Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 октября 2024 г. N 03-07-07/95846
Вопрос: ООО (далее - Общество) в рамках договоров аренды места под установку аппаратов самообслуживания устанавливает "Умные" холодильные аппараты по продаже кулинарной продукции собственного производства. Данные аппараты устанавливаются в комнатах приема пищи сотрудников организаций, по запросу руководителей таких организаций-заказчиков.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса Общество имеет право на применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость ввиду оказания услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному Заказчиком (выездное обслуживание). Согласно письмам Минфина России от 13.05.2022 N 03-07-07/44019 и от 13.05.2022 N 03-07-07/44019, применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость не допускается, если они оказаны через вендинговые аппараты. Наши аппараты установлены в определенных Заказчиками местах (комнатах приема пищи), где конечные потребители - физические лица, приобретая продукцию нашего производства, сразу ее потребляют.
Согласно информации на сайте Налог.ру https://www.nalog.gov.ru/rh27/news/tax_doc_news/12070822/: "Статья 149 НК РФ не ограничивает способы доставки продукции общепита (своими силами или с привлечением сторонней организации) и способы оформления заказа (через агрегатор, на сайте организации общественного питания или через сети ТКС), способы оплаты продукции. Таким образом, организация общественного питания вправе применить освобождение от НДС при оказании услуг общественного питания вне места изготовления, то есть при доставке блюд по заказам потребителей, осуществляя такую доставку как своими силами, так и с привлечением третьих лиц, при условии соблюдения требований, установленных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ."
По нашему мнению, оформление заказа еды через агрегатор или покупка еды в аппарате самообслуживания через специальное мобильное приложение, принципиально не отличается - оказывается одна и та же услуга - удовлетворение потребностей потребителя по приобретению готовой еды.
Кроме того, аппарат по продаже готовой еды является усовершенствованным (современным) форматом буфета - исключается наличие обслуживающего персонала за счет развития цифровых технологий. Для формата буфета Налоговым кодексом предполагается право на применение освобождения от НДС при оказании услуг общественного питания.
По нашему мнению, наличие или отсутствие персонала для оказания услуг по удовлетворению потребности потребителей в приобретении (заказа) готовой еды не должно влиять на признание такой услуги как услуга общественного питания, учитывая глобальный тренд на цифровизацию и автоматизацию бизнес-процессов. По нашему мнению, ключевым показателем при определении услуги как услуги общественного питания является факт непосредственного производства организацией реализуемой им# продукции и реализация такой продукции напрямую конечным потребителям - физическим лицам.
Просим разъяснить возможность применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации продукции собственного производства через "умные" аппараты самообслуживания, находящиеся непосредственно в комнатах приема пищи организаций-Заказчиков.
Ответ: В связи с обращением о применении освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, условий, предусмотренных данным подпунктом пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Кроме того, положениями абзацев второго-четвертого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенному в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услугой общественного питания (индустрии питания) признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
На основании пунктов 60 и 88 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат): нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
В связи с этим в отношении продукции общественного питания, реализуемой предприятием общественного питания через вендинговые аппараты, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отношении продукции, реализуемой предприятием общепита через вендинговые аппараты, освобождение от НДС не применяется.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 октября 2024 г. N 03-07-07/95846
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 26 ноября - 2 декабря 2024 г. N 45