Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Курганской области
от 31 октября 2024 года N 379
"О внесении изменений в постановление
Правительства Курганской области
от 29 декабря 2023 года N 463"
"Приложение 1
к постановлению Правительства
Курганской области
от 29 декабря 2023 года N 463
"О государственной программе Курганской
области "Природопользование и охрана
окружающей среды Курганской области"
Стратегические приоритеты
государственной программы Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области"
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы природопользования и охраны окружающей среды в Курганской области
Развитие и укрепление природных комплексов, конструктивное природопользование, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологического благополучия региона составляют одно из значимых направлений государственной политики, реализуемой Правительством Курганской области.
Курганская область имеет достаточный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный и экономический потенциал, который формирует перспективные направления развития региона. В свою очередь укрепление промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики приводят, как следствие, к необходимости применения комплексного программного подхода для решения обширных задач в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Многоотраслевой характер решаемых вопросов определяет и сложность программных направлений.
В сфере лесного хозяйства:
1. Обеспечение охраны лесов от пожаров. Лесной фонд Курганской области составляет 1824,2 тыс. га, на хвойные леса приходится четвертая часть лесного фонда. Анализ горимости лесов за последние 5 лет показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах Курганской области ежегодно возникает от 264 до 1010 пожаров. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека. В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Курганской области, снижения количества загораний в лесах, сохранения ценных лесных массивов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимо проведение противопожарного обустройства лесных участков, мониторинга пожарной опасности в лесах, тушения лесных пожаров, благоустройства территории, противопожарной пропаганды.
2. Защита лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, систематические мероприятия, включающие определение санитарного состояния лесов, выявление возникающих очагов вредных организмов. Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредных организмов и, как следствие, к гибели лесных насаждений.
3. Воспроизводство лесов. Курганская область относится к числу малолесных субъектов Российской Федерации. Леса занимают 22,7% территории Курганской области и выполняют, помимо ресурсной, средообразующую, полепочвозащитную, стокорегулирующую, рекреационную и оздоровительную функции. Покрытые лесом земли занимают 1560,6 тыс. га (85% от общей площади лесного фонда). В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 23,1%, мягколиственные - 76,8%, твердолиственные - 0,01%. По возрастной структуре насаждения характеризуются преобладанием молодняков и средневозрастных насаждений (85% покрытой лесом площади).
По состоянию на 1 января 2024 года фонд лесовосстановления составляет 51,4 тыс. га. Для сохранения и увеличения уровня лесистости необходимо проводить работы по воспроизводству лесов.
В сфере недропользования:
Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 23 видов полезных ископаемых: уран, вольфрам, молибден, скандий, рений, бокситы, бентонитовые глины, формовочные пески, стекольные пески, минеральные краски, камнесамоцветное сырье, сульфат натрия, минеральные подземные воды, питьевые и технические подземные воды, лечебные грязи, строительный камень, строительные пески, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичные глины, керамзитовые глины, трепел, торф, сапропель. Большинство месторождений полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается.
Кроме перечисленных выше полезных ископаемых, на территории Курганской области выявлены месторождения и проявления железных руд, проявления титан-циркониевых россыпей, опок, диатомитов, не учитываемые балансами запасов полезных ископаемых.
Сохраняется сложная ситуация с наличием разведанных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них.
Комплексная система мер в сфере недропользования будет направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геолого-разведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы, на охрану недр.
В области водного хозяйства:
В Уральском федеральном округе Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности, что обусловлено природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации программы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод.
В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод не соответствует государственным нормам. Исходя из этого необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области.
Результаты мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов способствуют планированию мероприятий по охране водных объектов, в том числе по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В 2023 году со сточными водами в водные объекты поступило 37,63 тонны (сухой остаток, нефтепродукты, биохимическое потребление кислорода) загрязняющих веществ.
Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие значительной части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Большие половодья и паводки в Курганской области повторяются раз в 10-25 лет. В зону затопления паводками попадают 203 населенных пункта, 300 тыс. га пойменных земель в основном сельскохозяйственного назначения.
Уровень обеспеченности населенных пунктов Курганской области сооружениями инженерной защиты от негативного воздействия вод остается низким. На территории Курганской области учтено 68 гидротехнических сооружений, из них 41 комплекс гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, 19 водооградительных (водозащитных) дамб, 6 дамб обвалования хранилищ жидких отходов и золошлакоотвалов, 2 берегоукрепления.
