Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 713197-8 "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённый Правительством Российской Федерации.
Как явствует из самого наименования данного законопроекта, предмет его регулирования связан с уточнением и развитием положений статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая определяет условия и обстоятельства не осуществления и (или) прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Так, в частности, нормой части 4 указанной статьи КоАП РФ сегодня предусматривается прекращение производства по делам об административных правонарушениях в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных должностных лиц органов исполнительной власти данных субъектов, глав муниципальных образований, возглавляющих местные администрации, иных должностных лиц местного самоуправления, руководителей государственных или муниципальных учреждений, а также в отношении самих государственных и муниципальных учреждений - в случае, если во время указанного административного производства установлено, что обозначенными должностными лицами согласно порядку и срокам составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации или соответствующего местного бюджета ранее вносилось или направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо на выполнение государственным или муниципальным учреждением соответствующих уставных задач, но бюджетные ассигнования при этом на такие цели не были выделены.
Представленным проектом федерального закона обозначенную норму части 4 статьи 24.5 КоАП РФ предложено актуализировать с учетом положений, закреплённых в части 3 статьи 42 (и отчасти - в некоторых других статьях) Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и распространить предусмотренное указанной нормой основание прекращения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, и на те случаи, когда бюджетные ассигнования на осуществление соответствующих полномочий субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо на выполнение государственным или муниципальным учреждением соответствующих уставных задач были выделены не в полном объеме.
Помимо этого, согласно рассматриваемому законопроекту инициируется дополнение указанной статьи 24.5 КоАП РФ новой частью 5, где намечается закрепить условие о прекращении производства по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления - в случае, если субвенции на осуществление переданных полномочий выделены в размере, недостаточном для осуществления таких полномочий, (т.е. тогда, когда подобным недофинансированием были созданы предпосылки для неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными органами переданных им полномочий по независящим от них причинам).
Комитет по государственному строительству и законодательству обращает внимание на то, что в пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту отмечено, что он разработан в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 4 июня 2023 г. N Пр-1111 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 20 апреля 2023 г. по вопросу создания механизма ограничения ответственности органов местного самоуправления, - в том числе, в целях обеспечения принципа равенства перед законом, (как одного из важнейших принципов законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, который закреплён в статье 1.4 КоАП РФ).
В связи с этим, Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам нашей страны, и в том числе, нормам базовых предметно-регулятивных (для регулирования соответствующих отношений) законодательных актов - Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (применительно к части 5 статьи 19 и другим статьям данного Федерального закона), а также согласуется с основополагающими нормами самого Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время, рассматриваемая законодательная инициатива является в необходимой степени мотивированной, - поскольку предложенные в ней изменения названного Кодекса достаточно чётко аргументированы в прилагаемой к законопроекту пояснительной записке.
Таким образом, внесение инициируемых указанным проектом изменений, по мнению Комитета, позволит создать дополнительные условия для обеспечения более обоснованного неприменения мер соответствующего административно-правового воздействия при наличии определённых конкретных обстоятельств, (связанных с реализацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с осуществлением бюджетного финансированием таких полномочий).
С учётом изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию рассмотренного проекта федерального закона N 713197-8 "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённого Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в 1-ом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.