Решение Калининградского областного суда от 19 сентября 2024 г. N 3а-183/2024
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЗАО "Б." об оспаривании нормативных актов Приказов Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248, от 27 декабря 2023 года N 250, установил:
ЗАО "Б." обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого здания N, расположенного по адресу: <адрес>. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248, от 27 декабря 2023 года N 250 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023, 2024 гг., здание N внесено под п.п. 8924, 14718, соответственно. Включение указанного здания в Перечни произведено необоснованно, поскольку оно не отвечают критериям, установленным в ст. 378.2 НК РФ. Просит признать недействующими с даты принятия п. 8924 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248; п. 14718 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250.
Представитель административного истца ЗАО "Б." Р.Е.В. заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что часть помещений в здании N сдавалось в аренду под офисы и магазины в отчетные периоды 2023, 2024 г.г., некоторые использовались организацией для собственной деятельности в качестве офисов, однако, все эти площади не превышают 20% от общей площади здания. Обследование фактического использования здания не проводилось. Таким образом, ни назначение, ни наименование, ни фактическое использование помещений, расположенных в здании N, не дают оснований для отнесения его к категории объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области П.К.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал. Из его пояснений и письменного отзыва следует, что земельный участок N, на котором он расположен, до 20 мая 2024 года имел вид разрешенного использования - под существующее торгово-складское здание с офисными помещениями. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о соответствии здания критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, а именно позволяют отнести его к торговым центрам - по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ЗАО "Б." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ЗАО "Б." является собственником нежилого здания N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6987,6 кв. м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 августа 2013 года. Данное здание имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Здание N расположено на земельном участке N, площадью 4728 кв. м., имеющем вид разрешенного использования - склад. До 20 мая 2024 года этот земельный участок имел вид разрешенного использования - под существующее торгово-складское здание с офисными помещениями.
Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248, от 27 декабря 2023 года N 250 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023, 2024 гг., здание N внесено под п.п. 8924, 14718, соответственно.
В 2023-2024 гг. часть помещений в здании N сдавалось в аренду в качестве офисов и магазинов. Так, в 2023 году действовали договоры аренды (под магазины): N 03-23 от 10 декабря 2022 года с ИП А.Р.Г.М. на 38,6 кв. м.; N 09-23 от 10 декабря 2022 года с ИП Ф.В.Н. на 56,8 кв. м.; N 10-23 от 25 декабря 2022 года с ИП К.М.В. на 38 кв. м.; N 16-23 от 10 марта 2023 года с ИП Г.Э.В. на 27 кв. м. В 2024 (под магазины и офисы): N 16-24 от 20 марта 2024 года с ООО "Р." - 14,2 кв. м.; N 25-24 от 18 июля 2024 года с ООО "Г." - 47 кв. м.; N 09-24 от 15 декабря 2023 года с ИП Ф.В.Н. - 56,8 кв. м.; N 03-24 от 15 декабря 2023 года с ИП А.Р.Г.М. - 38,6 кв. м.; N 10-24 от 15 декабря 2023 года с ИП К.М.В. - 38 кв. м.
В каждый из периодов 2023, 2024 гг. в аренде под офисы и торговые помещения находилось менее 20% от общей площади здания.
Обследование здания N с целью определения вида его фактического использования не проводилось.
ЗАО "Б." 31 мая 2024 обращалось в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении здания N на 2024 год. Указанное заявление было рассмотрено на заочном заседании комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда от 21 июня 2024 года (протокол N 11), в его удовлетворении отказано.
Административный ответчик ссылается в обоснование включения здания в Перечень на вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, который предусматривал размещение торгово-складское здание с офисными помещениями.
Понятие "торгово-складское здание с офисными помещениями" не является тождественным понятиям "торговый центр", "административно-деловой центр" и предусматривает объект, имеющий, в том числе, складское назначение. В соответствии с п. 31 "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст) склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Вместе с тем, предусмотрен термин складское помещение как специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (п. 89). Таким образом, складское помещение (склад) может являться как составной частью торгового объекта, так и быть обособленным объектом, имеющим самостоятельное назначение.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения; взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами. Иными словами, конституционно-правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды, (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 г. N 374-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый мир" на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации").
Следовательно, включение спорного объекта в Перечни на основании одного лишь вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, без установления фактического использования помещений в нем, в данном случае не обосновано, поскольку вид разрешенного использования предусматривал размещение в здании не только офисных и торговых помещений, но и складских.
Таким образом, включение здания N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023-2024 г., противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем п. 8924 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248; п. 14718 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250, подлежат отмене.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании нормативного акта (полностью или частично) ЗАО "Б." уплачена госпошлина в сумме 9000 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ЗАО "Б." удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия:
- п. 8924 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2023 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248;
- п. 14718 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу ЗАО "Б." в возмещение судебных расходов 9000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными пункты перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку здание не соответствовало критериям, установленным Налоговым кодексом. Суд отметил, что фактическое использование помещений не превышает 20% от общей площади, что не позволяет отнести его к категории торговых объектов. Суд удовлетворил исковые требования и взыскал судебные расходы.
Решение Калининградского областного суда от 19 сентября 2024 г. N 3а-183/2024
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании