Приказ Минздравмедпрома РФ от 22 февраля 1996 г. N 68
"Об исполнении Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"
Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу
Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 июня 1995 года N 542 утвердило Федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы".
Указанным Постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и осуществить комплексные региональные и целевые программы противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту.
Постановлением рекомендовано теле- и радиокомпаниям Российской Федерации предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Контроль за выполнением Программы возложен на Председателя Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Утверждая Программу, Правительство Российской Федерации выражает озабоченность тем, что наркомания и связанная с ней преступность приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок.
Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Согласно социологическим исследованиям их число составляет 1,5 млн. человек - с прогнозируемым двухкратным увеличением к 2000 году. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи, расширение детской и подростковой наркомании.
Правительство Российской Федерации отмечает, что масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Не создана действенная система антинаркотической пропаганды.
Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение распространенности наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с нелегальным оборотом наркотиков, профилактике наркомании и обусловленных этими явлениями правонарушений.
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации обращает внимание руководителей органов и учреждений здравоохранения на серьезные недостатки в области профилактики и лечения наркомании, обеспечения контроля за использованием наркотических лекарственных средств.
Особое беспокойство вызывает наметившаяся в некоторых регионах тенденция к ликвидации самостоятельной наркологической службы, слиянию ее с психиатрической или другими службами здравоохранения. Так, за последние 5 лет число наркологических диспансеров сократилось в 1,5 раза, число наркологических коек - в 2,3 раза. Руководители местных органов здравоохранения не проявляют должной настойчивости для сохранения материальной базы наркологической службы, у наркологических диспансеров изымаются ранее занимавшиеся ими помещения, не выделяются необходимые средства на их ремонт, закупку медикаментов и оборудования.
Ослаблен контроль за производством, хранением, отпуском и использованием наркотических лекарственных средств, что подтверждается случаями их краж и хищений с мест производства, со складов, из аптек и лечебных учреждений. Поступлению лекарственных наркотических средств на "черный рынок" способствуют также хищения и кражи из лечебных учреждений специальных рецептурных бланков для выписки наркотиков.
Принимая участие в лицензировании различных видов лечебной и аптечной деятельности, руководители местных органов здравоохранения, не задумываясь о последствиях, предоставляют право закупки, хранения, отпуска и выписывания наркотических лекарственных средств негосударственным структурам и физическим лицам.
Серьезным препятствием для повышения эффективности терапии больных наркоманией является отсутствие в стране реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание больных.
До настоящего времени не решен вопрос об использовании в наркологических учреждениях социальных работников и специалистов по социальной работе и их подготовке. Наркологические учреждения по-прежнему испытывают нехватку специально подготовленных психологов.
Наркологические диспансеры перестали принимать участие в работе по предупреждению немедицинского потребления наркотиков, раннему выявлению больных наркоманией и потребителей наркотиков и привлечению их к лечению.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации и в целях повышения эффективности работы органов и учреждений здравоохранения по предупреждению злоупотребления наркотиками, профилактике и лечению наркомании приказываю:
1. Утвердить план мероприятий по реализации Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" органами и учреждениями здравоохранения (приложение).
2. Управлению организации медицинской помощи населению, Управлению профилактической медицинской помощи (Евдаков В.А.), Управлению обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой (Долгополова Т.В.), Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) усилить контроль за деятельностью органов и учреждений здравоохранения в области профилактики и лечения наркомании, подготовки квалифицированных кадров, обеспечения наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией.
3. Учреждениям Минздравмедпрома России, указанным ответственными исполнителями в Плане мероприятий, до 30 марта 1996 года представить в Планово-финансовое управление расчеты на финансирование возложенных на них работ.
4. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации ужесточить контроль за исполнением нормативных документов, регламентирующих правила хранения, учета, применения и списания наркологических и сильнодействующих лекарственных средств в учреждениях здравоохранения и в фармацевтических учреждениях.
Ежегодно осуществлять выборочные проверки деятельности подведомственных учреждений по этим вопросам, в случае выявления нарушений принимать к виновным самые строгие меры вплоть до передачи дел в судебно-следственные органы.
Копии справок по результатам проверок направлять в Управление организации медицинской помощи населению Минздравмедпрома России.
5. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации принять необходимые меры к укреплению материальной базы сети наркологических учреждений в регионах.
Не допускать ликвидации самостоятельной наркологической службы в территориях.
6. НИИ наркологии ГНЦ психиатрии и наркологии (Егоров В.Ф.) до 01 апреля 1996 г. представить перечень отечественных и импортных лекарственных препаратов, используемых для лечения больных наркоманиями, с расчетом их количества, необходимого для обеспечения наркологических учреждений.
7. Руководителям органов здравоохранения г. Москвы, Краснодарского края, Пермской, Томской и Калининградской областей во исполнение Федеральной целевой программы совместно с НИИ наркологии, Кубанской, Пермской медицинскими академиями и Сибирским медицинским университетом проработать вопрос о создании опорных межрегиональных учебно-методических центров, обеспечивающих внедрение научно-обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, реабилитации больных наркоманией.
Предусмотреть создание по одному реабилитационному центру (отделению) в каждом регионе.
Согласовать с главами администраций вопрос о выделении необходимых помещений и дополнительного финансирования из местного бюджета.
8. Управлению организации медицинской помощи населению до 30 марта 1996 года подготовить положения о специалисте по социальной работе и социальном работнике наркологических учреждений (подразделений) и рекомендуемые штатные нормативы.
9. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) до 30 апреля 1996 года проработать вопрос об организации подготовки специалистов по социальной работе и социальных работников для наркологической службы.
10. Головными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями (подразделениями) по основным проблемам наркомании определить:
- по профилактике, выявлению, лечению и реабилитации - Научно-исследовательский институт наркологии Государственного научного центра психиатрии и наркологии;
- по разработке и внедрению средств и методов обнаружения наркотических и других одурманивающих средств в организме человека и обучению специалистов в этой области - Центральную химико-токсикологическую лабораторию при Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова;
- по разработке программ последипломного обучения специалистов наркологических учреждений - кафедру наркологии факультета послевузовского профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова совместно с кафедрой наркологии Российской медицинской академии последипломного образования.
11. Центральной химико-технологической лаборатории при Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (Изотов Б.Н.) до 01 июля 1996 года разработать, согласовать с учреждениями-исполнителями и представить в Минздравмедпром России проект приказа Министерства об организации на базе кафедр и курсов токсикологической химии медицинских и фармацевтических институтов обучения работников лабораторий, обеспечивающих на местах проведение исследований на наличие наркотических и других одурманивающих средств в организме человека.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа и выполнением утвержденного им плана мероприятий возложить на Первого заместителя министра Москвичева А.М.
Министр |
А.Д. Царегородцев |
Заместитель начальника Управления |
В.М. Донин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздравмедпрома РФ от 22 февраля 1996 г. N 68 "Об исполнении Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Медицинская газета" N 33 от 24 апреля 1996 г.
Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу