В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308, и пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 484, приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Минвостокразвития России от 21 октября 2022 г. N 130 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации".
Министр |
А.О. Чекунков |
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минвостокразвития России
от 29 февраля 2024 г. N 18
Методические рекомендации по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, подготовлены в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308, и пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 484, (далее соответственно - Методические рекомендации, план (планы), субъекты Российской Федерации, субсидии, Правила N 308, Правила N 484) в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации в подготовке планов (проектов планов).
2. В план рекомендуется включать комплекс мероприятий, направленных на социальное развитие центров экономического роста субъекта Российской Федерации, с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей, результатов реализации, подтвержденных источников финансирования.
Понятия, используемые в Методических рекомендациях:
центры экономического роста - места территориальной локализации инвестиционных проектов и связанных с их реализацией территорий 1;
дальневосточные приграничные территории - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенные в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающие к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой 2;
территории компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике" - территории, в границах которых расположены смежные и (или) компактно расположенные земельные участки, находящиеся в безвозмездном пользовании граждан Российской Федерации 3.
3. Подготовку плана (проекта плана) рекомендуется осуществлять с учетом:
а) национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
б) Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13;
в) Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
г) документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации) рекомендуется направлять в Минвостокразвития России планы (проекты планов, в том числе проекты изменений в планы) для рассмотрения Минвостокразвития России указанных планов (проектов планов, в том числе проектов изменений в планы) на предмет соответствия настоящим Методическим рекомендациям, организации получения позиций, предложений и рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, ответственных за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются субсидии, направления на рассмотрение президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока (для субъектов Российской Федерации, входящих с состав Дальневосточного федерального округа) или президиума Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации) (далее - президиум), или направления высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации) замечаний и предложений к планам (проектам планов) для их доработки 4.
5. Источниками финансирования планов могут являться средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов, а также внебюджетные средства.
6. Финансовое обеспечение мероприятий планов осуществляется в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий (очередной) финансовый год и плановый период (сводной бюджетной росписи федерального бюджета), законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий (очередной) финансовый год и плановый период (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации), нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, предусматривающим предоставление субсидий на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий (очередной) финансовый год (текущий (очередной) финансовый год и плановый период), государственными программами Российской Федерации, федеральными целевыми программами, государственными программами субъектов Российской Федерации, плановыми и программно-целевыми документами организаций, отдельными решениями органов управления организаций.
II. Подготовка плана (проекта плана) субъекта Российской Федерации
7. При подготовке планов (проектов планов) субъектам Российской Федерации рекомендуется:
7.1. Провести анализ ключевых проблем и направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом использования их основных конкурентных преимуществ, природных, географических, исторических и демографических особенностей.
7.2. Определить наиболее перспективные центры экономического роста, требующие приоритетной поддержки:
а) города Дальневосточного федерального округа, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития (Южно-Сахалинская городская агломерация, Улан-Удэнская городская агломерация, городской округ "Город Северобайкальск", городской округ "Город Чита", городской округ "Город Тында", Якутская городская агломерация, Анадырская городская агломерация, городской округ "Город Магадан", Владивостокская городская агломерация (включая Владивостокский городской округ, Артемовский городской округ), Нерюнгринская городская агломерация, Хабаровская городская агломерация, городской округ "Город Благовещенск", городской округ "Город Белогорск", город Биробиджан, городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", городское поселение "Город Краснокаменск", Арсеньевский городской округ, Уссурийский городской округ, Находкинский городской округ, городской округ Большой Камень, городской округ "Город Свободный") 5;
б) города Арктической зоны Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития;
в) Курильские острова Сахалинской области;
г) территории опережающего развития;
д) территории свободного порта Владивосток;
е) территории реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока";
ж) приграничные территории;
з) территории компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике";
и) прочие приоритетные территории, определенные высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации исходя из анализа, проведенного в соответствии с пунктом 7.1 настоящих Методических рекомендаций.
7.3. Предусмотреть в планах (проектах планов) приоритетные мероприятия, направленные на развитие городов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, создание социальной инфраструктуры для обеспечения реализации новых инвестиционных проектов, решение наиболее проблемных вопросов в социальной сфере и на развитие территорий компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике".
Планы в том числе могут содержать мероприятия по оказанию государственной финансовой поддержки, направленной на:
а) стимулирование промышленного производства товаров и поставки произведенных товаров для нужд специальной военной операции согласно перечню, определенному пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2022 г. N 1745 "О специальной мере в сфере экономики и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616" (далее - перечень);
б) закупку товаров для нужд специальной военной операции, определенных перечнем.
По решению высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в планы (проекты планов) могут включаться иные мероприятия с подтвержденным финансированием, реализуемые в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, планов и программ развития организаций.
7.4. Обосновать состав мероприятий, включаемых в планы (проекты планов), с учетом критериев в соответствии с Правилами N 308, Правилами N 484:
а) наличие актов, поручений и указаний Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, предусматривающих реализацию мероприятий, предлагаемых к включению в планы;
б) ожидаемые результаты реализации мероприятий, в том числе отношение размеров расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к численности населения, охваченного реализацией мероприятий, предлагаемых к включению в планы;
в) отношение размеров расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к объему частных инвестиций в инвестиционные проекты, на содействие в реализации которых направлены мероприятия, предлагаемые к включению в планы;
г) стимулирование развития промышленного производства на территории субъекта Российской Федерации;
д) сложившийся уровень кассового исполнения субсидии за предыдущие годы и истекший период текущего года (с учетом предоставленных до 1 января 2024 г. иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации" (далее - Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов);
е) доля мероприятий, не завершенных субъектами Российской Федерации в установленные сроки в предыдущие годы и истекший период текущего года, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (с учетом предоставленных до 1 января 2024 г. иных межбюджетных трансфертов в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов);
ж) расчетный уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
з) отношение объемов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к объему дополнительных налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий и связанных с ними инвестиционных проектов.
Для мероприятий, реализуемых на основе концессионных соглашений, учитываются результаты оценки влияния принимаемых в рамках концессионных соглашений обязательств субъекта Российской Федерации на сбалансированность консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за период их реализации, в том числе в части наличия источников налоговых и неналоговых доходов в утвержденном бюджетном прогнозе субъекта Российской Федерации для исполнения обязательств.
Для отбора приоритетных объектов и мероприятий, направленных на развитие территорий компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике", рекомендуется использовать следующие критерии:
а) наличие перспективного плана развития территорий компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике", включенного в документы стратегического планирования субъекта Российской Федерации;
б) объединение граждан, пользователей/владельцев компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике";
в) наличие коллективного обращения инициативной группы, участников программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике" о потребности в обеспечении участков объектами инфраструктуры;
г) доля освоенных земельных участков на территории компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике";
д) наличие комплекса инфраструктуры на территории компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике".
Обоснование состава мероприятий, предлагаемых к включению в планы и реализуемых на основании концессионных соглашений, осуществляется с учетом следующих дополнительных критериев:
а) реализация мероприятия:
предусмотрена долгосрочными планами комплексного социально-экономического развития городов Дальневосточного федерального округа или соответствующими планами развития городов Арктической зоны Российской Федерации;
- и (или) предусмотрена актом, поручением или указанием Президента Российской Федерации, актом или поручением Правительства Российской Федерации;
- и (или) предполагает строительство объекта(ов) инфраструктуры, необходимого(ых) для реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа или Арктической зоны Российской Федерации, предусматривающего запуск предприятия с объемом инвестиций не менее 100 млрд рублей;
б) с учетом всех расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, возникающих на срок реализации мероприятия, доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе налоговых и неналоговых, достаточно для исполнения бюджетных обязательств по реализации мероприятия на основании концессионного соглашения;
в) период предоставления субсидии из средств федерального бюджета на реализацию мероприятия составляет:
- не менее 10 лет и не более 15 лет для мероприятий, предполагающих строительство объекта(ов) инфраструктуры, необходимого(ых) для реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа или Арктической зоны Российской Федерации, предусматривающего запуск предприятия с объемом инвестиций не менее 100 млрд руб.;
- не менее 7 лет и не более 15 лет для остальных мероприятий.
г) на дату направления в Минвостокразвития России планов (проектов планов, в том числе проектов изменений в планы) для рассмотрения Минвостокразвития России указанных планов в целях реализации мероприятия не заключено концессионное соглашение, при этом субъектом Российской Федерации принято решение о заключении концессионного соглашения или о возможности заключения концессионного соглашения согласно статьям 22 и 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", соответственно;
д) финансирование на реализацию мероприятия не предусмотрено в отраслевых государственных программах Российской Федерации;
е) реализация мероприятия поддержана федеральными органами исполнительной власти, к предметам ведения которых относится соответствующая сфера реализации мероприятий планов;
ж) финансово-экономической моделью, разработанной в целях прогнозирования денежных потоков и финансово-экономических показателей реализации мероприятия, предусмотрено оказание платных услуг и (или) работ, покрывающих часть расходов на реализацию мероприятия;
з) показатель чистой приведенной стоимости (NPV) проекта, реализуемого в рамках мероприятия, и внутренней нормы доходности (IRR) такого проекта имеет значение больше нуля.
8. В план (проект плана) рекомендуется включать табличные формы согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям и текстовую часть.
В текстовую часть рекомендуется включать:
а) результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7.1 настоящих Методических рекомендаций;
б) обоснование состава и значений индикаторов и показателей реализации мероприятий плана в соответствии с разделом IV плана;
в) описание центров экономического роста, определенных в соответствии с пунктом 7.2 настоящих Методических рекомендаций;
г) обоснование выбора планируемых к реализации мероприятий плана в соответствии с пунктом 7.4 настоящих Методических рекомендаций.
В разделе I плана "Мероприятия, источником финансирования которых являются средства субсидии на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации" рекомендуется указывать:
а) в графе 2 "Наименование мероприятия" - наименование мероприятия, подлежащего финансированию за счет субсидий;
б) в графе 3 "Месторасположение" - наименования населенных пунктов или муниципальных образований, в границах которых планируется реализация мероприятия;
в) в графе 4 "Ответственные исполнители" - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятия. Ответственного исполнителя рекомендуется устанавливать по каждому мероприятию плана;
г) в графе 5 "Сроки реализации" - годы реализации мероприятия;
д) в графах 6-10 "Источники и объемы финансирования, тыс. рублей" - источники и объемы средств в соответствии с пунктом 6 настоящих Методических рекомендаций (с точностью до одного знака после запятой).
В разделе I плана рекомендуется выполнить детализацию укрупненных мероприятий, в рамках которых осуществляются капитальные вложения в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества.
Раздел II плана "Иные мероприятия с подтвержденным финансированием, реализуемые в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций" рекомендуется заполнять аналогично разделу I плана, а в графе 10 "Наименование государственных программ субъектов Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций" рекомендуется указывать наименования государственных программ субъекта Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, решений органов управления организаций, в рамках которых предусматривается реализация мероприятий.
В разделе III плана "Приоритетные инвестиционные проекты субъекта Российской Федерации" рекомендуется указывать:
а) в графе 2 "Наименование инвестиционного проекта" - наименование инвестиционного проекта;
б) в графе 3 "Месторасположение" - наименования населенных пунктов или муниципальных образований, в границах которых планируется реализация инвестиционного проекта;
в) в графе 4 "Инвестор" - наименование юридического лица, реализующего инвестиционный проект;
г) в графе 5 "Сроки реализации" - годы реализации инвестиционного проекта;
д) в графе 6 "Объем частных инвестиций, тыс. рублей" - объем частных инвестиций по инвестиционному проекту без учета объема финансовой поддержки за счет бюджетных средств;
е) в графе 7 "Количество новых рабочих мест, чел." - количество вновь создаваемых рабочих мест в результате реализации инвестиционного проекта.
