Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 сентября 2024 г. N 3а-368/2024
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаповаловой Т.Е. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Чуркина Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ак Идель" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 166 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 13 декабря 2023 года за N 11911, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 13 декабря 2023 года.
В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 декабря 2023 года N 2741-р, от 15 января 2024 года N 14-р, от 27 марта 2024 года N 788-р, от 3 июня 2024 года N 1548-р, от 3 июля 2024 года N 2045-р, от 23 августа 2024 года N 2545-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 декабря 2023 г. N 3741-р
В пункте 166 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: (адрес).
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Ак Идель", являющееся собственником помещений в указанном здании и налогоплательщиком налога на имущество организаций, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 166 Перечня, полагая, что включение объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ак Идель" Мельникова Е.А. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Шагеев Т.Ш., действующий также в качестве представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, административный иск не признал.
Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило, в письменных пояснениях сообщило о соблюдении процедуры принятия и государственной регистрации оспариваемого нормативного правового акта.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 названного кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из пункта 4.1 статьи 378.2 Кодекса, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) в действующей редакции установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Полномочиями по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, наделен орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области имущественных отношений (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан), каковым в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В рамках предоставленных налоговым законодательством полномочий высшим исполнительным органом Республики Татарстан утверждены:
Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно которому в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896);
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, который регламентирует деятельность по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977).
В силу пунктов 3.3.86, 3.3.101 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан, определение вида фактического использования зданий (строению, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 30 января 2024 года N 8-О-Р "О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" специфика отношений, связанных с формированием перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предполагает необходимость осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбора определенных данных об объектах недвижимого имущества до внесения конкретных объектов в перечни.
Согласно пояснениям представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан здание с кадастровыми номерами 16:50:280101:777, включено в оспариваемый Перечень в связи с наличием в здании более 20 процентов его общей площади, фактически используемых в целях размещения торговых объектов.
Проверяя законность включения данного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, суд принимает во внимание, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, объект, поставленный на государственный кадастровый учет 8 ноября 2012 года, представляет собой нежилое здание с наименованием "торговый центр - корпус N 1", состоит из 6-ти этажей, имеет площадь 8053,5 квадратного метра, включает в себя 24 помещения с кадастровыми номерами ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... На момент принятия оспариваемого Перечня помещение с кадастровым номером ... снято с государственного кадастрового учета.
Здание было расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:280101:22 с видом разрешенного использования "под размещение производственных зданий и сооружений" (с 9 июня 2016 года снят с государственного кадастрового учета), из которого путем раздела образован земельный участок с кадастровым номером 16:50:280101:920 с аналогичным видом разрешенного использования.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения спорного объекта недвижимости в Перечень необходимо было установить назначение, разрешенное использование или наименование помещений и (или) их фактическое использование в этих целях.
В силу подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации эти обстоятельства могут быть установлены на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации). При этом правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не наименование здания и цели его использования.
По данным технического паспорта здания от 22 апреля 2005 года, составленного Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, здание включало в себя 6172,6 квадратного метра площади торговых залов, 1094,9 квадратного метра основной площади торгового назначения (лестничная клетка, склад, лифт, помещение охраны, служебное помещение, холл, комната приема пищи, кабинет), 786 квадратных метров вспомогательной площади торгового назначения (холл, санузел, умывальная, коридор, душевая, гардероб, машинное отделение).
Вместе с этим при постановке на государственный кадастровый учет расположенных в здании помещений с кадастровыми номерами ..., ..., ..., ..., ... подготовлены технические планы, в которых зафиксирована перепланировка (в том числе помещений, которые в техническом паспорте здания поименованы как торговые залы), назначение площадей в помещении не указано.
В 2015 году помещение с кадастровым номером ..., также включившее в себя площади, указанные в техническом паспорте здания в качестве торговых залов, разделено на 17 помещений, в каждом из которых произведена перепланировка путем возведения перегородок, что нашло отражение в технических планах помещений.
Следовательно, к моменту формирования оспариваемого Перечня технический паспорт здания, составленный в 2005 году, утратил актуальность, что с очевидностью следует из материалов кадастровых дел объектов недвижимости. То есть закрепленные в техническом паспорте сведения о назначении площадей нельзя считать достоверными. Актуальные технические планы помещений, имеющиеся в материалах реестрового дела, сведений о назначении площадей в здании не содержат.
Поскольку назначение и наименование помещений, указанные в Едином государственном реестре недвижимости и в актуальных документах технической инвентаризации, также не отвечает критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание могло быть включено в перечень в результате определения вида его фактического использования в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977.
27 октября 2023 года на заседании комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, созданной распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года N 2196-р, утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который включено обследование здания с кадастровым номером ..., на предмет фактического использования, сформированы рабочие группы по проведению обследований (протокол заседания N 2).
30 октября 2023 года рабочей группой проведено обследование здания с кадастровым номером ... Результаты зафиксированы в акте обследования, согласно которому по результатам осмотра установлено наличие торговой площади на первом этаже - 684,9 квадратного метра, на втором этаже - 983,5 квадратного метра, на третьем этаже - 1009,1 квадратного метра, на четвертом этаже - 1027,9 квадратного метра, на пятом этаже - 1043,8 квадратного метра, на шестом этаже - 1423,4 квадратного метра.
14 ноября 2023 года комиссией рассмотрены акты обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, результатов фото- и (или) видеосъемки, представленные рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером ..., принято решение рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торгового центра (комплекса), в том числе в отношении спорного здания.
Вместе с тем, как следует из содержания акта обследования, вывод о наличии торговой площади, превышающей 20 процентов общей площади здания, сделан Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан исключительно на основании данных о назначении помещений, зафиксированных в техническом паспорте здания, который составлен в 2005 году и не учитывает перепланировку помещений, произведенную в 2014-2015 годах согласно техническим планам помещений.
В акте обследования воспроизведены данные о наличии торговых площадей из технического паспорта здания, утратившего актуальность на момент осмотра, при этом какой-либо информации о фактическом использовании здания с указанием конкретных помещений, размеров площадей, видов деятельности и наименований осуществляющих эту деятельность лиц, результатов измерений акт не содержит. Фотографии фасада здания, одного торгового зала и размещенных в здании объявлений об оказании услуг не позволяет сделать вывод о размерах площадей, используемых в целях размещения торговых объектов.
Приведенные в акте обследования сведения о фактическом использовании спорного здания как торгового центра не подтверждаются и другими представленными доказательствами по делу, которые могли бы быть положены в обоснование этих выводов в контексте правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации (апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2019 года N 5-АПА19-32, от 6 июля 2022 года N 5-КАД22-3-К2).
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером 16:50:280101:896 площадью 483, 9 квадратного метра в виде аренды сроком действия с 24 апреля 2014 года по 24 марта 2022 года, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (договор аренды от 21 марта 2014 года, дополнительные соглашения от 20 марта 2017 года, от 14 февраля 2018 года, от 24 декабря 2018 года).
Административный истец, подтверждая факт размещения в данном помещении торгового объекта (магазина "Пятерочка"), также приводит данные об использовании в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания помещения с кадастровым номером 16:50:280101:913 площадью 515,9 квадратного метра (кафе); помещения с кадастровым номером ... площадью 48,5 квадратного метра (пункт выдачи "Озон").
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Ак Идель" также ссылается на договор аренды от 22 декабря 2022 года N 02-АИ/22, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Атлантис", согласно которому в аренду сроком на одиннадцать месяцев передано 17 помещений с кадастровыми номерами ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., общая площадь которых составляет 6314,2 квадратного метра.
Согласно представленным административным истцом договорам ряд помещений переданы обществом с ограниченной ответственностью "Атлантис" в субаренду на срок одиннадцать месяцев с возможностью продления:
обществу с ограниченной ответственностью "АкваВита" - 39,9 квадратного метров для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-636);
обществу с ограниченной ответственностью "Автосервис на Набережной" - 32 квадратных метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-651);
обществу с ограниченной ответственностью КБЭР "Банк Казани" - 2 квадратных метра для установки банкомата (договор от 2 марта 2023 года N АТ-03-2003);
обществу с ограниченной ответственностью "Базис+" - 39,2 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-681);
обществу с ограниченной ответственностью "ЧОО "Ак Бай" - 24,76 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-685);
обществу с ограниченной ответственностью "Казань Тур Трэвел" - 12,23 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 1 марта 2023 года N АТ-700);
обществу с ограниченной ответственностью "Казань Тур Вояж" - 15,36 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 10 августа 2023 года N АТ-769);
обществу с ограниченной ответственностью "КЛН Глобалинк Лоджистик (Раша) Лимитед" - 30,70 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-667);
Кочер Римме Наилевне - 7 квадратных метров для использования под сервисный пункт обслуживания "Орифлейм" (договор от 1 марта 2023 года N АТ-705);
обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация Мальчишки и Девчонки" - 23,86 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-682);
обществу с ограниченной ответственностью "Металл Поволжье" - 30,94 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-675);
индивидуальному предпринимателю Морозовой Виктории Олеговне - 11,45 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-677);
обществу с ограниченной ответственностью "Пионербиотест" - 39,60 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-656);
акционерному обществу "Почта России" - 1 квадратный метр (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-707);
обществу с ограниченной ответственностью "Проф-Аудитум" - 28,80 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-646);
обществу с ограниченной ответственностью "ПМК "Профмет" - 55,4 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 20 мая 2023 года N АТ-746);
обществу с ограниченной ответственностью "Русэл" - 8,32 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-686);
индивидуальному предпринимателю Сарпову Алексею Александровичу - 1 квадратный метр для размещения торгового кофейного автомата (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-697);
обществу с ограниченной ответственностью "Вента" - 38,1 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 22 декабря 2022 года N АТ-647);
обществу с ограниченной ответственностью "Везистрой" - 17,63 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 1 июля 2023 года N АТ-729);
обществу с ограниченной ответственностью "Вла Арт Групп" - 23,06 квадратного метра для использования под офисное помещение (договор от 27 марта 2023 года N АТ-724).
Таким образом, исходя из предоставленных административным истцом сведений, не опровергнутых административным ответчиком, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания в аренду сдается 1059,3 квадратного метра (13,15 процента от общей площади здания). Под офисные помещения в аренду сдано 473,31 квадратного метра (5,88 процента от общей площади здания), что не свидетельствует и о наличии признаков, предусмотренных пунктами 3, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки прямому предписанию, содержащемуся в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возлагающему бремя доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов на административного ответчика, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не подтвержден вывод о соответствии объекта недвижимости с кадастровым номером ... признакам торгового центра (комплекса) и обоснованность его включения в этом качестве в оспариваемый Перечень.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2024 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ак Идель" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 166 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующим пункт перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку включение здания в перечень не соответствует требованиям законодательства о налогах на имущество организаций, так как здание не отвечает критериям торгового центра.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 сентября 2024 г. N 3а-368/2024
Опубликование:
-
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 20 ноября 2024 г.