Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены постановлением
Администрации города Ноябрьска
от 31 октября 2024 Г. N 2013-П
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа на 2025 - 2027 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - городской округ, город) на 2025 - 2027 годы разработаны в соответствии со статями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утверждённого решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 25.05.2023 N 502-Д, с учётом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых лет.
Бюджетная и налоговая политика городского округа на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента N 309), перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30.03.2024 N Пр-616 по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, а также решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2014 N 54-Д "Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2030 года". Бюджетная и налоговая политика городского округа зависит от процессов, осуществляемых в Ямало-Ненецком автономном округе и в Российской Федерации, и разрабатывается на основе законодательства с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта бюджета городского округа город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - местный бюджет, бюджет городского округа).
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики городского округа за 2023 год и 1 полугодие 2024 года
Бюджетная и налоговая политика городского округа, являющаяся одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития, позволила в 2023 году и в первой половине 2024 года решить задачи, связанные с обеспечением социальной и экономической стабильности в городе.
Администрации города Ноябрьска удалось обеспечить реализацию поставленных ранее целей в сфере управления общественных финансов. С учётом сохранения преемственности бюджетной и налоговой политики, использования действенных инструментов бюджетного регулирования, были профинансированы в полном объёме все принятые расходные обязательства, мобилизованы необходимые финансовые ресурсы, обеспечено эффективное расходование бюджетных средств, о чём свидетельствуют итоги исполнения бюджета городского округа.
Исполнение основных показателей бюджета городского округа за 2023 год составило: по доходам - 21 566 млн рублей, по расходам - 21165 млн рублей, бюджет исполнен с профицитом в размере 401 млн рублей.
Основными задачами реализации налоговой политики в 2023 году и в первом полугодии 2024 года оставались закрепление и развитие положительных темпов экономического роста, обеспечение сбалансированности бюджета городского округа, рост доходной части бюджета, ввиду чего в рамках реализации налоговой политики осуществлялся комплекс мер, направленных на увеличение налогового потенциала при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков.
При формировании доходной части местного бюджета применялся консервативный подход, учитывались риски возможного снижения поступления доходов.
С целью проведения работы по недопущению увеличения и сокращению просроченной дебиторской задолженности по доходам бюджета, распоряжением Администрации города Ноябрьска утверждён перечень мероприятий.
Администраторами доходов утверждены регламенты реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанные в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Поведены анализ состояния дебиторской задолженности, инвентаризация просроченной задолженности, усилена претензионная исковая работа с неплательщиками, и приняты меры принудительного взыскания задолженности.
Одним из факторов, влияющих на сохранение собственных доходов бюджета, являлось осуществление мероприятий по обеспечению сбалансированности бюджета городского округа.
Продолжена совместная работа с департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа по выявлению подрядных и субподрядных организаций, привлекаемых для выполнения работ, оказания услуг и не поставленных на налоговый учёт на территории городского округа.
В отчётном периоде проведена оценка налоговых расходов за 2023 год, по итогам которой установлено, что налоговые расходы бюджета городского округа способствуют достижению целей муниципальных программ, востребованы и целесообразны.
В дополнение к категориям налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу, в соответствии с решениями Думы города Ноябрьска, установлена налоговая льгота по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для участников специальной военной операции, а также членов их семей.
Утверждён перечень официальных физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории города, по результатам которых стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на данных мероприятиях, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в сумме, не превышающей 4 тыс. рублей.
По итогам 2023 года городской бюджет по доходам исполнен в сумме 21 566 млн рублей, что составило 102,0% годового плана, утверждённого решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 01.12.2022 N 433-Д "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", с учётом внесённых изменений, в том числе по налоговым и неналоговым доходам в сумме 3 520 млн рублей, или 120,8% к плану года, и безвозмездным поступлениям - 18 046 млн рублей, или 99,0% к плановым назначениям.
Информация о поступлении доходов местного бюджета за 2023 год тыс. рублей
N |
Наименование доходов бюджета |
Утверждено |
Исполнено |
Доля в общем объёме доходов, % |
Исполнение утверждённого плана, % |
1 |
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: |
2 913 173 |
3 519 770 |
16,3 |
120,8 |
1.1 |
Налог на доходы физических лиц |
2 066 292 |
2 493 917 |
11,6 |
120,7 |
1.2 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
40 463 |
42 821 |
0,2 |
105,8 |
1.3 |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
442 748 |
481 435 |
2,2 |
108,7 |
1.4 |
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН |
20 925 |
11 446 |
0,1 |
54,7 |
1.5 |
Налог на имущество физических лиц |
30 214 |
33 127 |
0,2 |
109,6 |
1.6 |
Земельный налог |
37 511 |
39 165 |
0,2 |
104,4 |
1.7 |
Прочие налоговые доходы |
21 125 |
22 391 |
0,1 |
106,0 |
1.8 |
Неналоговые доходы |
253 895 |
395 468 |
1,8 |
155,8 |
2 |
Безвозмездные поступления, в том числе: |
18 229 801 |
18 046 017 |
83,7 |
99,0 |
2.1 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
18 221 220 |
18 124 147 |
84,0 |
99,5 |
2.2 |
Иные безвозмездные поступления |
8 581 |
-78 130 |
-0,4 |
-910,5 |
|
Итого доходов |
21142 974 |
21 565 787 |
100,0 |
102,0 |
Фактическая доля налоговых и неналоговых доходов в общем объёме поступлений за 2023 год составила 16,3%, что соответствует уровню 2022 года.
Доходы местного бюджета за 2023 год увеличились по сравнению с 2022 годом на 3 285 млн рублей, или на 18,1%.
При проведении налоговой политики в указанном периоде большое внимание уделялось регулированию направлений инвестиционной деятельности и поддержке малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
В отчётном периоде на территории города реализовано более 140 инвестиционных проектов. Общий объём инвестиций в экономику города составил свыше 3 млрд рублей, создано более 615 рабочих мест.
По состоянию на 01.07.2024 на сопровождении в центре развития предпринимательства "Мой бизнес" по принципу одного окна находится 19 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 2,6 млрд рублей с планируемым созданием 226 новых рабочих мест.
В рамках мероприятий, проводимых с потенциальными инвесторами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", по состоянию на 01 июля 2024 года статус резидента Арктической зоны имеют 15 субъектов МСП, реализующих инвестиционные проекты на территории города.
В рамках программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск" в 2023 году была оказана финансовая поддержка в виде грантов и субсидий 32 субъектам МСП на общую сумму 15 млн рублей. В 2024 году объём средств на оказание финансовой поддержки субъектам МСП увеличен на 47%.
Принятые меры в области налоговой политики обеспечили экономический рост и сбалансированность бюджета.
Исполнение бюджета городского округа в 2023 году по расходам составило 21165 млн рублей, или 97,4% от утверждённого плана 21 722 млн рублей.
Анализ расходов бюджета городского округа за 2023 год
Раздел |
Наименование раздела |
Утверждено, млн рублей |
Исполнено, млн рублей |
Доля в общем объеме расходов, % |
Исполнение утвержденного плана, % |
01 |
Общегосударственные вопросы |
1 388 |
1 375 |
6,5 |
99,1 |
02 |
Национальная оборона |
9 |
6 |
0,03 |
66,7 |
03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
165 |
163 |
0,8 |
98,8 |
04 |
Национальная экономика |
3 028 |
2 934 |
13,9 |
96,9 |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2 386 |
2 256 |
10,7 |
94,6 |
06 |
Охрана окружающей среды |
24 |
24 |
0,1 |
100 |
07 |
Образование |
10 248 |
10 159 |
48 |
99,1 |
08 |
Культура, кинематография |
1 158 |
1 126 |
5,3 |
97,2 |
10 |
Социальная политика |
1 326 |
1 275 |
6,0 |
96,2 |
11 |
Физическая культура и спорт |
1 716 |
1 573 |
7,4 |
91,7 |
12 |
Средства массовой информации |
274 |
274 |
1,3 |
100 |
Итого расходов |
21 722 |
21 165 |
100,0 |
97,4 |
Структура расходов бюджета городского округа сохранила социальную направленность. Расходы местного бюджета, направленные на образование, жилищную и социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт, в 2023 году составили более 70%.
С 2023 года в городе осуществляется реализация мероприятий 12 муниципальных программ, охватывающих все ключевые отрасли муниципального управления. Охват муниципальными программами расходов местного бюджета составляет 99,8%.
Общий объём финансирования мероприятий муниципальных программ за 2023 год составил 21122 млн рублей.
В отчётном году 87,2% программной части местного бюджета было направлено на реализацию мероприятий 5 муниципальных программ:
- "Развитие образования на территории муниципального образования город Ноябрьск" - 41,5%, или 8 756 млн рублей;
- "Повышение уровня жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьск" - 20,7%, или 4 362 млн рублей;
- "Совершенствование управления муниципальной собственностью и улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск" - 10%, или 2 102 млн рублей;
- "Сохранение и развитие культуры города Ноябрьска" - 7,8%, или 1 641 млн рублей;
- "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в городе Ноябрьске" - 7,4%, или 1 567 млн рублей.
По результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа за 2023 год, проведённой в соответствии с утверждённым порядком, можно сделать вывод об эффективной реализации всех муниципальных программ.
В соответствии с заключёнными с исполнительной органами Ямало-Ненецкого автономного округа соглашениями, в городском округе в 2023 году реализовывались мероприятия 7 региональных проектов в рамках 5 национальных проектов, направленных на достижение национальных целей Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". На реализацию указанных проектов было направлено 1 228 млн рублей.
В рамках национального проекта "Жильё и городская среда" реализованы мероприятия трёх региональных проектов:
- "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда": произведена выплата возмещения за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда 54 семьям, численность граждан, расселённых из аварийного жилищного фонда, составила 115 человек, количество квадратных метров расселённого аварийного жилищного фонда - 2 232,55 кв. м;
- "Жильё": предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения 54 семьям, имеющим трёх и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, и 356 молодым семьям, в том числе 14 дополнительных социальных выплат при рождении ребёнка;
- "Формирование комфортной городской среды": выполнены работы по благоустройству общественной территории "Сквер в микрорайоне 8 по улице Советской".
В рамках национального проекта "Образование" регионального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в общеобразовательных муниципальных учреждениях осуществляется деятельность по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В рамках реализации национального проекта "Культура" регионального проекта "Культурная среда" детская школа искусств им. П.И. Чайковского оснащена музыкальными инструментами и оборудованием, приобретены баяны, аккордеон, балалайки, домры, гусли, пианино, рояль, тарелки оркестровые, малые барабаны, гитары, скрипки, альт, пюпитры, аудиосистемы, интерактивные панели, хореографические станки. В детской библиотеке был проведён ремонт, приобретены современная мебель, RFID-оборудование, компьютерное оборудование и оргтехника, дидактические наборы, вывески, таблички, программное обеспечение, специализированное библиотечное оборудование.
В рамках национального проекта "Демография" регионального проекта "Спорт - норма жизни" спортсмены города приняли участие в 147 выездных мероприятиях, приобретены спортивный инвентарь и экипировка для фигурного катания и хоккея, для тяжелой атлетики, пауэрлифтинга, волейбола, футбола, бокса, тайского бокса, спортивной борьбы (греко-римской борьбы), киокусинкай, скалолазания, шахмат, восточных боевых единоборств, плавания, баскетбола, настольного тенниса, прыжков на батуте, тхэквандо, самбо, дзюдо с целью реализации мероприятий по обеспечению спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.
В рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" регионального проекта "Безопасность дорожного движения" приобретены световозвращающие браслеты для детей, обучающихся в начальной школе, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма, программно-аппаратные комплексы по безопасности дорожного движения для 4 школ города, на территории которых дети моделируют сложные ситуации, анализируя нарушения правил дорожного движения пешеходами. Кроме того, учащиеся образовательных учреждений приняли участие в ежегодном городском и окружном конкурсах инспекторов движения "Безопасное колесо".
В 2024 году городской округ продолжает участвовать в реализации 7 региональных проектов, направленных на достижение целей 4 национальных проектов:
- региональных проектов "Жильё", "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жильё и городская среда",
- региональных проектов "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" и "Молодёжь России" национального проекта "Образование",
- регионального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография",
- регионального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется капитальное строительство объектов муниципальной собственности за счёт средств окружного бюджета и средств местного бюджета на условиях софинансирования.
В 2023 году завершено строительство детского технопарка "Кванториум", выполнены строительство внутриквартального проезда к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Сказка", установка системы уличного освещения на центральном проезде промышленной зоны и автомобильной дороге к микрорайону Железнодорожников.
Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7", административного здания, расположенного по адресу: улица Ленина, дом 47б, и на строительство городского кладбища.
В 2024 году ведутся работы по строительству тротуара и парковочной площадки на улице Пирогова, ливневой канализации в микрорайоне Светлом, реконструкции улиц Ленина и Советской, продолжается строительство универсального спортивного зала в микрорайоне 9.
Продолжается разработка проектно-сметной документации на строительство детского дома, центра детского творчества, блочно-модульной котельной в микрорайонах 8 - 10, полигона накопления снега и системы водоотведения промзоны и города, а также на реконструкцию автодороги "Карамовская" и моста через реку Нанкпёх.
В 2024 году разработана проектно-сметная документация и начато строительство сетей теплоснабжения в микрорайонах 9 - 10 города, начата разработка проектно-сметной документации на реконструкцию проезда по улице Холмогорской.
С целью осуществления мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории города, в 2023 году предоставлены социальные выплаты на приобретение жилья одной малоимущей семье, одной молодой семье и двум многодетным семьям, снесены 72 аварийных жилых строения, предоставлено возмещение за изымаемые жилые помещения аварийного жилья 145 семьям. В 2024 году мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории города, остаются приоритетными расходами бюджета городского округа.
За 1 полугодие 2024 года бюджет городского округа по доходам исполнен в сумме 10 540 млн рублей, или 48,4% годового плана, по расходам исполнение составило 10 709 млн рублей, или 46,8% годового плана.
При реализации бюджетной политики в 2023 году и первой половине 2024 года обеспечено исполнение полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в соответствии требованиями федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и ведомственного стандарта внутреннего муниципального финансового контроля.
Планирование и проведение контрольных мероприятий осуществлялись в отношении различных форм и направлений расходования средств бюджета городского округа.
Результаты контрольной деятельности за 2023 год и 1 полугодие 2024 года характеризуются следующими показателями.
Проведены 21 плановое контрольное мероприятие и 9 внеплановых проверок, объём проверенных средств составил 1 824,4 млн рублей, из них объём средств, проверенных при осуществлении контроля в сфере закупок, - 303,6 млн рублей (контроль осуществлён в отношении 949 закупок для обеспечения нужд городского округа).
По результатам проведённых контрольных мероприятий выявлено 2 480 нарушений на общую сумму 80,2 млн рублей, из них при осуществлении контроля в сфере закупок - 341 нарушение на сумму 42,3 млн рублей.