В раздел III плана "Приоритетные инвестиционные проекты субъекта Российской Федерации" рекомендуется включать ключевые и наиболее значимые инвестиционные проекты, реализуемые (планируемые к реализации) в субъекте Российской Федерации.
В разделе IV плана "Индикаторы и показатели реализации мероприятий плана социального развития центров экономического роста субъекта Российской Федерации" рекомендуется указывать:
а) в графе 2 "Наименование индикатора/показателя" - наименование индикатора/показателя, характеризующего количественные и качественные эффекты, ожидаемые в результате реализации мероприятий плана;
б) в графе 3 "Единицы измерения" - единицу измерения индикатора/показателя;
в) в графе 4 "Фактически достигнутое значение индикатора/показателя" - фактические значения за последний отчетный год;
г) в графе 5 "Год, в котором достигнуто значение индикатора/показателя" - год, в котором фактически достигнуто значение индикатора/показателя;
д) в графах 6-9 "Плановое значение индикатора/показателя" - плановое (целевое) значение индикатора/показателя на ближайшие три года и последний год реализации плана социального развития.
В подразделе "Индикаторы социально-экономического развития центров экономического роста субъекта Российской Федерации" рекомендуется указывать значения индикаторов в зависимости от сферы реализации мероприятий плана:
а) в сфере здравоохранения: заболеваемость (общая и (или) по видам заболеваний); смертность (общая и (или) по видам причин); иные отраслевые показатели, в том числе характеризующие пропускную способность учреждений и доступность услуги;
б) в сфере образования: доступность дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет; удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену, к общему числу учащихся; иные отраслевые показатели, в том числе характеризующие пропускную способность учреждений и доступность услуг;
в) в сфере физической культуры и спорта: доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта; иные отраслевые показатели, в том числе характеризующие пропускную способность учреждений, доступность услуг;
г) в сфере культуры: доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений; уровень обеспеченности населения объектами культуры; иные отраслевые показатели, в том числе характеризующие пропускную способность учреждений и доступность услуг;
д) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики: общая площадь введенного в эксплуатацию жилья; уровень износа коммунальной и энергетической инфраструктуры; доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда; доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда; мощность объектов энергетики, введенных в эксплуатацию; иные отраслевые показатели;
е) в сфере транспорта: протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального или муниципального значения; количество мостовых переходов, введенных в эксплуатацию; иные отраслевые показатели.
Индикаторы рекомендуется устанавливать отдельно для каждого центра экономического роста на основе официальных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований, входящих в центры экономического роста, с учетом влияния мероприятий на достижение указанных показателей.
Для отдельных мероприятий, реализация которых в силу своей специфики оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации в целом, по решению субъекта Российской Федерации в разделе IV плана "Индикаторы и показатели реализации мероприятий плана социального развития центров экономического роста субъекта Российской Федерации" могут устанавливаться индикаторы по субъекту Российской Федерации в целом.
В разделе V плана "Перечень оборудования, приобретаемого в рамках реализации мероприятий, источником финансирования которых являются средства субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по модернизации материально-технической базы учреждений" рекомендуется указывать в разрезе учреждений перечень оборудования, приобретаемого в рамках мероприятий по модернизации материально-технической базы учреждений.
Рекомендуемый образец плана социального развития центров экономического роста субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
9. К проектам планов рекомендуется представлять в Минвостокразвития России по каждому мероприятию (с учетом детализации укрупненных мероприятий) следующие обосновывающие материалы:
а) пояснительную записку с обоснованием необходимости привлечения средств субсидий на реализацию мероприятий планов;
б) по объектам капитального строительства - документы в соответствии с пунктом 17 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" (далее - Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы), согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
в) по объектам недвижимого имущества - документы в соответствии с пунктом 17 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы согласно приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям, а также отчет об оценке стоимости объекта недвижимого имущества;
г) по мероприятиям, реализуемым на основании концессионных соглашений, - документы согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
д) по иным мероприятиям - иные документы, подтверждающие расчет предельной стоимости мероприятий.
Представление документов, предусмотренных пунктом 17 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, за исключением подпункта "н" указанного пункта, не требуется в случае включения в проект адресной программы объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, включенных в адресную программу на текущий финансовый год и плановый период, если указанные документы представлялись ранее и в эти документы не вносились изменения.
Представление документа, предусмотренного подпунктом "н" пункта 17 настоящих Правил, не требуется в случае включения в проект адресной программы объектов капитального строительства, включенных в адресную программу на текущий финансовый год и плановый период, если указанный документ представлялся ранее и стоимость, сроки строительства (реконструкции) и мощность объекта капитального строительства не изменялись.
III. Утверждение плана
10. Планы, соответствующие решениям президиума и утвержденному распределению субсидий между субъектами Российской Федерации, рекомендуется утверждать высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации) в срок не позднее семи календарных дней со дня утверждения распределения субсидий между субъектами Российской Федерации.
11. Изменения, которые вносятся в планы, касающиеся мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с Правилами N 308, Правилами N 484 рассматриваются президиумом на основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации).
12. Предложения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) о внесении изменений в планы рекомендуется направлять в Минвостокразвития России с учетом раздела II настоящих методических рекомендаций.
13. Изменения, которые вносятся в планы, не затрагивающие мероприятия, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с Правилами N 308, Правилами N 484 утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с Минвостокразвития России.
IV. Организация мониторинга реализации плана
14. По запросам Минвостокразвития России субъектам Российской Федерации рекомендуется представлять:
а) проекты планов, в том числе проекты изменений в планы;
б) утвержденные планы;
в) графики реализации мероприятий, включенных в раздел I плана, и информацию об их исполнении;
г) отчет о ходе реализации планов, включающий информацию о достигнутых значениях индикаторов и показателей (раздел IV планов) и пояснительную записку в части влияния завершенных мероприятий, включенных в раздел I планов, на повышение качества жизни в центрах экономического роста (в разрезе мероприятий накопительным итогом с начала реализации планов).
15. Результатами использования субсидии в части мероприятий, включенных в раздел I плана, являются:
а) количество введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (приобретенных объектов недвижимого имущества), единиц;
б) количество реализованных мероприятий планов, единиц.
Графики реализации мероприятий, включенных в раздел I плана, рекомендуется утверждать по согласованию с Минвостокразвития России, в том числе при внесении в них изменений. Утверждение графиков без согласования с Минвостокразвития России не допускается.
Продление сроков исполнения контрольных событий, предусмотренных графиками реализации мероприятий, не допускается, за исключением случая изменения на основании решения президиума значений показателей (результата(ов) федерального проекта "Развитие отдельных территорий и центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа" и даты (дат) его (их) достижения государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" (для субъектов Российской Федерации, входящих с состав Дальневосточного федерального округа), или значений показателей (результата(ов) федерального проекта "Государственная поддержка на территории Арктической зоны Российской Федерации инвестиционных проектов" и даты (дат) его (их) достижения государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (для субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации), а также в случае сокращения размера субсидии.
------------------------------
1 Правила N 308, Правила N 484.
2 Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р.
3 Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4 В случае наличия таковых.
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2023 г. N 2058-р.
------------------------------
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям,
утвержденным приказом
Минвостокразвития России
от 29 февраля 2024 г. N 18
(Рекомендуемый образец)
План социального развития центров экономического роста _____________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
I. Мероприятия, источником финансирования которых являются средства субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации
N |
Наименование мероприятия |
Месторасположение |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Источники и объем финансирования, тыс. рублей |
||||
всего |
средства федерального бюджета |
средства бюджета субъекта РФ |
средства местных бюджетов |
внебюджетные средства |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Центр экономического роста 1
| |||||||||
1. |
|
|
|
Всего, в т.ч. по годам реализации |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Всего по разделу 1 |
... |
|
|
|
|
|
|||
Центр экономического роста ...
| |||||||||
... |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Всего по разделу... |
... |
|
|
|
|
|
|||
Всего по разделу I |
Всего, в т.ч. по годам реализации |
|
|
|
|
|
II. Иные мероприятия с подтвержденным финансированием, реализуемые в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций
N |
Наименование мероприятия |
Месторасположение |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Источники и объем финансирования, тыс. рублей |
Наименование гос. программ субъектов РФ, гос. программ РФ, федеральных целевых программ, плановых программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организацией |
|||
всего |
средства федерального бюджета |
средства бюджета субъекта РФ |
внебюджетные средства |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Центр экономического роста 1
| |||||||||
1. |
|
|
|
Всего, в т.ч. по годам реализации |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Всего по разделу 1 |
... |
|
|
|
|
|
|||
Центр экономического роста ...
| |||||||||
... |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Всего по разделу ... |
... |
|
|
|
|
|
|||
Всего по разделу II |
Всего, в т.ч. по годам реализации |
|
|
|
|
|
III. Приоритетные инвестиционные проекты _______________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Месторасположение |
Инвестор |
Сроки реализации |
Объем частных инвестиций, тыс. рублей |
Количество новых рабочих мест, чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Центр экономического роста 1
| ||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по разделу 1 |
|
|
|
|
Центр экономического роста ...
| ||||||
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по разделу ... |
|
|
|
|
|
|
Всего по разделу III |
|
|
|
|
IV. Индикаторы и показатели реализации мероприятий плана социального развития центров экономического
роста __________________________________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
N |
Наименования индикатора/показателя |
Единицы измерения |
Фактически достигнутое значение индикатора/показателя |
Год, в котором достигнуто значение индикатора/показателя |
Плановое значение индикатора/показателя |
|||
2024 год |
2025 год |
2027 год |
... |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Индикаторы социально-экономического развития центров экономического роста субъекта Российской Федерации
| ||||||||
1.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Результаты использования субсидии в части мероприятий, включенных в I раздел настоящего плана
| ||||||||
2.1. |
Количество введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (приобретенных объектов недвижимого имущества) |
единицы |
- |
- |
... |
... |
... |
... |
2.2. |
Количество реализованных мероприятий |
единицы |
- |
- |
... |
... |
... |
... |
3. Показатели результативности, достижение которых обеспечивается в рамках реализации мероприятий, включенных во II раздел настоящего плана
| ||||||||
3.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Показатели результативности, достижение которых обеспечивается в рамках реализации мероприятий, включенных в III раздел настоящего плана
| ||||||||
4.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Перечень оборудования, приобретаемого в рамках реализации мероприятий, источником финансирования которых являются средства субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, по модернизации материально-технической базы учреждений
N |
Наименование оборудования |
Количество |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Учреждение 1
| |||
1 |
|
|
|
... |
|
|
|
Итого по учреждению 1 |
|
||
Учреждение...
| |||
... |
|
|
|
Итого по учреждению... |
|
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям,
утвержденным приказом
Минвостокразвития России
от 29 февраля 2024 г. N 18
Перечень обосновывающих документов по объектам капитального строительства для представления в Минвостокразвития России
1. Копия утвержденного задания на проектирование (в случае если на разработку проектной документации предоставляются средства федерального бюджета).
2. Паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
3. Копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным).
4. Документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Копии документов, подтверждающих направление в отчетном и (или) текущем финансовых годах собственных, заемных и других средств на финансирование объекта капитального строительства.
6. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае их отсутствия - копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
7. Документ, содержащий реквизиты решения о заключении в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, государственного контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если государственным заказчиком предполагается заключение такого государственного контракта.
8. Обоснование необходимости включения объекта капитального строительства, подготовленное в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 9 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, в случае если в отношении объекта капитального строительства отсутствуют проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации. В обосновании указываются причины отсутствия указанной документации и сроки ее разработки.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям,
утвержденным приказом
Минвостокразвития России
от 29 февраля 2024 г. N 18
Перечень обосновывающих документов по объектам недвижимого имущества для представления в Минвостокразвития России
1. Паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
2. Копии документов, подтверждающих направление в отчетном и (или) текущем финансовых годах собственных, заемных и других средств на финансирование приобретения объекта недвижимого имущества.
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям,
утвержденным приказом
Минвостокразвития России
от 29 февраля 2024 г. N 18
Перечень документов в отношении мероприятий планов, реализация которых планируется на основании концессионных соглашений, для представления в Минвостокразвития России
1. Прогноз доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на срок не менее срока реализации мероприятия, подготовленный по соответствующей форме (ссылка на скачивание формы: https://cloud.erdc.ru/sh/XtF), с приложением актов правительства субъекта Российской Федерации, утверждающих бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации, а также иных подтверждающих материалов (при необходимости дополнительно отражается в ГИС "Экономика").
2. Проект концессионного соглашения.
3. Финансово-экономическая модель, соответствующая следующим требованиям:
а) все расчеты в модели должны быть представлены в валюте "Российский рубль", единица измерения - тысячи рублей;
б) шаг прогноза в модели должен составлять не менее одного квартала с подготовкой сводных отчетов по годам;
в) модель должна содержать отдельный лист по форме Минвостокразвития России (ссылка на скачивание формы: https://cloud.erdc.ru/sh/XtF). отражающей расходы федерального, регионального бюджета и при необходимости муниципального бюджета, а также включать расчет чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и средневзвешенной стоимости капитала (WACC) проекта. Дополнительный лист должен быть интегрирован в модель, и внесенные данные должны иметь связи с расчетами в модели;
г) модель должна представлять информацию в интегрированном виде, а именно: в ее составе должны присутствовать взаимосвязанные друг с другом прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств;
д) все вводные данные модели должны быть реализованы в виде прямых ссылок на лист модели с допущениями. Все вычисляемые значения и результаты должны автоматически пересчитываться при изменении вводных данных модели;
е) допускается использование макросов для исключения циклических ссылок.
4. Пояснительная записка, включающая следующее:
а) описание мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта инфраструктуры (далее - мероприятие);
б) обоснование необходимости реализации мероприятия на основе концессионного соглашения;
в) технико-экономические показатели объекта инфраструктуры (далее - объект);
г) текущий статус создания и (или) реконструкции объекта;
д) информацию о потенциальном концессионере и опыте инвестора;
е) описание социально-экономических эффектов от реализации мероприятия, в том числе количество создаваемых рабочих мест, охват населения, мультипликативные эффекты по отраслям;
ж) информацию о сроках реализации мероприятия, в том числе сроки заключения концессионного соглашения, сроки проектирования, получения заключения государственной экспертизы, сроки строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта;
з) анализ рисков, распределение их между участниками концессионного соглашения, способы минимизации и управления ими;
и) информацию о дальнейшей эксплуатации объекта после завершения концессионного соглашения;
к) обоснование стоимости создания и (или) реконструкции объекта;
л) информацию об источниках и графике финансирования создания и эксплуатации объекта;
м) информацию об объеме и структуре расходов на создание и эксплуатацию объекта;
н) информацию о расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией мероприятия (отдельно для каждого уровня бюджета) в составе платы концедента, определенной в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
о) информацию о доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией мероприятия (налоговые поступления и поступления во внебюджетные фонды), в том числе недополученные доходы в связи с применением налоговых и иных льгот;
п) описание платных услуг и прогноз доходов от оказания платных услуг;
р) информацию по земельным участкам, предоставляемым в рамках концессионного соглашения (перечень участков, собственники, разрешенный вид использования, наличие обременений, предложения по консолидации земельных участков, сроки передачи концессионеру).
5. Презентация по форме Минвостокразвития России (ссылка на скачивание формы: https://cloud.erdc.ru/sh/XtF):
6. Маркетинговое исследование (при наличии).
7. Письма финансирующих организаций, подтверждающих готовность предоставить заемные средства на создание и (или) реконструкцию объекта (при наличии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 29 февраля 2024 г. N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации"
Опубликование:
-