Построенные 30 и более лет назад гидротехнические сооружения в результате физического износа и ненадлежащей эксплуатации находятся в состоянии, не соответствующем требованиям норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Неудовлетворительный уровень безопасности имеют 27 гидротехнических сооружений, в том числе 2 находятся в аварийном состоянии.
В первую очередь необходимо завершить капитальный ремонт инженерной защиты города Кургана от паводков на реке Тобол и Северозападного, Южного и Западного участков водозащитных дамб комплекса инженерной защиты от паводка на реке Тобол в селе Глядянское Притобольного района Курганской области.
В сфере охраны и воспроизводства объектов животного мира:
В настоящее время являются актуальными минимизация негативных изменений в естественных экологических системах, поддержание разнообразия животного мира. На решение данной задачи направлено развитие сети государственных природных заказников регионального значения, соблюдение режима их особой охраны, охрана объектов животного мира на территориях таких заказников, а также обеспечение сохранения охотничьих ресурсов на всей территории Курганской области.
Государственной программой Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" (далее - государственная программа) предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение ресурсного потенциала, интенсификацию развития охотничьего хозяйства Курганской области, решение задач в области охраны, воспроизводства охотничьих ресурсов и повышения продуктивности охотничьих угодий, устойчивое использование охотничьих ресурсов, устойчивое социально-экономическое развитие Курганской области, обеспечение эффективной занятости населения в данной отрасли хозяйства.
Одним из направлений решения описанных проблем является развитие и поддержание на территории Курганской области сети государственных природных заказников регионального значения, которая включает в себя 17 зоологических заказников и 4 комплексных (ландшафтных) заказника. Это позволит решать вопросы соблюдения режима особой охраны заказников, охраны объектов животного мира на территории заказников, контроля за их использованием, улучшения естественной кормовой емкости угодий.
В области охраны окружающей среды:
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в динамике за последние 20 лет снижается, что обусловлено переводом объектов теплоэнергетики на газовое топливо, установкой газо- и пылеочистного оборудования, внедрением современных технологий. Объем выбросов от стационарных источников в 2023 году составил 29,31 тыс. тонн (в том числе в городе Кургане - 8,97 тыс. тонн). В то же время индекс загрязнения атмосферного воздуха в городе Кургане остается высоким.
Доля транспорта в общем объеме выбросов в атмосферный воздух достигает 45%. В 2023 году объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников составил 26,8 тыс. тонн.
Фонд особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения Курганской области включает в себя: 21 государственный природный заказник регионального значения площадью 479,12 тыс. га, 99 памятников природы регионального значения общей площадью 31,13 тыс. га, 3 ООПТ местного значения общей площадью 0,06 тыс. га. Общая площадь, занимаемая ООПТ, составляет 7,0% площади Курганской области.
Территория Курганской области характеризуется высокой степенью преобразованности естественных ландшафтов. Вызывает тревогу состояние популяций отдельных объектов животного и растительного мира. В Красную книги Курганской области включены 156 объектов животного мира и 208 объектов растительного мира. Является актуальной задача сохранения ценных природных комплексов.
В области обращения с отходами:
На территории Курганской области ежегодно образуется порядка 160 - 180 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), действует объект обработки (сортировки) ТКО мусоросортировочный комплекс "Шадринский" мощностью 40 тыс. тонн в год, что позволяет обрабатывать более 15% от общей массы образованных ТКО. При этом извлеченные отходы, пригодные для дальнейшего использования, составляют 5% от общей массы отходов. Доля направленных на утилизацию отсортированных ТКО в 2023 году составила 32% от общего количества образованных на территории области ТКО.
Функции по сбору и транспортировке ТКО осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13 сентября 2019 года, заключенного сроком на 10 лет. Также для улучшения логистики транспортирования ТКО функционируют 13 мусороперегрузочных станций.
В 2023 году согласно статистической отчетности 2-ТП (отходы) на территории Курганской области образовалось 1006,65 тыс. тонн отходов производства и потребления, из которых 184,17 тыс. тонн составляют твердые коммунальные отходы.
Раздел II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Государственная программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.
Направления реализации государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которые определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни");
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года".
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственных программ Российской Федерации:
создание условий развития человеческого потенциала Российской Федерации посредством улучшения качества окружающей среды, обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов;
обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах;
развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации;
обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;
решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Основные цели государственной политики в сфере реализации государственной программы:
обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;
устойчивое обеспечение экономики региона запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах;
устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов;
повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.
Кроме того, выбор приоритетов государственной программы определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.
Консолидация усилий органов власти всех уровней и финансовых ресурсов, направленных на решение первоочередных государственных задач в рамках государственной программы, положительно повлияет на создание условий развития человеческого потенциала посредством улучшения качества окружающей среды, на повышение эффективности природопользования, уровня экологической безопасности и качества жизни населения, социально-экономическое развитие Российской Федерации и Курганской области.
Раздел III. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Государственная программа направлена на достижение следующих целей повышение защищенности окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия;
устойчивое обеспечение экономики Курганской области запасами природных ресурсов;
совершенствование механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
обеспечение развития системы охраны, рационального использования, воспроизводства и сохранения природных ресурсов;
снижение негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
сохранение ценных природных комплексов.
В рамках государственной программы реализуется комплекс мер в сфере природопользования и охраны окружающей среды путем решения следующих задач во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
1. В сфере лесного хозяйства:
обеспечение охраны лесов от пожаров;
обеспечение защиты лесов от вредных организмов;
обеспечение воспроизводства лесов;
обеспечение организации управления лесами и федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Курганской области.
Решение задач в сфере лесного хозяйства будет проводиться путем реализации комплекса организационных и лесохозяйственных мероприятий, направленных на увеличение площади территории Курганской области, покрытой лесной растительностью.
2. В области недропользования:
воспроизводство (устойчивое развитие) и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области;
разведка месторождений полезных ископаемых и подземных вод;
охрана недр.
Решение задач в области недропользования будет проводиться путем укрепления организационных и хозяйственных механизмов, направленных на повышение уровня развития и использования минерально-сырьевой базы, совершенствование управления охраной недр.
3. В сфере водного хозяйства:
строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
рациональное использование водных ресурсов;
осуществление мониторинга состояния водных объектов и разработка мер по их охране;
организация работ по расчистке водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Решение задач в сфере водного хозяйства будет проводиться путем реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности управления водными ресурсами.
4. В сфере охраны и воспроизводства объектов животного мира:
сохранение биологического разнообразия Курганской области;
сохранение объектов животного мира и среды их обитания на территории Курганской области.
Решение задач в сфере охотничьего хозяйства будет проводиться путем внедрения системы охраны, рационального использования, воспроизводства и сохранения охотничьих ресурсов.
5. В области охраны окружающей среды:
предотвращение и (или) ликвидация вреда, связанного с загрязнением окружающей среды;
развитие экологического просвещения;
обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Решение задач в области охраны окружающей среды будет проводиться путем реализации комплекса организационных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности и создание благоприятных условий среды проживания населения Курганской области.
6. В области обращения с отходами:
создание эффективной и безопасной системы обращения с отходами, в том числе с ТКО;
формирование инфраструктуры по обращению с ТКО;
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
формирование механизмов экономического стимулирования утилизации отходов;
обеспечение реализации государственной политики в сфере обращения с отходами.
Решение задач в сфере обращения с отходами будет проводиться путем реализации комплекса мер, направленных на создание эффективно функционирующей системы обращения с отходами на территории Курганской области.
7. В сфере государственного управления:
повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами. Реализация мероприятий государственной программы обеспечит создание условий для положительных качественных изменений социальной и экономической ситуации в Курганской области, в том числе позволит повысить эффективность применяемых подходов и механизмов управления в области природопользования и охраны окружающей среды Курганской области, а также получить социально значимые результаты в сфере реализации государственной программы:
повышение качества жизни населения Курганской области за счет обеспечения эффективности природопользования и экологической безопасности территорий;
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод;
стимулирование внедрения экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в промышленном комплексе Курганской области;
сохранение лесистости территории Курганской области;
увеличение площади, покрытой лесной растительностью;
сохранение ценных и уникальных природных комплексов и объектов, биологического разнообразия животного и растительного мира;
повышение качества оказания государственных услуг, исполнения государственных функций;
соответствие рабочих мест по предоставлению государственных услуг в электронном виде установленным требованиям.
Раздел IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Комфортная и безопасная среда для жизни".
Достижению этой цели будет способствовать решение задач по повышению качества жизни населения Курганской области за счет эффективности природопользования и экологической безопасности территорий Курганской области.
Решение задач в рамках государственной программы будет способствовать достижению к 2030 году национальных целей в области создания комфортных условий для проживания населения Российской Федерации и Курганской области.".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Курганской области от 31 октября 2024 г. N 379 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.