Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Раздел. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Муниципальная программа "Совершенствование градостроительной политики на территории городского округа Первоуральск с 2025 по 2030 годы" (далее - Программа) координирует отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу. Муниципальная программа разработана с учетом значительных изменений градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации от августа 2018 года (в связи с вступлением в силу Федеральных Законов N 330 от 03 августа 2018 года, N 339 от 03 августа 2018 года, N 340 от 03 августа 2018 года, N 341 от 03 августа 2018, N 342 от 03 августа 2018 года), требующих пересмотр целей и задач градостроительной политики на ближайшие годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номера Федеральных Законов от 03 августа 2018 года, от 03 августа 2018 года, от 03 августа 2018 года, от 03 августа 2018, от 03 августа 2018 года следует читать как "N 330-ФЗ, N 339-ФЗ, 340-ФЗ, N 341-ФЗ, N 342-ФЗ соответственно"
Кроме того, сферой реализации Программы является градостроительное развитие городского округа Первоуральск, которое в последние 15 - 20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями. Наиболее значимыми и очевидными сегодня являются проблемы градостроительной организации пространства и, следовательно, организации и качества жизни населения. Сегодня для пространства городского округа критичными, требующими стратегического и тактического решения, являются транспортные и инженерные системы.
В целом, сохраняются и обостряются диспропорции между количеством жилья и объектами социальной инфраструктуры, организации и формирования городского общественного пространства и благоустройства города. Избыточная маятниковая трудовая миграция.
Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии округа приводят к тому, что:
- снижается качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность городского округа Первоуральск по сравнению с другими соседними муниципальными образованиями;
- не обеспечены необходимые условия для решения стратегических задач, определенных программой социально-экономического развития городского округа Первоуральск.
Предметом градостроительной политики является переход городского округа Первоуральск к полицентрическим территориям с центрами в селе Новоалексеевское, города Первоуральск, поселка Новоуткинск с новыми центрами роста с учетом морфологии Екатеринбургской агломерации.
В этой связи дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики. Каждая территория городского округа Первоуральск (восточная, центральная, западная) требуют выработки своей стратегии градостроительного развития.
Осуществление градостроительного проектирования в городском округе Первоуральск требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая: внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, разработку и мониторинг территориальных схем, отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов, документации по планировке территории.
В основе муниципальной программы, в соответствии с градостроительными требованиями и с учетом наметившихся тенденций полицентрических территорий, будут разработаны и актуализированы документы территориального планирования, в которых заложена концепция структурного преобразования городского округа - формирования планировочных районов с учетом размещения в каждом из них необходимых функций и систем обслуживания всех уровней при условии максимального сохранения и использования существующего потенциала и развития его на основе современных требований.
Программа не имеет жестко регламентированных рамок, открыта для новых разработок, участников, инноваций, инвестиций, механизмов реализации и отражает поступательное развитие экономики и совершенствование системы управления городского округа Первоуральск.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Первоуральск в соответствии с утвержденным планом работ взаимодействует:
1. С отраслевыми, функциональными и территориальными органами, структурными подразделениями Администрации городского округа Первоуральск.
2. С территориальными подразделениями федеральных и областных органов государственной власти.
3. С физическими и юридическими лицами, ведущими строительство на территории города.
4. С судебными органами.
5. Со средствами массовой информации по вопросам архитектуры, строительства и градостроительства в пределах своей компетенции.
Реализацию программы осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Первоуральск. Исполнителями (соисполнителями) мероприятий, предусмотренных программой, являются:
- отдел стратегического планирования Администрации городского округа Первоуральск;
- управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации городского округа Первоуральск;
- муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства";
- муниципальное казенное учреждение "Кадастровая палата";
- юридические и (или) физические лица, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Подпрограмма 1. Управление градостроительным планированием стратегического и территориального развития городского округа Первоуральск
Основная подпрограмма, в рамках которой происходит подготовка основных документов и решений по градостроительному развитию городского округа Первоуральск.
Направление подпрограммы - взаимосвязанное градостроительное развитие с соседями Екатеринбургской агломерации.
1. Градостроительство - ядро инвестиционно-строительной деятельности. Оно охватывает комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных и экологических вопросов. И это деятельность по переводу социально-экономических и стратегических установок на развитие той или иной территории на язык территориального планирования и управления. В Градостроительном кодексе выстроена логическая конструкция инвестиционного процесса в условиях рыночной экономики.
Российским законодательством установлены требования по обеспечению согласованности социально-экономического и территориального планирования (часть 5 статья 9 Градостроительного кодекса). Основная задача градостроительства - концептуальное определение стратегического вектора развития территории округа для выстраивания согласованных действий власти, бизнеса и населения с учетом принципов устойчивого развития территории.
В соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации наличие утвержденных документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, местных нормативов градостроительного проектирования является основополагающим условием для предоставления земельных участков.
2. В настоящее время в городском округе разработана и утверждена следующая градостроительная документация:
- Генеральный план городского округа Первоуральск;
- Генеральный план города Первоуральск;
Генеральный план - важный управленческий ресурс с точки зрения борьбы за инвестора.
Расчеты, выполненные в документе территориального планирования на 25 лет, определяют направления и масштабы, а также общие объемы вложений, необходимых для сбалансированного развития округа.
Документом территориального планирования должна определяться потребность в ресурсах на реализацию конкретных программ: подготовку к освоению новых территорий, строительство крупных элементов городской инфраструктуры - мостов, подъездных дорог, железной дороги, источников газо-, энергоснабжения; объектов внешнего транспорта.
В 2025 - 2030 годах необходимо провести работу по актуализации документа территориального планирования (Генеральный план городского округа Первоуральск Свердловской области, учитывающий территориальное планирование всех населенных пунктов).
3. В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности органы местного самоуправления должны принять на местном уровне ряд нормативных правовых актов по регулированию градостроительной деятельности.
Нормативы градостроительного проектирования городского округа Первоуральск обеспечивают согласованность решений стратегического социально-экономического планирования и градостроительного проектирования, определяют зависимость между показателями социально-экономического развития территорий и показателями пространственного развития территорий.
Они применяются при подготовке генерального плана, документации по планировке территории, подготовке правил землепользования и застройки городского округа Первоуральск и внесения изменений, подготовке градостроительных планов земельных участков. При необходимости в нормативы градостроительного проектирования округа необходимо внесение изменений.
Подпрограмма 2. Координация реализации основных направлений градостроительной политики и строительства
Направление подпрограммы - определение и утверждение приоритетов градостроительного развития муниципального образования.
Подпрограмма направлена на решение задач координации муниципальных программ городского округа Первоуральск в части создания объектов капитального строительства, координации и организации строительства всех типов объектов капитального строительства, обеспечения взаимодействия по градостроительным вопросам с инвесторами, органами государственной власти.
Организация работ по проектированию и строительству объектов жилого, социально-культурного, коммунального, рекреационного и инженерно-транспортного развития городского округа Первоуральск.
Анализ инвестиционных проектов в области капитального строительства.
Кроме того, тактическая реализация генерального плана предусмотрена путем изменения границ и площади части населенных пунктов с описания местоположения границ населенных пунктов на основании Приказа Минэкономразвития N 514 от 27 сентября 2022 года.
Подпрограмма 3. Управление градостроительным проектированием территории
Направление подпрограммы - комплексное развитие территории муниципального образования.
Подпрограмма решает практические задачи градостроительной деятельности:
- Градостроительное проектирование (включая разработку и актуализацию территориальных и отраслевых схем, разработку документации по планировке территории, разработку разбивочных чертежей), инженерно-геологическое, геодезическое и картографическое обеспечение строительства и эксплуатацию объектов капитального строительства;
- Концептуальные предложения по градостроительному развитию и архитектурному облику.
На основании статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в частности, относятся:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 131-ФЗ"
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В целях реализации данных положений на территории городского округа Первоуральск разработаны муниципальные правовые акты: Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка и Правила землепользования и застройки, в действующих редакциях.
Важнейший фактор, отражающий инвестиционную привлекательность территории - обеспеченность территории документацией по планировке территории. Кроме этого, документация по планировке территории - инструмент реализации Положения о территориальном планировании.
Муниципальной программой "Совершенствование градостроительной политики на территории городского округа Первоуральск с 2025 по 2030 годы" планируется дальнейшая практическая реализация вышеуказанных нормативных актов.
Подпрограмма 4. Совершенствование геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности
Градостроительная документация является основой для принятия управленческих решений в сфере землепользования и градостроительства. В связи с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2019 года, утвержденный Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 342, актуализированы полномочия органов местного самоуправления в части ведения муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 342-ФЗ"
Для систематизации, учета, хранения и управления информацией предусмотрено ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территории округа. С соответствующим предоставлением сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Реализация Программы будет содействовать ведению созданной ГИСОГД - как инструмента проведения единообразной муниципальной политики в сфере обеспечения устойчивого пространственного развития территории городского округа Первоуральск.
Практика показывает, что реализация мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие округа, повышение инвестиционной привлекательности территорий для застройщиков, невозможна без информационного обеспечения, без полной и достоверной информации об учтенных земельных участках, об объектах капитального строительства, без актуальной картографической основы.
В целях удовлетворения потребности органов власти, специализированных организаций, инвесторов и иных субъектов деловой активности в актуальной картографической основе, необходимо проводить системный топографический мониторинг.
Для более качественного сбора, хранения, обработки и предоставления сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, необходимо усовершенствовать хранилище данных и технологию обработки информации.
Перевод в электронный вид документов из дел о застроенных территориях и подлежащих застройке земельных участках, и иных документов, необходимых для размещения в ГИСОГД даст возможность улучшить удобство работы с градостроительной документацией, обеспечить ее сохранность и удобство предоставления и пользования.
ГИСОГД - основа для эффективного межведомственного взаимодействия, предоставления муниципальных услуг и создания условий для предоставления информации в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).
Комплекс запланированных мероприятий по наполнению и совершенствованию ГИСОГД позволит функционирующей системе соответствовать требованиям законодательства по информационной безопасности и по защите данных, даст возможность усовершенствовать предоставление муниципальных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Изложенные проблемы в сфере градостроительной деятельности требуют системной подготовки градостроительной документации, направлены на эффективность деятельности органов местного самоуправления, требуют значительных бюджетных расходов муниципалитета и не могут быть решены в пределах одного финансового года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.