Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию 1 октября 2024 года
1. Объекты капитального строительства, не имеющие между собой функциональной и технологической связи, не могут включаться в состав одного лота при закупках строительных работ.
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, разработке рабочей документации, выполнению строительно-монтажных работ по объекту "инженерная инфраструктура индустриального парка "Жуковский" по объектам: Объект N 1 "Центральная распределительная подстанция с периферийным сооружением и кабельными линиями Индустриального парка "Жуковский". Объект N 2 "Водопроводные сети, и канализационные коллекторы, прокладка сетей телекоммуникаций, информационно-вычислительных сетей Индустриального парка "Жуковский". Объект N 3 "Газопровод Индустриального парка "Жуковский" (далее - Конкурс).
В ходе рассмотрения обращения и осуществления внеплановой проверки Комиссией ФАС России было установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из описания объекта закупки, установленного в извещении о проведении Конкурса, следует, что в рамках выполнения обязательств по государственному контракту подрядчику необходимо выполнить комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы, разработке рабочей документации, выполнению строительно-монтажных работ по следующим объектам:
- Объект N 1: "Центральная распределительная подстанция с периферийным сооружением и кабельными линиями Индустриального парка "Жуковский";
- Объект N 2: "Водопроводные сети, и канализационные коллекторы, прокладка сетей телекоммуникаций, информационно-вычислительных сетей Индустриального парка "Жуковский";
- Объект N 3: "Газопровод Индустриального парка "Жуковский".
Согласно описанию объекта закупки подрядчик в ходе выполнения работ должен получить положительное заключение проектной документации и инженерных изысканий в ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" отдельно по каждому объекту капитального строительства.
В силу п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Исходя из совокупного толкования положений п. 1 ст. 743 ГК РФ следует, что каждый объект, в отношении которого необходимо выполнить работы по проектированию, инженерному изысканию, строительству, является самостоятельным не связанным друг с другом объектом.
Комиссией ФАС России установлено, что включение в один лот работ, выполняемых в отношении трех самостоятельных не связанных между собой сооружений, не обладающих какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеющих функциональной и технологической связи между собой, приводит к ограничению количества участников закупки. Такое объединение объектов закупки накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку в виде увеличивающегося размера обеспечения заявки на участие в закупке и размера обеспечения исполнения контракта.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, неправомерно объединившего в один лот выполнение строительных и связанных с ними работ в отношении трех самостоятельных сооружений, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 09.09.2024 по делу N 24/44/99/163, предписание от 09.09.2024 по делу N 24/44/99/163
2. Порядок оценки извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства должен содержать положение о принятии к оценке договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений бытовых сточных вод производительностью 17000 м 3/сут в г. Лабинск (далее - Конкурс, Извещение).
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), согласно которому оценке по Детализирующему показателю Критерия подлежит исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "в" п. 31 Положения установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на объекте, соответствующему объекту закупки.
Также подп. "г" п. 31 Положения установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подп. "г" п. 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно Порядку оценки к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В соответствии с Извещением и проектной документацией объектом закупки является реконструкция очистных сооружений бытовых сточных вод производительностью 17000 м 3/сут в г. Лабинск.
Так, при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки, предусмотренного подп. "в" п. 24 Положения, к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подп. "г" п. 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подп. "в" п. 31 Положения, который соответствует объекту закупки.
При этом в соответствии с абзацем четвертым подп. "г" п. 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ на объекте капитального строительства Заказчику, Уполномоченному органу необходимо предусматривать в Порядке оценки условие о принятии к оценке договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий Порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, поскольку указанным Порядком оценки не предусмотрена возможность принятия к оценке договоров по капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусмотренные абзацем четвертым подп. "г" п. 31 Положения.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Порядке оценки условие о принятии к оценке контрактов (договоров), связанных с капитальным ремонтом, сносом объекта капитального строительства нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 09.07.2024 по делу N 28/06/105-1700/2024, предписание от 09.07.2024 по делу N 28/06/105-1700/2024
3. При закупке работ по текущему ремонту с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млн руб. заказчик обязан установить к участникам закупки дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений, инженерных систем и сетей в административном здании Заказчика (далее - Аукцион, Извещение).
Согласно доводу Заявителя Заказчиком не установлены в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Позицией 15 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений установлены к участникам закупки дополнительные требования о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки вышеуказанным дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений, инженерных систем и сетей в административном здании Заказчика, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 087 778,77 руб.
При этом абзацем четвертым подп. "а" п. 3 Постановления N 2571 установлено, что положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн руб.
Вместе с тем в Извещении Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 15 приложения к Постановлению N 2571, не установлены.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, не установившего в Извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571, нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 08.07.2024 по делу N 28/06/105-1704/2024
4. Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт выполнения работ по строительству, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Питьевое водоснабжение г. Нягань (Корректировка РП и технологической схемы станции очистки воды) Полное развитие" (далее - Конкурс, Извещение).
