Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Тульской области
от 02.11.2024 N 567
Основные направления
государственной долговой политики Тульской области
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Тульской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - государственная долговая политика Тульской области) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Государственная долговая политика Тульской области является частью бюджетной политики Тульской области. Управление государственным долгом Тульской области непосредственно связано с бюджетным процессом Тульской области.
Государственная долговая политика Тульской области направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Тульской области (далее - бюджет области), поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, не выше предельно допустимых значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, своевременное исполнение долговых обязательств Тульской области.
2. Итоги реализации государственной
долговой политики Тульской области
По итогам 2023 года объем государственного долга Тульской области составил 22 670,6 млн рублей, что на 2 726,9 млн рублей выше уровня 2022 года.
Государственный долг Тульской области по состоянию на 01.01.2024 представлен бюджетными кредитами (97,4%) и государственными гарантиями (2,6%), рыночные заимствования в структуре государственного долга отсутствуют.
Расходы на обслуживание государственного долга Тульской области за 2023 год составили 183,1 млн рублей или 0,1% от общего объема расходов бюджета Тульской области за 2023 год.
В 2023 году реализованы следующие мероприятия, направленные на оптимизацию объема и структуры государственного долга Тульской области:
привлечен бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов из федерального бюджета в бюджет Тульской области в объеме 2 378,4 млн рублей по ставке 3,0% годовых со сроком окончательного погашения в 2038 году;
получен специальный казначейский кредит на финансовое обеспечение реализации мероприятий по приобретению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования в сумме 600,0 млн рублей по ставке 3% годовых со сроком окончательного погашения в 2038 году;
получен специальный казначейский кредит на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению строительных и ремонтных работ в сумме 1 472,7 млн рублей по ставке 3% годовых со сроком окончательного погашения в 2038 году;
погашена реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам в сумме 624,3 млн рублей;
привлечены кредиты кредитных организаций в объеме 1 500,0 млн рублей;
погашены кредиты кредитных организаций в объеме 3 000,0 млн рублей, в том числе 1 500,0 млн рублей за счет средств бюджета области;
предоставлены гарантии Тульской области в сумме 400,0 млн рублей.
Перечисленные меры государственной поддержки позволили оптимизировать структуру государственного долга Тульской области, снизить расходы на его обслуживание и, следовательно, высвободить ресурсы для решения наиболее актуальных первоочередных вопросов.
Результаты реализации государственной долговой политики Тульской области за прошедший год:
снижение долговой нагрузки Тульской области (отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета области) по сравнению с прошлым годом с 21,9% до 21,5%, что значительно ниже значения соответствующего целевого показателя, установленного на 2023 год дополнительными соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации в целях проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета (29,0%);
отсутствие рыночных заимствований в структуре государственного долга Тульской области;
сохранение доли расходов на обслуживание государственного долга Тульской области в общем объеме расходов бюджета области на уровне прошлого года (0,1%);
увеличение доли бюджетных кредитов из федерального бюджета с 91,5% до 97,4%;
исполнение долговых обязательств Тульской области в полном объеме и в установленные сроки.
По итогам 2023 года параметры государственного долга Тульской области и расходы на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
3. Текущее состояние государственного долга Тульской области
Объем государственного долга Тульской области по сравнению с его уровнем на начало года увеличился на 826,1 млн рублей и по состоянию на 01.09.2024 составил 23 496,7 млн рублей или 22,2% от запланированного объема поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета на 2024 год.
Увеличение объема государственного долга Тульской области обусловлено получением бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сумме 790,0 млн рублей и предоставлением государственных гарантий Тульской области в сумме 36,2 млн рублей.
В структуре государственного долга Тульской области по состоянию на 01.09.2024 бюджетные кредиты составляют 97,3% от общего объема государственного долга Тульской области, государственные гарантии Тульской области - 2,7%, рыночные заимствования отсутствуют.
По состоянию на 01.09.2024 государственные гарантии Тульской области предоставлены в сумме 633,8 млн рублей, из них на проектирование, строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры - 429,7 млн рублей, на строительство объектов социальной инфраструктуры - 204,1 млн рублей.
Предоставление государственных гарантий Тульской области осуществлялось в обеспечение исполнения обязательств Акционерного общества "Региональная корпорация развития и поддержки Тульской области" перед Обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное общество проектного финансирования "Инфраструктурные облигации".
В соответствии с соглашением от 17 апреля 2024 года N 2024-00110 о предоставлении бюджету Тульской области из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в ноябре 2024 года ожидается получение инфраструктурного бюджетного кредита в объеме 110,4 млн рублей.
За отчетный период гарантийных случаев в связи с предоставлением государственных гарантий Тульской области не возникало.
Расходы на обслуживание государственного долга Тульской области по состоянию на 01.09.2024 не осуществлялись.
