Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2024 г. N 3а-350/2024
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Фазлутдиновой А.А.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Чуркина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якупова Фарита Музагитовича, Якуповой Светланы Николаевны к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 25 декабря 2009 года N 366, в редакции решения Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 6 июля 2023 года N 228,
установил:
решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 25 декабря 2009 года N 366 утверждены Правила землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Данное решение вместе с Правилами землепользования и застройки опубликованы в газете "Яшьляр заманы" от 31 декабря 2009 года N 51 (612), размещены на официальном сайте Альметьевского муниципального района Республики Татарстан https://almetyevsk.tatarstan.ru.
Правилами землепользования и застройки города Альметьевска в редакции решения Совета Альметьевского муниципального района от 12 декабря 2022 года N 180 установлены, помимо прочих, предельные размеры земельных участков, расположенных в территориальных зонах: "зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)", "зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж2)", определена их минимальная площадь в 600 квадратных метров.
6 июля 2023 года Советом Альметьевского муниципального района принято решение N 228, которым внесены изменения, в том числе в вышеупомянутую норму. В статье 35 в таблице предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства минимальная площадь для индивидуального жилищного строительства (территориальные зоны Ж1, Ж2), блокированная жилая застройка (территориальные зоны Ж1, Ж2) изменена с 600 квадратных метров на 1000 квадратных метров.
Якупов Ф.М., Якупова С.Н., имеющие на праве общей совместной собственности земельный участок, расположенный в городе Альметьевске, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеприведенных положений Правил землепользования и застройки города Альметьевска, в обоснование требований ссылаются на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта нормам земельного, градостроительного законодательства.
По мнению административных истцов, Советом Альметьевского муниципального района при принятии оспариваемого документа не соблюден принцип соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану города Альметьевска, поскольку оно осуществлено в отсутствие документа градостроительного планирования. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы, так как налагает ограничения при использовании земельного участка.
В судебном заседании представитель административных истцов Сабитов Р.М. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Совета Альметьевского муниципального района Крутов К.С. административный иск не признал.
Выслушав представителей административных истцов, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 21 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования "город Альметьевск" Альметьевского муниципального района, принятого решением Альметьевского городского Совета от 22 сентября 2011 года N 37.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 4 статьи 16 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", части 2 статьи 6 Устава Альметьевского муниципального района, принятого решением Совета Альметьевского муниципального района от 22 сентября 2011 года N 116.
Решением Альметьевского городского Совета от 11 декабря 2020 года N 15 часть полномочий муниципального образования "город Альметьевск" по решению отдельных вопросов местного значения, в числе которых утверждение правил землепользования и застройки городского поселения, переданы муниципальному образованию "Альметьевский муниципальный район" (ранее, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, действовало аналогичное решение представительных органов местного самоуправления поселения и муниципального района от 24 декабря 2008 года).
Таким образом, на основании статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 16 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Альметьевского муниципального района был вправе принять нормативный акт об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Альметьевск" и о внесении изменений в него.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. При подготовке правил землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 4 августа 2022 года N 1675 принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Альметьевска. Данное постановление опубликовано в газете "Альметьевский вестник" от 11 августа 2022 года N 32 (1284).
Постановлением Главы Альметьевского муниципального района от 18 мая 2023 года N 92 назначены публичные слушания в городе Альметьевск по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Альметьевска, которым предусмотрено, в том числе внесение изменений в предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, изменение минимальной площади для индивидуального жилищного строительства (территориальные зоны Ж1, Ж2), блокированной жилой застройки (территориальные зоны Ж1, Ж2) с 600 квадратных метров на 1000 квадратных метров. Этот документ опубликован в газете "Альметьевский вестник" N 20 (1324) от 18 мая 2023 года.
Открытые публичные слушания на основании упомянутого постановления Главы Альметьевского муниципального района по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Альметьевска были проведены в период с 18 мая 2023 года по 2 июня 2023 года, о чем 7 июня 2023 года был составлен соответствующий протокол.
Заключение по результатам общественных обсуждений составлено 7 июня 2023 года и доведено до всеобщего сведения путем опубликования в газете "Альметьевский вестник" от 8 июня 2023 года N 23 (1327).
Решением Совета Альметьевского муниципального района от 6 июля 2023 года N 228 в Правила землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Совета Альметьевского муниципального района от 25 декабря 2009 года N 366, внесены изменения: помимо прочего, в статье 35 в таблице предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства минимальная площадь для индивидуального жилищного строительства (зона Ж1, Ж2), блокированной жилой застройки (зона Ж1, Ж2) изменена с "600" на "1000".
Решение Совета Альметьевского муниципального района от 6 июля 2023 года N 228 опубликовано в газете "Альметьевский вестник" от 13 июля 2023 года N 28 (1332).
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что решение от 6 июля 2023 года N 228 принято Советом Альметьевского муниципального района в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административных истцов о несоблюдении принципа соответствия документа градостроительного зонирования документу градостроительного планирования при принятии оспариваемого нормативного правового акта в отсутствие генерального плана поселения, о наложении ограничений при использовании земельного участка, суд приходит к следующему.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Таким образом, органом муниципального образования в соответствии с нормами градостроительного законодательства определен минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства (территориальные зоны Ж1, Ж2), блокированной жилой застройки (территориальные зоны Ж1, Ж2), чем реализовано правомочие, которое позволяет данному органу, обладающему сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики муниципального образования, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что на территории муниципального образования наблюдается активный рост объема жилищного строительства, который обеспечивается как за счет возведения новых микрорайонов многоквартирного жилья, так и за счет индивидуального жилищного строительства. Однако в результате анализа освоения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство было выявлено, что застройщиками для строительства жилых домов, как правило, формируются земельные участки минимально допустимой площадью, которая предусмотрена документами градостроительного зонирования. Данное обстоятельство приводит не только к увеличению плотности застройки и беспорядочной планировке, нарушающей архитектурный облик населенного пункта, но и к значительному увеличению нагрузки на существующую коммунальную и социальную инфраструктуру застраиваемых территорий.
При этом суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Вопреки доводам административных истцов оспариваемый нормативный правовой акт был принят после принятия генерального плана городского поселения, утвержденного решением Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 года N 42, с учетом требования градостроительного законодательства. При этом положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушены не были.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Правил землепользования и застройки города Альметьевска в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Якупова Фарита Музагитовича, Якуповой Светланы Николаевны к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 25 декабря 2009 года N 366, в редакции решения Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 6 июля 2023 года N 228 отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном сайте Альметьевского муниципального района Республики Татарстан https://almetyevsk.tatarstan.ru, а также в газете "Альметьевский вестник".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2024 г. N 3а-350/2024
Опубликование:
-
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции