Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику
Цифровой рубль не окажет значимого влияния на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики (ТМ ДКП). При этом у Банка России есть все инструменты, чтобы компенсировать вторичные эффекты введения цифрового рубля на ТМ ДКП, если они возникнут
В 2024 году Банк России продолжил пилотирование операций с цифровыми рублями с участием ограниченного круга пользователей. Цифровой рубль - это цифровая форма российского рубля, которая выпускается в дополнение к наличной и безналичной. Это дополнительный инструмент для платежей и переводов. При этом цифровой рубль, как и наличные деньги, - обязательство Банка России.
Граждане и организации смогут осуществлять операции с цифровым рублем через мобильное приложение или интернет-банк любой кредитной организации, клиентом которой они являются, а в перспективе также при ограниченном доступе к сети Интернет. На базе цифрового рубля финансовые посредники смогут создавать инновационные сервисы, в том числе с использованием смарт-контрактов (самоисполняемых сделок). Однако наиболее важно, что цифровая форма российского рубля позволит снизить стоимость платежей в экономике. Операции с цифровым рублем для граждан будут бесплатными. Для бизнеса операции с цифровым рублем будут значительно дешевле, чем безналичные платежи: тариф за прием оплаты цифровыми рублями составит 0,3% от размера платежа (операции C2B), а для платежей ЖКХ - 0,2%. Комиссия Банка России за перевод между юридическими лицами (B2B) на платформе составит 15 рублей за одну операцию. В результате банки будут стремиться удержать своих клиентов и предлагать наиболее выгодные условия обслуживания.
Введение цифрового рубля не повлияет на структуру банковской системы и распределение функций между Банком России и банками. Коммерческие банки останутся финансовыми посредниками и будут привлекать депозиты, выдавать кредиты и проводить платежи. Банк России будет эмитировать наличные деньги и выпускать цифровые рубли, проводить денежно-кредитную политику, регулировать финансовый сектор и проводить государственные платежи.
После введения цифрового рубля Банк России продолжит таргетировать инфляцию. Появление цифровой формы национальной валюты не повлияет на механизмы реализации денежно-кредитной политики. Банк России продолжит управлять ставками денежного рынка, проводя операции по предоставлению ликвидности банкам и ее абсорбированию. Цифровой рубль заместит часть наличных денег и средств на банковских счетах. Граждане и бизнес будут самостоятельно принимать решения об использовании какой-либо формы российского рубля с учетом доступности, удобства ее использования, транзакционных издержек, а также уровня процентных ставок по банковским депозитам. Они будут через банки переводить наличные деньги и деньги на своих банковских счетах в цифровые рубли. Банки в свою очередь будут переводить эти средства в цифровые рубли на Платформе цифрового рубля Банка России. Объем цифровых рублей в экономике будет изменяться только в процессе такого обмена. Выпуск цифрового рубля не приведет к увеличению количества денег в экономике, изменится только структура денежной массы, но не ее объем. Таким образом, выпуск цифрового рубля повлияет только на спрос экономических агентов на наличные средства и средства на банковских счетах и не окажет инфляционного давления.
Пилотирование цифрового рубля подразумевает несколько этапов. В августе 2023 года вступили в силу законы, связанные с внедрением цифрового рубля 1, и началось пилотирование операций с реальными цифровыми рублями на ограниченном круге пользователей. С 1 сентября 2024 года стартовал новый этап тестирования операций с реальными цифровыми рублями. Ранее в пилоте принимали участие около 600 граждан и 22 компании, с расширением параметров появилась возможность подключить до 9 тыс. граждан и 1200 компаний. Операции с цифровой национальной валютой по-прежнему доступны клиентам 12 банков, которые участвуют в пилотировании с самого начала, августа 2023 года. В дальнейшем этот список будет дополняться. В настоящее время проводятся организационно-технические мероприятия по подключению 19 банков второй волны. В ходе пилотирования осуществляются следующие операции: открытие и пополнение счетов цифрового рубля, вывод средств со счетов цифрового рубля на банковские счета, переводы между физическими лицами, оплата товаров и услуг и ее возврат, а также смарт-контракты (самоисполняемые сделки). В 2024 году участникам пилотирования стали доступны новые операции: оплата по динамическому QR-коду и переводы между юридическими лицами.
Банк России, Минфин России и Федеральное казначейство прорабатывают механизмы использования цифрового рубля в бюджетном процессе. Это позволит снизить издержки на администрирование бюджетных платежей, повысить эффективность использования бюджетных средств.
Банк России сотрудничает с другими центральными банками, разрабатывающими собственные цифровые валюты, для осуществления трансграничных и валютно-обменных операций с цифровыми валютами центральных банков. Важным преимуществом цифрового рубля станет возможность его использования в трансграничных расчетах.
Влияние цифрового рубля на ликвидность банковского сектора будет учтено в прогнозе, а операционная процедура денежно-кредитной политики не изменится
Спрос экономических агентов на цифровой рубль станет дополнительным фактором формирования ликвидности банковского сектора, то есть остатков средств на их корреспондентских счетах в Банке России. Банк России будет выпускать цифровой рубль и одновременно списывать аналогичную сумму с корреспондентского счета кредитной организации 2. Впоследствии банки будут переводить цифровые рубли со своих счетов цифрового рубля на счета цифрового рубля своих клиентов - граждан и организаций.
Появление цифровой формы рубля не приведет к увеличению денежных средств в обращении (денежной массы М2). Граждане и организации будут обменивать на цифровые рубли наличные деньги и средства на банковских счетах. Однако от того, за счет каких источников будет расти объем цифровых рублей в экономике, будет зависеть влияние их выпуска на банковский сектор.
Так, если клиент планирует пополнить счет цифрового рубля на Платформе за счет наличных средств, сначала он пополнит свой безналичный счет в банке, затем переведет средства с этого безналичного счета на счет цифрового рубля 3. В результате увеличится остаток наличных средств в кассе кредитной организации и сократится объем цифровых рублей на ее счете цифрового рубля на Платформе. Одновременно вырастет остаток средств на счете цифрового рубля клиента, при этом общий объем выпущенных цифровых рублей не изменится. Поскольку у банков нет стимула поддерживать в кассе слишком много наличных денег, можно ожидать, что банки будут инкассировать избыточные наличные средства в Банк России, получая средства на свои корсчета. При этом объем цифровых рублей на счете банка на Платформе может измениться только в результате их приобретения за счет средств на корреспондентском счете кредитной организации в Банке России 4. Таким образом, при обмене наличных денег на цифровые рубли изменится лишь структура обязательств Банка России: вырастет доля цифровых рублей, однако балансы кредитных организаций останутся неизменными.
Балансы кредитных организаций изменятся, если клиент банка примет решение обменять средства, размещенные на банковских счетах, на цифровые рубли на Платформе Банка России 5. Такая операция приведет к оттоку ликвидности из банковского сектора. Банк России будет учитывать это в процессе прогнозирования ликвидности банковского сектора и при определении направленности и лимитов своих операций по управлению ликвидностью. Снижая объем абсорбирования ликвидности или наращивая ее предоставление, Банк России будет поддерживать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России.
Переток средств с банковских счетов в цифровые рубли может ускорить переход банковского сектора к структурному дефициту ликвидности. Однако это говорит только о том, что Банк России, предоставляя банкам ликвидность в необходимом объеме, из нетто-заемщика банковского сектора по операциям денежно-кредитной политики может стать нетто-кредитором. Такая ситуация является нормальной и не отражает каких-либо сбоев или нарушений в функционировании банковского сектора. Операционная процедура Банка России позволяет поддержать устойчивость банков и обеспечить бесперебойность платежей даже в условиях резкого перехода из состояния профицита ликвидности к ее дефициту и компенсировать в полном объеме отток ликвидности, в том числе в случае перетока средств с банковских счетов клиентов на счета цифрового рубля.
Банк России увеличит объемы предоставления ликвидности кредитным организациям в случае повышения их потребности. При этом операционная процедура денежно-кредитной политики не изменится. Банк России по-прежнему будет стремиться обеспечить баланс спроса и предложения ликвидности в банковском секторе, чтобы поддержать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки.
Влияние цифрового рубля на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в целом будет незначительным, а в долгосрочной перспективе его эффективность повысится
Выпуск Банком России цифрового рубля окажет влияние на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. На этапе введения цифрового рубля повышение неопределенности относительно клиентских потоков, возможное изменение структуры банковских балансов могут оказать "зашумляющее" влияние на трансмиссию сигнала денежно-кредитной политики в экономику. По прошествии адаптационного периода появление цифровой формы российского рубля, вероятнее всего, окажет незначительное влияние, которое к тому же будет растянуто во времени.
