Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V. Заседания собрания депутатов
16. Порядок проведения первого заседания Собрания
16.1. Первое заседание Собрания депутатов созывается в течение 30 дней со дня избрания Собрания депутатов в правомочном составе.
16.2. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат и ведёт заседание до избрания председателя Собрания депутатов. В дальнейшем на заседаниях председательствует председатель Собрания депутатов. Заседание Собрания депутатов муниципального района не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
16.3. По решению Собрания депутатов в повестку дня первого заседания могут быть включены следующие вопросы:
- информация председателя территориальной избирательной комиссии Саткинского муниципального округа об итогах выборов депутатов в Собрание депутатов;
- избрание заместителя председателя Собрания депутатов;
- назначение даты проведения следующего заседания Собрания депутатов;
- иные вопросы.
17. Порядок проведения очередных заседаний Собрания
17.1. Очередные заседания Собрания депутатов созывает председатель Собрания депутатов по плану работы Собрания депутатов, но не реже одного раза в три месяца.
17.2. Заседания Собрания депутатов правомочно (имеется кворум), если на заседании присутствует не менее 50 процентов от общего установленного состава Собрания депутатов.
17.3. Если на очередном заседании Собрания депутатов присутствует менее 50 процентов от общего установленного состава Собрания депутатов, заседание переносится на другой день.
При отсутствии кворума Собрание депутатов вправе рассмотреть вносимые вопросы без принятия решения, если с этим согласно большинство от числа присутствующих на заседании Собрания депутатов. В этом случае решения по рассматриваемым вопросам могут быть приняты на следующем заседании Собрания депутатов без обсуждения при отсутствии возражений депутатов.
17.4. О времени, месте проведения и вопросах, выносимых на рассмотрение заседания Собрания депутатов, депутатам Собрания депутатов, приглашенным на заседание собрания депутатов сообщается письменно, через мессенджеры или телефонограммой не менее, чем за три дня до заседания Собрания депутатов. В тот же срок дается сообщение о заседании Собрания депутатов в средствах массовой информации.
17.5. Депутат обязан не менее, чем за сутки, известить Председателя Собрания депутатов о невозможности прибыть на заседание Собрания депутатов. Депутат обязан в письменной форме известить председательствующего о необходимости покинуть заседание Собрания депутатов с указанием причин. В случае отсутствия кворума после ухода депутата Собрание депутатов принимает решение о продолжении работы в совещательном режиме, либо о прекращении работы и переносе заседания на другой день.
18. Внеочередные заседания Собрания депутатов
18.1. Внеочередные заседания Собрания депутатов созываются по инициативе Председателя Собрания депутатов, не менее одной трети депутатов по их письменному требованию, а также по требованию одного процента жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, не позднее, чем в двухнедельный срок.
19. Закрытые заседания Собрания
19.1. Заседания Собрания депутатов (рассмотрение отдельных вопросов) могут проводиться закрыто. Предложение о проведении закрытого заседания может быть вынесено председательствующим, постоянными комиссиями Собрания депутатов, депутатами.
19.2. Решение о проведении закрытого заседания и его составе принимается большинством голосов от общего числа членов Собрания депутатов. Сведения о содержании закрытых заседаний Собрания депутатов не подлежат разглашению и могут быть использованы только для деятельности депутатов Собрания депутатов.
20. Присутствие на заседаниях Собрания депутатов
20.1. Заседания Собрания депутатов проводятся гласно и носят открытый характер, если не принято иного решения.
20.2. В заседаниях могут участвовать с правом совещательного голоса Глава муниципального округа (располагается в президиуме), заместители Главы муниципального округа, руководители органов местного самоуправления, прокурор города Сатки, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания области Челябинской области.
20.3. При рассмотрении вопросов, касающихся деятельности исполнительно-распорядительного органа Саткинского муниципального округа, на заседании присутствует Глава муниципального округа, его заместители, а также руководители подразделений органов муниципальной власти.
20.4. Приглашенные на заседание Собрания депутатов лица для обсуждения по определенному вопросу участвуют с правом совещательного голоса.
20.5. Представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, граждане имеют право присутствовать на открытых заседаниях, зарегистрировавшись в секретариате Собрания депутатов.
Председательствующий информирует депутатов о составе и числе приглашенных на заседание. Размещаются они в зале на специально отведенных местах.
21. Регистрация участников заседания Собрания
21.1. Регистрация членов Собрания депутатов, приглашенных и иных лиц, прибывших на заседание Собрания депутатов, начинается за 30 минут до открытия заседания Собрания депутатов. Регистрацию организует секретариат Собрания депутатов.
