В среднесрочной перспективе в сфере культуры планируется: развитие сети муниципальных учреждений культуры, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, внедрение цифровых технологий в хозяйственные процессы организаций культуры, сохранение и развитие парков культуры и отдыха как общественных пространств, обеспечение развития профессионального театрального и музыкального искусства, исполнительских школ, профессионального и народного творчества, кинообслуживания населения, проведение городских мероприятий, отражающих историческую память города, учитывая культурное наследие поколений.
В 2025-2027 годах ожидается рост количества участников общегородских культурно-массовых мероприятий и удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городского округа до 956 тыс. человек (в 2024 году - 953 тыс. человек) и 85 % (в 2024 году - 81 %) соответственно. В остальном прогнозные показатели развития сферы культуры на 2025-2027 годы сохранятся на уровне 2024 года.
Молодежная сфера
Основные направления развития молодежной сферы включают: развитие инфраструктуры молодежной отрасли, расширение спектра возможностей для конструктивного досуга молодежи, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, предоставление субсидий некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов в сфере молодежной политики, предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, предупреждение негативных проявлений в молодежной среде, предоставление студентам мер социальной поддержки.
Предполагается, что в 2025-2027 годах количество мероприятий по организации досуга детей, подростков и молодежи увеличится более чем в 1,5 раза к показателю 2023 года (на 55 %) и составит 1 372 мероприятия, что связано с созданием в 2024 году молодежного пространства "Моя территория".
Количество мероприятий по организации досуга детей, подростков и молодежи
Значения остальных прогнозных показателей в молодежной сфере на 2025-2027 годы сохранится на уровне 2024 года.
Социальная политика
На период 2025-2027 годов прогнозируется стабилизация в отношении количества жителей города Челябинска, состоящих на учете в органах социальной защиты населения города Челябинска, нуждающихся в оказании материальной и натуральной помощи.
Количество граждан, получающих различные формы социальной поддержки в городе Челябинске, в среднесрочном периоде вырастет менее чем на 2 % (с 460,2 тыс. человек в 2024 году до 468,9 тыс. человек в 2027 году).
Численность населения города Челябинска, нуждающегося в социальной защите (базовый вариант)
В связи с продолжающейся тенденцией роста региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг прогнозируется небольшое увеличение количества получателей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 46 тыс. человек в 2024 году до 47,5 тыс. человек к 2027 году по базовому варианту и до 49,0 тыс. человек по консервативному варианту, что повлечет увеличение финансовых средств на прогнозный период.
Предполагается, что количество граждан, получающих социальные услуги в муниципальных учреждениях социального обслуживания, в 2024-2027 годах не изменится.
Количество учреждений социальной защиты уменьшится на 1 учреждение. В 2025 году планируется реорганизация МБОУ школы-интерната N 9 (специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья) путем присоединения к МБОУ школе-интернату N 13, при этом численность воспитанников не изменится.
На прогнозном горизонте продолжится поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания населения, новых форм предоставления социальных услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания населения города Челябинска.
Финансы
Долгосрочным ориентиром в бюджетной, налоговой и долговой политике продолжит выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам бюджета города Челябинск, и в тоже время сохраняющий в приоритете социальную направленность бюджета города Челябинска.
Основой устойчивого развития местного самоуправления в городе Челябинске и его самостоятельности является наличие собственной доходной базы, которая формируется за счет собственных и закрепленных на стабильной законодательной основе налоговых поступлений.
Значительную долю налоговых доходов бюджета города Челябинска составляют отчисления по установленным нормативам от федеральных и региональных налогов (преобладающей остается доля налога на доходы физических лиц). В анализируемом периоде прослеживается зависимость наполнения бюджета от безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов. Доля налоговых и неналоговых доходов за 2023 год составила 36,4 %, за 7 месяцев 2024 года - 36,5 %.
В структуре неналоговых доходов основную долю занимают доходы от использования и продажи земельных участков. Снижение поступлений по данным доходным источникам оказывает влияние на сокращение общего объема неналоговых доходов бюджета в 2025-2027 годах. Основные причины ежегодного снижения поступлений от аренды и продажи земельных участков: снижение кадастровой стоимости земельных участков, переданных в аренду, в результате оспаривания (влечет за собой перерасчет арендной платы в сторону уменьшения), выкуп земельных участков (ранее предоставленных на праве аренды), обращение за выкупом земельных участков под гаражами и индивидуальными жилыми домами с небольшой выкупной стоимостью.
Приоритетами бюджетной политики остаются: выполнение социальных обязательств, финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг, развитие инфраструктуры и экономического потенциала, стимулирование инвестиционной и инновационной активности. С целью сохранения сбалансированности бюджета города будут реализовываться меры по обеспечению роста доходов и повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе максимально четкое планирование расходов бюджета для концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях.
В связи с лишением города Челябинска статуса городского округа с внутригородским делением в 2025-2027 годах организация бюджетного процесса будет осуществляться с учетом итогов процедур правопреемства органов местного самоуправления внутригородских районов и города Челябинска.
Бюджетная и налоговая политика города Челябинска на 2025-2027 годы ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в среднесрочной перспективе, повышение качества бюджетного планирования, безусловное исполнение принятых бюджетных обязательств, прозрачность и открытость бюджетного процесса, выполнение задач муниципального уровня, обозначенных Правительством Российской Федерации и Правительством Челябинской области в сфере налоговой и бюджетной политики.
V. Оценка выполнения основных показателей Прогноза социально-экономического развития города Челябинска
на 2024 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
2024 год |
Отклонение оценки от прогноза, % |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
оценка |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Численность постоянного населения города Челябинска (среднегодовая) |
тыс. человек (далее - тыс. чел.) |
1 178,5 |
1 178,8 |
1 174,0 |
- 0,4 |
- 0,4 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по "чистым" видам деятельности по крупным и средним организациям |
млн рублей (далее - млн руб.) |
1 045 026,5 |
1 070 996,3 |
1 181 357,4 |
+ 13,0 |
+ 10,3 |
Индекс промышленного производства |
процентов (далее - %) |
100,6 |
103,1 |
99,8 |
- |
- |
Ввод жилья |
тыс. кв. м |
660 |
745 |
650 |
- 1,5 |
- 12,8 |
Среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
445,7 |
445,8 |
454,5 |
+ 2,0 |
+ 2,0 |
Оплата труда наемных работников |
млн руб. |
373 819,1 |
383 627,1 |
439 963,9 |
+ 17,7 |
+ 14,7 |
в том числе фонд заработной платы |
млн руб. |
354 721,0 |
364 529,0 |
415 910,8 |
+ 17,3 |
+ 14,1 |
Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям |
млн руб. |
262 057,2 |
265 866,3 |
311 192,9 |
+ 18,7 |
+ 17,0 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% |
102,6 |
103,4 |
107,3 |
- |
- |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,48 |
0,46 |
0,32 |
- |
- |
VI. Показатели Прогноза социально-экономического развития города Челябинска
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2023 год отчет |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
|||||
1. |
Демография |
|||||||||
|
Численность постоянного населения (среднегодовая), всего |
тыс. чел. |
1 179,8 |
1 174,0 |
1 167,9 |
1 172,4 |
1 163,5 |
1 172,0 |
1 157,9 |
1 170,9 |
|
Общий коэффициент рождаемости |
чел. на 1000 населения |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
10,3 |
9,9 |
10,2 |
9,9 |
10,2 |
|
Общий коэффициент смертности |
чел. на 1000 населения |
11,1 |
11,5 |
11,5 |
11,3 |
11,5 |
11,2 |
11,7 |
11,4 |
|
Коэффициент миграционного прироста |
чел. на 1000 населения |
-3,4 |
-3,6 |
-1,4 |
-1,3 |
-0,6 |
-0,4 |
-1,2 |
-0,9 |
|
Коэффициент естественного прироста |
чел. на 1000 населения |
-1,2 |
-1,6 |
-1,6 |
-1,4 |
-1,6 |
-1,3 |
-1,8 |
-1,4 |
2. |
Промышленное производство |
|||||||||
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными и средними организациями по "чистым" видам экономической деятельности |
млн руб. |
1 080 746,1 |
1 181 357,4 |
1 265 299,9 |
1 269 063,7 |
1 344 837,9 |
1 352 854,9 |
1 423 883,4 |
1 439 399,7 |
|
Индекс производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108,9 |
99,8 |
102,2 |
102,7 |
102,1 |
102,7 |
102,1 |
102,7 |
3. |
Сельское хозяйство |
|||||||||
|
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн руб. |
2 980,5 |
3 300,2 |
3 490,8 |
3 498,4 |
3 650,8 |
3 661,2 |
3 793,2 |
3 824,4 |
|
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
87,2 |
101,5 |
100,0 |
101,2 |
100,2 |
100,7 |
100,0 |
100,6 |
4. |
Рынок товаров и услуг |
|||||||||
|
Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям |
млн руб. |
270 290,2 |
311 192,9 |
335 277,7 |
340 153,8 |
356 360,0 |
365 785,4 |
379 138,5 |
391 068,5 |
|
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году |
121,9 |
107,3 |
103,1 |
104,8 |
102,2 |
103,3 |
102,3 |
102,8 |
|
Предприятия розничной торговли, всего |
единиц |
5 651 |
5 734 |
5 742 |
5 750 |
5 753 |
5 760 |
5 764 |
5 769 |
тыс. кв. м |
1 562,3 |
1 568,2 |
1 571,7 |
1 573,0 |
1 574,0 |
1 576,5 |
1 579,0 |
1 581,2 |
||
|
Рынки |
единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
рабочих мест |
340 |
323 |
323 |
323 |
323 |
323 |
323 |
323 |
||
|
Оборот общественного питания по крупным и средним организациям |
млн руб. |
5 188,9 |
6 320,0 |
6 815,5 |
6 908,1 |
7 314,8 |
7 479,0 |
7 805,1 |
8 027,0 |
|
Индекс физического объема оборота общественного питания |
% к предыдущему году |
124,5 |
113,3 |
103,0 |
104,8 |
103,0 |
103,9 |
102,5 |
103,1 |
|
Предприятия общественного питания |
единиц |
1 324 |
1 337 |
1 345 |
1 353 |
1 364 |
1 385 |
1 405 |
1 416 |
посадочных мест |
80 739 |
81 270 |
81 721 |
81 765 |
81 854 |
82 080 |
82 489 |
82 889 |
||
|
Объем платных услуг населению по крупным и средним организациям |
млн руб. |
82 635,7 |
95 493,8 |
104 643,0 |
105 164,3 |
111 867,0 |
113 193,6 |
119 246,4 |
121 014,4 |
|
Индекс физического объема платных услуг населению |
% к предыдущему году |
109,4 |
108,0 |
102,7 |
103,6 |
102,3 |
103,0 |
102,3 |
102,6 |
|
Предприятия бытового обслуживания |
единиц |
2 813 |
2 830 |
2 846 |
2 850 |
2 864 |
2 873 |
2 877 |
2 882 |
тыс. кв. м |
1 108,5 |
1 114,6 |
1 117,8 |
1 118,0 |
1 119,5 |
1 120,0 |
1 124,5 |
1 130,0 |
||
|
Ввод в эксплуатацию: - магазинов; - рынков; - предприятий общественного питания; - предприятий бытового обслуживания |
тыс. кв. м |
41,9 - 5,8
4,2 |
30,0 - 5,5
6,0 |
25,0 - 5,2
4,1 |
29,0 - 5,5
5,9 |
18,0 - 5,4
3,9 |
20,0 - 5,9
4,0 |
20,0 - 5,9
5,0 |
23,0 - 6,5
6,0 |
5. |
Малое предпринимательство |
|||||||||
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на конец года |
единиц |
71 287 |
71 287 |
71 643 |
72 356 |
72 360 |
73 803 |
73 445 |
75 649 |
% к предыдущему году |
102,2 |
100,0 |
100,5 |
101,4 |
101,0 |
102,0 |
101,5 |
102,5 |
||
|
Количество малых предприятий (включая микропредприятия - юридические лица) |
единиц |
33 916 |
33 916 |
34 018 |
34 086 |
34 188 |
34 324 |
34 427 |
34 667 |
% к предыдущему году |
96,3 |
100,0 |
100,3 |
100,5 |
100,5 |
100,7 |
100,7 |
101,0 |
||
|
Среднесписочная численность работников, занятых в малом и среднем бизнесе (включая индивидуальное предпринимательство) |
чел. |
236 502 |
236 502 |
236 502 |
236 975 |
236 975 |
237 686 |
237 686 |
238 874 |
% к предыдущему году |
95,9 |
100 |
100 |
100,2 |
100,2 |
100,3 |
100,3 |
100,5 |
||
|
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях (включая микропредприятия - юридические лица) |
чел. |
137 030 |
137 030 |
137 030 |
137 304 |
137 304 |
137 716 |
137 716 |
138 405 |
% к предыдущему году |
96,1 |
100 |
100 |
100,2 |
100,2 |
100,3 |
100,3 |
100,5 |
||
6. |
Инвестиции |
|||||||||
6.1. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
178 051,2 |
192 042,5 |
196 353,4 |
198 025,2 |
210 088,4 |
214 776,1 |
223 942,9 |
231 401,5 |
|
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
132,2 |
99,5 |
95,2 |
96,1 |
101,9 |
103,0 |
102,2 |
103,2 |
|
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
110,9 |
108,4 |
107,4 |
107,3 |
105,0 |
105,3 |
104,3 |
104,4 |
6.2. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям), всего |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
134 962,8 |
145 568,2 |
148 835,9 |
150 103,1 |
159 247,0 |
162 800,3 |
169 748,7 |
175 402,4 |
|
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
132,2 |
99,5 |
95,2 |
96,1 |
101,9 |
103,0 |
102,2 |
103,2 |
|
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
110,9 |
108,4 |
107,4 |
107,3 |
105,0 |
105,3 |
104,3 |
104,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) собственные средства предприятий |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
69 190,6 |
74 632,8 |
76 308,2 |
76 957,85 |
81 645,9 |
83 467,7 |
87 030,2 |
89 928,8 |
|
2) привлеченные средства |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
65 772,2 |
70 935,4 |
72 527,7 |
73 145,23 |
77 601,1 |
79 332,6 |
82 718,5 |
85 473,6 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- кредиты банков |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
6 549,4 |
7 060,1 |
7 218,5 |
7 280,0 |
7 723,5 |
7 895,8 |
8 232,8 |
8 507,0 |
|
- заемные средства других организаций |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
15 456,4 |
16 667,6 |
17 041,7 |
17 186,8 |
18 233,8 |
18 640,6 |
19 436,2 |
20 083,6 |
|
- бюджетные средства |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
34 699,5 |
37 425,6 |
38 265,7 |
38 591,5 |
40 942,4 |
41 856,0 |
43 642,4 |
45 095,9 |
в том числе из: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
21 633,0 |
23 334,6 |
23 858,4 |
24 061,5 |
25 527,3 |
26 096,9 |
27 210,7 |
28 117,0 |
|
областного бюджета |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
10 906,0 |
11 761,9 |
12 025,9 |
12 128,3 |
12 867,2 |
13 154,3 |
13 715,7 |
14 172,5 |
|
бюджета города Челябинска |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
2 160,5 |
2 329,1 |
2 381,4 |
2 401,6 |
2 548,0 |
2 604,8 |
2 716,0 |
2 806,4 |
|
|
- прочие средства (включая инвестиции из-за рубежа и средства внебюджетных фондов) |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
9 066,9 |
9 782,2 |
10 001,8 |
10 086,9 |
10 701,4 |
10 940,2 |
11 407,1 |
11 787,0 |
6.3. |
Ввод в эксплуатацию жилых домов территории города Челябинска за счет всех источников финансирования, всего |
тыс. кв. м общей площади |
546,1 |
650,0 |
655,0 |
670,0 |
660,0 |
680,0 |
665,0 |
685,0 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- средств предприятий и организаций |
тыс. кв. м общей площади |
429,1 |
580,0 |
595,0 |
600,0 |
600,0 |
610,0 |
605,0 |
615,0 |
|
- средств индивидуальных собственников |
тыс. кв. м общей площади |
117,0 |
70,0 |
60,0 |
70,0 |
60,0 |
70,0 |
60,0 |
70,0 |
6.4. |
Средняя продолжительность периода с момента заключения договора аренды земельного участка до принятия решения о выдаче разрешения на строительство |
дней |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|
Доля объектов капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию, в общем количестве объектов капитального строительства на территории города Челябинска |
% |
3,8 |
3,5 |
3,7 |
3,3 |
3,5 |
3,0 |
3,2 |
2,9 |
6.5. |
Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом на имущество организаций |
млн руб. |
295 030,9 |
310 077,5 |
322 170,5 |
322 480,6 |
334 735,1 |
335 379,8 |
347 789,8 |
348 795,0 |
7. |
Финансы |
|||||||||
7.1. |
Доходы, всего |
млн руб. |
56 873,7 |
59 886,5 |
56 754,3 |
57 124,1 |
57 251,0 |
58 066,5 |
58 362,0 |
59 632,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- собственные доходы |
млн руб. |
35 298,0 |
38 008,9 |
34 914,3 |
35 284,1 |
34 909,3 |
35 724,8 |
36 020,3 |
37 291,2 |
|
- налоговые доходы |
млн руб. |
18 645,4 |
20 314,1 |
23 364,7 |
23 734,5 |
24 569,2 |
25 384,7 |
25 716,2 |
26 987,1 |
|
- неналоговые доходы, всего |
млн руб. |
2 102,4 |
1 557,5 |
1 441,9 |
1 441,9 |
1 419,8 |
1 419,8 |
1 383,8 |
1 383,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
млн руб. |
1 090,7 |
1 026,2 |
928,3 |
928,3 |
904,5 |
904,5 |
873,5 |
873,5 |
|
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
млн руб. |
194,2 |
140,6 |
133,5 |
133,5 |
129,5 |
129,5 |
118,5 |
118,5 |
|
|
- безвозмездные поступления |
млн руб. |
36 125,9 |
38 014,9 |
31 947,7 |
31 947,7 |
31 262,0 |
31 262,0 |
31 262,0 |
31 262,0 |
7.2. |
Расходы, всего |
млн руб. |
55 968,9 |
61 498,7 |
56 170,1 |
56 539,9 |
56 666,8 |
57 482,3 |
57 193,5 |
58 464,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- общегосударственные вопросы, всего |
млн руб. |
2 530,3 |
3 732,4 |
2 243,9 |
2 258,7 |
2 261,0 |
2 293,5 |
2 282,0 |
2 335,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
функционирование местных администраций |
млн руб. |
879,8 |
1 027,4 |
851,6 |
857,2 |
858,1 |
870,4 |
866,1 |
886,4 |
|
|
- национальная экономика |
млн руб. |
7 103,2 |
8 134,0 |
5 297,0 |
5 331,9 |
5 299,1 |
5 375,3 |
5 348,3 |
5 513,4 |
|
- жилищно-коммунальное хозяйство |
млн руб. |
5 551,9 |
4 722,6 |
2 011,3 |
2 024,6 |
2 028,7 |
2 057,9 |
2 047,5 |
2 093,5 |
|
- охрана окружающей среды |
млн руб. |
337,4 |
315,4 |
334,5 |
336,7 |
340,0 |
344,9 |
343,2 |
348,1 |
|
- образование |
млн руб. |
28 173,3 |
30 060,6 |
30 858,3 |
31 061,4 |
31 166,7 |
31 615,3 |
31 456,4 |
32 118,6 |
|
- культура |
млн руб. |
1 941,8 |
2 549,9 |
2 682,1 |
2 699,7 |
2 733,2 |
2 772,6 |
2 758,6 |
2 791,6 |
|
- физкультура и спорт |
млн руб. |
2 151,2 |
3 167,9 |
1 428,0 |
1 437,4 |
1 700,0 |
1 724,5 |
1 715,8 |
1 486,3 |
|
- социальная политика |
млн руб. |
7 885,6 |
8 487,6 |
10 484,7 |
10 553,7 |
10 767,0 |
10 921,9 |
10 867,1 |
10 912,9 |
|
Дефицит (-), профицит (+) бюджета |
млн руб. |
904,8 |
-1 612,2 |
584,2 |
584,2 |
584,2 |
584,2 |
1 168,5 |
1 168,5 |
8. |
Труд и занятость |
|||||||||
8.1. |
Оплата труда наемных работников, всего |
млн руб. |
356 685,1 |
439 963,9 |
484 476,4 |
496 953,7 |
519 816,3 |
547 391,2 |
555 301,6 |
597 847,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- фонд заработной платы |
млн руб. |
335 783,7 |
415 910,8 |
459 581,4 |
472 058,8 |
494 050,0 |
521 624,9 |
528 633,5 |
571 179,3 |
|
- денежное довольствие |
млн руб. |
20 901,4 |
24 053,1 |
24 895,0 |
24 894,9 |
25 766,3 |
25 766,3 |
26 668,1 |
26 668,1 |
8.2. |
Среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
454,3 |
454,5 |
454,3 |
454,9 |
454,1 |
455,1 |
453,9 |
455,3 |
8.3. |
Уровень регистрируемой безработицы (на конец года) |
% |
0,38 |
0,32 |
0,34 |
0,29 |
0,36 |
0,30 |
0,36 |
0,30 |
8.4. |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) |
тыс. чел. |
1,92 |
1,60 |
1,70 |
1,45 |
1,80 |
1,50 |
1,80 |
1,50 |
|
Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию |
чел. |
0,14 |
0,10 |
0,12 |
0,09 |
0,16 |
0,11 |
0,16 |
0,11 |
|
Среднегодовая численность работников органов местного самоуправления |
тыс. чел. |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
9. |
Муниципальная собственность |
|||||||||
9.1. |
Объекты муниципальной собственности |
|||||||||
|
Количество действующих муниципальных организаций, всего |
единиц |
517 |
516 |
513 |
514 |
513 |
514 |
513 |
514 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- муниципальных предприятий |
единиц |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
- муниципальных учреждений |
единиц |
512 |
512 |
510 |
511 |
510 |
511 |
510 |
511 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
социальной сферы |
единиц |
504 |
504 |
502 |
503 |
502 |
503 |
502 |
503 |
|
|
автономных учреждений |
единиц |
144 |
145 |
144 |
146 |
144 |
146 |
144 |
146 |
|
Из общего числа муниципальных предприятий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- количество прибыльных предприятий |
единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
- получено балансовой прибыли |
тыс. руб. |
9 937 |
9 619 |
10 169 |
10 169 |
10 472 |
10 472 |
10 561 |
10 561 |
|
- количество убыточных предприятий |
единиц |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- получено убытков убыточных предприятий |
тыс. руб. |
80 121 |
91 818 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- количество предприятий, находящихся в стадии банкротства |
единиц |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Приватизировано объектов, всего |
единиц |
29 |
18 |
8 |
8 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- продажа пакетов акций открытых акционерных обществ |
единиц |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- продажа муниципального имущества (в том числе нежилых помещений) |
единиц |
28 |
15 |
7 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
9.2. |
Эффективность использования муниципальной собственности и земли |
|||||||||
|
Денежные средства, полученные от использования муниципального имущества, всего |
млн руб. |
459,8 |
284,4 |
230,3 |
230,3 |
228,4 |
228,4 |
221,5 |
221,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- от приватизации (продажа акций и нежилых помещений) |
млн руб. |
48,3 |
40,9 |
34,6 |
34,6 |
30,0 |
30,0 |
24,0 |
24,0 |
|
- от продажи имущества |
млн руб. |
8,8 |
11,8 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,6 |
|
- от сдачи в аренду нежилых помещений |
млн руб. |
78,3 |
67,5 |
70,0 |
70,0 |
74,0 |
74,0 |
74,0 |
74,0 |
|
- дивиденды по акциям и прочим формам участия в капитале |
млн руб. |
6,5 |
8,8 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
|
- прочие поступления |
млн руб. |
317,9 |
155,4 |
120,5 |
120,5 |
119,4 |
119,4 |
118,2 |
118,2 |
|
из них: от перечисления части прибыли муниципальных предприятий |
млн руб. |
16,0 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
|
Денежные средства, полученные от использования земли, всего |
млн руб. |
897,2 |
824,5 |
742,0 |
742,0 |
712,0 |
712,0 |
677,0 |
677,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- от продажи земельных участков по фактически заключенным договорам |
млн руб. |
137,7 |
118,9 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
90,0 |
90,0 |
|
- от сдачи в аренду земельных участков по фактически заключенным договорам |
млн руб. |
759,5 |
705,6 |
647,0 |
647,0 |
617,0 |
617,0 |
587,0 |
587,0 |
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
млн руб. |
92,7 |
35,3 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
30,8 |
|
Итого денежные поступления от использования муниципальной собственности и земли |
млн руб. |
1 449,7 |
1 144,2 |
1 003,1 |
1 003,1 |
971,2 |
971,2 |
929,3 |
929,3 |
|
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории города Челябинска |
% |
25,4 |
25,45 |
25,50 |
25,50 |
25,55 |
25,55 |
25,60 |
25,60 |
10. |
Наружная реклама |
|||||||||
|
Количество договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций |
единиц |
69 |
70 |
50 |
85 |
50 |
90 |
45 |
60 |
|
Количество размещенных информационных материалов |
единиц |
1 306 |
1 079 |
1 027 |
1 027 |
1 027 |
1 027 |
1 027 |
1 027 |
|
Денежные средства, полученные за размещение рекламных конструкций |
млн руб. |
125,6 |
134,6 |
95,1 |
95,1 |
95,7 |
95,7 |
95,7 |
95,7 |
11. |
Городское хозяйство |
|||||||||
11.1. |
Жилищные услуги |
|||||||||
|
Жилищный фонд, всего по территории города |
тыс. кв. м |
33 573,68 |
34 791,36 |
35 526,36 |
36 276,36 |
37 024,36 |
37 779,36 |
38 499,36 |
39 219,36 |
|
Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют один из способов управления домами |
домов |
6 364 |
6 420 |
6 435 |
6 450 |
6 465 |
6 480 |
6 495 |
6 510 |
% |
98 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
||
|
Общая площадь муниципального жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности |
тыс. кв. м |
538,36 |
538,36 |
538,36 |
538,36 |
538,36 |
538,36 |
538,36 |
538,36 |
|
Обеспеченность жильем на 1 жителя города Челябинска (по территории города) на конец года |
кв. м |
28,5 |
29,6 |
30,4 |
30,9 |
31,8 |
32,2 |
33,2 |
33,5 |
|
Содержание и ремонт жилищного фонда (без капитального ремонта) |
млн руб. |
9 645,6 |
9 911,1 |
10 534,4 |
10 534,4 |
11 009,0 |
11 009,0 |
11 471,6 |
11 471,6 |
|
Капитальный ремонт инженерных сетей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- теплоснабжения |
км |
21,4 |
17,8 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
|
- водоснабжения |
км |
13,3 |
18,2 |
17,1 |
17,1 |
17,1 |
17,1 |
17,1 |
17,1 |
|
- водоотведения |
км |
3,8 |
4,0 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
|
- газоснабжения |
км |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
Водоснабжение: |
|||||||||
|
Наличие сетей на конец года, всего |
км |
1 942,8 |
1 999,6 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
|
в том числе в муниципальной собственности |
км |
1 852,3 |
1 852,3 |
1 855,0 |
1 855,0 |
1 855,0 |
1 855,0 |
1 855,0 |
1 855,0 |
|
Подача воды в сеть |
тыс. куб. м |
137 700,0 |
137 700,0 |
137 700,0 |
137 700,0 |
137 700,0 |
137 700,0 |
137 700,0 |
137 700,0 |
|
Полезный отпуск воды |
тыс. куб. м |
108 100,0 |
108 087,9 |
108 100,0 |
108 100,0 |
108 100,0 |
108 100,0 |
108 100,0 |
108 100,0 |
|
Средний тариф 1 куб. м воды |
руб. |
31,21 |
33,1 |
33,9 |
33,9 |
34,5 |
34,5 |
35,1 |
35,1 |
|
Водоотведение: |
|||||||||
|
Наличие сетей на конец года, всего |
км |
1 434,7 |
1 579,0 |
1 580,0 |
1 580,0 |
1 580,0 |
1 580,0 |
1 580,0 |
1 580,0 |
|
в том числе в муниципальной собственности |
км |
1 412,3 |
1 509,3 |
1 510,0 |
1 510,0 |
1 510,0 |
1 510,0 |
1 510,0 |
1 510,0 |
|
Средний тариф 1 куб. м стоков |
руб. |
21,95 |
24,88 |
25,0 |
25,0 |
25,5 |
25,5 |
26,0 |
26,0 |
|
Теплоэнергия: |
|||||||||
|
Наличие сетей на конец года, всего |
км |
1 437,3 |
1 444,5 |
1 445,0 |
1 445,0 |
1 445,0 |
1 445,0 |
1 445,0 |
1 445,0 |
|
в том числе в муниципальной собственности |
км |
703,6 |
705,3 |
706,0 |
706,0 |
706,0 |
706,0 |
706,0 |
706,0 |
|
Отпущено тепловой энергии |
тыс. Гкал |
14 717,1 |
14 707,0 |
14 746,7 |
14 746,7 |
14 789,6 |
14 7 |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации города Челябинска от 23 октября 2024 г. N 13324 "О Прогнозе социально-экономического развития города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.