Приложение 1
Форма типовой программы
выездной оценки соответствия
при аккредитации (расширении области
аккредитации) органа по сертификации
систем менеджмента
(рекомендуемая)
Типовая программа
выездной оценки соответствия органа по сертификации систем менеджмента
_________________________________________________________________________
(наименование заявителя, аккредитованного лица)
критериям аккредитации
Целью выездной оценки является установление соответствия органа
по сертификации систем менеджмента
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование заявителя, аккредитованного лица)
(дело о предоставлении государственной услуги ___________________________
по аккредитации, расширению
области аккредитации
от ________________ N _________________
дата номер ГУ
(далее - заявитель (аккредитованное лицо) критериям аккредитации,
утвержденным приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г.
N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов,
подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям
аккредитации" (далее - критерии аккредитации), в том числе требованиям
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам,
проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования"
(далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017), ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021
"Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и
сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для
проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента"
(далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021) ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013
"Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к
органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности
пищевой продукции" (далее - ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013), ГОСТ Р
ИСО/МЭК 27006-2020 "Информационные технологии. Методы и средства
обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и
сертификацию систем менеджмента информационной безопасности" (далее -
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020), документу СМ N 03.1-9.0004 "Схема
аккредитации органов по сертификации систем менеджмента в национальной
системе аккредитации" в заявленной (расширяемой) области аккредитации.
В ходе выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного
лица) критериям аккредитации и документам по стандартизации
осуществляется независимый и документированный процесс получения записей,
фиксирования фактов или другой соответствующей информации (в том числе
фото- и видеоматериалов) и их объективного оценивания с целью
установления степени выполнения требований критериев аккредитации,
национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными
стандартами, документами международных организаций в области
аккредитации.
Подходы к организации проведения выездной оценки заявителя
(аккредитованного лица) критериям аккредитации в форме удаленной оценки,
а также методы, применяемые экспертной группой, должностным лицом
Росаккредитации в рамках проведения такой оценки определены в документе
СМ N 03.1-1.0007 "Руководство по проведению удаленной оценки" (в случае
проведения удаленной оценки).
I. Перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой.
1. Проведение вступительного совещания с заявителем (аккредитованным лицом).
1.1. Проведение экспертом по аккредитации - руководителем экспертной группы с участием членов экспертной группы (технических экспертов) вступительного совещания.
На вступительном совещании:
- излагаются цели и критерии оценки;
- подтверждаются план и область оценки;
- разъясняются функции каждого члена экспертной группы;
- обсуждаются другие участники, включая наблюдателей, сопровождающих лиц и переводчиков, с указанием их роли в оценке;
- обсуждаются вопросы, связанные с конфиденциальностью и защитой информации;
- представляется информация по следующим вопросам:
- условия, при которых выездная экспертиза может быть прекращена;
- как поступать с обнаружениями, выявленными в процессе проведения выездной экспертизы;
- система обратной связи от заявителя (аккредитованного лица) по обнаружениям или заключениям по результатам выездной экспертизы, включая жалобы или апелляции.
1.2. Информирование заявителя (аккредитованного лица) о результатах проведения документарной оценки соответствия документов и сведений, представленных заявителем (аккредитованным лицом) с заявлением об аккредитации (расширении области аккредитации) в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации.
1.3. Оценка устранения заявителем (аккредитованным лицом) несоответствий, выявленных при экспертизе документов и (или) сведений, представленных заявителем (аккредитованным лицом), подтверждающих соответствие критериям аккредитации (в случае наличия несоответствий).
Исходные материалы, факты и наблюдения: план выездной экспертизы, экспертное заключение по результатам экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений; документы, подтверждающие устранение несоответствий (в случае наличия).
2. Оценка системы менеджмента качества заявителя (аккредитованного лица), в том числе правил применения изображения знака национальной системы аккредитации, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований системы менеджмента качества по всем адресам мест осуществления деятельности в области аккредитации.
