Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи Л.О. Красавчиковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Ю.И. Лукина,
установил:
1. Гражданин Ю.И. Лукин оспаривает конституционность преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", определяющей предмет регулирования этого Закона Российской Федерации и используемые в нем основные понятия.
Как следует из представленных материалов, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2023 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2023 года, были удовлетворены требования Ю.И. Лукина, предъявленные им к АО НПФ ВТБ Пенсионному фонду в части взыскания удержанной ответчиком суммы налога на доходы физического лица с выкупной суммы по пенсионному договору, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на указанную сумму по день фактического исполнения обязательств, а также расходов на проезд к месту рассмотрения дела. В удовлетворении требований о взыскании штрафной неустойки (пени) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и компенсации морального вреда в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" было отказано. Суды исходили из того, что положения названного Закона Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку договор негосударственного пенсионного обеспечения не является договором возмездного оказания услуг, а отношения между негосударственным пенсионным фондом (далее также - фонд) и его вкладчиками регламентируются специальным законом, каковым является Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 февраля 2024 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, преамбула Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" противоречит Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 4 (часть 2), 10, 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46, 55 (часть 3), 56 (часть 3) и 120, поскольку позволяет судам исключать имущественные требования вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (их правопреемников) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения из сферы действия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
2. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно его преамбуле, регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Кроме того, в указанной преамбуле раскрывается содержание понятий, используемых для целей данного Закона Российской Федерации, устанавливающего, в частности, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и исполнителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В силу статьи 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" договор негосударственного пенсионного обеспечения представляет собой соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (абзац второй).
В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 2524-р), разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" на период до 2030 года, отмечена важность негосударственного пенсионного обеспечения как элемента российской системы пенсионного обеспечения. Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 4355-р, определено, что негосударственное пенсионное обеспечение является также одним из финансовых инструментов долгосрочного инвестирования.
Соответственно, отношения, возникающие в связи с участием граждан в негосударственных пенсионных фондах, включают не только финансово - правовые, административные и гражданские отношения (институты), но и отношения, характерные для модели социального обеспечения. Это, в свою очередь, предполагает необходимость и возможность использования в рамках функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения правовых конструкций, присущих тем или иным правоотношениям, в том числе и при заключении договоров негосударственного пенсионного обеспечения. При этом федеральным законодателем предусмотрена система гарантий защиты как социальных, так и имущественных интересов вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов (их правопреемников), включая право на возврат денежных средств, направленных в такие фонды (Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 28 декабря 2022 года N 555-ФЗ "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений").
Так, в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" вкладчики вправе требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору, договору долгосрочных сбережений в полном объеме, представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с данным Федеральным законом, пенсионными правилами фонда, правилами формирования долгосрочных сбережений фонда, пенсионным договором и договором долгосрочных сбережений, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Пункт 3 той же статьи закрепляет ряд прав участников, включая право требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора и право получать негосударственную пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания, а также требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с данным Федеральным законом, правилами фонда и условиями пенсионного договора или договора долгосрочных сбережений.
3. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" договоры негосударственного пенсионного обеспечения прямо не относит к сфере своего регулирования, хотя такую возможность и не исключает. Исследование вопроса о характере и содержании того или иного конкретного договора, заключенного вкладчиком с негосударственным пенсионным фондом, в том числе об объеме прав вкладчика (участника), которые переходят в порядке универсального правопреемства к его наследнику (правопреемнику), не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, который при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов (статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Оспаривая конституционность преамбулы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", заявитель фактически исходит из того, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", не предусматривает специальных мер ответственности за нарушение условий договора негосударственного пенсионного обеспечения, в частности в случаях несвоевременной выплаты выкупной суммы не самому вкладчику, а его наследнику, который ни вкладчиком, ни участником пенсионных отношений не являлся. Между тем, как следует из представленных заявителем материалов, суд общей юрисдикции удовлетворил требование заявителя о взыскании в его пользу на основании статьи 395 ГК Российской Федерации, устанавливающей ответственность за неисполнение денежного обязательства, процентов за весь период просрочки в выплате выкупной суммы, равной остатку средств на именном пенсионном счете участника, начисленных на сумму 2 017 843 руб., исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, с чем согласились суды вышестоящих инстанций, включая Верховный Суд Российской Федерации.
Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе преамбула Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" направлена на защиту прав потребителей - обычно слабой и зависимой стороны в отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими им товары, работы и услуги (определения от 26 февраля 2021 года N 239-О, от 25 марта 2021 года N 499-О, от 27 декабря 2022 года N 3332-О и др.). Следовательно, оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод нормативным актом и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с его участием. Таким образом, жалоба Ю.И. Лукина, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукина Юрия Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2024 г. N 2628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукина Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав преамбулой Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-