В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Кемеровской области - Кузбасса:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.11.2023 N 699-р "Об утверждении долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра финансов Кузбасса Малахова И.Ю.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2025.
Первый заместитель Губернатора |
А.А. Панов |
Утверждены
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 6 ноября 2024 г. N 549-р
Основные направления
долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления государственной долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика) принимаются в целях:
обеспечения финансирования дефицита областного бюджета;
своевременного и полного исполнения долговых обязательств Кемеровской области - Кузбасса;
обеспечения поддержания объема государственного долга Кемеровской области - Кузбасса в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
обеспечения поддержания расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области - Кузбасса в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
минимизации стоимости обслуживания государственного долга Кемеровской области - Кузбасса;
поддержания объема долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
1. Итоги реализации долговой политики за 2023 год и истекший период 2024 года
По итогам 2023 года государственный долг увеличился на 13,7 млрд рублей, или на 23,7 процента, и на 01.01.2024 составил 71,6 млрд рублей, что составило 31,1 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Изменение государственного долга произошло за счет проведения следующих мероприятий.
В 2023 году Кемеровской областью - Кузбассом из федерального бюджета был привлечен инфраструктурный бюджетный кредит на общую сумму 3,5 млрд рублей в целях дальнейшей реализации проекта "Строительство инженерных сетей и автомобильных дорог Центрального района города Кемерово".
Также в 2023 году было заключено соглашение с Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу о предоставлении бюджетного кредита в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее - бюджетный кредит на опережающее финансирование).
Предоставление бюджетного кредита на опережающее финансирование осуществляется с учетом особенностей, установленных пунктами 4-6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 N 501 "О внесении изменения в пункт 12.1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, о приостановлении действия подпункта "а" пункта 1.1 и пункта 2.1 Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и об особенностях предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году", и в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2020 N 231н "О порядке заключения и форме договора о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета".
Объем предоставленного бюджетного кредита на опережающее финансирование составил 12,69 млрд рублей.
В 2023 году бюджету Кемеровской области - Кузбасса был предоставлен специальный казначейский кредит в размере 1,4 млрд рублей на цели финансового обеспечения реализации мероприятий, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12.1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации". Целью привлечения бюджетного кредита является приобретение пассажирского транспорта для государственных и муниципальных нужд Кемеровской области - Кузбасса.
В сентябре 2023 г. был погашен очередной платеж по ценным бумагам Кемеровской области - Кузбасса в размере 2,3 млрд рублей.
В ноябре 2023 г. были погашены бюджетные кредиты в размере 1,1 млрд рублей, а в декабре 2023 г. - иные обязательства в иностранной валюте в объеме 0,5 млрд рублей, и был частично досрочно погашен бюджетный кредит на опережающее финансирование в объеме 0,03 млрд рублей.
В привлечении кредитов коммерческих организаций в 2023 году не было необходимости.
В апреле 2024 г. был погашен бюджетный кредит на опережающее финансирование в размере 12,66 млрд рублей.
В сентябре 2024 г. полностью погашена задолженность по ценным бумагам Кемеровской области в размере 2,3 млрд рублей. Также до конца года будут погашены бюджетные кредиты в размере 1,2 млрд рублей и иные обязательства в иностранной валюте в объеме 0,5 млрд рублей.
До конца 2024 года на покрытие дефицита бюджета планируется привлечение кредитов кредитных организаций в общем объеме 34,9 млрд рублей, а также возможно привлечение и погашение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в объеме 6,9 млрд рублей.
Таким образом, к концу 2024 года ожидается, что государственный долг увеличится на 19,6 млрд рублей, или на 27,4 процента, и на 01.01.2025 составит 91,2 млрд рублей, или 48,4 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Структура
государственного долга за 2021-2024 годы, млн рублей
По состоянию на 01.10.2024 структура государственного долга выглядит следующим образом:
государственный долг, всего - 57,1 млрд рублей:
внутренний государственный долг - 51,7 млрд рублей, в т.ч.:
государственные ценные бумаги - 0 млрд рублей;
бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - 51,7 млрд рублей;
кредиты, привлеченные от кредитных организаций, - 0 млрд рублей;
государственные гарантии - 0 млрд рублей;
внешний государственный долг - 5,4 млрд рублей (или 160,7 тыс. долл. США по фиксированному курсу 33,62 рубля).
С 2020 года согласно статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации все субъекты Российской Федерации ежегодно делятся на группы заемщиков по уровням долговой устойчивости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации".
В соответствии с классификацией субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости в 2023 году, опубликованной на сайте Министерства финансов Российской Федерации, Кемеровская область - Кузбасс отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Еще одним свидетельством эффективности проводимой долговой политики региона является подтверждение текущего кредитного рейтинга Кемеровской области - Кузбасса на уровне A(RU) "Стабильный" в мае 2024 г.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики на 2025-2027 годы
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
1. Высокая зависимость доходов областного бюджета от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности от поступлений налога на прибыль организаций.
За 8 месяцев 2024 года налоговые и неналоговые доходы бюджета Кемеровской области - Кузбасса составили 120,5 млрд рублей, что ниже аналогичного периода 2023 года на 38,4 млрд рублей, или на 24 процента.
Снижение поступлений в основном обусловлено ухудшением финансовых результатов работы добывающих предприятий области в IV квартале 2023 г. и в текущем году в результате падения цен на уголь, ограничением объемов отгрузки угля в восточном направлении из-за недостаточной пропускной способности РЖД в условиях введения санкций недружественными странами.
Так, прибыль прибыльных организаций Кемеровской области - Кузбасса снизилась за январь - июнь 2024 года в 2,6 раза (с 325 до 124 млрд рублей), в том числе по добывающим предприятиям - в 4,0 раза (с 178 до 45 млрд рублей). В результате поступления налога на прибыль снизились на 44,9 млрд рублей, или на 59 процентов, и составили 31,0 млрд рублей. Снижение поступлений налога на прибыль от предприятий по добыче и обогащению угля составило 30,9 млрд рублей, или 88 процентов. Такое снижение непосредственно ведет к росту дефицита областного бюджета, что соответственно повлияет на увеличение рыночных заимствований.
2. Изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Рост расходных обязательств региона вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
4. Ежегодная индексация заработной платы работников бюджетной сферы и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
5. Проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки.
6. Выполнение условий реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
7. Привлечение в 2025 году из федерального бюджета бюджетного кредита в сумме 2,67 млрд рублей под 3,0 процента годовых в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов".
3. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сбалансированность бюджета;
поддержание объема государственного долга региона на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме;
повышение эффективности управления долговыми обязательствами;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.
Задачами долговой политики являются:
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
учет информации о государственном долге;
формирование отчетности о государственных долговых обязательствах;
обеспечение финансирования дефицита областного бюджета при недостаточности собственных источников путем привлечения ресурсов на финансовых рынках на благоприятных для региона условиях;
своевременное исполнение долговых обязательств Кемеровской областью - Кузбассом;
раскрытие информации о государственном долге;
обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области - Кузбасса перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, прошедших отбор в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
4. Инструменты реализации долговой политики
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Кемеровской области - Кузбасса в 2025-2027 годах будет продолжена реализация плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.12.2023 N 785-р "Об утверждении Программы финансового оздоровления Кемеровской области - Кузбасса на 2023-2026 годы", и государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Управление государственными финансами Кузбасса", утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.10.2023 N 656.
Для реализации долговой политики предполагается использование следующих инструментов:
привлечение временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений Кемеровской области - Кузбасса в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации по ставке 0,1 процента годовых, что позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций;
участие в реализации программы списания двух третей задолженности региона по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета (за исключением задолженности по бюджетным кредитам на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и специальным казначейским кредитам);
привлечение из федерального бюджета инфраструктурного бюджетного кредита:
в целях дальнейшей реализации проекта "Строительство социальной и инженерной инфраструктуры районов города Кемерово" в 2025 году в размере 1,45 млрд рублей;
на реконструкцию трамвайного полотна и контактной сети по трамвайному маршруту N 10 в 2025 году в размере 1,22 млрд рублей;
привлечение кредитов от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалось своевременное финансирование первоочередных расходов, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Кемеровской области - Кузбасса и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
рыночный риск (риск процентной ставки) - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) ростом объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
операционный риск - риск потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем;
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета - недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области - Кузбасса перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;
утверждение квалификационных требований к государственным гражданским служащим, ответственным за управление государственным долгом, использование четких положений, регламентов их деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, повышение квалификации с целью снижения операционных рисков;
учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;
постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета.
6. Сведения о показателях (индикаторах) реализации мероприятий долговой политики
Основные мероприятия долговой политики направлены на реализацию поставленных целей и задач в целом и позволят обеспечить достижение показателей (индикаторов), приведенных в таблице.
N |
Наименование показателя (индикатора) |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Соотношение государственного долга Кемеровской области - Кузбасса и общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, процентов |
<=85 |
<=85 |
<=85 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Отношение расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области - Кузбасса, по данным отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, к объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов |
<=5 |
<=5 |
<=5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 6 ноября 2024 г. N 549-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Вступает в силу с 1 января 2025 г.
Опубликование:
сайт "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" (https://bulleten-kuzbass.ru/) 6 ноября 2024 г.