Оценка наличия системы менеджмента качества (далее - СМК) заявителя (аккредитованного лица) и соблюдения при осуществлении деятельности требований СМК осуществляется в отношении всех элементов, процедур и процессов СМК органа по сертификации систем менеджмента, на предмет соответствия критериям аккредитации и документами в области стандартизации по адресу (адресам) мест(а) осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации.
2.1. Подтверждение наличия СМК в соответствии с требованиями критериев аккредитации и разделом 10 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, в том числе наличие и соблюдение правил применения изображения знака национальной системы аккредитации в соответствии с приказом Минэкономразвития от 30 июля 2020 г. N 473 "Об установлении изображения знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, и порядка их применения" с учетом документа СМ N 04.1-9.0014 "Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации".
2.2. Оценка соблюдения в деятельности заявителя (аккредитованного лица) (в том числе оценка соблюдения работниками заявителя (аккредитованного лица) при осуществлении деятельности) требований СМК в соответствии с разделом 10 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017.
2.2.1 Оценка юридического статуса заявителя (аккредитованного лица) и ответственности за решения о сертификации, управления беспристрастностью и другими рисками в деятельности по сертификации, обязательств и финансирования в соответствии с пунктами 5.1 - 5.3 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017 с учетом IAF MD 23:2023 (если применимо).
2.2.2 Оценка организационной структуры и высшего руководства заявителя (аккредитованного лица), распределения полномочий и ответственности, управления деятельностью по сертификации в соответствии с пунктами 6.1 - 6.2 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, в том числе подтверждение наличия и соблюдения:
- документов, подтверждающих организационную структуру обязанности, ответственность и полномочия руководства и другого персонала, занимающегося сертификацией, а также любых комитетов. Если орган по сертификации является частью юридического лица, его организационная структура должна отражать распределение полномочий и взаимодействие с другими частями этого юридического лица;
- беспристрастности структурой и управлением органа по сертификации систем менеджмента;
- правил назначения, определения области компетенции и обеспечения функционирования всех комитетов, вовлеченных в работу по сертификации;
- эффективного управления работами по сертификации;
- рассмотрения рисков, связанных с выполнением работ, в отношении компетентности, состоятельности и беспристрастности органа по сертификации систем менеджмента;
- процедуры управления деятельностью по сертификации, включая осуществляемые процессы, технические области работ органа, компетентность персонала, каналы управления руководством, предоставление отчетности и выполнение операций на удаленном расстоянии, включая управление записями.
Исходные материалы, факты, наблюдения: объективные свидетельства, подтверждающие соблюдение установленных требований СМК, в том числе политика по беспристрастности, договоры с заказчиками, организационная структура юридического лица, реестр рисков, паспорта рисков, планы мероприятий по рискам и свидетельства их реализации, документы и записи по результатам проведения внутренних аудитов, организационно-технические мероприятия, обеспечивающие конфиденциальность информации и иные объективные свидетельства.
2.3. Оценка процесса управления персоналом органа по сертификации систем менеджмента в соответствии с пунктами 7.1 - 7.4 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо разделами 5 - 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021, пунктами 7.1 - 7.3 ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013, пунктами 7.1 - 7.3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, разделами 5 - 6 ГОСТ Р ИСО 17021-3-2017.
Исходные материалы, факты, наблюдения: процедура определения критериев компетентности персонала, участвующего в организации и проведении аудитов и сертификации, документированные процессы для первоначального оценивания компетентности и осуществлять постоянный мониторинг компетентности и результативности деятельности всего персонала, участвующего в организации и проведении аудитов и сертификации.
2.4. В соответствии с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо, с требованиями пункта 7.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, оценка привлечения заявителем (аккредитованным лицом) сторонних организаций, включенных в перечень одобренных заявителем поставщиков субподрядных услуг (аутсорсинг), в целях выполнения отдельных работ по сертификации, и ведения записей о соответствии выполненной ими работы установленным требованиям.
Исходные материалы, факты, наблюдения: процедура, по одобрению и мониторингу всех организаций, оказывающих услуги на условиях аутсорсинга, которые привлекаются для работ по сертификации, записи о компетентности всех лиц, участвующих в работах по сертификации.
2.5. Оценка процесса управления информацией, включая наличие у заявителя (аккредитованного лица) сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего информацию о деятельности органа по сертификации систем менеджмента в соответствии с пунктами 8.1 - 8.5 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо, пунктами 8.1 - 8.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, IAF MD 15:2023.
Исходные материалы, факты, наблюдения: ведение информации (используя печатные, электронные или другие средства) о процессах аудита, о процессах, связанных с принятием решения о сертификации, о типах систем менеджмента, проверяемых органом, и применяемых схемах сертификации, о праве использовать название органа по сертификации и сертификационный знак или логотип, о процессах работы с запросами на получение информации, жалобами и апелляциями, о политике в области обеспечения беспристрастности, наличие сертификационных документов, оборудование и средства, обеспечивающие безопасное обращение с конфиденциальной информацией.
2.6. Оценка наличия и соблюдения процедур сертификации систем менеджмента в соответствии с пунктами 9.1 - 9.6 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо, разделом 9 ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013, пунктами 9.1 - 9.6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, IAF MD 1:2023, IAF MD 2:2023, IAF MD 5:2023 IAF MD 11:2023, IAF MD 12:2023, IAF MD 17:2023, IAF MD 23:2018.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы и записи по результатам выполнения процедуры сертификации СМК, объективные свидетельства, подтверждающие соблюдение установленных требований СМК в том числе, входные данные по анализу со стороны руководства: отчет по результатам аудита, обратная связь с заказчиком.
2.7. Оценка системы хранения и архивирования документов заявителя (аккредитованного лица) в соответствии с пунктами 9.9 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы СМК, объективные свидетельства, подтверждающие соблюдение установленных требований СМК в том числе, документы, хранящиеся в архиве, документы, факты и наблюдения, подтверждающие соблюдение правил передачи документов в архив, условия выдачи документов из архива, правил резервного копирования и восстановления документов, программы аудита, журналы, листы регистрации, протоколы, записи и иные объективные свидетельства.
2.8. Оценка наличия и соблюдения процедуры по урегулированию жалоб (претензий) заказчиков или других сторон, в том числе наличие записей по всем жалобам (претензиям), расследованиям, а также корректирующим действиям, предпринятым органом по сертификации систем менеджмента в соответствии с разделами 9.7 и 9.8 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо, разделом 9.8 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы СМК, объективные свидетельства, подтверждающие соблюдение установленных требований СМК в том числе, записи по всем претензиям (жалобам), журнал регистрации претензий (жалоб), протокол комиссии по рассмотрению жалобы, план корректирующих мероприятий, реестр рисков, уведомления о результатах рассмотрения жалоб и иные объективные свидетельства
2.9. Оценка результатов проведения внутренних аудитов, анализа СМК со стороны руководства, оценка результативности проведения корректирующих мероприятий и управления рисками в соответствии с разделами 10.2.5, 10.2.6, 10.2.7 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы СМК, объективные свидетельства, подтверждающие соблюдение установленных требований СМК в том числе, план проведения аудита, программа аудита, отчет по результатам аудита, реестр аудиторов, чек-лист, опросный лист аудитора, планы корректирующих действий, журнал корректирующих действий и иные объективные свидетельства.
3. Оценка материально-технической базы заявителя (аккредитованного лица).
Оценка осуществляется в соответствии с критериями аккредитации по адресу (адресам) места (мест) осуществления деятельности в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации.
3.1. Оценка помещений, в том числе:
- подтверждение фактического наличия помещений для осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации (в том числе в целях ведения архива документов по результатам деятельности в области аккредитации) и оценка документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования помещениями, а также соответствие адресов фактического расположения помещений адресам мест осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица), указанным в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации);
- оценка состояния помещений для проведения работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе подтверждение их соответствия по площади и иным характеристикам, характеру и объему работ, выполняемых в заявленной (расширяемой) области аккредитации, требованиям документов, включенных в область аккредитации, оценка наличия документов, выданных уполномоченными органами, подтверждающих соответствие помещений требованиям иных отраслевых документов, инструкциям по эксплуатации оборудования (при наличии таких требований), численности работников заявителя (аккредитованного лица), требованиям, предусмотренным СМК заявителя (аккредитованного лица);
- оценка обеспечения контроля за доступом посторонних лиц к местам проведения работ в области аккредитации.
3.2. Оценка оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых заявителю (аккредитованному лицу) для осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации (для выполнения работ по сертификации) и указанных в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации), в том числе:
- подтверждение фактического наличия и достаточности (с учетом объема и состава заявленной или расширяемой области аккредитации, численности работников и др.) оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов по местам осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица), в принадлежащих ему помещениях;
- оценка документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования, а также внутренних документов заявителя (аккредитованного лица), подтверждающих передачу оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов непосредственно в структурное подразделение, функционально выполняющее работы в заявленной (расширяемой) области аккредитации;
- проверка соблюдения условий размещения в помещениях заявителя (аккредитованного лица) оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, предусмотренных технической документацией и (или) методиками применения;
- проверка фактического состояния и соответствия оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, требованиям документов, включенных в область аккредитации, иных отраслевых документов в области деятельности заявителя (аккредитованного лица), технической документации, устанавливающей правила использования (применения) конкретного материально-технического средства.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования, в том числе первичные (основные) документы (в случае, если документы, подтверждающие законное основание, предусматривающее право владения и пользования, являются производными от первичных (основных) документов) (при необходимости); факт наличия по адресу (адресам) места (мест) осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации всех материально-технических ресурсов (при необходимости).
4. Оценка обеспеченности заявителя (аккредитованного лица) необходимой документацией
Оценка обеспеченности, а также соблюдения в деятельности органа по сертификации систем менеджмента требований документов в соответствии с критериями аккредитации в заявленной (расширяемой) области аккредитации по адресу (адресам) мест(а) осуществления деятельности.
4.1. Подтверждение фактического наличия необходимых документов в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации по всем адресам мест осуществления деятельности, наличия актуальных версий документов, а также наличия документов в местах их применения работниками заявителя (аккредитованного лица).
4.2. Оценка соблюдения в деятельности заявителя (аккредитованного лица) требований указанных документов, в том числе оценка соблюдения дополнительных требований к работникам заявителя (аккредитованного лица) в случаях, предусмотренных документами, указанными в области аккредитации и иными документами, устанавливающими требования к проведению работ по сертификации.
4.3. Подтверждение ознакомления работников заявителя (аккредитованного лица) с документами, включенными в заявленную (расширяемую) область аккредитации.
Исходные материалы, факты, наблюдения: нормативные правовые акты, документы в области стандартизации, документы, устанавливающие требования к деятельности заявителя (аккредитованного лица) в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации и иные документы, необходимые для оценки обеспеченности заявителя (аккредитованного лица) необходимой документацией; факты и установление посредством наблюдения (дистанционного) наличия указанных документов и соблюдения их в деятельности заявителя (аккредитованного лица) по адресу (адресам) места (мест) осуществления деятельности, записи заявителя (аккредитованного лица) о регистрации и актуализации указанных документов.
5. Оценка квалификации и опыта работников заявителя (аккредитованного лица).
Оценка образования, опыта работы и необходимого количества работников заявителя (аккредитованного лица) осуществляется в соответствии с разделами 7 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, разделами 5, 6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2021, а также, если применимо, разделом 7 ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013, разделом 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, разделами 4 - 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021, IAF MD 11:2023, IAF MD 12:2023, IAF MD 16:2023, IAF MD 22:2023 в отношении каждого работника, заявленного в качестве участвующего в выполнении работ по сертификации систем менеджмента в заявленной (расширяемой) области аккредитации, с учетом функциональных (должностных) обязанностей работника в конкретной части заявленной (расширяемой) области аккредитации.
5.1. Проверка фактического наличия работников (их идентификация), их соответствия требованиям к штатной численности, а также соответствия документов, устанавливающих правоотношения работников с заявителем (аккредитованным лицом).
5.2. Оценка наличия у работников высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации, либо ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации.
5.3. Практическая оценка наличия у работников необходимого опыта работы в сфере подтверждения соответствия.
5.4. Оценка наличия действующего допуска работников к работам в области аккредитации, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости), оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны, включая знание работником требований нормативных документов в области защиты государственной тайны.
5.5. Оценка соблюдения требований по привлечению к выполнению работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации работников, не отвечающих установленным критериям аккредитации (стажеров), подтверждение соблюдения процедуры контроля со стороны руководства и работников, соответствующих критериям аккредитации.
5.6. Оценка соблюдения политик и процедур выявления потребности в дополнительной профессиональной подготовке и обучении работников органа по сертификации систем менеджмента, обеспечения прохождения ими такой подготовки, правил привлечения стажеров к выполнению работ по сертификации, системы обеспечения компетентности работников и контроля за деятельностью работников со стороны уполномоченных лиц.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы, удостоверяющие личность работников; документы о получении работниками заявителя (аккредитованного лица) необходимого образования или ученой степени; трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности 3, трудовые договоры, документы, подтверждающие наличие опыта работы в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц (при необходимости); документы, устанавливающие должностные и функциональные обязанности, в том числе по предыдущим местам работы (при необходимости); документы по допуску к проведению работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости), иные документы, подтверждающие соответствие критериям аккредитации, в том числе разделу 7.1 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, а также, если применимо, разделом 7.1 ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013, разделом 7.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, разделами 4 - 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021, IAF MD 11:2023, IAF MD 12:2023.
6. Наблюдение за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации (в случае если свидетельская оценка не включена в программу выездной оценки).
Оценка наличия у работников заявителя (аккредитованного лица), участвующих в выполнении работ по сертификации систем менеджмента, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации, осуществляется в соответствии с разделами 7.2, 7.3, 9 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, разделами 5, 6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2021, разделами 7, 9 ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013, с учетом IAF MD 1:2023, IAF MD 4:2023, а также в случае, если применимы, с учетом ГОСТ Р 56399-2015/ISO/IEC TS 17023:2013, ГОСТ Р ИСО 19011-2021, разделом 7, 9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, с учетом IAF MD 13:2023, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2021, разделами 4 - 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021, IAF MD 5:2023, IAF MD 11:2023, IAF MD 12:2023, IAF MD 16:2023, IAF MD 22:2023, IAF MD 23:2023 по месту (местам) осуществления деятельности в соответствии с областью аккредитации.
В случае, если свидетельская оценка не включена в программу выездной оценки, оценка проводится путем наблюдения экспертной группой за выполнением процесса сертификации, в том числе путем анализа экспертной группой документов и записей, оформленных по результатам выполнения работ, в том числе наблюдения экспертной группой за выполнением работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации в форме смоделированного процесса.
Результаты оценки должны позволять сделать вывод о компетентности работников в объеме, необходимом для подтверждения соответствия критериям аккредитации и документам по стандартизации во всей области аккредитации.
6.1. Оценка соответствия проведения процесса сертификации систем менеджмента работниками заявителя (аккредитованного лица).
6.2. Оценка соответствия документов и записей, оформляемых работниками заявителя (аккредитованного лица) по результатам проведенного моделирования процесса сертификации систем менеджмента, критериям аккредитации и документам по стандартизации.
Исходные материалы, факты, наблюдения: документы и записи по результатам выполнения процесса сертификации систем менеджмента, в том числе документы, представленные заявителем (аккредитованным лицом), результаты собеседования, тестирования и наблюдения.
7. Свидетельская оценка заявителя (аккредитованного лица) (при необходимости).
Наблюдение за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ по сертификации систем менеджмента в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации в условиях реального процесса осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации (на всех местах осуществления деятельности органа по сертификации систем менеджмента или на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ по сертификации систем менеджмента, в целях оценки наличия у работников заявителя (аккредитованного лица):
- навыков (в том числе, способности работника продемонстрировать на практике выполнение всех этапов работ по сертификации систем менеджмента в заявленной (расширяемой) области аккредитации, относящихся к его функциональным обязанностям);
- профессиональных знаний (в том числе, владения работником знаниями документов, включенных в область аккредитации заявителя (аккредитованного лица) и СМК заявителя (аккредитованного лица), способностью к самостоятельной оценке и практическому применению указанных документов в своей деятельности, способности обосновать свои практические действия ссылками на соответствующие нормативные документы).
Свидетельская оценка осуществляется в соответствии с Правилами формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, включая случаи проведения удаленной оценки и случаи и порядок проведения свидетельской оценки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 2050.
Оценка осуществляется в соответствии с разделами 7.2, 7.3, 9 ГОСТ Р ИСО 17021-1-2017, разделами 5, 6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2021, разделами 7, 9 ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013, с учетом применения IAF MD 1:2023, IAF MD 4:2023, а также в случае, если применимы, с учетом ГОСТ Р 56399-2015/ISO/IEC TS 17023:2013, ГОСТ Р ИСО 19011-2021, разделом 7, 9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, с учетом IAF MD 13:2023, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2021, разделами 4 - 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2021, IAF MD 5:2023, IAF MD 11:2023, IAF MD 12:2023, IAF MD 16:2023, IAF MD 22:2023, IAF MD 23:2023.
Право членов экспертной группы по окончании проведения свидетельской оценки задавать вопросы работникам заявителя (аккредитованного лица) для получения дополнительных разъяснений.
Проведение членами экспертной группы по окончании свидетельской оценки совещания, на котором озвучиваются результаты работы заявителя (аккредитованного лица), включая все наблюдения и выявленные несоответствия критериям аккредитации (при наличии).
Свидетельская оценка проводится в соответствии с IAF MD 17:2023 "Свидетельская деятельность по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента" и документом СМ N 03.1-1.0011 "Руководство по проведению свидетельской оценки органов по сертификации систем менеджмента".
Исходные материалы, факты, наблюдения: собеседование, наблюдение за процессами и деятельностью, анализ документации и записей, создание свидетельств аудита, способность собирать, верифицировать и регистрировать свидетельства соответствия и несоответствия согласно элементам, требующимся для конкретного вида аудита, подготовка отчета по свидетельской оценке; документы, оформленные заявителем (аккредитованным лицом) при проведении работ в области аккредитации в ходе свидетельской оценки.
8. Оценка заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе оценка соответствия сведений, указанных в заявленной (расширяемой) области аккредитации, а также в документах, подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширению области аккредитации), и фактического состояния обеспеченности заявителя (аккредитованного лица) помещениями, материально-техническими ресурсами, работниками, необходимыми для проведения работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации.
8.1. Оценка заявленной (расширяемой) области аккредитации на предмет обеспеченности необходимыми документами, указанными в области аккредитации, работниками, соответствующими критериям аккредитации и документам по стандартизации, материально-техническими ресурсами, необходимыми для проведения работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации.
Сведения о сокращении части заявленной (расширяемой) области аккредитации, не обеспеченной соответствующими ресурсами (при наличии).
8.2. Оценка оформления заявленной (расширяемой) области аккредитации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. N 496 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации", в том числе в части наличия подписи уполномоченных лиц, соблюдения требований к заполнению разделов заявленной (расширяемой) области аккредитации, достоверности сведений, содержащихся в окончательном проекте заявленной (расширяемой) области аккредитации заявителя (аккредитованного лица), а также в части отсутствия в области аккредитации позиций, которые не были заявлены (отсутствовали в области аккредитации, являющейся приложением к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации).
Исходные материалы, факты, наблюдения: заявленная (расширяемая) область аккредитации, документы, подтверждающие соответствие органа по сертификации систем менеджмента критериям аккредитации.
9. Проведение заключительного совещания, оформление результатов выездной экспертизы экспертной группой.
9.1. Проведение заключительного совещания.
Заключительное совещание проводится в присутствии членов экспертной группы и представителей заявителя (аккредитованного лица) с целью представления выводов и заключений по результатам выездной оценки.
На заключительном совещании руководитель экспертной группы сообщает заявителю (аккредитованному лицу):
- сроки подготовки отчетных документов по результатам выездной экспертизы;
- результаты оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) Критериям аккредитации, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и дополнительных стандартов (если применимо) о выявленных несоответствиях заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации с подробным письменным изложением и разъяснением указанных несоответствий;
- согласованный процесс обработки обнаружений оценки;
- возможные последствия неправильной обработки обнаружений оценки соответствия;
- все виды деятельности после оценки (выполнение и анализ корректирующих действий, рассмотрение жалоб, процесс апелляции).
Все мнения, расходящиеся относительно обнаружений и заключений по результатам оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) Критериям аккредитации, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и дополнительных стандартов (если применимо), следует обсудить между экспертной группой вместе с заявителем (аккредитованным лицом) и, по возможности, прийти к соглашению. В противном случае эти мнения записать в соответствующий раздел акта выездной экспертизы.
Если это входит в цели оценки, могут быть представлены рекомендации по улучшению.
На заключительном совещании экспертная группа должна сообщить о выявленных несоответствиях заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и представить подробное письменное изложение указанных несоответствий. Заявителю (аккредитованному лицу) должна быть предоставлена возможность получить разъяснения по выявленным несоответствиям критериям аккредитации, при наличии, с их обоснованием.
9.2. Обобщение экспертной группой результатов выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и оформление результатов выездной экспертизы с приложением документов:
- подтверждающих результаты работ по наблюдению за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ в соответствии с областью аккредитации (свидетельской оценки), перечень несоответствий критериям аккредитации (при наличии) подтверждающих несоответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, включая лист (листы) выявленных несоответствий (в том числе могут быть приложены фото- и видеоматериалы);
- сведения об области аккредитации с приложением документа, содержащего ее описание, который формируется посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации в машиночитаемой форме и представлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта по аккредитации, членов экспертной группы, а также уполномоченного представителя заявителя (аккредитованного лица);
- перечень сведений о заявителе (аккредитованном лице) в соответствии с пунктом "б" части 4.1 статьи 11 Федерального закона N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ);
- предложения по формированию программы следующей выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
Составление акта выездной экспертизы в 2-х экземплярах по форме и с указанием сведений, установленных приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 284 "Об утверждении форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы", в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2021 г. N 657 "О порядке заполнения форм заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, о прекращении действия аккредитации, перечне прилагаемых к указанным заявлениям документов, сведений и требований к ним, методике отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации, порядке формирования экспертной группы, порядке заполнения форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, порядке рассмотрения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а также внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации".
В акте выездной экспертизы выводы о соответствии (несоответствии) критериям аккредитации должны быть обоснованы и доказаны. В акте должны содержаться указания на конкретные исходные материалы, факты и наблюдения, подтверждающие соответствие (несоответствие) заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, свидетельствующие о выполнении экспертной группой программы выездной экспертизы в полном объеме (в том числе могут быть приложены фото- и видеоматериалы).
К акту выездной экспертизы прилагается документ, содержащий описание области аккредитации, подписанный экспертом по аккредитации и техническими экспертами (членами экспертной группы), а также уполномоченным представителем заявителя (аккредитованного лица).
Акт должен содержать, в том числе, сведения об устранении заявителем (аккредитованным лицом) несоответствий, выявленных при экспертизе документов и (или) сведений, и способах их устранения (при наличии выявленных несоответствий), в частности, сведения о сокращении заявленной (расширяемой) области аккредитации с целью устранения таких несоответствий.
II. Перечень мероприятий по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации, осуществляемые должностными лицами Росаккредитации 4.
Мероприятия по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту или местам осуществления им деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), осуществляемые должностными лицами Росаккредитации, в том числе его территориальных органов, определенными решением Росаккредитации, а также необходимость проведения таких мероприятий определяются на основании методики, утверждаемой в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ.
Должностные лица Росаккредитации, принимающие участие в мероприятиях по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), в том числе осуществляют наблюдение за проведением экспертной группой соответствующей экспертизы.
Перечень мероприятий по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации, осуществляемые должностными лицами Росаккредитации, предусматривает:
а) выборочную оценку документации и записей в соответствии с установленными процедурами СМК заявителя (аккредитованного лица);
б) анализ проведения внутренних аудитов;
в) собеседование с работниками на предмет знаний требований СМК заявителя (аккредитованного лица);
г) оценку наличия у работников образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации, а также анализ документов по аттестации и повышению квалификации работников, планов повышения квалификации работников в соответствии с требованиями СМК заявителя (аккредитованного лица);
д) оценку наличия у работников опыта работы в соответствии с заявляемой (расширяемой) областью аккредитации;
е) проверку наличия у работников, участвующих в выполнении работ по сертификации, навыков и профессиональных знаний в заявленной (расширяемой) области аккредитации;
ж) выборочную оценку документов, оформляемых работниками заявителя (аккредитованного лица), в том числе проверку правильности оформления документов по результатам выполнения работ по сертификации в присутствии в том числе членов экспертной группы;
з) собеседование с работниками на предмет знания нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, предусмотренных критериями аккредитации, установленными приказом Минэкономразвития России N 707 в соответствии с областью аккредитации;
и) оценку наличия у работников допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости), включая знание работником требований нормативных документов в области защиты государственной тайны;
к) подтверждение наличия и оснований использования помещений по месту (местам) осуществления деятельности в соответствии с заявляемой (расширяемой) областью аккредитации;
л) проверку наличия и оснований использования оборудования, технических средств, и иных материальных ресурсов по месту (местам) осуществления деятельности в соответствии с заявляемой (расширяемой) областью аккредитации;
м) свидетельскую оценку (в случае необходимости);
н) оценку устранения заявителем (аккредитованным лицом) несоответствий, выявленных при экспертизе документов и (или) сведений, представленных заявителем (аккредитованным лицом), подтверждающих соответствие критериям аккредитации (в случае наличия несоответствий);
о) наблюдение за деятельностью экспертной группы и оценку выполнения членами экспертной группы программы выездной оценки и соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований и обязанностей членов экспертной группы (в случае необходимости);
Мероприятия по месту по месту (местам) осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) проводятся в случае наличия в приказе Росаккредитации о проведении выездной оценки заявителя (аккредитованного лица) поручения должностному лицу Росаккредитации принять участие в выездной оценке.
Права должностных лиц Росаккредитации при проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации установлены частью 5 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ.
III. Мероприятия по проверке должностным лицом Росаккредитации акта выездной экспертизы.
Мероприятия по проверке должностным лицом Росаккредитации акта выездной экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации проводятся в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2021 г. N 657 "О порядке заполнения форм заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, о прекращении действия аккредитации, перечне прилагаемых к указанным заявлениям документов, сведений и требований к ним, методике отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации, порядке формирования экспертной группы, порядке заполнения форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, порядке рассмотрения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а также внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации".
------------------------------
3 В случае если работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации
4 Указывается в случае наличия в приказе пункта об участии должностных лиц Росаккредитации в выездной оценке заявителя (аккредитованного лица).
------------------------------