Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Коммуникация Банка России по вопросам денежно-кредитной политики
Банк России повысил информационную открытость в 2024 году и продолжит развивать доступность и адресность коммуникации
В режиме таргетирования инфляции коммуникация - важный инструмент денежно-кредитной политики. С ее помощью центральный банк стремится повысить доверие к проводимой политике, снизить инфляционные ожидания и закрепить их на низком уровне, обеспечить предсказуемость процентных ставок в экономике. Весь период таргетирования инфляции Банк России активно развивал коммуникационную политику, расширяя аудиторию и каналы коммуникации, повышая оперативность и полноту раскрываемой информации.
По итогам исследований оценки эффективности коммуникации 1 в рамках Обзора денежно-кредитной политики и их обсуждения в 2023 году с обществом Банк России принял ряд важных решений по совершенствованию коммуникации.
Новое в коммуникации с профессиональной аудиторией в 2024 году
В части коммуникации с профессиональным сообществом произошли следующие изменения:
1. С февраля 2024 года Банк России начал публиковать Резюме обсуждения ключевой ставки (далее - Резюме). Материал отражает основные моменты дискуссии на совещаниях по подготовке решения по ключевой ставке на "неделе тишины" и на заседании Совета директоров Банка России. Затрагиваются вопросы экономики и инфляции, денежно-кредитных и внешних условий, их соответствие прогнозу Банка России и различным его сценариям, варианты решения по ключевой ставке. В Резюме представлены позиции без указания отдельных участников обсуждения - членов Совета директоров, руководства департаментов и главных управлений Банка России. Профессиональное сообщество высоко оценило качество нового информационного материала.
2. В опорные раунды одновременно с Резюме Банк России публикует Комментарий к среднесрочному прогнозу, в котором подробно освещаются предпосылки и параметры макроэкономического прогноза (до конца 2023 года эта информация содержалась в Докладе о денежно-кредитной политике).
3. В мае 2024 года Банк России запустил новый сервис для доступа к статистическим данным, в том числе при помощи Открытого API 2. По результатам закрытого опроса аналитического сообщества, состоявшегося в январе 2023 года, отсутствие такого сервиса было одним из ключевых затруднений для профессионального сообщества при работе с данными регулятора. Новое приложение выполняет функцию посредника между данными центрального банка и аналитиками, которые теперь могут значительно быстрее и с бльшим удобством обновлять данные.
4. В 2024 году увеличилось количество информационных выходов руководства Банка России, посвященных отдельным актуальным вопросам денежно-кредитной политики. Ситуативные комментарии о том, как Совет директоров оценивает выходящую статистику и меняющиеся условия, позволяли эффективно закрывать информационные потребности аналитиков. Это также было одним из запросов профессионального сообщества, высказанных во время подготовки Обзора денежно-кредитной политики.
Рис. П-20
Распределение центральных банков по индексу прозрачности коммуникации AL-MASHAT
Одним из запросов профессионального сообщества была публикация кода прогнозных моделей Банка России. Соответствующие материалы планируется разместить во второй половине 2024 года. Публикация кода прогнозных моделей - важный шаг, отражающий более зрелый подход к коммуникации с профессиональным сообществом. Это позволит аналитикам получить технический доступ к логике макроэкономического прогнозирования, которое ложится в основу решений Банка России по ключевой ставке. Вместе с тем следует помнить, что выводы из модельных расчетов являются лишь рекомендацией для Совета директоров. Все решения и прогнозы утверждаются коллегиально членами Совета директоров, профессиональное суждение которых может отличаться от выводов моделей.
Кроме того, профессиональное сообщество предлагало расширить список публикуемых в составе макропрогноза параметров. Как следует из международного опыта публикации макропрогнозов, а также критериев прозрачности центральных банков 3, дополнительными публикуемыми показателями для Банка России могли стать прогноз валютного курса, а также индикаторов рынка труда. Банк России на данном этапе принял решение перенести обсуждение начала публикации этих дополнительных индикаторов на осень 2025 года. Причинами такого решения стало следующее: во-первых, публикация прогноза безработицы должна быть сопряжена с публикацией описания КПМ с рынком труда, что делает такие оценки интерпретируемыми. Во-вторых, на внутреннем валютном рынке в июне 2024 года произошли важные изменения, связанные с приостановкой торгов парами доллар/рубль и евро/рубль на Московской Бирже из-за санкций. Изменение системы расчета курса требует большей осторожности при раскрытии информации о курсе, чтобы не создавать избыточной волатильности на рынке. Банк России сохраняет намерение расширить число публикуемых индикаторов в макропрогнозе. Эти шаги требуются для повышения предсказуемости решений по денежно-кредитной политике и укрепления доверия рынка.
В целом прозрачность Банка России за последний год выросла благодаря началу публикации Резюме обсуждения ключевой ставки. Банк России по-прежнему находится выше среднего в рейтинге центральных банков по прозрачности. Для оценки достаточности усилий центральных банков в сфере коммуникации по денежно-кредитной политике в мире используют специальные индексы, в частности Dincer and Eichengreen (2008, 2014) и Al-Mashat et al. (2018). Эти индексы представляют собой перечни индикаторов и типов материалов, которые может публиковать центральный банк. За выполнение каждого пункта присваивается некоторое количество баллов.
Рис. П-21
Ясность заявления председателя Банка России по итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке
Степень открытости финансовых властей страны для профессиональных участников рынка ежегодно оценивает Институт международных финансов. В докладе Principles for Stable Capital Flows and Fair Debt Restructuring организация приводит ренкинг стран по индексу открытости регулятора для институциональных инвесторов и прозрачности публикуемых им данных. В 2024 году Банк России, представляющий страну в этом рейтинге, занял 23-е место из 41, получив 36,63 балла из 50 возможных - на 3,13 балла больше, чем годом ранее.
Банк России также уделяет значительное внимание развитию коммуникации с широкой общественностью
По итогам Обзора денежно-кредитной политики исследователи Банка России пришли к выводу что в этом направлении остается значительное пространство для улучшения взаимопонимания. На это указывают прежде всего высокие и незаякоренные инфляционные ожидания населения.
Ключевыми направлениями совершенствования коммуникации Банка России с населением по денежно-кредитной политике являются: 1) повышение доступности основных информационных и аналитических материалов; 2) расширение охвата целевых аудиторий в регионах и повышение адресности коммуникационных материалов; 3) расширение взаимодействия в образовательных целях; 4) развитие коммуникации в социальных сетях.
Повышение доступности информационных и аналитических материалов
Банк России начал применять разработанную им нейросетевую модель для оценки доступности своих текстов по денежно-кредитной политике и инфляции в регионах. Нейронная сеть на базе архитектуры "трансформер" определяет доступность текста на русском языке по 44 лингвистическим характеристикам 4. Модель присваивает тексту класс от 1 (текст доступен только докторам экономических наук) до 10 (текст доступен младшеклассникам). Банк России ориентируется на 5-6 уровень доступности текста (текст доступен выпускникам школ).
Кроме того, с 2024 года при создании текстов по денежно-кредитной политике Банк России применяет "Гид по стилю" - основные правила, позволяющие минимизировать канцеляризмы и сделать язык экономистов более доступным для широкой аудитории.
Расширение охвата целевых аудиторий в регионах и повышение адресности коммуникационных материалов
В коммуникациях по денежно-кредитной политике в регионах страны Банк России ставит перед собой задачи:
- разъяснять денежно-кредитную политику с учетом специфики каждой целевой аудитории - ее интересов и уровня осведомленности о денежно-кредитной политике;
- повышать интерес и доверие аудиторий к аналитическим материалам Банка России об экономике и инфляции;
- повышать эффективность взаимодействия, улучшать практики коммуникации в целях большего понимания денежно-кредитной политики и доверия к Банку России.
Для реализации этих задач Банк России с 2024 года увеличил количество проводимых в российских регионах коммуникационных сессий с крупным, средним и малым бизнесом. В них участвуют также представители органов власти, финансового, в том числе банковского, и научного сообществ. Такие встречи стали удобными площадками для обмена мнениями между регулятором и представителями бизнеса по вопросам экономики страны и региона, инфляции, цели и решений по денежно-кредитной политике.
Особое внимание в перспективе будет уделено общению с малым и средним бизнесом. Для этого предполагается расширить охват этой целевой аудитории в регионах и разработать адаптированный контент по денежно-кредитной политике. Этот контент будет содержать как теоретические аспекты, так и ключевые посылы текущей политики Банка России. Это позволит сформировать у предпринимателей ясное понимание действий Банка России, доверие к среднесрочным прогнозам для учета в финансовых решениях и в итоге повысить эффективность трансмиссии решений по ключевой ставке в экономике.
Расширение взаимодействия в образовательных целях
В 2024 году Банк России начал активнее вести общение с учащимися вузов и ссузов, особенно в регионах. Форматы такого общения разнообразны: открытые лекции представителей Банка России, деловые игры, квизы и викторины. С января по июнь 2024 года было проведено свыше 300 подобных мероприятий во всех регионах страны.
Новой формой взаимодействия с вузами в 2024 году стали обучающие семинары для преподавателей. Такие семинары уже проведены в 10 регионах. Их цель - предоставить преподавателям учебно-методические материалы, содержащие актуальную информацию о денежно-кредитной политике. Использование этих материалов в учебном процессе позволит сформировать у студенческой аудитории понимание денежно-кредитной политики Банка России.
Банк России также уделял большое внимание развитию исследовательских и аналитических компетенций по коммуникации в рамках сотрудничества с центральными банками стран ЕАЭС. С этой целью во второй половине 2023 - первой половине 2024 года сотрудники Банка России провели тематические стажировки для центральных банков Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Республики Беларусь. Обмен опытом в быстро развивающейся сфере коммуникации, которая все активнее использует методы машинного обучения и продвинутой социологии, имеет важное значение для развития этого направления.
Развитие коммуникации в социальных сетях
Банк России в 2024 году расширял коммуникацию по денежно-кредитной политике в социальных сетях, поскольку они являются одним из основных каналов получения информации для широкой аудитории. Для повышения доступности коммуникации и формирования доверия к денежно-кредитной политике Банк России диверсифицировал контент под разные целевые аудитории и площадки. Особое внимание уделялось прямому диалогу с людьми.
Аудитория аккаунтов Банка России и просветительского проекта "Финансовая культура" в социальных сетях "Одноклассники", ВКонтакте и мессенджере Телеграм постоянно растет. К концу октября количество подписчиков этих аккаунтов превысило 498 тысяч. Темы инфляции, макроэкономической ситуации в стране, решений по ключевой ставке - стабильно самые популярные среди пользователей и вызывающие постоянные оживленные обсуждения и большое число комментариев и вопросов. Банк России продолжит поиск новых форматов для продвижения денежно-кредитной политики и расширения прямого диалога с пользователями Интернета.
------------------------------
1 Подробнее см. подраздел "Исследования и аналитические записки" раздела "Обзор денежно-кредитной политики" на сайте Банка России.
2 Application Programming Interface, или программный интерфейс приложения.
3 Dincer N., Eichengreen B., 2008. Central Bank Transparency: Where, Why, and With What Effects? Chapters, in: Jean-Philippe Touffut (ed.), Central Banks as Economic Institutions, chapter 6, Edward Elgar Publishing.
4 Evstigneeva A., Sidorovskiy M., 2021. Assessment of Clarity of Bank of Russia Monetary Policy Communication by Neural Network Approach. Russian Journal of Money and Finance, 80 (3), pp. 3-33. doi: 10.31477/rjmf 202103.03.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.