Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 5 ноября 2024 г. N 3.1-02/3924@
по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятому Государственной Думой 29 октября 2024 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 537160-8) внесен в Государственную Думу 25 января 2024 года депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, А.А. Алехиным, Н.В. Коломейцевым.
Рассматриваемый Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования административной ответственности работодателей за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.
В частности, Федеральным законом диспозиция части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающей в настоящее время административную ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, приводится в соответствие с положениями статьи 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", вступившей в силу с 1 сентября 2024 года, предусматривающей, что выполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов обеспечивается в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации: в случае заключения трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя; в случае заключения трудового договора между инвалидом и иной организацией в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, заключаемым между работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов, и иной организацией; в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации (часть 6), а также устанавливающей перечень случаев освобождения работодателя от выполнения квоты для приема на работу инвалидов (часть 9).
Одновременно Федеральным законом предусматривается трех-четырехкратное увеличение размеров административных штрафов по части 1 статьи 5.42 КоАП РФ для должностных лиц и включение в число субъектов административной ответственности по данной норме индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, рассматриваемым Федеральным законом за неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты устанавливается административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Реализация вносимых в КоАП РФ изменений позволит повысить эффективность механизмов обеспечения соблюдения трудовых прав граждан с инвалидностью в части их трудоустройства в рамках установленной квоты и профилактики возможных нарушений их прав в области трудоустройства и занятости, а также будет способствовать формированию более ответственного подхода работодателей к трудоустройству граждан с инвалидностью при выполнении квоты для приема на работу инвалидов и повышению уровня занятости граждан с инвалидностью.
Для реализации Федерального закона не потребуется принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.