В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановляю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление администрации города Белгорода от 03 ноября 2023 года N 179 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов".
3. Управлению информационной политики администрации города Белгорода (Абакумовой О.С.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород", сетевом издании "Газета "Наш Белгород" (GAZETANB.RU) и на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города - руководителя департамента экономического развития Григоренко И.Ю.
Глава администрации |
В.В. Демидов |
Приложение
администрации города Белгорода
от 23.10.2024 г. N 160
Прогноз
социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2025 и плановый период 2026 - 2027 годов
Показатели |
Единица измерения |
2023 год отчет |
2024 год оценка |
Прогноз |
2027 год в % к 2023 году |
||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Среднегодовая численность населения - всего |
тыс. чел. |
331,2 |
325,8 |
321,5 |
318,4 |
315,5 |
95,2 |
II. Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - всего |
млн руб. |
151170,9 |
166243,3 |
174764,7 |
184219,1 |
194411,8 |
128,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча прочих полезных ископаемых |
млн руб. |
123,8 |
136,4 |
146,1 |
156,6 |
168,6 |
136,2 |
Обрабатывающие производства |
млн руб. |
123897,1 |
138045,1 |
144945,8 |
152656,0 |
160901,5 |
129,9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
млн руб. |
23302,8 |
23861,4 |
25079,5 |
26371,6 |
27812,2 |
119,3 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млн руб. |
3847,2 |
4200,4 |
4593,3 |
5034,9 |
5529,5 |
143,7 |
III. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования (в действующих ценах) - всего |
млн руб. |
66220,9 |
73434,5 |
80922,7 |
87161,9 |
94561,9 |
142,8 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
91,0 |
102,3 |
102,8 |
102,3 |
103,9 |
|
IV. Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
млн руб. |
47941,0 |
56915,5 |
60956,5 |
65604,4 |
70476,2 |
147,0 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
122,5 |
112,0 |
102,0 |
102,5 |
102,8 |
|
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. метров общей площади |
136,9 |
153,8 |
164,2 |
164,4 |
164,5 |
120,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
населением |
тыс. кв. метров общей площади |
42,9 |
59,3 |
64,4 |
64,5 |
64,5 |
150,3 |
V. Финансы |
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль для целей налогообложения (налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль) |
тыс. руб. |
73511,8 |
74614,5 |
77076,8 |
79774,4 |
82965,4 |
112,9 |
VI. Труд |
|
|
|
|
|
|
|
Среднесписочная численность работников организаций - всего |
человек |
151075 |
149292 |
148955 |
149855 |
150065 |
99,3 |
Фонд начисленной заработной платы работников организаций - всего |
млн руб. |
106430,8 |
125243,9 |
136428,9 |
146526,7 |
156170,1 |
146,7 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - всего |
руб. |
58707,5 |
69909,9 |
76325,6 |
81482,5 |
86723,6 |
147,7 |
VII. Потребительский рынок |
|
|
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли (в действующих ценах) |
млн руб. |
159300,3 |
173000,0 |
181861,9 |
192407,8 |
205537,6 |
129,0 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
100,5 |
101,5 |
100,9 |
101,5 |
102,5 |
|
Оборот общественного питания (в действующих ценах) |
млн руб. |
5101,0 |
6401,5 |
6910,0 |
7540,0 |
8298,0 |
162,7 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
111,5 |
99,7 |
103,5 |
104,7 |
105,7 |
|
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов прилагается.
Заместитель главы администрации |
И.Ю. Григоренко |
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
городского округа "Город Белгород"
на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов
Прогноз социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом предлагаемых Министерством экономического развития Российской Федерации дефляторов роста цен и сценарных условий развития Российской Федерации в 2025 - 2027 годах, на основе данных, представленных структурными подразделениями администрации города Белгорода, в рамках закрепленных за ними компетенций, за 2022 - 2023 годы, а также комплексного анализа по видам экономической деятельности с отражением прогноза развития городского округа "Город Белгород" на период с 2023 года по 2027 год по базовому варианту прогноза, характеризующемуся развитием экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.
1. Демография
Численность населения на 1 января 2024 года составила 328482 человека, по сравнению с численностью на 1 января 2023 года снизилась на 5449 человек.
По оценке 2024 года рождаемость прогнозируется меньше уровня 2023 года, так за январь - май 2024 года родившихся на 161 человека меньше, чем в аналогичном периоде 2023 года. Коэффициент рождаемости по оценке 2024 года составит 6,4 родившихся на 1000 человек населения, что на 13,5% ниже, чем в 2023 году.
По оценке 2024 года прогнозируется рост смертности вследствие увеличения числа умерших за январь - май 2024 года по отношению к аналогичному периоду 2023 года (умерших больше на 110 человек). Коэффициент смертности по оценке 2024 года составит 14,3 умерших на 1000 человек населения, что на 15,3% больше, чем в 2023 году.
Вследствие сложившейся в январе - мае 2024 года динамики рождаемости и смертности естественная убыль населения составила 1058 человек и увеличилась на 271 человека по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Коэффициент естественной убыли населения составил 7,8 на 1000 человек населения.
