Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
Развитие финансового рынка
Банк России активно участвует в разработке и реализации политики по развитию финансового рынка, которое важно для успешной структурной трансформации экономики и повышения эффективности денежно-кредитной политики
В настоящий момент происходит не только восстановление российского финансового рынка, но и развитие его основных сегментов. При этом структурная трансформация российской экономики продолжается. Для ее финансирования необходим значительный объем долгосрочных ресурсов, которые в условиях действующих санкционных ограничений могут быть сформированы преимущественно из внутренних источников, в том числе сбережений граждан. Трансформация сбережений в инвестиции происходит на финансовом рынке, уровень развития которого является одним из факторов, влияющих на скорость структурной трансформации и развития экономики.
Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику по развитию финансового рынка. Среднесрочные задачи по развитию финансового рынка содержатся в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов и исполняются в целом в намеченные сроки.
В первую очередь целесообразно выделить комплекс мер, направленных на развитие рынка капитала. В частности, были реализованы меры, стимулирующие активность инвесторов на рынке капитала - велась работа по расширению линейки инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций, а также деятельность по доработке существующих инструментов. Так, в целях развития долгосрочных сбережений был уточнен порядок налогообложения долгосрочных вкладов 1. В части расширения линейки инструментов можно выделить следующие мероприятия: запуск программы долгосрочных сбережений 2, введение нового типа индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) - ИИС третьего типа 3, появление с 1 января 2025 года на российском рынке нового инструмента для долгосрочных инвестиций - долевого страхования жизни 4. Для повышения привлекательности инструментов рынка капитала для граждан был установлен налоговый вычет 5 на долгосрочные сбережения граждан, распространяемый на договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договоры долгосрочных сбережений, а также на ИИС третьего типа. Все эти меры будут содействовать формированию условий для повышения привлекательности инструментов рынка капитала среди розничных инвесторов.
Не менее важными для развития рынка капитала, в том числе в интересах структурной адаптации экономики, являются институциональные инвесторы, меры по стимулированию которых также реализовывались в рассматриваемый период. Так, для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) расширены 6 возможности по приобретению акций в рамках IPO в состав пенсионных средств. Наряду с уже введенным стимулирующим регулированием для страховых организаций и паевых инвестиционных фондов реализованы меры, направленные на стимулирование инвестиций профессиональных участников рынка ценных бумаг 7 и НПФ 8 в облигации российских эмитентов, выпущенные в рамках финансирования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики 9. В среднесрочной перспективе меры, направленные на развитие рынка капитала и усиление его роли в финансировании экономики позволят повысить активность эмитентов, институциональных и частных инвесторов. С одной стороны, это будет снижать влияние единичных крупных сделок на ценообразование на рынке капитала. С другой стороны, изменения котировок ценных бумаг будут влиять на поведение более широкого круга экономических субъектов. В результате будет увеличиваться значимость каналов трансмиссионного механизма, связанных с влиянием процентных ставок на цены активов.
Увеличению активности на российском финансовом рынке будут способствовать и меры по развитию конкуренции и расширению свободы выбора потребителей, в том числе их переключения между различными поставщиками финансовых услуг. Так, граждане, осуществляющие перевод средств в пределах 30 млн рублей между своими счетами (вкладами) в разных банках и на свой кошелек на финансовой платформе, освобождены от комиссии 10. Улучшению условий конкуренции и повышению информированности потребителей финансовых услуг будут способствовать вступившие в силу изменения в правила расчета полной стоимости потребительского кредита (займа), в которую теперь включаются все расходы заемщика, являющиеся фактическими условиями предоставления кредита или фактически влияющие на условия кредитного договора 11. Растущая конкуренция между банками будет способствовать ускорению влияния решений по денежно-кредитной политике на ставки по банковским продуктам и, таким образом, повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма.
Для расширения возможностей по осуществлению международных расчетов ведется разработка альтернативных механизмов. Так, предусмотрена возможность использования цифровых прав в качестве встречного предоставления при осуществлении внешнеторговой деятельности 12. Содействовать осуществлению международных расчетов будет расширение возможностей банков с базовой лицензией на постоянной основе открывать корреспондентские счета за границей. Эта мера также соответствует целям дальнейшего развития пропорционального регулирования банковской деятельности 13. Кроме того, с 1 сентября 2024 года определен порядок открытия филиалов иностранных банков из дружественных стран 14.
В целях обеспечения финансовой стабильности реализован ряд мер, способствующих ограничению долговой нагрузки граждан: введена обязанность для кредитных и микрофинансовых организаций по расчету показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика в указанных в законе 15 случаях, дополнительно повышены надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам с высоким ПДН 16. Для заемщиков с повышенной долговой нагрузкой 17 введена категория потребительских кредитов (займов) 18, чтобы они могли получать потребительские кредиты (займы) в банках и не обращаться к микрофинансовым организациям, где ставки выше. С 1 июля 2024 года повышены надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам и установлены надбавки по автокредитам 19.
Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит реализацию политики по развитию финансового рынка по следующим направлениям.
1. Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора
Структурная трансформация требует значительного объема долгосрочных ресурсов. Для обеспечения экономики сбалансированным набором источников финансирования необходимо повышение роли рынка капитала и небанковских финансовых посредников, активное присутствие на рынке различных групп инвесторов и эмитентов, развитие инструментов для долгосрочных сбережений и инвестиций, а также укрепление доверия на финансовом рынке. Реализация мероприятий по указанным направлениям будет способствовать увеличению роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики, а также может привести к росту эффективности трансмиссии решений по ключевой ставке в экономику по каналам, связанным с финансовым рынком (в частности, по балансовому и узкому кредитному каналам).
К числу значимых мероприятий, запланированных к реализации, можно отнести работу по фокусированию механизмов государственной поддержки на инструментах долгосрочных сбережений и инвестиций - в частности, по распространению системы гарантирования на ИИС третьего типа 20 и договоры добровольного страхования жизни.
Отдельным направлением работы выступает повышение привлекательности российского рынка для инвесторов из дружественных стран. Проведение эксперимента по партнерскому (исламскому) финансированию может обеспечить расширение возможностей для привлечения инвестиций из стран, в которых оно развито. Углубление связей российского финансового рынка с финансовыми рынками дружественных стран будет способствовать усилению влияния ставок внутреннего финансового рынка на курс рубля и, соответственно, частичному восстановлению значимости валютного канала трансмиссионного механизма.
Для развития рынка капитала важно также реализовывать меры, направленные на стимулирование активности эмитентов. Так, Правительство Российской Федерации и Банк России совместно обсуждают меры поддержки для эмитентов - технологических компаний. Помимо этого, планируется развивать и другие формы привлечения финансирования, которые компании могут применять на более ранних этапах своего существования. Растущая конкуренция между фондовым рынком и рынком банковских кредитов в качестве источника финансирования организаций будет способствовать ускорению влияния импульсов денежно-кредитной политики на ставки по банковским кредитам и, соответственно, повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма.
В части расширения возможностей по участию банков в финансировании трансформации экономики Банк России считает приоритетным вопрос повышения срочности банковских вкладов, в том числе безотзывных сберегательных сертификатов. В связи с этим Банк России представил 21 концепцию дифференциации лимита страхового возмещения и ставок отчислений в фонд обязательного страхования вкладов в зависимости от вида, срока и валюты вклада, по итогам обсуждения которой будут разработаны соответствующие изменения в регулирование. Для решения вопроса диверсификации кредитного риска Банк России будет содействовать развитию рынка неипотечной секьюритизации. Также рассматривается вопрос распространения на банки с базовой лицензией действия программы стимулирующего регулирования для участия в финансировании проектов технологического суверенитета и адаптации экономики.
Продолжается работа по переходу на кредитный рейтинг в качестве основного критерия отбора банков для размещения в них государственных средств и средств иных социально значимых субъектов. Правительство Российской Федерации сможет устанавливать разные уровни рейтингов для различных ситуаций в зависимости от приемлемого уровня рисков. Реализация такого подхода позволит расширить круг финансово устойчивых банков, имеющих право привлекать указанные средства, и повысить потенциал трансляции временно свободных средств в экономику.
Для эффективной работы финансового рынка важно восстановление и укрепление доверия всех его участников. Для развития долевого финансирования принципиально важным остается развитие практик корпоративного управления - это в том числе и защита прав миноритарных инвесторов, и обеспечение предсказуемости дивидендных выплат. Кроме того, для формирования доверительной среды необходимо наличие качественной, достоверной информации. Поэтому важно раскрытие такой информации эмитентами ценных бумаг, создание национальной системы финансовых и товарных индикаторов.
2. Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса
Обеспечение защиты потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение их финансовой и инвестиционной грамотности - важнейшие направления деятельности Банка России. На ближайшем горизонте важной остается задача по повышению защищенности потребителей инвестиционных продуктов, в том числе с учетом активного развития технологий и дистанционных каналов обслуживания.
Банк России ведет работу над комплексом мер, направленных на защиту розничных инвесторов и совершенствование подходов к их допуску на рынок капитала в части процедур тестирования, признания лиц квалифицированными инвесторами, перечня доступных только квалифицированным инвесторам инструментов и ряда других.
Отдельным приоритетом для Банка России является повышение уровня доступности, качества и расширение ассортимента финансовых услуг для граждан и бизнеса, а в особенности для групп потребителей, требующих особого внимания: жителей отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий; людей с инвалидностью, пожилых и других маломобильных групп населения; граждан с невысоким уровнем доходов; субъектов МСП.
В рамках обеспечения комплексной защиты прав потребителей финансовых услуг одной из задач является обеспечение формирования у граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью продукции креативных индустрий.
Меры, направленные на защиту прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, обеспечивают формирование доверительной среды на российском финансовом рынке. Это будет способствовать более рациональной реакции на изменения ситуации в экономике в целом и на финансовом рынке в частности. Такая реакция будет способствовать повышению эффективности канала ожиданий в национальной экономике. Эти мероприятия, а также меры по повышению финансовой доступности для граждан и бизнеса будут содействовать расширению круга пользователей финансовых услуг, на экономическое поведение которых денежно-кредитная политика оказывает непосредственное влияние. Соответственно, будет увеличиваться общая эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
3. Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры
Содействие цифровизации финансового рынка остается одним из стратегических приоритетов Банка России. Продолжается дальнейшая реализация цифровых инфраструктурных проектов, а также создание правовых условий, способствующих внедрению инноваций на финансовом рынке.
Банк России продолжит развивать технологии обмена данными на рынке, что расширит потенциал предоставления финансовых услуг и сервисов в цифровом виде. Важным шагом станет внедрение регулирования Открытых API на финансовом рынке при реализации модели Открытых финансов. Одновременно планируется разработка спецификаций для нефинансового рынка по модели Открытых данных с рекомендательным характером использования.
Кроме того, будет продолжена работа по развитию Цифрового профиля и Единой биометрической системы (ЕБС), что будет способствовать снижению затрат участников финансового рынка.
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и участниками финансового рынка Банк России реализует мероприятия, направленные на расширение перечня услуг, предоставляемых финансовыми организациями с использованием Цифрового профиля физическим и юридическим лицам. Кроме того, планируется обеспечить вывод новых сведений в Цифровой профиль и увеличить число подключенных к нему организаций.
Также будет продолжено развитие финансовых и нефинансовых сервисов, предоставляемых с помощью ЕБС. В частности, Банк России продолжит работу по развитию биоэквайринга. На сегодня уже проведены первые пилотные транзакции. В дальнейшем планируется завершить работу по запуску промышленного решения и обеспечить масштабирование биоэквайринга в целях обеспечения гражданам доступа к совершению платежей с помощью биометрических персональных данных.
Для развития инновационных инструментов на финансовом рынке ведется работа по совершенствованию регулирования цифровых прав и дальнейшему развитию этого сегмента финансового рынка.
В целях содействия внедрению инноваций будет продолжено развитие условий для установления экспериментальных правовых режимов на финансовом рынке.
Обеспечение независимости российской экономики с точки зрения функционирования финансового рынка касается прежде всего развития необходимой независимой инфраструктуры платежей и расчетов. В рамках Национальной системы платежных карт и платежной системы "Мир" продолжится дальнейшее развитие продуктов и сервисов на базе инновационных цифровых решений. Запланирована работа по расширению функционала Системы быстрых платежей. Банк России также планирует расширить график работы платежной системы, что позволит создать дополнительные возможности для граждан и бизнеса по осуществлению платежей и переводов в удобное для них время.
Важнейшей новацией в сфере денежного обращения, платежей и расчетов станет внедрение цифрового рубля. С 15 августа 2023 года началось пилотирование операций с реальными цифровыми рублями на ограниченном круге пользователей. По результатам пилота будет приниматься решение о масштабировании цифрового рубля (см. приложение 8 "Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику").
В целом реализация мер в области цифровизации финансового рынка и развития платежной инфраструктуры позволит повысить скорость платежей и расчетов и снизить издержки на их совершение, способствуя ускорению отражения в операциях на товарном и финансовом рынках изменений, связанных с решениями по денежно-кредитной политике. Это будет положительно влиять на эффективность трансмиссионного механизма.
4. Развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов
В условиях сохраняющегося внешнеполитического давления со стороны стран, совершающих недружественные действия, продолжается работа по выстраиванию новых каналов международных расчетов. Банк России работает над развитием корреспондентских отношений между кредитными организациями с фокусом на расчеты в национальных валютах, а также над расширением каналов передачи финансовой информации, отличных от SWIFT.
По мере устранения барьеров во внешнеторговых операциях, связанных с внешнеполитическим давлением, влияние курса рубля на объемы внешней торговли будет становиться менее "зашумленным" и, соответственно, будет частично восстанавливаться значимость валютного канала трансмиссионного механизма.
5. Обеспечение финансовой стабильности
Приоритетом для Банка России является сохранение финансовой стабильности, доверия вкладчиков и инвесторов к российской финансовой системе. Поскольку только надежный финансовый сектор способен обеспечивать бесперебойное проведение платежей и трансформацию сбережений в инвестиции, реализация мер в этом направлении позволит обеспечить эффективность трансмиссии решений по денежно-кредитной политике.
Среди ключевых задач - завершение выхода из регуляторных послаблений и переход к накоплению буферов капитала.
По мере реализации мер политики по развитию финансового рынка Банк России будет оценивать их влияние на эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
------------------------------
1 Принят Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
2 Принят Федеральный закон от 10.07.2023 N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3 Принят Федеральный закон от 19.12.2023 N 600-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4 Принят Федеральный закон от 25.12.2023 N 631-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5 Принят Федеральный закон от 23.03.2024 N 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 102 и 126-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
6 В части пенсионных накоплений - Указание Банка России от 22.05.2024 N 6732-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 марта 2017 года N 580-П". В части пенсионных резервов - Указание Банка России от 18.06.2024 N 6759-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 декабря 2019 года N 5343-У".
7 Приняты Указание Банка России от 09.10.2023 N 6570-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 22 марта 2019 года N 5099-У" и Указание Банка России от 09.10.2023 N 6571-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 2 августа 2021 года N 5873-У".
8 Принято Указание Банка России от 07.11.2023 N 6598-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 4 июля 2016 года N 4060-У".
9 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации".
10 Принят Федеральный закон от 04.08.2023 N 482-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
11Федеральный закон от 24.07.2023 N 359-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
12 Принят Федеральный закон от 11.03.2024 N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
13 Принят Федеральный закон от 12.12.2023 N 566-ФЗ "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
14 Принят Федеральный закон от 08.08.2024 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
15 В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 N 601-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".
16 Решение Совета директоров Банка России от 22.12.2023.
17 ПДН более 60%, кредиты до 1 года с суммой выдачи до 30 тыс. рублей и кредиты от 1 года до 3 лет с суммой выдачи от 30 тыс. до 100 тыс. рублей.
18Указание Банка России от 08.12.2023 N 6621-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У".
19 Решение Совета директоров Банка России от 26.04.2024.
20 В частности, в целях стимулирования и защиты инвестиций граждан в ИИС в настоящее время прорабатывается вопрос создания системы возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС, открытых после 01.01.2024. Соответствующий проект федерального закона N 579984-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах) принят Государственной Думой в первом чтении.
21 Подробнее см. "Дифференциация лимита страхового возмещения и ставок страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов в зависимости от вида, срока и валюты вклада".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.