Объектам контроля направлены 25 представлений органа внутреннего муниципального финансового контроля, 24 из которых исполнены объектами контроля в полном объёме в установленные сроки.
При осуществлении контрольной деятельности составлены 3 протокола об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых вынесены 2 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и 1 постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 тыс. рублей. Должностным лицом объекта контроля постановление исполнено.
В целях применения единого подхода при реализации бюджетных полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, совершенствования и повышения эффективности контрольной деятельности осуществлялось взаимодействие с департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, в адрес которого ежеквартально направлялась информация о результатах контрольной деятельности.
Осуществлялось взаимодействие с прокуратурой города Ноябрьска по вопросам выявления и предупреждения правонарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе в сфере закупок. Материалы всех контрольных мероприятий, в том числе имеющих признаки административных правонарушений, направлены в прокуратуру города Ноябрьска.
В целях предупреждения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, выявляемых органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, проведены совещания с главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными учреждениями города по обсуждению проблемных вопросов, связанных с практикой применения законодательства в сфере закупок, правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов городского бюджета, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.
С целью популяризации, укрепления престижа и авторитета профессии контролера-ревизора, освещения значимости государственного и муниципального финансового контроля, на территории городского округа в 2023 году были реализованы мероприятия, приуроченные к празднованию 100-летия со дня образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.
С целью вовлечения жителей города в процесс инициативного бюджетирования и создания условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей городского округа и определяемых с учетом их мнения, реализуется проект инициативного бюджетирования "Уютный Ямал - Развитие инициатив на территории муниципалитета" (РИТМ).
В течение отчётного периода проектный офис "Уютный Ямал" в постоянном режиме проводил мероприятия по организации работы с инициативными предложениями жителей нашего города.
Проводились встречи с заинтересованными в реализации проектов жителями города, выезды на территории, предлагаемые для размещения инициативных проектов, осуществлялось взаимодействие со структурными подразделениями Администрации города Ноябрьска в части реализации предложенных инициатив.
15 мая 2024 года стартовала заявочная кампания, в рамках которой поступило 98 инициатив от жителей нашего города, из которых 46 инициатив подано посредством портала "Живём на Севере" и 52 инициативы направлены через проектный офис "Уютный Ямал - РИТМ". Работниками проектного офиса проводились консультации инициаторов и инициативных групп.
Поступившие идеи и результаты встреч с гражданами освещаются в средствах массовой информации и социальных сетях. В данных целях функционирует группа "Уютный Ямал - РИТМ Ноябрьск" в социальной сети "ВКонтакте", в мессенджере "Телеграм" создан одноименный канал.
Всего в заявочной кампании проведены 6 собраний по обсуждению 23 проектных инициатив горожан. Инициативы горожан, включённые в повестки собраний жителей города, были поддержаны.
Также в онлайн-режиме проведено общегородское голосование на информационном ресурсе "Живём на Севере", состоялась конференция, объединившая 96 делегатов, избранных на собраниях жителей города, осуществлена работа конкурсной комиссии.
Всего в обсуждении и выборе проектных предложений приняли участие более 2,5 тысяч человек.
За 2023 год и 6 месяцев 2024 года реализован 31 проект инициативного бюджетирования в сфере благоустройства, экологии, спорта, безопасности, патриотической направленности, а также событийных мероприятий.
Муниципальная практика инициативного бюджетирования "Развитие инициатив на территории муниципалитета" (РИТМ), реализуемая в рамках регионального проекта "Уютный Ямал", отмечена в ежегодном Докладе Министерства финансов Российской Федерации "Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях" за 2023 год, в котором городской округ признан лучшей муниципальной практикой в Российской Федерации.
Результаты реализации инициативного бюджетирования в муниципальном образовании оценены в 2023 году департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа при проведении оценки реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") по итогам 2022 года в соответствии с Порядком проведения оценки реализации проекта в муниципальных образованиях в автономном округе, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2018 N 631-П (далее - Порядок 631-П).
По результатам мониторинга реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал"), проводимого департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Порядком, городской округ занимает 2 место в рейтинге Ямало-Ненецкого автономного округа.
В декабре 2023 годе в городском округе проходил межмуниципальный форум "Уютный Ямал. Создаем вместе!", в котором приняли участие представители департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, представители департамента финансов Администрации города Ноябрьска, как уполномоченного органа по инициативному бюджетированию, а также представители всех муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа.
В фокусе мероприятия были темы развития новых направлений инициативного бюджетирования в регионе и совершенствования действующих практик вовлечения граждан в принятие бюджетных решений. В рамках мероприятия обсуждали развитие инициативного бюджетирования в студенческой среде. Участникам форума был представлен весь путь становления и развития практики "Уютный Ямал - РИТМ" в городе.
Параллельно циклу подготовки, отбора проектов и реализации осуществляется анализ всего процесса, включающий сбор и размещение информации о ходе реализации проектов, проведение социологических опросов.
В 2023 году и 6 месяцев 2024 года школьное инициативное бюджетирование реализовывалось во всех 15 образовательных учреждениях города. За отчётный период реализованы 34 проекта школьного инициативного бюджетирования. Учащиеся принимали активное участие в выдвижении собственных инициатив, а также в выборе и контроле за реализацией предложенных ими проектов. Активные школьники-инициаторы принимают участие в тематических семинарах и тренингах по школьному инициативному бюджетированию.
В октябре 2023 года учащиеся трех муниципальных школ приняли участие в II Всероссийской конференции по школьному инициативному бюджетированию в городе Санкт-Петербурге, в конкурсе школьных и молодежных экологических проектов "ЭКО-ШКИБ" команда нашего города заняла призовое второе место.
По итогам VIII Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования, проведённого Центром инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, проект "Коворкинг-зона МБОУ СОШ N 8 г. Ноябрьск ЯНАО" стал призёром в номинации "Экологические проекты школьного инициативного бюджетирования".
В апреле 2023 года состоялся семинар-практикум "Создаем проекты вместе!". Мероприятие прошло с участием представителей департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента финансов Администрации города Ноябрьска, главного архитектора города Ноябрьска и представителей структурных подразделений города, связанных с реализацией инициативных проектов. Мероприятие включало в себя теоретическую и практическую части, в ходе которых эксперты практики "Уютный Ямал - РИТМ" выступили с докладами об инициативном бюджетировании. В заключение была организована дискуссионная площадка для обмена мнениями, во второй части семинара будущие инициаторы тренировались в практике проведения собрания, защите проектов, участии в конференции делегатов, знакомились с критериями оценки проектов "Уютный Ямал - РИТМ".
В части повышения бюджетной и финансовой грамотности в городском округе структурными подразделениями Администрации города Ноябрьска реализуется План мероприятий Администрации города Ноябрьска по повышению уровня финансовой грамотности, департамент финансов Администрации города Ноябрьска реализует проект "Финансовый компас", утверждённый постановлением Главы Администрации города Ноябрьска от 02.02.2024 "Об утверждении Положения об обеспечении условий повышения бюджетной и финансовой грамотности населения посредством реализации в муниципальном образовании город Ноябрьск проекта "Финансовый компас".
В летний период проводились регулярные встречи с участниками летних пришкольных лагерей и трудовых отрядов на тему повышения финансовой и бюджетной грамотности. Работниками департамента финансов Администрации города Ноябрьска проведены 8 встреч, в которых приняли участие более 200 человек.
В рамках окружного мероприятия по финансовой грамотности, эстафеты "ФИНКУЛЬТ-ПРИВЕТ! ЯМАЛ!" проведена встреча с учащимися старших классов на тему "Как покупать на маркетплейсах выгодно?"
Всего за отчетный период проведено 165 мероприятия со школьниками и молодежью, предпринимателями и другими категориями граждан городского округа, в которых приняло участие около 30 тысяч человек.
В течение года продолжена работа по своевременному наполнению портала "Бюджет для граждан город Ноябрьск", который содержит наглядную информацию о бюджетных данных, аналитические и сравнительные сведения, информацию об исполнении бюджета, об инициативном бюджетировании, финансовой и бюджетной грамотности, актуальные нормативные правовые акты, брошюры для граждан о проекте и исполнении бюджета, актуальные новости, а также сведения о деятельности департамента финансов Администрации города Ноябрьска.
С целью выявления наиболее востребованных для жителей города этапов бюджетного процесса, на информационном ресурсе "Живём на Севере", а также в информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", на платформе обратной связи (ПОС) проводятся опросы мнения граждан
0 содержании опубликованного бюджета для граждан, понятности и достаточности представленной информации.
При реализации бюджетной политики в отчётном периоде Администрацией города Ноябрьска проведена комплексная работа, направленная на обеспечение сбалансированности местного бюджета и эффективное использование имеющихся средств, с целью исполнения всех принятых обязательств. В городе удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления. Важнейшим показателем качества управления муниципальными финансами остаются:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности,
- отсутствие муниципального долга на конец отчётного периода,
- высокая доля средств местного бюджета, распределённых программно-целевым методом.
Подтверждением высоких результатов деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является присвоение департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа городскому округу 1 степени качества организации и осуществления бюджетного процесса.
III. Цели и задачи бюджетной политики на 2025 - 2027 годы
Бюджетная политика на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, как и прежде, будет направлена на сохранение социально ориентированной направленности местного бюджета, усиления его роли в стимулировании роста экономики, обеспечении преемственности целей и задач предыдущего периода и ориентирована на достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в городском округе.
Бюджетная политика ориентирована на обеспечение устойчивого и эффективного финансирования стратегических приоритетов по развитию экономики и социальной сферы, повышению предпринимательской и инвестиционной активности и качества жизни населения, в связи с чем бюджетная политика городского округа в предстоящий трёхлетний период будет реализована по следующим основным направлениям:
1) обеспечение сбалансированности бюджета в условиях сложившейся экономической ситуации;
2) достижение национальных целей развития страны, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", путём реализации мероприятий в рамках региональных проектов автономного округа;
3) совершенствование оказания мер поддержки отдельным категориям граждан с учётом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года;
4) обеспечение поддержки инвестиционной деятельности, развитие инструментов осуществления бюджетных инвестиций;
5) дальнейшее развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города за счёт вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, реализация мероприятий, направленных на совершенствование и расширение практик реализации инициативных проектов, повышение финансовой культуры;
6) совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
1. Обеспечение сбалансированности бюджета в условиях сложившейся экономической ситуации.
Сбалансированность бюджета городского округа обеспечивает уровень финансирования расходных обязательств, который поддерживает качество жизни населения, предусматривает реализацию национальных проектов и создает условия для дальнейшего экономического роста.
Соблюдение равновесия бюджетных расходов и доходных источников их финансирования определяется как ключевая задача бюджетной политики на долгосрочный период. В условиях экономического кризиса особенно важно сохранить преемственность реализуемых мер, направленных на обеспечение сбалансированности местного бюджета.
Сбалансированность бюджета напрямую зависит от качества и эффективности планирования. Главные распорядители бюджетных средств при прогнозировании бюджетных параметров должны полагаться на реальные возможности бюджета и продолжить политику приоритизации расходов с полным обеспечением расходных обязательств, прежде всего, по первоочередным и социально значимым направлениям в условиях сложившейся экономической ситуации.
При планировании бюджетных расходов основное внимание будет уделено практической реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, в том числе путём усиления внимания к качеству применяемых показателей эффективности и результативности на уровне муниципальных программ и проектов. В случае наличия потребности в увеличении расходных обязательств, главным распорядителям бюджетных средств необходимо формулировать предложения об источниках их финансирования, одним из которых является сокращение (перераспределение) расходов с низким социальным или низким экономическим эффектом.
Таким образом, в целях обеспечения сбалансированности местного бюджета с учётом реальных возможностей бюджета, необходимо:
- приоритизировать действующие расходные обязательства и сохранить имеющиеся на счетах остатки средств бюджета в целях формирования бюджетного резерва;
- обеспечить контроль за полным и своевременным исполнением и учётом при формировании бюджетов социально значимых расходных обязательств, в том числе по оплате труда и начислениям на оплату труда;
- ограничить принятие решений, влекущих возникновение новых расходных обязательств городского округа по мероприятиям, не имеющим первоочередного значения;
- обеспечить учёт расходных обязательств, обусловленных реализацией национальных проектов;
- осуществлять контроль за ежемесячным исполнением бюджетных средств, не допускать просроченную кредиторскую задолженность бюджета по социально значимым расходным обязательствам;
- обеспечить повышение качества планирования показателей муниципальных программ;
- обеспечить гибкость бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счёт повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
- продолжить работу по инвентаризации принятых расходных обязательств на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития городского округа.
В текущих условиях особенно важно учитывать объективно существующие ограничения возможностей прогнозирования ситуации. Принимать новые расходные обязательства следует исходя из реальных возможностей бюджета городского округа.
2. Достижение национальных целей развития страны, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", путём реализации мероприятий в рамках региональных проектов автономного округа.
Приоритеты бюджетной политики нового цикла будут определяться национальными целями развития Российской Федерации, утверждёнными Указом Президента Российской Федерации N 309, направленным на обеспечение устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан, основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей, обеспечения безопасности государства и общественной безопасности, открытости внешнему миру, экономического развития, основанного на честной конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе, высокой эффективности и технологичности.
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведётся работа по формированию новых национальных проектов, реализация которых начнётся с 01 января 2025 года. С целью актуализации региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов, Правительством Ямало-Ненецком автономном округе будут проведены аудит и корректировка соответствующих показателей государственных программ автономного округа и региональных проектов. Структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска необходимо проработать во взаимодействии с соответствующим органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа вопрос участия городского округа в предстоящем бюджетном цикле в реализации мероприятий региональных проектов и установления целевых показателей, учитывающих специфику, состояние подведомственных сфер.
При формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования будут предусматриваться в приоритетном порядке на достижение национальных целей развития страны:
- сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
- реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- цифровая трансформация социальной сферы.
Безусловным приоритетом в предстоящем трёхлетнем периоде будет сохранение достигнутого уровня целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06. 2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Совершенствование оказания мер поддержки отдельным категориям граждан с учётом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.
Ключевыми приоритетами на предстоящий бюджетный цикл станет реализация комплекса мероприятий, направленных на укрепление поддержки института семьи, материнства и детства, снижение уровня бедности и повышение уровня жизни населения, оказание помощи инвалидам, пенсионерам, ветеранам, поддержке участников специальной военной операции (далее - СВО) и членов их семей.
С целью повышения уровня и качества жизни, обеспечения социальной стабильности отдельных категорий граждан, в городе следует сохранить меры поддержки, предоставляемые за счёт средств бюджета городского округа участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награждённым знаком "Жителю блокадного Ленинграда", труженикам тыла, вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, родителям военнослужащих, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву, родителям участников вооруженных конфликтов, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы.
Приоритетным направлением в сфере поддержки инвалидов остаётся повышение доступности жилых помещений, мест общего пользования в домах, где проживают инвалиды, объектов социальной инфраструктуры к потребностям маломобильных групп населения.
Особое внимание следует уделить поддержке участников СВО и членов их семей путём предоставления мер социальной поддержки и оказания помощи по возникающим вопросам. И в автономном округе, и в городе будет продолжена работа по сопровождению участников СВО и членов их семей.
4. Обеспечение поддержки инвестиционной деятельности, развитие инструментов осуществления бюджетных инвестиций.
Без активизации инвестиционной деятельности, что напрямую связано с увеличением налоговой базы бюджета, сложно обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость.
В условиях сложившейся экономической и политической ситуации следует продолжить работу по привлечению внебюджетных источников для финансирования наиболее значимых социально-экономических инвестиционных проектов, оказанию информационной и консультационной поддержки реализации инвестиционных проектов, сокращению сроков рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории города посредством системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна.
Целесообразно в полном объёме сохранить имеющиеся меры поддержки инвестиционной деятельности в виде льгот по уплате налогов для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов.
Адресная инвестиционная программа автономного округа является основным инструментом осуществления инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования для обеспечения устойчивого повышения уровня и качества жизни населения путём создания и развития современной социальной инфраструктуры, развития базы жилищно-коммунального хозяйства, строительства школ, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений и учреждений культуры.
Бюджетная политика в области капитального строительства направлена на приоритетное обеспечение финансированием капитальных вложений в объекты, реализуемые в рамках национальных проектов, объекты, находящиеся в стадии завершения, значимые объекты для социально-экономического развития городского округа, а также на расширение инвестиционных планов и программ с новыми возможностями по развитию инфраструктуры.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 18.08.2023 N Пр-1626 разрабатывается мастер-план развития городского округа, который отнесён к опорным населённым пунктам Арктической зоны Российской Федерации. Итогом разработки станет долгосрочный план комплексного социально-экономического развития городского округа, содержащий целевые показатели, комплекс целевых мероприятий и перечень ключевых инвестиционных проектов с указанием сроков реализации и объёмов финансирования.
5. Дальнейшее развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города за счёт вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, реализация мероприятий, направленных на совершенствование и расширение практик реализации инициативных проектов, повышение бюджетной и финансовой грамотности.
Практика инициативного бюджетирования "Уютный Ямал" - РИТМ" динамично развивается на территории городского округа.
Механизм инициативного бюджетирования - один из действенных рычагов гражданской активности в городе, что показывает участие жителей в проекте, обеспечивает большую открытость и прозрачность работы органов местного самоуправления, позволяет качественно и оперативно получать обратную связь от жителей города, развивает волонтёрское движение, позволяет жителям принимать непосредственное участие в определении приоритетных направлений расходования средств местного бюджета, повышает финансовую и бюджетную грамотность населения.
Внесение изменений в решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 22.10.2020 N 165-Д "Об утверждении Положения о порядке выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов и проведения их конкурсного отбора" позволяет оперативно реагировать на запросы жителей нашего города в направлении развития инициативного бюджетирования.
Планируется продолжить проведение семинаров-практикумов по работе с потенциальными инициаторами и активными жителями нашего города, а также, в связи с внедрением молодежного инициативного бюджетирования в округе, проведение мероприятий по вовлечению молодёжи в практики инициативного бюджетирования.
В 2025 году следует продолжить работу по развитию школьного инициативного бюджетирования, ориентированного на инициативы учащихся общеобразовательных учреждений. С учётом итогов реализации проектов в 2023 - 2024 годах, с целью совершенствования практики ШКиБ, следует продолжить регулярные тренинги со школьниками, традиционный фестиваль проектов школьного инициативного бюджетирования, участие во Всероссийских конкурсах и формирование имиджа городского округа как сильного и перспективного участника реализации школьного инициативного бюджетирования на Всероссийском уровне.
В октябре 2024 года обеспечена возможность участия команды школьников и молодежи во Всероссийской научно-практической конференции по молодежному инициативному бюджетированию в Новом Уренгое, организованной департаментом финансов Ямало-Ненецкого округа при поддержке и активном участии Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации.
С целью повышения финансовой и бюджетной грамотности населения организована реализация мероприятий в рамках Плана мероприятий Администрации города Ноябрьска по повышению уровня финансовой и бюджетной грамотности в муниципальном образовании город Ноябрьск и проекта "Финансовый компас", что соответствует направлениям Стратегии повышения финансовой грамотности и финансовой культуры до 2030 года в Российской Федерации и Стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры в автономном округе.
6. Совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в долгосрочной перспективе будет развиваться по направлениям совершенствования риск-ориентированного подхода к планированию контрольной деятельности, проведения мониторинга результатов проводимых контрольных мероприятий, а также своевременного устранения нарушений.
При планировании контрольных мероприятий, как и ранее, необходимо уделять внимание вопросам контроля различных форм и направлений расходования средств бюджета городского округа.
Важным направлением контрольной деятельности будет являться осуществление контрольных мероприятий, направленных на качественную оценку работы главных администраторов (администраторов) доходов городского бюджета с дебиторской задолженностью и исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета.
В целях координации контрольной деятельности, формирования единого подхода при реализации бюджетных полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также совершенствования и повышения эффективности контрольной деятельности в плановом периоде планируется дальнейшее взаимодействие с департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
В рамках заключенных соглашений будет продолжено взаимодействие:
- с прокуратурой города Ноябрьска - по вопросам выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе в сфере закупок;
- со Счётной палатой города Ноябрьска - в целях обмена опытом работы и исключения дублирования контрольной деятельности.
С целью предупреждения выявляемых органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля нарушений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе в сфере закупок, а также нарушений при исполнении бюджетных полномочий по администрированию доходов городского бюджета, целесообразно продолжить практику проведения встреч с главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными учреждениями города, информирования о результатах проведённого мониторинга выявленных нарушений.
В целях предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере следует продолжить размещение информации по вопросам, связанным с осуществлением контрольной деятельности, на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в сети Интернет.
В условиях цифровой трансформации путём внедрения цифровых технологий в сферах государственного управления, продиктованной основными направлениями национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", планируется увеличение количества контрольных действий, проводимых с использованием электронных информационных систем.
IV. Основные направления налоговой политики
Приоритеты налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость и сбалансированность бюджета в среднесрочной перспективе.
Налоговая политика нацелена на увеличение доходного потенциала, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития.
Налоговая политика в городе будет формироваться с учётом действующих и планируемых к введению норм федерального и регионального законодательства.
В текущим году на федеральном и региональном уровнях принят ряд решений, оказывающих влияние на поступление доходов в бюджет города в 2025 году и последующие годы.
Основные изменения, влияющие на бюджет города.
1. В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Установлен новый стандартный налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" и прошедших диспансеризацию.
Увеличен размер стандартного налогового вычета на детей: вычет на второго ребенка составит 2 800 рублей (ранее 1 400 рублей), на третьего и каждого последующего - 6 000 рублей (ранее 3 000 рублей).
Увеличен предельный размер доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты: 450 тыс. рублей в год (ранее 350 тыс. рублей).
Предусмотрен возврат части уплаченного НДФЛ по итогам года для родителей в семьях с двумя и более детьми, имеющих низкий доход.
2. В части налога, взимаемого в связи с применение упрощённой системы налогообложения.
Для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения (далее - УСН), предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, с 200 млн рублей до 450 млн рублей, а также остаточной стоимости основных средств с 150 млн рублей до 200 млн рублей. Повышена с 112,5 млн рублей до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН. Величина предельного размера доходов организаций и остаточной стоимости основных средств будет ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор.
Отменяются повышенные ставки: 8%-для режима "доходы", 20%-для режима "доходы минус расходы".
Уточняется состав расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", позволяющего учитывать в расходах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
3. В части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Снижается норматив отчисления в местный бюджет с 100% до 60%.
Все изменения законодательства будут учтены при формировании проекта городского бюджета.
Основные направления налоговой политики на трёхлетний период ориентированы на обеспечение преемственности целей и задач налоговой политики предыдущего периода, поддержку инвестиционной деятельности и рост предпринимательской активности на основе формирования привлекательных налоговых условий для субъектов хозяйственной деятельности.
Достижению цели в 2025 - 2027 годах будет способствовать реализация налоговой политики по следующим направлениям.
1. Стимулирование инвестиционной деятельности и поддержка малого и среднего предпринимательства.
Достижению целевого уровня роста инвестиций в целях развития МСП будет способствовать поддержка со стороны городского округа.
Одним из инструментов поддержки инвестиционного развития является налоговое стимулирование в виде предоставления налоговой льготы по земельному налогу. Данная поддержка планируется для сохранения в среднесрочной перспективе.
В целях развития МСП и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы предусматривается:
оказание финансовой поддержки, предоставляемой субъектам МСП;
продолжение практики проведения ярмарочных мероприятий, в том числе в рамках крупных городских празднований;
обеспечение доступности услуг торговли и общественного питания в границах городских точек притяжения, в том числе посредством ярмарочных мероприятий;
развитие единого городского ярмарочного пространства;
реализация комплексной поддержки проектов МСП сферы потребительского рынка;
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
реализация акселерационных программ развития бизнеса;
проведение презентационно-имиджевых, обучающих мероприятий для предпринимательского сообщества, в том числе в формате фестивалей;
развитие инфраструктуры поддержки МСП, обеспечение эффективного использования муниципального имущества.
2. Оценка налоговых расходов.
С целью минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот (расходов) в среднесрочной перспективе планируется продолжить работу по оценке целесообразности и результативности налоговых расходов.
Планируется продолжить работу по совершенствованию порядка оценки эффективности налоговых расходов с учётом общих требований, установленных на федеральном уровне, а также разъяснений и рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2024 г. N 2013-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.