Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Владимирской области
от 07.11.2024 N 677
Приоритеты и цели государственной политики области в сфере реализации государственной программы Владимирской области "Развитие гражданского общества и местного самоуправления во Владимирской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере некоммерческого сектора и местного самоуправления Владимирской области
Некоммерческий сектор играет заметную роль в социально-экономической жизни нашей страны.
Важное место среди некоммерческих организаций (далее - НКО) занимают организации, оказывающие услуги в социальной сфере: в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, поддержки пожилых, инвалидов, сирот, многодетных семей и других уязвимых слоев населения.
Значительная доля таких организаций относится к группе социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО).
Одной из важнейших задач развития современного общества является развитие СОНКО, которые в состоянии на местах решать многие социальные проблемы.
По данным сайта Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области в регионе по состоянию на август 2023 года действует 1741 некоммерческая организация различных организационно-правовых форм, среди которых:
- 528 общественных организаций;
- 18 казачьих обществ;
- 12 общественных движений;
- 4 общественных фонда;
- 122 профессиональных союза;
- 21 политическая партия;
- 435 религиозных организаций;
- 16 общественно-государственных объединений и прочие.
В декабре 2023 года создана Автономная некоммерческая организация в сфере поддержки старост и развития сельских населенных пунктов Владимирской области, объединив на своей площадке сельских старост региона для поддержки и объединения старост сельских населенных пунктов, развития сельских населенных пунктов, для совместного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности сельских старост. В сентябре 2024 года АНО в сфере поддержки старост и развития сельских населенных пунктов Владимирской области зарегистрирована в качестве юридического лица.
С 2022 года введена компенсация из областного бюджета старостам сельских населенных пунктов, что позволило возместить расходы, связанные с исполнением полномочий старосты сельского населенного пункта, на связь и транспортные расходы, оформление годовой подписки на еженедельный выпуск региональной газеты "Владимирские ведомости" (в 2022 году на эти цели направлено около 1,0 млн. руб. из областного бюджета, в 2023 году - более 3,0 млн. руб., за I полугодие 2024 года - более 3,0 млн. руб.).
В марте 2024 года проведен первый областной конкурс на лучшего сельского старосту "Важные дела Владимирской деревни". Победителями стали 3 старосты из Камешковского района, Собинского и Меленковского муниципальных округов. Старосты-победители получили денежные премии от 50 до 20 тыс. рублей. Также муниципальные образования, представившие старост-победителей на конкурс, получили грант на решение вопросов местного значения того села, где работает староста, от 200 до 800 тыс. рублей.
В целях оказания информационной и методической поддержки для сельских старост организуются и проводятся обучающие семинары, создан чат как дополнительный инструмент коммуникации и площадка для обсуждения актуальных вопросов, в муниципальных образованиях проводятся дни сельского старосты, на которых они обмениваются опытом.
В 2022 году впервые получены средства Фонда президентских грантов на софинансирование региональных конкурсов, а в 2023 году финансирование было увеличено на 40%.
Самыми популярными направлениями для получения финансовой поддержки от государства среди некоммерческих организаций региона стали (% от общего количества поданных заявок):
- охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни (16,6%);
- сохранение исторической памяти (16%);
- поддержка проектов в области культуры, искусства, туризма (13%);
- поддержка проектов в области науки, образования, просвещения (11,9%);
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (7,7%);
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан (7,7%).
Некоммерческие организации создают условия для занятий детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов физической культурой и спортом. Проводят в образовательных организациях, профессиональных образовательных организациях лекции, семинары по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и иных опасных для человека зависимостей.
Реализуют проекты, направленные на поддержку и пропаганду практик здорового образа жизни, правильного питания, укрепления и сохранения здоровья граждан.
Социально ориентированные некоммерческие организации работают в сфере укрепления институтов семьи и семейных ценностей, занимаются профилактикой социального сиротства, в том числе ранним выявлением семейного неблагополучия и организацией оказания всесторонней помощи таким семьям.
Кроме того, НКО оказывается поддержка женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика семейного насилия. Ведется социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной взрослой жизни; профилактика деструктивного поведения детей и молодежи, реабилитация и социализация несовершеннолетних правонарушителей.
Значимое место в общественной жизни области занимают ветеранские организации, оказывающие юридическую, консультационную помощь своим подопечным; проводят встречи с детьми, молодежью с целью патриотического воспитания подрастающего поколения.
По социальной защите и реабилитации людей с ограниченными возможностями в области работают организации инвалидов.
Активную работу проводят также организации, решающие вопросы защиты материнства и детства, правозащитные, просветительские, образовательные и другие.
Социально-значимая работа сельских старост связана с организацией газификации, водоснабжения, освещения, ремонтом дорог. Многие старосты региона активно участвуют в проектах и программах развития села.
Несмотря на вышесказанное в сфере работы некоммерческих организаций существует ряд проблем, связанных с функционированием СОНКО и вовлечением гражданского общества в работу данных организаций, которые требуют решений:
- плохо развитая материально-техническая база социально ориентированных НКО;
- отсутствие у сотрудников НКО знаний и навыков разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов;
- недостаточная информированность общества о деятельности СОНКО;
- недостаточная гражданская активность и вовлеченность в добровольческую деятельность;
- не во всех населенных пунктах официально назначены старосты;
- не все старосты обладают информацией о возможных мерах поддержки, направленных как для самих сельских старост, так и на развитие населенного пункта.
Сложившаяся ситуация требует активных совместных действий власти и общества, направленных на повышение эффективности использования имеющихся в регионе ресурсов, в том числе и потенциала СОНКО.
Необходимо выстраивание системы взаимодействия СОНКО, исполнительных органов и средств массовой информации. Среди конкретных форм совместной работы можно назвать такие, как вовлечение представителей СОНКО в совместную деятельность, размещение публикаций, сюжетов и ведение специальных тематических рубрик о деятельности СОНКО на информационных порталах исполнительных органов и ресурсного центра поддержки СОНКО, организация совместных семинаров, встреч и иных форм повышения компетентности, проведение информационных кампаний и социальных акций.
II. Характеристика долгосрочных приоритетов Российской Федерации и приоритетов документов стратегического планирования Владимирской области в сфере реализации государственной программы Владимирской области "Развитие гражданского общества и местного самоуправления во Владимирской области"
Основными приоритетами Программы, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года", являются:
- развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;
- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;
- поддержка социально значимых проектов и организаций, в том числе осуществляющих добровольчество (волонтерство) в сфере культуры, медицины, поисково-спасательных операций, военно-патриотического воспитания, экологии и других сферах путем предоставления субсидий и грантов;
- решение проблем в сфере повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и активизации участия граждан в решении вопросов местного значения будет способствовать созданию условий для дальнейшего поступательного развития местного самоуправления во Владимирской области.
На достижение обозначенных приоритетов будет направлена цель Программы:
1. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов к 2030 году.
III. Обоснование целей, задач и способов их эффективного решения в сфере социальной защиты населения и сфере государственного управления области, включая задачи, определенные в соответствии с национальными целями, установленными для Владимирской области, а также задачи, направленные на достижение общественно значимых результатов
Программа и включенные в нее основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение текущих и перспективных задач в сфере поддержки СОНКО, а именно:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере оказания поддержки некоммерческим организациям;
- создание условий для развития социально ориентированных некоммерческих организаций;
- поддержка реализации проектов СОНКО, направленных на решение актуальных социальных проблем;
- предоставление информационной поддержки СОНКО;
- предоставление консультационной и координационной поддержки СОНКО, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНКО, а также привлечение СОНКО к реализации государственной политики в социальной сфере;
- создание условий для улучшения уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки и повышения их уровня жизни;
- снижение социального неравенства граждан;
- повышение уровня жизни семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества жизни граждан пожилого возраста путем расширения перечня предоставляемых социальных услуг, улучшение их качества, внедрение инновационных форм социального обслуживания, продление активного долголетия;
- обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения во Владимирской области;
- воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;
- поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
- обеспечение эффективной и стабильной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на решение социальных проблем, повышение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг;
- развитие гражданского общества и его институтов в муниципальных образованиях Владимирской области, социального партнерства, взаимодействия органов территориального общественного самоуправления (ТОС) с органами государственной власти и местного самоуправления, институтов общественного самоуправления как индикатора обратной связи между органами местного самоуправления и населением, в том числе добровольчества, и, в целом, содействие устойчивому социально-экономическому развитию региона.
Цели и задачи государственной программы обеспечивают комплексную поддержку СОНКО Владимирской области, нацелены на дальнейшее развитие добровольческого (волонтерского) движения в социальной сфере, а также улучшение количества и качества реализуемых на территории Владимирской области мероприятий, проектов и программ социального значения.
На достижение целей и задач Программы направлены верхнеуровневые целевые показатели, представленные в таблице.
Финансовая поддержка НКО и СОНКО осуществляется путем предоставления субсидий.
Таблица
Верхнеуровневые целевые показатели, характеризующие достижение целей (решение задач) государственной программы "Развитие гражданского общества и местного самоуправления во Владимирской области"
N |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателей по годам реализации государственной программы |
Документ |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов |
% |
7,2 |
8,1 |
9,0 |
15,5 |
15,6 |
15,7 |
15,8 |
15,9 |
16,0 |
16,1 |
"Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Владимирской области от 7 ноября 2024 г. N 677 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.