Тульская область примет участие в механизме списания перед федеральным бюджетом двух третей задолженности Тульской области по бюджетным кредитам на основании Федерального закона от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", пункта 28 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2024 года N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Акционерное общество "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" 16 сентября 2024 года подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне "ruA+". По рейтингу установлен прогноз "Стабильный". Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным.
4. Основные факторы, определяющие характер и направления
государственной долговой политики Тульской области на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления государственной долговой политики Тульской области:
риски снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет области вследствие ухудшения экономической ситуации, а также изменений федерального законодательства;
высокая зависимость налоговых доходов бюджета области от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности, от поступлений налога на прибыль организаций;
соблюдение условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении Тульской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета области на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями, на предоставление мер социальной поддержки;
сохранение целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
необходимость завершения принятых к реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Тульской области;
реализация инфраструктурных проектов;
исполнение государственных гарантий Тульской области.
В совокупности указанные факторы могут привести к увеличению долговой нагрузки на бюджет области и дальнейшему росту расходов на обслуживание государственного долга Тульской области.
5. Цели и задачи государственной долговой политики
Основной целью государственной долговой политики Тульской области является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета области, поддержание объема государственного долга Тульской области на экономически безопасном уровне.
Основными задачами государственной долговой политики Тульской области являются:
обеспечение сохранения высокого уровня долговой устойчивости Тульской области;
оптимизация структуры государственного долга Тульской области по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания;
обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет области, связанной с погашением долговых обязательств Тульской области;
обеспечение исполнения долговых обязательств Тульской области в полном объеме и в установленные сроки;
управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом;
укрепление репутации Тульской области в качестве надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.
6. Инструменты реализации государственной долговой политики
Основными инструментами реализации государственной долговой политики Тульской области предполагаются государственные ценные бумаги Тульской области, кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета области, инфраструктурные бюджетные кредиты.
В 2025 году будет продолжено взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по вопросам привлечения бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Программой государственных внутренних заимствований Тульской области на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов, утвержденной Законом Тульской области от 15 декабря 2023 года N 94-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов предусмотрено на 2025 год в объеме 1 007,8 млн рублей.
В целях поддержания текущей ликвидности бюджета области возможно привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
7. Основные мероприятия государственной долговой политики
Основными мероприятиями государственной долговой политики Тульской области являются:
учет государственных долговых обязательств Тульской области;
осуществление мониторинга ситуации на финансовых рынках и, в случае их благоприятной конъюнктуры, проведение мероприятий по досрочному погашению долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и привлечению заимствований в виде государственных ценных бумаг и кредитов кредитных организаций;
планирование государственных заимствований Тульской области исходя из графиков погашения долговых обязательств, стоимости обслуживания и влияния на платежеспособность бюджета области;
выполнение обязательств, принятых Тульской областью, по соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации;
выполнение обязательств, принятых Тульской областью, по соглашениям о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Тульской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета области;
обеспечение возможности привлечения в бюджет области кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
привлечение для поддержки текущей ликвидности бюджета области бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета области;
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета области, на досрочное погашение долговых обязательств Тульской области;
проведение анализа финансового состояния принципала, в пользу которого предоставлена государственная гарантия;
ограничение на предоставление государственных гарантий.
8. Анализ рисков, возникающих в процессе управления
государственным долгом Тульской области
Важное место в достижении целей государственной долговой политики Тульской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации.
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
1) риск роста процентных ставок.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований связан с ростом непредвиденных расходов бюджета области на обслуживание государственного долга Тульской области, что может привести к увеличению дефицита бюджета области;
2) риск недостаточного поступления доходов в бюджет области на финансирование расходов бюджета области.
Риск недостаточного поступления доходов в бюджет области может привести к неисполнению социальных обязательств региона и необходимости рыночных заимствований;
3) риск наступления гарантийного случая.
Риск наступления гарантийного случая может возникнуть в случае неисполнения (частичного исполнения) принципалом обязательств по государственным гарантиям.
В целях минимизации рисков принятие решений о привлечении заемных средств будет осуществляться на основе анализа текущего и ожидаемого исполнения бюджета области, ситуации на финансовом рынке, а также с учетом ограничений, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
9. Показатели реализации мероприятий
государственной долговой политики Тульской области
Для реализации основной цели и задач государственной долговой политики Тульской области необходимо обеспечить соблюдение следующих показателей:
Показатели |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
1. Отношение дефицита бюджета Тульской области к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (без учета объема безвозмездных поступлений), % |
|
|
|
2. Отношение объема государственного долга Тульской области к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % |
|
|
|
3. Отношение объема государственного долга Тульской области по государственным ценным бумагам Тульской области и кредитам, полученным Тульской областью от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % |
|
|
|
4. Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Тульской области в общем объеме расходов бюджета Тульской области (без учета объема субвенций), % |
|
|
|
5. Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Тульской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Тульской области и дотаций из федерального бюджета |
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тульской области от 2 ноября 2024 г. N 567 "Об утверждении основных направлений государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.