Среднегодовая численность населения оценочно в 2024 году составит 325,8 тыс. человек, или 98,4% по отношению к 2023 году.
2. Промышленное производство
За 2023 год крупными и средними промышленными предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 151170,9 млн рублей, что в действующих ценах на 11,6% выше уровня 2022 года. По оценке 2024 года значение данного показателя составит 166243,3 млн рублей. На период 2025 - 2027 годов прогнозируется рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг до 194411,8 млн рублей, что составит в действующих ценах 128,6% по отношению к 2023 году.
По предприятиям, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых, показатель отгрузки промышленной продукции в 2024 году оценочно составит 136,4 млн рублей. На период 2025 - 2027 годов прогнозируется рост данного показателя до уровня 168,6 млн рублей (136,2% по отношению к 2023 году).
Основная часть промышленной деятельности в городском округе "Город Белгород" сосредоточена на предприятиях обрабатывающих производств - металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, неметаллических минеральных продуктов, пищевых продуктов, обработка вторичного сырья.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств по оценке 2024 года составит 138045,1 млн рублей или 111,4% к 2023 году (в действующих ценах). На период 2025 - 2027 годов прогнозируется рост данного показателя до уровня 160901,5 млн рублей или 129,9% по отношению к 2023 году (в действующих ценах).
По оценке в 2024 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха составит 23861,4 млн рублей. На период 2025 - 2027 годов планируется рост данного показателя до уровня 27812,2 млн рублей или 119,3% по отношению к 2023 году (в действующих ценах).
Показатель "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" по оценке 2024 года составит 4200,4 млн рублей, или 109,2% по отношению к 2023 году. На период 2025 - 2027 годов планируется рост данного показателя до уровня 5529,5 млн рублей или 143,7% по отношению к 2023 году (в действующих ценах).
Рост промышленного производства в прогнозируемом периоде будет обеспечиваться за счет развития основных отраслей, входящих в его структуру, таких как: производство лекарственных средств, применяемых в медицинских целях; производство химических веществ и химических продуктов; производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. Развитие будет обеспечено за счет реализации новых проектов по модернизации и расширению производства.
Проблемы, негативно влияющие на деятельность предприятий промышленного комплекса, это: оперативная обстановка в городе, санкционные ограничения, введенные иностранными государствами, снижение импорта и экспорта, сокращение объемов производства, повышение цен на сырье, строительные материалы, перевозки, энергоносители.
Основными направлениями промышленной политики в прогнозируемом периоде по-прежнему остаются: обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики, расширение рынков сбыта промышленной продукции, развитие экспортного потенциала, выпуск конкурентоспособной продукции, создание условий для разработки и внедрения новых технологий, создание новых рабочих мест.
3. Инвестиции
Инвестиции играют одну из ключевых ролей в экономике городского округа, обеспечивая воспроизводство основных фондов и повышение конкурентного преимущества территории. Основными задачами инвестиционной деятельности являются увеличение валового муниципального продукта, создание новых рабочих мест, рост экономического потенциала.
По оценочным данным в 2024 году значение показателя "Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)" составит 73434,5 млн рублей или 102,3% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2023 годом.
Возможности роста данного показателя в прогнозируемом периоде 2025 - 2027 годов связываются с развитием направления по импортозамещению в самых разных отраслях промышленности. В среднесрочном периоде будет продолжена реализация проектов по модернизации производств, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и эффективности производственных процессов.
На период 2025 - 2027 годов планируется рост данного показателя до уровня 94561,9 млн рублей или 142,8% по отношению к 2023 году (в действующих ценах).
4. Строительство
Значение показателя "Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" по итогам 2023 года составил 47941,0 млн рублей или 122,5% по отношению к 2022 году (в сопоставимых ценах). По оценке 2024 года значение данного показателя составит 56915,5 млн рублей или 112,0% по отношению к 2023 году (в сопоставимых ценах). За период 2025 - 2027 годов планируется рост показателя до уровня 70476,2 млн рублей или 147,0% по отношению к 2023 году в действующих ценах.
Развитие жилищного строительства осуществляется по направлениям многоквартирного строительства и индивидуального жилищного строительства в микрорайонах массовой застройки.
В 2023 году введено в эксплуатацию 136,9 тыс. кв. м жилья, что составило 131,1% к уровню ввода жилья в 2022 году (104,4 тыс. кв. м жилья). Из общего объема введенного жилья в 2023 году населением было построено 42,9 тыс. кв. м. По оценке 2024 года ввод жилья по городу составит 153,8 тыс. кв. м, в том числе населением - 59,3 тыс. кв. м.
Развитию жилищного строительства на территории города Белгорода способствует реализация следующих мероприятий:
- комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры по областным и городским программам;
- обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан;
- предоставление земельных участков застройщикам, в том числе через АО "Белгородская ипотечная корпорация" на льготных условиях;
- инженерное обустройство микрорайонов массовой застройки индивидуального жилищного строительства, в том числе земельных участков, выданных многодетным семьям.
