Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок
регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
(утв. постановлением КМ РТ от 4 марта 2015 г. N 135 (в редакции постановления КМ РТ от 31 октября 2024 г. N 949))
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), Законом Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании" в целях реализации права на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях и определяет процедуру оформления отношений государственной или муниципальной общеобразовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе адаптированным основным общеобразовательным программам, на дому или в государственной медицинской организации, расположенной на территории Республики Татарстан (далее соответственно - образовательная организация, обучающиеся, основные общеобразовательные программы, медицинская организация).
1.2. Перечень заболеваний, наличие которых предоставляет право на организацию обучения на дому или в медицинской организации, определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1.3. Обучение обучающихся на дому или в медицинской организации может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме, а также посредством применения сетевой формы реализации основных общеобразовательных программ. Образовательная организация вправе применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации основных общеобразовательных программ.
1.4. Обучение по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях осуществляется в пределах средств, предусмотренных на выполнение государственного (муниципального) задания, устанавливаемого учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ.
II. Организация обучения на дому
2.1. Для организации обучения на дому родители (законные представители) обучающегося представляют в образовательную организацию:
письменное заявление одного из родителей (законного представителя) обучающегося о переводе обучающегося на обучение на дому или в медицинской организации (далее - заявление);
заключение медицинской организации (медицинскую справку) о необходимости организации обучения на дому или в медицинской организации с указанием периода такого обучения.
Родитель (законный представитель) обучающегося вправе представить при необходимости заключение психолого-медико-педагогической комиссии для организации обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе, справку, подтверждающую факт установления инвалидности, и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида.
2.2. Основанием для обучения на дому являются распорядительный акт образовательной организации о переводе обучающегося на обучение на дому (далее - распорядительный акт), издаваемый в трехдневный срок, исчисляемый в рабочих днях, с даты поступления заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, и договор об обучении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона об образовании по форме, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации (при наличии).
2.3. Образовательная организация с согласия родителей (законных представителей) обучающегося создает условия для обучения и воспитания на дому:
предоставляет бесплатно в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания;
предоставляет бесплатно в пользование на время получения образования специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), а также бесплатно услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения основных общеобразовательных программ;
организует индивидуальное обучение на дому по основным общеобразовательным программам с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося или по адаптированным основным общеобразовательным программам на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
осуществляет организацию и проведение промежуточной аттестации обучающегося, организует подготовку и обеспечивает участие обучающегося в государственной итоговой аттестации;
выдает обучающемуся, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, документ об образовании соответствующего уровня.
2.4. Отношения между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся регламентируются уставом образовательной организации, документами, указанными в пункте 2.6 настоящего Порядка, локальными нормативными актами образовательной организации.
2.5. Организация обучения на дому проводится по индивидуальному учебному плану, который является приложением к распорядительному акту или договору об обучении (при наличии) и разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
2.6. Образовательный процесс обучения и воспитания на дому регламентируется основной общеобразовательной программой, разрабатываемой в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и на основе федеральных основных общеобразовательных программ, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).
Основная общеобразовательная программа включает в себя:
индивидуальный учебный план или специальную индивидуальную программу развития обучающегося при реализации соответствующего уровня адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - специальная индивидуальная программа развития);
календарный учебный график;
индивидуальное расписание учебных занятий (очная форма обучения);
индивидуальное расписание учебных консультаций (заочная форма обучения);
рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой;
сведения о локальных нормативных актах образовательной организации, регламентирующих порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому (в части, не урегулированной настоящим Порядком);
периодичность, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
Индивидуальный учебный план или специальная индивидуальная программа развития, индивидуальные расписания учебных занятий и учебных консультаций согласовываются образовательной организацией с родителями (законными представителями) обучающихся и утверждаются распорядительным актом образовательной организации.
2.7. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными основными (адаптированными основными) общеобразовательными программами, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
2.8. Посещение обучающимся образовательной организации для изучения отдельных учебных предметов допускается с разрешения медицинской организации.
2.9. Учебный год при реализации индивидуального учебного плана по основной общеобразовательной программе (адаптированной основной общеобразовательной программе) начинается в зависимости от формы обучения в соответствии со сроками, установленными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Дата окончания учебного года определяется индивидуальным учебным планом или специальной индивидуальной программой развития.
Информация о начале (окончании) учебного года отражается в календарном учебном графике, являющемся приложением к основной общеобразовательной программе соответствующего уровня образования.
2.10. Определение объема часовой нагрузки в неделю по отдельным предметам для обучения на дому устанавливается в соответствии с учебными планами образовательных организаций, индивидуальными учебными планами или специальными индивидуальными программами развития с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей обучающихся.
Время занятий согласовывается с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
2.11. Родители (законные представители) обучающихся создают условия для организации обучения на дому, включая организацию рабочего места обучающегося, и обеспечивают обучающегося необходимыми письменными принадлежностями.
2.12. Для пролонгации организации обучения обучающегося на дому его родитель (родители) (законный представитель (законные представители)) ежегодно на начало очередного учебного года представляет заявление и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения.
III. Организация обучения в медицинских организациях
3.1. Обучение в медицинской организации осуществляется:
на базе специализированного структурного образовательного подразделения медицинской организации, осуществляющей непосредственно лечение, оздоровление и имеющей лицензию на право осуществления образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ (далее - специализированное структурное подразделение медицинской организации);
образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту нахождения медицинской организации, в которую обучающийся зачисляется на период нахождения в медицинской организации, с сохранением всех прав на продолжение обучения в образовательной организации, где обучающийся обучается постоянно;
образовательной организацией, в которой обучающийся обучается постоянно, с составлением образовательной программы, реализуемой в сетевой форме для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении в условиях медицинского стационара, и объединением ресурсов медицинской организации (помещения для осуществления образовательной деятельности, рекомендации врачей по содержанию и объему учебной нагрузки, корректировке образовательной программы с учетом текущего состояния здоровья обучающегося и др.) и ресурсов образовательной организации (педагогические кадры, рабочие учебные программы, средства обучения, дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы и др.).
Перевод обучающегося для обучения в специализированное структурное подразделение медицинской организации или образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по месту нахождения медицинской организации, по выбору родителей (законных представителей) обучающегося осуществляется в соответствии с порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности, установленными Министерством просвещения Российской Федерации.
3.2. Основанием для организации обучения в медицинской организации является распорядительный акт образовательной организации, в которой обучающийся обучается постоянно, о переводе обучающегося на обучение в медицинскую организацию или на обучение в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность в медицинской организации, издаваемый в трехдневный срок, исчисляемый в рабочих днях, с даты поступления и на основании следующих документов:
заключение медицинской организации (медицинская справка) о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар);
заявление на имя руководителя медицинской организации, в которой будет находиться на длительном лечении ребенок, с просьбой организовать его обучение.
3.3. Дату начала занятий обучающегося при поступлении его в медицинскую организацию определяют лечащий врач совместно с заведующим отделения в зависимости от состояния здоровья, о чем делается соответствующая запись в медицинской карте.
В период занятий не включается период, когда обучающемуся были установлены противопоказания к обучению по состоянию его здоровья медицинской организацией.
3.4. Медицинская организация создает условия для обучения с учетом требований санитарных правил и нормативов, а также реализуемой основной общеобразовательной программы (адаптированной основной общеобразовательной программы).
Обучающиеся пользуются учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания, предоставляемыми медицинской или образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту нахождения медицинской организации, на время получения образования в ней.
Письменными принадлежностями обучающиеся обеспечиваются родителями (законными представителями) обучающихся.
3.5. Образовательный процесс организуется в форме групповых и индивидуальных занятий.
Индивидуальные занятия проводятся:
при наличии от одного до трех человек включительно;
для обучающихся, лишенных возможности передвигаться;
для обучающихся, имеющих постельный режим, по заключению лечащего врача.
3.6. Образовательный процесс обучения и воспитания в медицинской организации регламентируется основной (адаптированной основной) общеобразовательной программой, в том числе включающей:
основные общеобразовательные программы, разрабатываемые в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и на основе федеральных основных общеобразовательных программ;
адаптированные основные общеобразовательные программы, разрабатываемые в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и на основе федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ и заключением психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
индивидуальный учебный план (при организации индивидуальных занятий по индивидуальному учебному плану, разработанному образовательной организацией), согласованный с родителями (законными представителями) обучающегося под подпись, заведующим отделением и лечащим врачом медицинской организации и утвержденный распорядительным актом образовательной организации;
рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (при организации обучения по индивидуальному учебному плану);
индивидуальное расписание учебных занятий (очная форма обучения) и учебных консультаций (заочная форма обучения), разработанное образовательной организацией совместно с родителями (законными представителями) обучающихся;
локальные нормативные акты медицинской или образовательной организации, регламентирующие порядок обучения по индивидуальному учебному плану (в части, не урегулированной настоящим Порядком), периодичность, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
3.7. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными основными (адаптированными основными) общеобразовательными программами, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
3.8. Обучение обучающегося, находящегося в медицинской организации, осуществляется на основе договора, заключенного между медицинской организацией и образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту нахождения медицинской организации, или образовательной организацией, в которой обучающийся обучается постоянно.
3.9. Образовательный процесс осуществляют педагогические работники, работающие в образовательной организации, с которой заключен договор об организации обучения обучающихся, находящихся на длительном лечении (проходящих реабилитацию) в медицинской организации, либо педагогические работники специализированного структурного образовательного подразделения медицинской организации.
3.10. В локальных нормативных актах и документах, регулирующих обязанности педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих обучение детей в медицинских организациях, предусматривается соблюдение санитарно-гигиенического режима и санитарных правил, направленных на защиту здоровья педагогов и обучающихся.
При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение обучающегося в очной форме.
3.11. Организация обучения детей, получающих паллиативную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с общими подходами к организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, картой индивидуальных особых потребностей ребенка и в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Дети данной группы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития, получают образование в соответствии с федеральными адаптированными основными общеобразовательными программами и специальной индивидуальной программой развития, рекомендованными Министерством просвещения Российской Федерации. При организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, получающих паллиативную медицинскую помощь, используется методический ресурс специальной коррекционной педагогики.
3.12. В целях организации обучения обучающихся медицинская организация предоставляет образовательной организации помещения для занятий или обеспечивает условия для организации и осуществлении обучения в специализированном структурном подразделении медицинской организации.
3.13. Информация об обучающихся в медицинской организации в период лечения (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место жительства, наименование образовательной организации, в которой обучающийся обучается постоянно), данные о количестве и содержании занятий по учебным предметам, индивидуальных результатах освоения основных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации, переводе из класса в класс, результатах итоговой аттестации и выпуске из образовательной организации отражаются в соответствующем классном (электронном) журнале.
3.14. Обучающиеся в медицинской организации в период лечения учитываются в статистических отчетах образовательных организаций, в которых обучающиеся обучаются постоянно.
3.15. Организация и проведение промежуточной аттестации обучающихся регламентируются локальным нормативным актом образовательной организации или специализированного структурного подразделения медицинской организации.
3.16. При выписке из медицинской организации обучающимся выдается справка с указанием результатов освоения обучающимися учебных предметов и сроков обучения.
Справка подписывается руководителем образовательной организации или руководителем специализированного структурного подразделения медицинской организации.
По окончании лечения родители (законные представители) обучающегося заблаговременно сообщают руководителю образовательной организации, в которой он обучается постоянно, о сроках окончания лечения, возвращении в образовательную организацию и готовности продолжить обучение. При определении формы обучения в образовательной организации (очной, заочной, очно-заочной) или на дому родители (законные представители) обучающегося руководствуются медицинскими рекомендациями лечащего врача (медицинского консилиума), зафиксированными в выписном эпикризе, общим психофизиологическим состоянием обучающегося на момент выписки из стационара, заключениями медико-социальной экспертизы и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (если такие имеются).
3.17. Государственная итоговая аттестация проводится в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании соответствующего уровня.
3.18. Образовательная организация осуществляет деятельность по организации образования в медицинской организации в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специализированное структурное подразделение медицинской организации осуществляет деятельность по организации образования в медицинской организации в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.19. Контроль за освоением образовательных программ обучающимися в медицинской организации осуществляет образовательная организация, в которой обучающийся учится постоянно.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 октября 2024 г. N 949 "О внесении изменения в Порядок регламентации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.