Согласно доводу жалобы Комиссией по осуществлению закупок с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе применен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, предусмотренный Извещением (далее - Порядок оценки), в отношении заявки участника закупки с идентификационным номером заявки "860981" (далее - Победитель), поскольку Победителю присвоено наибольшее количество баллов по детализирующим показателям "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
В силу подп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Комиссией ФАС России установлено, что в Порядке оценки установлены Детализирующие показатели NN 1, 2 Критерия, согласно которым к оценке принимаются:
- контракты жизненного цикла, предусмотренные ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракты, предусмотренные ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе (предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации);
- контракты, предусмотренные ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе (предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства);
- договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе к оценке по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия представлено 6 контрактов (договоров), которые Комиссией по осуществлению закупок приняты к оценке на общую сумму 1 621 031 939,88 руб.
При этом Комиссия ФАС России установила, что Победителем в составе заявки в том числе представлены следующие договоры:
- договор субподряда от 06.05.2019 N 005-КС-суб на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Питьевое водоснабжение г. Нягань (Корректировка РП и технологической схемы очистки воды) Полное развитие (2 этап)" на сумму 38 217 708,73 руб. (далее - Договор N 1), заключенный между ООО "Няганская промышленно-строительная компания" и Победителем.
- договор подряда от 14.11.2022 N 1-22суб на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства: Станция водоподготовки производительностью 18 м 3/час в с. Средний Васюган на сумму 9 078 703,12 руб. (далее - Договор N 2), заключенный между ООО "АКВАТЕХ+" и Победителем.
Комиссией ФАС России установлено, что Победителем к Договору N 1 приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.02.2020 N 86-Ru 86306000-15-2019, выданное застройщику - Муниципальному казенному учреждению строительства муниципального образования город Нягань "Управление капитального строительства и реконструкции" на объект "Питьевое водоснабжение г. Нягань (Корректировка РП и технологической схемы очистки воды). Полное развитие. Пусковой комплекс". 2 этап строительства - Строительство резервуара чистой воды 5000 м3.
Также Комиссией ФАС России установлено, что Победителем к Договору N 2 приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.02.2023 N 70-0607-006-2023, выданное застройщику - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства муниципального образования Каргасокский район" на объект Станция водоподготовки производительностью 18 м 3/час.
Комиссия ФАС России установила, что в соответствии с Порядком оценки, документами, предоставляемыми участниками в целях оценки заявок, являются:
1) исполненный договор (договоры);
2) акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, представленные Победителем Договоры NN 1, 2 являются договорами субподряда и в соответствии с Порядком оценки не могут подтвердить наличие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, поскольку Победитель в рамках исполнения обязательств по Договору выполнял отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика и не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей к оценке Договоры NN 1, 2, нарушают подп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 27.08.2024 по делу N 28/06/105-2004/2024, предписание от 27.08.2024 по делу N 28/06/105-2004/2024
5. Поставка немонтируемого оборудования при выполнении работ по строительству недопустима и нарушает Закон о контрактной системе.
В ФАС России поступило обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Заказчиком в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 на выполнение работ по объекту: "Строительство учебно-лабораторного корпуса Национального исследовательского Томского государственного университета на месте аварийного корпуса, по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 49" (далее - Аукцион, Извещение).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что в объект проводимой закупки помимо строительно-монтажных работ включены обязательства исполнителя по поставке оборудования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с Законом о контрактной системе не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно локальным сметным расчетам проектной документации описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) подрядчик в ходе исполнения контракта обязан осуществить поставку оборудования, например: "Процессор цифровой обработки звука, Kramer DSP-62-AEC", "Коммутатор 8 портов 1G с PoE, 2 комбо-порта, Eltex MES2408CP", "Жесткий диск SkyHawk Ai SATA-III 12ТБ 7200rpm 256Mb 3.5" (перечень не является исчерпывающим), а также программного обеспечения для IP систем видеонаблюдения TRASSIR Bolid.
Следовательно, в объект проводимой закупки помимо строительно-монтажных работ включены обязательства исполнителя по поставке немонтируемого оборудования.
Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно в составе одного лота закупаются строительно-монтажные работы и немонтируемое оборудование, поскольку сфера обращения указанных товаров и работ образует разные товарные рынки, не обладающие какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеющие функциональной и технологической связи между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 26.07.2024 по делу N 24/44/93/233
К.А. Адигюзелов
Заместитель начальника Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России к.ю.н., доцент
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики ФАС России по осуществлению контроля за соблюдением субъектами контроля требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок работ, связанных со строительством (изыскание, проектирование, строительный подряд, капитальный ремонт, реконструкция, эксплуатация и обслуживание объектов капитального строительства (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, 3 квартал 2024)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Адигюзеловым К.А.
Опубликование:
-