Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 30.10.2024 N 701-П
"1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Развитие промышленности Астраханской области"
Государственная программа "Развитие промышленности Астраханской области" (далее - государственная программа) направлена на содействие созданию условий для эффективного и динамичного развития высокотехнологичного и восприимчивого к инновациям промышленного комплекса Астраханской области, обеспечивающих повышение его конкурентоспособности. Оценка состояния промышленного, топливно-энергетического комплексов Астраханской области позволяет выявить основные тенденции и проблемы развития, определить наиболее рациональные стратегические направления для координации оперативных планов развития субъектов промышленной и торговой деятельности.
Развитие промышленности
Промышленное производство составляет существенную долю экономики Астраханской области.
Одним из показателей, позволяющих осуществить межрегиональные сопоставления результатов деятельности организаций, является объем отгруженных товаров.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе, за 2014-2022 годы составил свыше 3 235,7 млрд рублей и вырос в 2022 году относительно 2014 года в 3,5 раза.
Определяющее влияние на динамику развития промышленного комплекса Астраханской области оказывают отрасли добывающего производства.
Добывающие производства
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Добывающие производства", за 2014-2022 годы составил 2464,5 млрд рублей и вырос в 2022 году в 4,6 раза относительно уровня 2014 года.
По итогам периода с 2014 по 2022 год индекс промышленности по добыче полезных ископаемых вырос в 2,5 раза. Наибольший рост показателя зафиксирован в 2017 году (166,9%). Данная динамика напрямую обусловлена вводом в эксплуатацию в конце 2016 года одного из крупнейших нефтегазовых месторождений Каспийского моря - месторождения имени В. Филановского.
При этом в структуре промышленного производства доля вида деятельности "Добыча полезных ископаемых" возросла на 19% - с 58% в 2014 году до 77% в 2022 году.
Значительные запасы и ресурсы месторождений углеводородного сырья сделали Астраханскую область перспективным регионом для освоения углеводородных ресурсов.
Стабильно высокий уровень добычи сырья и реализуемые мероприятия по модернизации производственной базы послужили успешному развитию отрасли в период с 2014 по 2022 год.
Учтенные в государственном балансе запасы углеводородного сырья Астраханской области составляют 4,7 трлн м 3 газа и 1,1 млрд тонн конденсата и нефти.
Извлекаемые запасы морских месторождений составляют 623 млрд м 3 газа и 324 млн тонн нефти и газового конденсата.
Обрабатывающие производства
Объем отгруженных товаров собственными силами по виду деятельности "Обрабатывающие производства" за 2014-2022 годы составил более 580,2 млрд рублей и вырос в 2022 году почти в 1,8 раза к уровню 2014 года.
В структуре промышленного производства доля обрабатывающих производств за 9 лет сократилась на 13,0% - с 28,1% собственного производства, выполненных работ и услуг в 2014 году до 15,1% в 2022 году.
Основными видами обрабатывающих производств, формирующих индекс промышленного производства, являются:
- производство нефтепродуктов;
- производство транспортных средств и оборудования;
- производство пищевых продуктов;
- производство готовых металлических изделий;
- производство текстильных изделий, производство одежды и обуви.
В условиях усиливающейся территориальной конкуренции устойчивость развития промышленного комплекса Астраханской области во многом обусловлена ростом инвестиционной деятельности, направленной на создание новых и модернизацию действующих производств.
Удельный вес добычи полезных ископаемых в промышленном секторе Астраханской области составляет около 60%. На судостроительную отрасль приходится около 5% от совокупных объемов промышленного производства.
При этом активное освоение нефтегазовых месторождений Каспийского шельфа определяет развитие судостроительной отрасли региона и других смежных отраслей.
Астраханская область является лидером по производственным возможностям создания сложных объектов и технических средств для работы на морских нефтяных месторождениях и центром управления шельфовых проектов освоения запасов Каспийского моря ведущими российскими корпорациями.
Сегодня в Астраханской области работает 10 крупных и средних предприятий, способных строить суда различного назначения, а также вести ремонт судов с поднятием их в док или на стапель.
Крупнейшими предприятиями судостроения региона являются предприятия, входящие в АО "Объединенная судостроительная корпорация":
- АО "Южный центр судостроения и судоремонта";
- АО "ССЗ "Лотос";
- АО "Астраханское судостроительное производственное объединение".
Технический потенциал астраханских предприятий и географическая близость Каспийского моря позволяют сегодня выполнять заказы практически любой сложности и позиционировать астраханские верфи как базовые предприятия в шельфовом судостроении для нужд Каспия. Консолидация российских мощностей по созданию морских нефтегазовых сооружений позволит региону получить существенные конкурентные преимущества и в перспективе стать одним из значительных игроков на мировом рынке.
Крупные предприятия судостроительного комплекса Астраханской области специализируются на строительстве морских гидротехнических сооружений различного назначения для освоения шельфовых месторождений.
Наиболее значимыми судостроительными заказами за последние годы стали заказы по строительству объектов освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Каспия (им. Ю. Корчагина, им. В. Филановского и им. В. Грайфера), а также строительство судов транспортного, пассажирского и вспомогательного флота.
Перспективы развития судостроительной отрасли региона связаны с продолжением серийного строительства судов транспортного, пассажирского и дноуглубительного флота, а также строительства объектов обустройства морских месторождений.
Помимо развития судостроения и нефтегазовой отрасли необходимо отметить развитие в регионе других смежных отраслей.
Так, в 2012 году открылся производственный комплекс общества с ограниченной ответственностью "БТ СВАП", продукция которого используется при строительстве нефтегазопроводов каспийских месторождений. На заводе по самым современным мировым технологиям происходит обетонирование трубы специальным защитным покрытием для дальнейшей прокладки ее по морскому дну.
В 2014 году открылся один из крупнейших в мире сервисных центров компании "Шлюмберже". В данном центре происходит обслуживание бурового оборудования как с каспийских, так и с северных месторождений страны.
Продолжается планомерная работа по модернизации предприятий обрабатывающей промышленности.
В 2015 году открыта новая швейная фабрика "Дельта". Предприятие запустило производство и продвигает две собственные торговые марки пуховиков. В рамках реализации программы технического перевооружения закуплены и введены в эксплуатацию два высокопроизводительных раскройных комплекса, пухонабивочная машина, новое программное обеспечение системы автоматизированного проектирования одежды.
Компании "Дюна-АСТ" и "Сардоникс" (крупнейшие российские производители резиновой обуви) наращивают ассортимент и объем выпускаемой продукции, которая известна далеко за пределами Астраханской области.
ПАО "Астраханское стекловолокно", являясь крупнейшим производителем стекловолокна в Российской Федерации, в 2020 году завершило реализацию проекта модернизации технологического потока. Приобретение новейшего высокопроизводительного оборудования позволило предприятию выйти на новый уровень развития, укрепить рыночные позиции как на российском рынке, так и в зарубежных странах.
Акционерное общество "Технология магнитных материалов" - уникальное предприятие, производящее ферритовые изделия. В настоящее время акционерное общество "Технология магнитных материалов" обеспечивает ферритовыми изделиями более 150 предприятий Министерства обороны Российской Федерации и федеральных агентств. Предприятием освоен выпуск новых видов импортозамещающей продукции (радиопоглощающих ферритов и ферритовых изделий нестандартной формы для силовой электроники).
Дополнительным стимулом к развитию промышленного комплекса Астраханской области является особая экономическая зона промышленно-производственного типа, созданная на территории муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" (далее - ОЭЗ ППТ).
Приоритетной задачей функционирования ОЭЗ ППТ является диверсификация отраслевой структуры экономики Астраханской области за счет создания новых высокотехнологичных производств обрабатывающей промышленности. ООО "Гекса-Лотос" - резидент ОЭЗ ППТ - в 2023 году запустило третью линию производства геосинтетических материалов и нарастило в 2024 году производственные мощности в 2 раза в связи с высоким спросом на продукцию. В мае 2024 года состоялось торжественное открытие завода резидента ОЭЗ ППТ - АО "Рыбные корма".
Проект создания ОЭЗ ППТ активно развивается. Продолжается работа по привлечению российских и зарубежных производителей.
Важнейшей составляющей реализации промышленной политики является оказание государственной поддержки деятельности в сфере промышленности.
В Астраханской области в 2019 году создан Фонд развития промышленности Астраханской области, предоставляющий промышленным предприятиям займы на льготных условиях по различным программам финансирования. Средства займа могут быть направлены на модернизацию и техническое перевооружение, развитие и создание новых производств, пополнение оборотных средств.
Логистика
В настоящее время на территории Астраханской области сформирована развитая портовая инфраструктура. Ключевыми звеньями Астраханского воднотранспортного узла являются морские порта Оля и Астрахань.
Количество грузовых терминалов по Астраханской области - 18, включая 14 терминалов в морском порту Астрахань, 1 терминал в морском порту Оля и 3 терминала на внутренних водных путях.
За счет активизации перевозок грузов по транскаспийскому маршруту международного транспортного коридора "Север - Юг" (далее - МТК "Север - Юг") и изменения номенклатуры перевозимых грузов по итогам 2022 года удалось увеличить объем перевалки через грузовые терминалы региона: общий грузооборот морских портов Астраханской области составил 3 млн тонн, что более чем на 14% превышает показатель 2021 года.
С 2020 года на территории Астраханской области реализуется проект по развитию портовой особой экономической зоны (далее - ПОЭЗ). ПОЭЗ объединена в Каспийский кластер с ОЭЗ ППТ как грузовой базой МТК "Север - Юг" с единой управляющей компанией - акционерным обществом "Особая экономическая зона "Лотос".
В настоящее время на территории ПОЭЗ зарегистрированы два резидента: ООО "ПЛК "Каспий", реализующее проект по строительству современного контейнерного терминала для обработки грузов, идущих по международному транспортному коридору "Север - Юг", и ООО "АгроТерминал Каспий", реализующее проект по строительству терминалов для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла.
Организация ПОЭЗ создаст условия для проведения модернизации портовой инфраструктуры, а также развития припортовой территории в части транспортной обработки грузов, их расфасовки для создания более высокой добавленной стоимости транспортируемого товара.
Целью создания ПОЭЗ является формирование современного портово-промышленного района, который будет отвечать высоким международным требованиям и сочетать терминальные мощности по перевалке массовых экспортных грузов. Реализация проектов на территории ПОЭЗ направлена:
- на укрепление экономических и геополитических позиций Российской Федерации на Каспии, встраивание Российской Федерации в мировые транспортно-логистические цепочки;
- создание условий, направленных на привлечение инвестиций, способствующих развитию территории;
- формирование транспортно-логистической инфраструктуры МТК "Север - Юг";
- создание условий для привлечения грузопотоков с альтернативных маршрутов.
Развитие Каспийского кластера способствует созданию и продвижению производств, ориентированных на экспорт и поставку в другие субъекты Российской Федерации, а также созданию благоприятных условий для бизнеса, в том числе иностранного.
Формирование единой цифровой платформы пространственных данных Астраханской области
Управление сферой развития пространственных данных затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица).
Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.
По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании широкого круга отраслей экономики, таких как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая, налоговая и страховая деятельность, природопользование, сельское и лесное хозяйство.
Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти Астраханской области.
При этом в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных существует ряд определенных проблем, а именно:
- ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы;
- отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.
Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.
Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности. А система сбора информации об объектах недвижимости, пространственных данных не обеспечивает в полной мере достоверность и сопоставимость сведений.
Таким образом, в первую очередь требуется создание механизма консолидации всех сведений и материалов, используемых при реализации мероприятий по созданию и внедрению цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами. Развитие национальной системы пространственных данных станет неотъемлемой частью и инструментом пространственного развития территорий субъектов Российской Федерации, в том числе Астраханской области.
Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют следующие нормативные правовые акты:
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 18.12.97 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов";
- Федеральный закон от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
- постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных";
- постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2022 N 1040 "О федеральной государственной информационной системе "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных".
Недропользование
В настоящее время в распределенном фонде находится 40 участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в том числе:
- 10 участков, содержащих глину и суглинок для производства кирпича и керамзитового гравия;
- 12 участков, содержащих песок;
- 9 участков, содержащих суглинок и супесь для инженерно-планировочных мероприятий;
- 5 участков, содержащих гипс;
- 3 участка, содержащих опоку;
- 1 участок предоставлен для геологического изучения.
В пространственном отношении 5 лицензионных участков расположены в Ахтубинском районе, 3 - в Икрянинском районе, 1 - в Камызякском районе, 1 - в Красноярском районе, 5 - в Лиманском районе, 8 - в Наримановском районе, 4 - в Приволжском районе, 1 - в Харабалинском районе, 9 - в Черноярском районе, 3 - на территории города Астрахани.
Всего в Астраханской области 32 организации осуществляют геологическое изучение и добычу твердых полезных ископаемых.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.