Банк России не предполагает использовать цифровой рубль в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Банк России располагает действенной системой инструментов денежно-кредитной политики, которая позволяет регулировать ликвидность банковского сектора и управлять ставками денежного рынка. В связи с этим Банк России не планирует начислять процент на остаток средств на цифровых счетах клиентов. Отказавшись от возможности начисления процентов на счета цифрового рубля, Банк России также стремится избежать конкуренции с банковскими счетами, по которым клиенты получают доход, и минимизировать риски оттока их средств.
В долгосрочной перспективе распространение цифрового рубля создаст условия для повышения эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Снижение транзакционных издержек при осуществлении платежей приведет к росту конкуренции между банками. В результате ставки по банковским депозитам и текущим счетам будут быстрее реагировать на изменение денежно-кредитных условий. Повышение скорости осуществления платежей и финансовых операций с цифровым рублем будет способствовать повышению скорости передачи сигнала денежно-кредитной политики. Рост доступности безналичных платежей на отдаленных и малодоступных территориях приведет к распространению финансовых услуг среди более широкого круга участников экономики.
Влияние цифрового рубля на финансовую стабильность: развитие платежной системы и повышение конкуренции между банками
Введение цифрового рубля и переток средств с банковских счетов клиентов на счета цифрового рубля на Платформе не формируют рисков для финансовой стабильности. Напротив, создание дополнительной платежной инфраструктуры для цифрового рубля будет способствовать повышению устойчивости, надежности и бесперебойности работы платежной системы и денежных расчетов в целом.
Поэтапное и растянутое во времени введение цифрового рубля позволит минимизировать риск значительного оттока ликвидности из банковского сектора. Это даст возможность кредитным организациям адаптироваться к изменению структуры их балансов. Банк России в свою очередь будет отслеживать влияние цифрового рубля на финансовый сектор и в случае необходимости готов задействовать все необходимые меры для поддержания финансовой стабильности.
Риски для финансовой стабильности, связанные с масштабным перетоком средств с банковских счетов в цифровые рубли в результате так называемого бегства в качество, в настоящее время представляются незначительными. Российская банковская система пользуется доверием граждан и бизнеса, чему способствовали переход к таргетированию инфляции и меры Банка России в области банковского регулирования и надзора. Система страхования банковских вкладов обеспечивает их сохранность в установленной законодательством мере. К тому же отток средств с банковских счетов не будет существенным в силу поэтапного внедрения цифрового рубля, что позволит и банкам, и экономическим агентам адаптироваться к появлению цифровой формы национальной валюты. Для этого Банк России ограничит объем пополнения счета цифрового рубля на Платформе за счет средств, размещенных на банковских счетах, суммой в 300 тыс. рублей в месяц. При этом Банк России не будет начислять проценты на средства на счете цифрового рубля и, таким образом, конкурировать с банковским сектором за средства вкладчиков. Граждане и организации будут заинтересованы в накоплении средств в банках, которые предлагают положительные в реальном выражении ставки.
Выпуск цифрового рубля - дешевого и удобного платежного инструмента - приведет к повышению конкуренции в финансовом секторе, более эффективному перераспределению финансовых ресурсов и прибыли внутри банковского сектора. Преимущества получат устойчивые банки, предлагающие клиентам наиболее выгодные условия по своим продуктам.
Введение цифрового рубля не затронет фундаментальные основы функционирования банковской системы и принципы реализации денежно-кредитной политики. Прежде всего будет сохранена двухуровневая банковская система, у кредитных организаций останутся их основные функции - кредитование экономики и аккумулирование сбережений населения. В то же время введение цифрового рубля создаст условия для перераспределения прибыли в пользу более эффективных финансовых посредников, а также развития платежной инфраструктуры. В случае перетока средств с банковских счетов в цифровые рубли и формирования структурного дефицита ликвидности Банк России готов оперативно реагировать и принимать все необходимые меры для поддержания краткосрочных процентных ставок вблизи ключевой ставки, обеспечения устойчивости банковской системы и финансовой стабильности.
------------------------------
1 Федеральные законы "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", определяющие основы правового регулирования операций с цифровыми рублями, приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации.
2 См. табл. П-7-1 ОНЕГДКП 2023-2025.
3 См. табл. П-7-2 ОНЕГДКП 2023-2025.
4 Проводя операции по предоставлению/абсорбированию ликвидности, Банк России регулирует совокупный объем корреспондентских счетов банков и, таким образом, управляет процентными ставками денежного рынка.
5 См. табл. П-7-4 ОНЕГДКП 2023-2025.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.