22. Председательствующий на заседании Собрания
22.1. Председательствующий обязан:
1) соблюдать Регламент и обеспечивать выполнение повестки дня;
2) объявлять об открытии и закрытии заседания Собрания депутатов;
3) информировать о кворуме и следить за его наличием;
4) объявлять распорядок работы заседания и контролировать его исполнение;
5) предоставлять слово для докладов, содокладов и выступлений;
6) организовывать работу секретариата заседания Собрания депутатов (ведение протокола, стенограммы заседания, записи выступлений и др.);
7) оглашать личные заявления и справки депутатов, предоставлять слово для вопросов, справок, замечаний и предложений, а также замечаний по соблюдению настоящего Регламента;
8) обеспечивать права депутатов;
9) ставить на голосование проекты решений Собрания депутатов, предложения депутатов по рассматриваемым вопросам на заседании Собрания депутатов, объявлять последовательность их постановки на голосование, объявлять результаты голосования;
10) обеспечивать порядок в зале заседания Собрания депутатов;
11) подписывать протоколы заседания Собрания депутатов;
12) проявлять уважительное отношение к участникам заседания, воздерживаться от персональных замечаний, оценок и комментариев выступлений участников заседания;
13) выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Регламентом и Уставом.
22.2. Председательствующий вправе:
1) давать поручения, связанные с обеспечением работы заседания Собрания депутатов;
2) обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
3) при необходимости проводить консультации с депутатами, председателями постоянных комиссий Собрания депутатов;
4) создавать временные согласительные комиссии и организовывать их работу для решения спорных вопросов, возникающих в ходе заседания Собрания депутатов;
5) при необходимости объявлять внеочередной перерыв;
6) предупреждать депутатов и иных участников заседания Собрания о нарушении требований настоящего Регламента, а при повторном нарушении - лишать выступающего слова;
7) указывать на допущенные в ходе заседания Собрания нарушения Конституции Российской Федерации, федерального и местного законодательства, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;
8) при отклонении выступающего от обсуждаемой темы призвать его придерживаться обсуждаемого вопроса.
23. Секретариат Собрания депутатов
23.1. Обязанности секретаря заседания исполняет один из работников аппарата Собрания депутатов, присутствующий на заседании Собрания депутатов.
23.2. Секретарь заседания Собрания депутатов выполняет следующие функции:
1) контролирует продолжительность выступлений;
2) ведет учет и контроль за реализацией поступивших предложений и замечаний;
3) фиксирует редакции поправок, дополнений и изменений, предлагаемых для включения в принимаемое решение Собрания депутатов;
4) определяет результаты голосования (подсчет голосов);
5) подписывает протокол заседания Собрания депутатов.
23.3. Секретарь заседания Собрания депутатов обязан:
1) организовывать регистрацию членов Собрания депутатов и всех прибывших на заседание Собрания депутатов;
2) вести учет замечаний и предложений депутатов, высказанных в ходе заседания Собрания депутатов;
3) организовывать заблаговременное тиражирование и распространение материалов, необходимых депутатам для работы на заседании Собрания депутатов;
4) фиксировать в протоколе заседания Собрания депутатов результаты голосования;
5) готовить протокол заседания Собрания депутатов и предоставить его председателю Собрания депутатов для подписания.
24. Формирование и утверждение повестки дня заседания Собрания
24.1. С инициативой о включении вопросов на рассмотрение заседания Собрания депутатов могут выступить:
1) Глава Саткинского муниципального округа;
2) председатель Собрания депутатов;
3) постоянные комиссии Собрания депутатов;
4) депутаты Собрания депутатов;
5) прокурор города;
6) руководители органов местного самоуправления.
С предложениями о рассмотрении вопросов для включения в повестку дня заседания Собрания депутатов вправе обратиться в Собрание депутатов через Председателя: органы государственной власти; органы территориального общественною самоуправления; общественные организации и объединения; руководители муниципальных предприятий; представители групп избирателей в порядке правотворческой инициативы.
24.2. Подготовленные к вопросу повестки дня заседания Собрания депутатов материалы (доклады, справки, информации и т.п.), в том числе и проект решения Собрания депутатов, направляются на рассмотрение соответствующей комиссии Собрания депутатов. После изучения, проработки и корректировки материалы и проект решения Собрания депутатов выносятся на заседание Собрания депутатов.
24.3. Председательствующий вносит проект повестки дня заседания Собрания депутатов на рассмотрение и утверждение.
24.4. Предложения и замечания по повестке дня передаются депутатами в секретариат заседания в письменном виде либо излагаются ими в своих выступлениях. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
24.5. При обсуждении включения дополнительных вопросов в повестку дня прения ограничиваются выступлениями не менее двух депутатов - "за" включение вопроса в повестку дня и не менее двух депутатов - "против".
24.6. Решение о включении поступивших вопросов (по каждому отдельно) в повестку дня и утверждение повестки дня заседания Собрания депутатов в целом принимается путем открытого голосования простым большинством.
25. Порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Собрания депутатов
25.1. Процедура рассмотрения вопроса на заседаниях Собрания депутатов:
1) включение вопроса в повестку дня;
2) доведение проектов документов до сведения депутатов;
3) доклад, содоклад в случаях, предусмотренных авторами проекта решения;
4) рекомендации (решения) постоянных комиссий по рассматриваемому вопросу;
5) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;
6) прения по обсуждаемому вопросу;
7) заключительные выступления докладчика и содокладчиков;
8) выступления по мотивам голосования и принятие проекта решения за основу;
9) внесение поправок к принятому за основу проекту решения;
10) выступления по мотивам голосования и принятие решения в целом.
25.2. По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке.
25.3. Собрание депутатов вправе изменить очередность выступлений. Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Председатель Собрания депутатов, Глава Саткинского муниципального района, прокурор города.
25.4. Докладчик вправе, по итогам прений, внести в проект решения изменения до его принятия за основу.
25.5. По каждому вопросу повестки дня Собрание депутатов принимает решение.
25.6. Анонимные материалы и материалы, не относящиеся к повестке дня заседания Собрания депутатов, на рассмотрение Собрания депутатов не выносятся и не рассматриваются.
26. Порядок работы заседания Собрания депутатов
26.1. Заседания Собрания депутатов проводятся в среду, начинаются в 10.00 часов.
26.2. Продолжительность выступлений на заседании Собрания депутатов:
1) с докладами - до 15 минут;
2) с содокладами - до 7 минут;
3) обсуждения повестки дня - до 5 минут;
4) для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
5) с рекомендациями (решениями) комиссий - до 5 минут;
6) в прениях - до 5 минут;
7) для внесения депутатского запроса - до 3 минут;
8) с ответами на вопросы и повторными выступлениями - до 3 минут;
9) со справками, вопросами, формулировками предложений, по порядку ведения - до 1 минуты;
10) с аргументацией и комментариями по поправкам - до 1 минуты;
11) по процедуре голосования - 1 минуты;
12) с заключительным словом докладчика и содокладчика - до 2 минут.
26.3. Первый перерыв - после 1,5 часов работы, продолжительностью - 10 минут, последующие перерывы через каждый час работы - продолжительностью по 10 минут.
С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время заседания Собрания депутатов и выступлений.
26.4. Председательствующий на заседании Собрания депутатов предоставляет слово для докладов, затем для содокладов по обсуждаемому вопросу.
По истечении установленного для выступления времени председательствующий вправе предупредить выступающего об этом и затем вправе прервать его выступление.
По просьбе выступающего время выступления может быть увеличено протокольным решением Собрания депутатов.
26.5. Председательствующий на заседании Собрания депутатов предоставляет слово для выступлений в порядке поступления заявлений о предоставлении слова. С согласия большинства депутатов председательствующий может изменить очередность выступлений.
26.6. Каждый депутат имеет право задать вопросы докладчику (содокладчику) после доклада (содоклада). Депутат не может выступить по одному и тому же вопросу более двух раз. Вопросы к докладчику могут формулироваться в письменном виде и передаваться председательствующему через секретариат. В случае наличия письменных вопросов устные вопросы следуют после ответов на письменные.
26.7. Слово по порядку ведения, по формулировкам принимаемых решений предоставляется вне очереди, справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно.
26.8. Для выступлений предоставляется трибуна.
26.9. По истечении времени, установленного настоящим Регламентом, прения прекращаются.
26.10. По истечении времени, отведенного на прения, протокольным решением или по предложениям депутатов слово предоставляется тем из записавшихся депутатов, кто настаивает на выступлении.
26.11. Депутаты и другие лица, не получившие возможности выступить, вправе передать тексты своих выступлений и секретариат и потребовать включения их в стенограмму заседания.
26.12. После окончания прений докладчик и содокладчики вправе выступить с заключительным словом, затем проводятся выступления по мотивам голосования, и на голосование ставится вопрос о принятии проекта на основу.
Инициатор внесения проекта и депутаты вправе по итогам прений внести в проект изменения до его принятия за основу сообщить о них Собранию депутатов до голосования.
26.13. В случаях, когда вопросы повестки дня заседания Собрания депутатов полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного времени. Собрание депутатов большинством голосов от числа присутствующих на заседании Собрания депутатов может принять решение о продлении заседания или переносе не рассмотренных вопросов на очередное либо внеочередное заседание Собрания депутатов.
27. Рассмотрение проектов решений Собрания депутатов
27.1. Рассмотрение проектов решений Собрания депутатов осуществляется, как правило, в одном чтении с внесением поправок и дополнений.
27.2. При рассмотрении вопросов об утверждении бюджета муниципального округа, планов и программ развития муниципального округа, изменения Устава муниципального округа, других наиболее важных вопросов Собрание депутатов вправе осуществлять рассмотрение проектов решений в двух и более чтениях.
27.3. При первом чтении, после прений по проекту Собрание депутатов принимает одно из нижеследующих решений:
1) одобрить проект в первом чтении;
2) направить проект на доработку;
3) отклонить проект. В случае отклонения проекта, он считается исключенным из повестки заседания Собрания депутатов и может быть повторно внесен на рассмотрение Собрания депутатов после его повторного включения в повестку заседания.
27.4. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки вносится на второе чтение. Второе чтение проводится по пунктам проекта. При обсуждении проекта на голосование сначала ставится предложение о внесении поправок, затем - о принятии решения в целом.
27.5. После принятия решения в целом не допускается внесение в его текст каких-либо изменений.
28. Права депутата на заседании Собрания депутатов
28.1. Депутат на заседании Собрания депутатов имеет право:
1) выдвигать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру), заявлять отвод кандидатам при осуществлении любых выборных процедур;
2) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения заседания, соблюдению настоящего Регламента;
3) вносить предложения о поправках в проекты правовых актов и иных документов;
4) требовать постановки своих предложений на голосование;
5) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
6) требовать повторного голосования в случаях установленных нарушений правил голосования, проявляющихся в учете голосов депутатов, отсутствующих в зале заседаний в момент голосования, или не в учете голосов депутатов, принимавших участие в голосовании;
7) вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания депутатов отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Собранию депутатов;
8) вносить предложения о необходимости проведения проверок по вопросам компетенции Собрания депутатов;
9) ставить вопрос о необходимости разработки нового документа Собрания депутатов, вносить предложения по изменению действующих документов;
10) оглашать обращения, имеющие общественное значение;
11) пользоваться другими правами, предоставленными законодательством и настоящим Регламентом.
29. Голосование
29.1. Виды голосований классифицируются по степени огласки: тайное, открытое или поименное.
Если кем-либо из депутатов ставится вопрос о виде голосования, первым предложением депутаты Собрания депутатов принимают решение о проведении открытого или тайного голосования, и только затем определяется характер открытого голосования - поименное или простое открытое голосование. Решение о тайном или поименном голосовании принимается, если за это проголосовало большинство членов Собрания депутатов, зарегистрировавшихся для участия в заседании.
29.2. Акты по вопросам принятия Устава, а также принятия процедур, правил или иных правовых норм, подлежащих включению в Устав в соответствии с требованиями законодательства, административно-территориального устройства, о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов, считаются принятыми если за них проголосовало не менее двух третей членов Собрания депутатов, от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
29.3. Акты, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов членов Собрания депутатов, от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
Иные акты Собрания депутатов, в том числе решения по процедурным вопросам, принимаются большинством голосов членов Собрания депутатов, от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
29.4. Голосование осуществляется поднятием руки, бюллетенями для тайного голосования или в порядке поименного опроса.
Для осуществления подсчета голосов образуется комиссия в количестве не менее трех депутатов, которая избирает из своего состава председателя и заместителя. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии.
29.5. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. При голосовании по одному вопросу каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него, воздерживается при голосовании. Депутат, который отсутствует во время голосования, вправе подать свой голос досрочно в любой зарегистрированной форме.
29.6. После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании объявляет результаты голосования:
1) принято предложение или отклонено.
29.7. Проведение тайного голосования поручается счетной комиссии. Место голосования и порядок его проведения устанавливается счетной комиссией и объявляется ее председателем. Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном ею количестве.
29.8. Каждому депутату выдается один бюллетень в соответствии со списком депутатов. Заполнение бюллетеня проводится депутатом лично. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две или более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете не учитываются.
29.9. О результатах тайного голосования комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. Особое мнение члена счетной комиссии по процедуре или результатам тайного голосования оглашается на заседании Собрания.
По докладу счетной комиссии Собрание депутатов открытым голосованием большинством голосов депутатов, зарегистрировавшихся для участия в заседании, утверждает протокол тайного голосования.
При нарушении порядка проведения голосования по решению Собрания депутатов проводится повторное голосование.
29.10. Поименное голосование производится путем открытой подачи голоса каждым депутатом "за", "против" или "воздержался". Поименное голосование по кандидатурам не проводится.
В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, по предложению Председателя поименное голосование может быть проведено "заочно" (в том числе по техническим средствам связи) путем опроса депутатов Собрания депутатов с закреплением их мнения в опросном листе, при этом количество опрошенных не может быть менее 2/3 от общего установленного состава Собрания.
О принятых путем опроса решениях докладывается на очередном заседании Собрания депутатов с включением их в повестку дня и протокол заседания Собрания депутатов.
29.11. При выявлении нарушений в ходе голосования или выборов, приводящих к искажению результатов, выборы или голосование признаются недействительными.
29.12. После окончания голосования никакие поправки сделанного волеизъявления не принимаются.
30. Этика на заседаниях Собрания депутатов
30.1. Депутаты Собрания депутатов уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конституцией России.
30.2. Депутат имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу на получение и передачу информации в устной, письменной или печатной форме.
30.3. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
1) для уважения прав, свобод, и репутации других лиц;
2) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения.
30.4. Выступающий на заседании Собрания депутатов не должен допускать грубые и некорректные выражения и действия, призывать к незаконным и насильственным действиям. При нарушении этих требований председательствующий делает официальное предупреждение о недопустимости подобных высказываний, призывов и действий. После повторного нарушения председательствующий вправе лишить выступающего слова и поставить на голосование вопрос о лишении депутата права выступать в любой форме до конца рассмотрения вопроса либо заседания Собрания депутатов. Решение по данному вопросу принимается большинством от числа присутствующих членов Собрания депутатов.
30.5. Лицо, не являющееся депутатом, в случае грубого нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.
31. Протокол заседания Собрания депутатов
31.1. На каждом заседании Собрания депутатов ведется протокол заседания с момента его открытия до момента окончания, исключая перерывы.
31.2. В протоколе заседания указываются:
1) наименование Собрания депутатов, порядковый номер протокола и заседания Собрания депутатов, дата, место проведения заседания;
2) общее число присутствующих и отсутствующих (по фамилиям) депутатов, а также число присутствующих лиц, не являющихся депутатами (приглашенные по фамилиям);
3) повестка дня заседания;
4) список лиц, задавших письменные или устные вопросы докладчику; список лиц, выступивших на заседании, с кратким изложением выступлений;
5) перечень всех решений с указанием числа голосов ("ЗА", "ПРОТИВ", "ВОЗДЕРЖАЛСЯ") и результатов голосования ("решение принято", "решение не принято");
6) протокольные поручения Собрания депутатов;
7) переданные председательствующему на заседании письменные предложения и замечания депутатов, записавшихся для выступлений, но не получивших слово ввиду прекращения прений.
31.3. К протоколу заседания прилагаются тексты принятых Собранием решений, докладов и содокладов.
Решения Собрания по процедурным вопросам (об утверждении повестки дня, о прекращении прений, о принятии к сведению справок, информации, сообщений и т.п.) отражаются в тексте протокола заседания Собрания депутатов.
31.4. Протокол заседания Собрания депутатов оформляется в десятидневный срок. Протокол заседания подписывается председательствующим и секретарем заседания. Подлинный экземпляр протокола оформляется в одну папку вместе с перечисленными в п. 31.2 приложениями и хранится в течение установленного срока в протокольной части Собрания депутатов, а затем сдается в государственный архив на постоянное хранение.
31.5. Протоколы заседаний Собрания депутатов предоставляются для ознакомления депутатам Собрания депутатов по их требованию.
31.6. Полный текст решений Собрания депутатов, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, после подписания направляется в газету "Саткинский рабочий" для официального опубликования.
31.7. Решения Собрания рассылаются в десятидневный срок депутатам, органам местного самоуправления муниципального образования, прокуратуре, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и должностным лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.