5. Финансы
За 2023 год организациями города (без субъектов малого предпринимательства) получен положительный финансовый результат в сумме 37452,3 млн рублей (160 организаций получили прибыль в размере 39377,6 млн рублей и 37 организаций имели убыток на сумму 1925,3 млн рублей).
Удельный вес организаций, получивших прибыль, составил 81,2%, при этом сумма полученной прибыли составила 195,2% по сравнению с 2022 годом.
В основу расчета налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций на 2025 - 2027 годы приняты прогнозы, представленные предприятиями базовых видов экономической деятельности городского округа, динамика прогнозируемых объемов промышленного производства и другие основные показатели, оказывающие влияние на формирование финансового результата.
Прибыль для целей налогообложения в 2023 году составила 73511,8 млн рублей или 128,9% по отношению к 2022 году. В 2024 году ожидается незначительное увеличение значения данного показателя до 74614,5 млн рублей.
На период 2025 - 2027 годов планируется рост данного показателя до уровня 82965,4 млн рублей или 112,9% по отношению к 2023 году (в действующих ценах).
6. Труд
Прогноз подготовлен на основе анализа статистических данных за предшествующий период, сведений отчетности хозяйствующих субъектов в ОСФР по Белгородской области, прогнозных значений показателей крупных и средних организаций города и с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Среднесписочная численность работников города (по полному кругу организаций) в 2023 году снизилась на 1,9% по сравнению с 2022 годом (с 154,1 тыс. человек до 151,1 тыс. человек соответственно). Учитывая текущие изменения на рынке труда, а также прогнозы, полученные от крупных и средних организаций города, ожидается, что в 2024 году продолжится снижение численности работников организаций города до 149292 человек.
В дальнейшем ожидается стабилизация ситуации, что создаст предпосылки к росту численности работников до 150065 человек в 2027 году.
Фонд начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в 2023 году сложился в размере 106430,8 млн рублей (темп роста к 2022 году - 113,9%). Предполагается, что в 2024 году он увеличится на 17,7% и составит 125243,9 млн рублей. В дальнейшем прогнозируется замедление темпов роста данного показателя в среднем до 107,6% в год. В результате, к 2027 году фонд начисленной заработной платы работников организаций достигнет уровня 156170,1 млн рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций города в 2023 году сложилась в размере 58707,5 рубля (темп роста к 2022 году - 116,1%). Учитывая прогнозируемую динамику среднесписочной численности работников и фонда начисленной заработной платы, предполагается, что в 2027 году среднемесячная заработная плата составит 86723,6 рубля (рост к 2023 году - 147,7%).
7. Потребительский рынок
В связи с экономической ситуацией, сложившейся в России за последние годы, на потребительском рынке города оборот розничной торговли имеет тенденцию к снижению, однако продолжает характеризоваться своей товарной насыщенностью и развитой сетью предприятий торговли.
В 2023 году розничный товарооборот составил 159300,3 млн рублей или 100,5% по отношению к 2022 году в сопоставимых ценах.
В 2024 году прогноз розничного товарооборота составит 173000,0 млн рублей или 101,5% в сопоставимых ценах к 2023 году.
В 2025 - 2027 годах ожидается положительная динамика роста розничного товарооборота, к 2027 году прогнозируется, что оборот розничной торговли составит 205537,6 млн рублей или 129,0% по отношению к 2023 году в действующих ценах. Способствовать увеличению оборота розничной торговли будет активное развитие малых форматов торговли, в том числе нестационарной и мобильной торговли.
В среднесрочный период на развитие экономики города окажет положительное влияние увеличение реальных располагаемых доходов населения, восстановление логистических цепочек товародвижения, а также развитие малоформатной и нестационарной торговли.
Развитие современной торговой инфраструктуры, увеличение общего количества торговых площадей, уровня доступности товаров для населения, совершенствование традиционных форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, выставочной деятельности будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка города Белгорода и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.
Рынок общественного питания остается индикатором поведения населения, поскольку еда считается жизненно важной необходимостью. Оборот общественного питания составил в 2023 году 5101,0 млн рублей или 111,5% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года.
За период с 2023 по 2027 годы оборот общественного питания в действующих ценах по прогнозу увеличится до 8298,0 млн рублей или 162,7% по отношению к 2023 году.
Увеличение оборота общественного питания планируется за счет открытия новых объектов общественного питания и увеличения спроса населения на формат питания "на вынос".
В рамках задач на предстоящий период до 2027 года в сфере потребительского рынка остаются качественное улучшение работы отрасли, обеспечение доступности услуг торговли и общественного питания для всего населения, увеличение объемов продаж и расширение ассортимента реализуемой продукции местных товаропроизводителей, внедрение современных форм и инновационных составляющих в сфере торговли и услуг.
Заместитель руководителя департамента |
Т.С. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Белгорода от 23 октября 2024 г. N 160 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов"
Опубликование:
Наш Белгород, 1 ноября 2024 г. N 43