Решение Калининградского областного суда от 13 сентября 2024 г. N 3а-173/2024
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "К." об оспаривании нормативных актов Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250, установил:
ООО "К." обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого здания N, расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., в который здание N внесено под п. 1743. Включение указанного здания в Перечни произведено необоснованно, поскольку оно не отвечает критериям, установленным в ст. 378.2 НК РФ. Просит признать недействующим с даты принятия п. 1743 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250.
Представитель административного истца ООО "К." А.В.Е. заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что 1569,3 кв. м. помещений в здании N сдается в отчетном периоде 2024 года в аренду под складские помещения. Таким образом, ни назначение, ни фактическое использование не дают оснований для отнесения указанного здания к категории объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области П.К.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал. Из его пояснений и письменного отзыва следует, что 15 мая 2024 года по итогам обследования здания N был составлен акт о его фактическом использовании, из которого следует, что помещения объекта площадью 1569,3 кв. м. переданы в аренду ООО "П." под складские помещения и используются последним под складские помещения, помещения с рабочими местами, вспомогательные помещения (в том числе помещения для складирования, технические помещения), котельную. Здание N имеет наименование "мастерская". Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о соответствии здания N критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "К." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ООО "К." является собственником нежилого здания N, площадью 1634,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющего наименование - мастерская, назначение - нежилое.
Здание N расположено на земельном участке N, площадью 4254 кв. м., имеющем вид разрешенного использования - под производственную базу с расположенным на участке производственным зданием.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то есть не позволяет сделать вывод о соответствии спорного объекта критерию, установленному пп. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Вышеуказанное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2024 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250, под п. 1743.
В соответствии с договором аренды N 64 от 1 декабря 2020 года помещение площадью 1569,3 кв. м. в здании N передано в аренду ООО "П." под складские помещения.
Согласно акту N б/н от 5 мая 2024 года о фактическом использовании здания N, помещения первого и второго этажей используются арендатором ООО "П." под складские помещения, помещения с рабочими местами, вспомогательные помещения, котельная. Не используется помещение площадью 83,1 кв. м.
Из указанного акта не усматривается, что не менее 20% площади здания фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административный ответчик ссылается в обоснование включения здания в Перечень на его наименование "мастерская", связывая его с оказанием бытовых услуг населению, указывая, что в соответствии с позицией 90 раздела 2 "Термины и определения" ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1356-ст) мастерской признается небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.).
Однако, термин "мастерская" не относится исключительно к бытовому обслуживанию населения. Так, из Письма МНС РФ от 23.07.2003 N РД-6-23/814 "О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996" следует, что понятие "промышленные здания или сооружения" включает, например, заводы, мастерские, электростанции. Мастерская может являться одним из учебных объектов, используемых в педагогической деятельности (Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021).
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка N, устройства, планировки здания N, следует сделать вывод о том, что оно не предназначено для оказания бытовых услуг населению в качестве мастерской бытового обслуживания, а данный термин, использованный в наименовании, имеет отношение к производственной сфере.
Таким образом, включение здания N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем п. 1743 Перечня на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250, подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании нормативного акта (полностью или частично) ООО "К." уплачена госпошлина в сумме 4500 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "К." удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия:
- п. 1743 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу ООО "К." в возмещение судебных расходов 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о признании недействительным пункта перечня объектов, включающего здание в список, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Суд установил, что здание не соответствует критериям, установленным налоговым законодательством, и его фактическое использование не позволяет отнести его к объектам, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости.
Решение Калининградского областного суда от 13 сентября 2024 г. N 3а-173/2024
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании