Внести в распоряжение Губернатора Липецкой области от 27 марта 2023 года N 239-р "Об утверждении инвестиционной декларации Липецкой области" следующие изменения:
1. В преамбуле слова "от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
2. В приложении:
1) в разделе I:
в пункте 1:
абзац шестой признать утратившим силу;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Туризм.
Приоритетные виды туризма Липецкой области:
- событийный туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- паломнический туризм;
- детский туризм;
- экологический и сельский туризм;
- деловой туризм;
- автомобильный туризм.
Основные инструменты инвестиционной политики Липецкой области соответствуют мировым стандартам:
развитая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе различные налоговые льготы и преференции;
большой выбор подготовленных площадок для размещения производств;
квалифицированная инвестиционная команда.";
2) разделы II и III изложить в следующей редакции:
"Раздел II. Общее описание стандарта, реализуемого в Липецкой области
Региональный инвестиционный стандарт (далее - РИС 2.0) разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в 2021 году в целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации и распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета.
Липецкая область вошла в число пилотных регионов по реализации нового механизма. В 2022 году в регионе внедрен РИС 2.0 по пяти ключевым элементам:
1. Разработана инвестиционная декларация Липецкой области.
2. Функции агентства инвестиционного развития Липецкой области переданы структурному подразделению АО "ОЭЗ ППТ "Липецк" (далее - Агентство инвестиционного развития Липецкой области) в целях:
привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов;
содействия инвестору в реализации инвестиционных проектов;
формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности Липецкой области.
3. Создан Инвестиционный комитет Липецкой области в целях:
- защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;
- разрешения разногласий и споров инвестора с органами власти Липецкой области, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Липецкой области, не урегулированных Агентством инвестиционного развития Липецкой области, в досудебном порядке.
На его заседаниях рассматриваются вопросы:
- нарушения положений инвестиционной декларации Липецкой области, а также внесения в нее изменений (не реже 1 раза в год);
- несоблюдения Свода инвестиционных правил Липецкой области, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
- исполнения обязательств Липецкой области и инвестора;
- организация и обсуждение вопросов, связанных с улучшением инвестиционного климата и реализацией инвестиционных проектов в Липецкой области, и разработка соответствующих методических документов;
- сбора и обобщения разрешительной практики с привлечением деловых объединений и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Липецкой области;
- внесения предложений по снижению барьеров, сдерживающих развитие экономики Липецкой области;
- оценки последствий принятия проектов нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в Липецкой области.
Сформирован состав и определен порядок работы Инвестиционного комитета Липецкой области. У инвестора имеется возможность подачи заявки через форму на инвестиционном портале Липецкой области (https://b24-axn3yd.bitrix24.site/crm_form_inxag/). В разделе "Региональный инвестиционный стандарт" имеется вкладка "Инвестиционный комитет", в нем размещена вся информация о составе и порядке работы. Для удобства инвестора размещена инфографика по этому элементу.
Возглавляет Инвестиционный комитет Липецкой области Губернатор Липецкой области. Ответственным за работу Инвестиционного комитета Липецкой области является управление инвестиций и инноваций Липецкой области.
При Инвестиционном комитете Липецкой области в 2024 году создана рабочая группа в целях рассмотрения обращений субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности: консультаций и помощи, по результатам повторного рассмотрения которых получена неудовлетворительная оценка от заявителя; проблем; системных вопросов; причин низкой удовлетворенности ответами на обращения с указанием тематик таких обращений.
Возглавляет рабочую группу заместитель Губернатора Липецкой области, отвечающий за вопросы в сфере экономики, внешнеэкономической, инвестиционной деятельности, в том числе организации проектной деятельности и мониторинга реализации национальных проектов, привлечения в экономику Липецкой области государственных и прямых иностранных инвестиций, государственно-частного партнерства, потребительского рынка, кредитной, инновационной, промышленной и ценовой политики, малого и среднего бизнеса, имущественных и земельных отношений, туризма, цифрового развития и информационных технологий, технической защиты информации, обеспечения информационной безопасности, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты, заместитель председателя Инвестиционного комитета Липецкой области.
4. Сформирована инвестиционная карта Липецкой области, которая размещена на инвестиционном портале Липецкой области. На карте отображены площадки для реализации инвестиционных проектов (браундфилд, гринфилд), преференциальные режимы, инфраструктура. Карта размещена по ссылке: https://invest.admlr.lipetsk.ru/.
Ответственным за формирование и ведение региональной и федеральной инвестиционной карты является Агентство инвестиционного развития Липецкой области (АО "ОЭЗ ППТ "Липецк").
5. Внедрен Свод инвестиционных правил Липецкой области, включающий 11 алгоритмов действий инвесторов при подключении к инфраструктуре при реализации новых инвестиционных проектов:
- алгоритм действий инвесторов для получения земельного участка в аренду без торгов;
- алгоритм действий инвесторов для получения земельного участка на торгах;
- алгоритм действий инвесторов для получения разрешения на строительство;
- алгоритм действий инвесторов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- алгоритмы действий инвесторов по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыкания к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Липецкой области;
- алгоритм действий инвесторов по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
- алгоритм действий инвесторов по процедуре подключения к сетям теплоснабжения;
- алгоритм действий инвесторов по процедуре подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
- алгоритм действий инвесторов по процедуре подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (до 150 кВт включительно, до 20 Кв);
- алгоритм действий инвесторов по процедуре подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (свыше 150 кВт);
- алгоритм действий инвесторов по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект.
По ссылке (https://investinlipetsk.ru/investor/investment-standard/investment-rules/) в разделе "Свод инвестиционных правил" можно ознакомиться с Алгоритмами действий инвесторов и инфографикой.
По итогам 2023 года Липецкая область вошла в 9 лучших регионов по реализации РИС 2.0.
По итогам внедрения РИС 2.0 Липецкой области компенсирована из федерального бюджета часть выпадающих доходов регионального бюджета от применения инвестиционного налогового вычета в размере 66,41 млн. рублей.
6. В 2024 году в регионе внедрен шестой элемент РИС 2.0. - механизм обратной связи для консультаций, помощи, решения вопросов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Обратная связь способствует улучшению инвестиционного климата в регионе и помогает бизнесу и потенциальным инвесторам с возникающими трудностями.
Принято постановление Правительства Липецкой области от 30 августа 2024 года N 504 "Об утверждении Порядка формирования механизма обратной связи по рассмотрению обращений субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Липецкой области".
Согласно установленному порядку срок рассмотрения консультаций - до 5 дней, помощи - до 10 дней, проблемы будут обрабатываться до 30 дней. Рассмотрением проблем и системных вопросов займется рабочая группа при Инвестиционном комитете Липецкой области.
Обратиться за помощью, получением консультации, решением проблемы возможно будет через платформу обратной связи (ПОС), виджет портала Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" на официальном сайте органа (организации) Липецкой области, личный кабинет на портале Госуслуг, мобильное приложение "Решаем вместе" портала Госуслуг, QR-код на стендах в органах (организациях), лично к оператору приема обращений ПОС.
В разделе "Технологическое присоединение к инженерным сетям" на инвестиционном портале Липецкой области (https://investinlipetsk.ru/experts/) можно ознакомиться с НПА, регулирующими вопросы технического присоединения к сетям, сайтами, контактами ресурсоснабжающих организаций, с функциями, реализуемыми Агентством инвестиционного развития Липецкой области по сопровождению инвесторов в области технологического присоединения.
Липецкая область в числе 7 регионов стала участником бережливого пилотного проекта "Сквозной инвестиционный поток", реализуемого совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и ГК "Росатом". В результате клиентский путь инвестора по получению земельных участков в аренду, подключению к инфраструктуре, получению разрешений на строительство и введение в эксплуатацию, оформлению прав собственности сократится на 30 - 50%.
Более подробная информация обо всех элементах РИС 2.0, включая инфографику, размещена на инвестиционном портале Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Региональный инвестиционный стандарт" (https://investinlipetsk.ru/investor/investment-standard/).
Раздел III. Ключевые характеристики Липецкой области
Липецкая область - стабильный и комфортный регион, надежный партнер. Липецкая область в 2024 году улучшила свои позиции и вошла в ТОП-10 регионов-лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, заняв 9 место (2023 - 15 место). Регион входит в ТОП-20 регионов России в рейтинге по качеству жизни и много лет уверенно держится на достойных местах в рейтинге криминогенности регионов (ТОП-15 благополучных регионов).
Превышение среднего по России уровня реальных доходов сопровождается отсутствием задолженности предприятий по зарплатам и хорошей налоговой дисциплиной (показатель задолженности по налогам один из самых низких по стране). Около десяти лет Липецкая область является победителем рейтинга РА "Эксперт" в номинации "Минимальный инвестиционный риск".
Преимуществами региона являются выгодное географическое положение, развитая транспортная и логистическая инфраструктура.
Липецкая область расположена на расстоянии 450 км к югу от Москвы на пересечении важнейших транспортных магистралей страны, до портов Санкт-Петербурга, Черного моря и до границы Евросоюза - 1 тыс. км. Регион граничит с Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской областями.
На территории региона расположены международный аэропорт "Липецк", крупные железнодорожные узлы в городе Ельце и городе Грязи.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Липецкой области составляет 757 км, из них 363 км электрифицированы.
Через территорию Липецкой области проходят федеральные трассы М-4 "Дон", Р-22 "Каспий" (Москва - Астрахань). Планируется строительство новой федеральной трассы "Меридиан", соединяющей Белоруссию и Казахстан.
Липецкая область богата земельными и минерально-сырьевыми ресурсами. Преобладающие типы почв - черноземы. Полезные ископаемые представлены 300 месторождениями: известняками, доломитами, песком, глиной, цементным сырьем. По запасам карбонатного сырья Липецкая область занимает первое место в Российской Федерации.
Липецкая область является одним из значимых промышленно-аграрных регионов России. Экономика Липецкой области включает в себя как высокопродуктивное сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, так и промышленное производство (металлургия, машиностроение, нефтехимическая отрасль). Драйвером экономического роста являются обрабатывающие производства. Развитая промышленная инфраструктура включает особую экономическую зону промышленно-производственного типа "Липецк" - одну из лучших промышленных особых экономических зон России, промышленные кластеры. ОЭЗ "Липецк" по итогам 2022 года в рейтинге инвестиционной привлекательности заняла первое место в России.
Традиционными отраслями экономики Липецкой области являются металлургия, обрабатывающие производства и сельское хозяйство.
Металлургия представлена Новолипецким металлургическим комбинатом (ПАО "НЛМК") и заводом "Свободный Сокол".
Пищевая промышленность специализируется на сахарной, мясной, маслосыродельной, плодоовощеконсервной промышленности.
Агропромышленный комплекс связан с выращиванием зерновых (пшеницы, ржи, ячменя), технических (сахарной свеклы, топинамбура, подсолнечника) культур, картофеля и овощей. Развиты плодоводство, животноводство молочно-мясного направления, свиноводство, птицеводство.
Агропромышленный комплекс региона отличается высокими темпами развития, уникальным сочетанием близости к рынкам сбыта, природно-климатических и почвенных ресурсов, применяемых передовых технологий производства и развитой инфраструктуры, высоким качеством агрокооперации.
Доля промышленности в валовом региональном продукте составляет 39,5%. В промышленном производстве занято более 28% от общей численности занятых в экономике региона.
Промышленный комплекс Липецкой области насчитывает 1800 предприятий и организаций, среди которых крупнейшие мировые производители: ПАО "НЛМК", АО "ПРОГРЕСС", ООО "Лебедянский" и другие.
Активно развивается жилищное строительство. Объем ввода жилья в Липецкой области в 2023 году составил 0,7 кв. м общей площади жилья на одного человека, введено 770,9 тыс. кв. м, из них ИЖС составляет 74,6%.
В Липецкой области развитая социальная и образовательная инфраструктура. Функционирует 10 образовательных организаций высшего образования, 22 профессиональные образовательные организации, в которых обучается более 42 тыс. студентов, 267 школ, 295 детских садов, 54 учреждения дополнительного образования.
Система здравоохранения включает в себя 30 больниц, из них 18 районных, 10 государственных поликлиник, специализированные медицинские центры, множество частных лабораторий и центров, которые оказывают любую, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Строятся новые и обновляются действующие объекты спорта, культуры и отдыха для населения.
Липецкая область обладает туристско-рекреационным потенциалом. Туристическая инфраструктура включает 140 коллективных средств размещения, 105 туристических фирм, в том числе 9 туроператоров по внутреннему туризму, 3 горнолыжные трассы, 3 туристско-информационных центра, 514 знаков туристской навигации.
В области более 3 тысяч объектов культурного наследия, из них 46 - федерального значения, 4 профессиональных театра, 457 учреждений культурно-досугового типа, 27 музеев, 1 планетарий, 1 зоопарк.
Ежегодно проводятся более 100 туристско-событийных мероприятий. Наиболее крупные из них - ландшафтная опера "Легенда о граде Ельце", фестивали исторической реконструкции "Русборг" и "Ладейное поле", фестивали этнокультуры "Липецкое городище" и "Казачья застава", гастрономический фестиваль "Раненбургское застолье", международный музыкальный фестиваль имени Т.Н. Хренникова, межрегиональный событийный туристский фестиваль "Антоновские яблоки", туристический событийный фестиваль "Сиреневый рай", областной этнографический праздник "Волченские узоры", этно-фестиваль "Мусаткин двор".
Большой популярностью у липчан и гостей региона пользуются семейный сафари-парк "Кудыкина гора", археологический парк "Аргамач", горнолыжный семейный комплекс "HILLPARK", Центр Романовской игрушки, Государственный заповедник "Галичья Гора", природный парк "Олений", усадьба Скорняково-Архангельское, музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского, мемориальный музей Льва Толстого, Воргольские скалы, сыроварня "Сыр-Бор" и другие.
В регионе комфортные природно-климатические условия и уникальные уголки природы - реки Дон, Быстрая Сосна, Красивая Меча, Воргольские скалы, липецкие минеральные воды, мещерский дендрарий, Дон Серф - первая в России серф-волна на реке, а также многое другое, что может привлечь туристов.
Православная жизнь региона неразрывно связана с духовным подвигом русских святых и подвижников - святителей Тихона Задонского и Феофана Затворника, преподобных Амвросия Оптинского и Силуана Афонского, блаженных Илариона Троекуровского и Иоанна Сезеновского, священномученика епископа Липецкого Уара (Шмарин), первомученика русского духовенства протоиерея Иоанна Кочурова и многих других.
В настоящее время в Липецкой области более 370 храмов и часовен, 9 монастырей и 50 святых источников.
Культурное наследие Липецкого края неразрывно связано с именами выдающихся писателей, художников, архитекторов, ученых, музыкантов, композиторов. Нобелевский лауреат, писатель И.А. Бунин; академик Н.Г. Басов; русский географ и ботаник П.П. Семенов-Тян-Шанский; русский и советский механик С. Чаплыгин; писатели: Е.И. Замятин, М.М. Пришвин, Л.М. Жемчужников, А. Белый, А. Эртель; пианист К.Н. Игумнов, композитор Т.Н. Хренников; философ В.В. Розанов, основоположник социал-демократии в России Г.В. Плеханов; художники Б.М. Кустодиев, К.В. Лебедев, Н.Н. Жуков, В.Н. Мешков, Н.П. Ульянов, В. Сорокина и многие другие известные ученые, деятели искусства и культуры.
Основные направления развития туризма, согласно Стратегии социально-экономического развития Липецкой области, на период до 2030 года:
- расширение ассортимента туристских услуг;
- реализация проекта "Усадебное кольцо";
- диверсификация турпродукта по приоритетным видам туризма:
- событийный туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- паломнический туризм;
- детский туризм;
- экологический и сельский туризм;
- деловой туризм.
Динамика социально-экономических показателей Липецкой области
Таблица
N |
Социально-экономические показатели |
2000 |
2010 |
2015 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Место в ЦФО*, 2022 |
2023 |
Место в ЦФО*, 2023 |
1. |
Численность населения (на конец года), тыс. человек |
1228,1 |
1172 |
1167 |
1162 |
1159,7 |
1150,6 |
1138,1 |
1126,3 |
10 |
1116,3 |
10 |
2. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. |
1881 |
15430 |
24524 |
31622 |
34312 |
36790 |
40188 |
46711 |
7 |
54044 |
7 |
3. |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. |
39,1 |
211,6 |
384,9 |
519,3 |
491,0 |
535,2 |
745,4 |
700,2 |
4 |
н.д. |
|
4. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - обрабатывающие производства, млн. руб. |
н/д |
303619 |
536869 |
756976 |
683022 |
757229 |
1185766 |
1113209 |
4 |
1237562 |
4 |
5. |
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
10015 |
34775 |
98051 |
119304 |
134786 |
163683 |
180340 |
197126 |
5 |
199095,5 |
5 |
6. |
Ввод в эксплуатацию жилых помещений, тыс. м 2 |
321,2 |
736,8 |
1060,5 |
903,0 |
1253,9 |
1231,8 |
1235,2 |
755,4 |
11 |
770,9 |
11 |
7. |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
6265 |
101600 |
116134 |
128533 |
155038 |
171804 |
179400 |
166200 |
8 |
187205 |
7 |
------------------------------
* включая г. Москву
** оценка
------------------------------
1. Инфраструктура Липецкой области для инвесторов
Липецкая область реализует политику опережающего обеспечения инвестиционных проектов инженерной инфраструктурой.
Подробные сведения о расположении и доступных ресурсах расположены на интерактивной инвестиционной карте на инвестиционном портале Липецкой области по адресу: https://invest.admlr.lipetsk.ru/.
Инфраструктура региона для размещения инвесторов включает в себя особую экономическую зону промышленно-производственного типа, технопарки, промышленные и туристические кластеры.
Положения о сроках и порядке подключения к объектам инфраструктуры содержатся в Своде инвестиционных правил Липецкой области, представляющем собой оптимальный алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта (https://investinlipetsk.ru/investor/investment-standard/investment-rules/).
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк"
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк" (далее - ОЭЗ) создана в 2005 году и имеет всю необходимую инфраструктуру. Земля для строительства предприятий находится в государственной собственности и оперативно предоставляется в аренду управляющей компанией. По окончании строительства стоимость выкупа земли составляет 7,5% от кадастровой стоимости.
ОЭЗ расположена на трех участках в Грязинском, Елецком районах и в городе Липецке общей площадью 2 418,35 га и имеет уникальные преимущества: выгодное географическое положение, подготовленную для быстрого запуска производств инфраструктуру, которая активно развивается регионом. Уникальные условия ведения бизнеса на территории ОЭЗ позволяют инвесторам достичь 30% снижения издержек.
В настоящее время ОЭЗ находится в ТОП-3 особых экономических зон в Российской Федерации. ОЭЗ обеспечена всей необходимой инфраструктурой: таможенными постами обеспечены два участка ОЭЗ, построены автомобильные дороги общей площадью около 200 тыс. кв. м, имеется стоянка для большегрузного транспорта, проложено 7,063 км железнодорожных путей, которые соединены с ж/д станцией "Казинка" (https://akitrf.ru/oez/analiticheskie-materialy/).
На территории ОЭЗ функционирует полный комплекс таможенной инфраструктуры, созданный для нужд резидентов: возможность электронного декларирования грузов, полное отсутствие очередей.
В непосредственной близости от ОЭЗ проходит крупный транспортный коридор, соединяющий столицу России с ее южными морскими портами.
До трассы М-4 "Дон" (Москва - Новороссийск) - 70 км, до автодороги Р-22 "Каспий" (Москва - Астрахань) - 85 км, до автотрассы Орел - Тамбов - 16 км.
В настоящее время строится автомобильная дорога "Восточный обход промышленной зоны Липецка", которая позволит получить прямой выход к дорогам "Дон" и "Каспий". Завершение строительства планируется в 2024 году.
В 25 км от ОЭЗ расположен международный аэропорт "Липецк".
В ОЭЗ зарегистрированы компании из разных стран мира.
Например, компания "РЭДАЛИТ" - ведущий мировой поставщик технологий для комплексной оценки пласта, строительства скважин, управления добычей и переработки углеводородов; ООО "Ви Фрай" - крупнейший производитель картофеля фри в России, "Фондиталь" - итальянская промышленная группа, крупнейший мировой производитель алюминиевых радиаторов; ГК "ШАНС" производит современные химические средства защиты растений мирового уровня качества.
Промышленные кластеры и технопарки
В Липецкой области предусмотрено формирование кластеров на основе кооперационных связей между крупнейшими предприятиями и субъектами малого и среднего предпринимательства региона.
В первый кластер сельхозмашиностроения Липецкой области вошли 13 предприятий. В ноябре 2023 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации включило в федеральный реестр Липецкий кластер сельскохозяйственного машиностроения. Создается Липецкий кластер бытовой техники.
На территории региона развиваются межрегиональные кластеры: Кластер современного приборостроения Рязанской области, Машиностроительный кластер Чувашской Республики.
Развитие электромобилестроения является стратегическим направлением Липецкой области. Развитие индустрии электромобилей на накопителях энергии (батареях) как в части потребления, так и в части производства, позволит внести значительный вклад в декарбонизацию экономики и повышение качества жизни в крупных городах.
Стимулирование развития отечественной электромобильной промышленности полного цикла: от разработки электротранспорта до рециклинга аккумуляторных систем и обеспечения кибербезопасности автомобиля и ИТ-инфраструктуры, означает и стимулирование развития целого блока сопутствующих сквозных технологий.
К числу связанных технологических направлений, которые получат развитие в рамках кластера, относятся:
производство компонентов (батареи, силовая установка, корпус, электрика и электроника, медиасистемы, прочие комплектующие);
новые производственные технологии, цифровой инжиниринг, научно-технические разработки в данной области, кросс-отраслевой трансфер технологий;
оптовые и розничные продажи электромобилей и комплектующих;
производство и обслуживание зарядных станций;
транспортные услуги и грузоперевозки;
разработка и внедрение соответствующего программного обеспечения и пользовательских приложений, развитие ИТ-инфраструктуры и систем кибербезопасности;
сервисные услуги;
лизинг, банковские и страховые услуги, бизнес-сервисы.
Это самые современные производства с высоким уровнем автоматизации и новейшими мировыми технологиями. При этом соблюдаются все экологические нормы, стандарты безопасности и качества. Очень важно, что предприятия уже выстраивают цепочки взаимодействия и сообща продвигают идею кластерного развития.
Также в регионе возможны к созданию и развитию кластеры машиностроения и металлообработки, кластер глубокой переработки, кластер производства кормов для домашних и сельскохозяйственных животных, кластер по выращиванию и переработке сахарной свеклы, пищеперерабатывающий кластер, агросеменной и химический кластер и другие кластеры.
Технопарки.
МБУ "Технопарк-Липецк" расположен в инвестиционно привлекательном районе города Липецка в сочетании с разветвленной транспортной инфраструктурой, обильным рынком рабочей силы, с возможностью предоставления льгот резидентам (http://www.technopark48.ru/about).
Промышленный технопарк "Сокол" расположен в городе Липецке на территории металлургического завода "Свободный сокол". Это активно развивающаяся инвестиционная площадка комплексного назначения с приоритетом привлечения инвестиций, связанных с металлургией, машиностроением и металлообработкой (https://ltk.svsokol.ru/ru).
Туристические кластеры
На территории Задонского района сформирован автотуристский кластер "Задонщина" (425 км федеральной трассы М-4 "Дон"). Транспортный поток по указанному участку дороги составляет 22 000 авто/сутки. Общая площадь территории - 100 га, с возможностью расширения еще на 100 га.
Кластер обеспечен всей необходимой инженерной инфраструктурой. На территории кластера возможна реализация следующих инвестиционных проектов:
- коллективные средства размещения (гостиницы, мини-отели и др.);
- торговые центры, аутлеты;
- кемпинги, глэмпинги, базы отдыха;
- спортивные сооружения;
- зоны рекреации;
- оздоровительные комплексы;
- объекты автомобильного и водного туризма;
- выставочные площадки и арт-пространства;
- объекты общественного питания (кафе, рестораны).
Туристско-рекреационный кластер "Елец" располагается на территории городского округа город Елец, включает участки Становлянского округа и Елецкого района. Площадь кластера составляет 1556 га. На территории кластера расположены уникальные исторические объекты: усадьба Талдыкина, усадьба Хвостова, усадьба Стаховичей, урочище Аргамач-Пальна.
На территории кластера возможна реализация следующих инвестиционных проектов:
строительство центров обслуживания туристов, баз отдыха, предприятий торговли, гостиниц, автосервисов, автомоек, объектов общественно делового значения;
строительство городского парка, набережной реки, лодочной станции с пляжной зоной и причалом;
строительство спортивного комплекса, горнолыжного комплекса, трассы для мотокросса, конного клуба с кафе и ремесленными мастерскими;
реконструкция здания под лечебно-оздоровительный комплекс, кинотеатра, усадьбы Хвостова под гостиничный комплекс.
2. Новые инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат в Липецкой области
В рамках подписанных соглашений в соответствии с законодательством о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации реализованы следующие инвестиционные проекты.
На территории ОЭЗ ППТ "Липецк" в Елецком муниципальном районе Липецкой области реализован проект ООО "АСК" по строительству завода по переработке сырья животного происхождения и производству кормовой муки и животных жиров. Завод введен в эксплуатацию в 2023 году. Объем инвестиций в проект - 2,4 млрд. руб., создано 175 новых рабочих мест.
В городе Елец Липецкой области - ООО "ЧЕРКИЗОВО-МАСЛА" - проект строительства завода по переработке высокопротеиновых масличных культур. Завод введен в эксплуатацию в 2022 году. Объем инвестиций - 11 млрд. рублей, создано 175 новых рабочих мест.
В 2022 году в Краснинском муниципальном районе Липецкой области в рамках заключенного специального инвестиционного контракта ООО "Моторинвест" начало производство электромобилей с использованием новой технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей. Инвестиции в проект составят 13 млрд. рублей, планируется создание 1 900 рабочих мест. В 2023 году запущено производство еще трех моделей электромобилей.
Компания ООО "ВИ Фрай" инвестировала более 13 млрд. рублей в расширение производства картофеля фри.
В связи с ростом спроса на высококачественные огнеупоры для металлургии ООО "СИБУ ИНДАСТРИЭЛ" (группа компаний Henan Xibao Metallurgy Materials Group Co. Ltd., Китай), принадлежащее одному из старейших и самых крупных высокотехнологичных производителей металлургических функциональных материалов в Китае, планирует строительство завода по производству огнеупорной продукции на территории Липецкой области.
В Тербунском районе Липецкой области ООО "Черноземье" (входит в состав холдинга "ЭксОйл Групп") реализует вторую очередь проекта по строительству маслоэкстракционного завода по переработке бобов сои и рапса мощностью до 2000 тонн в сутки. Объем инвестиций - 13 558,0 млн. руб., планируется создание 275 новых рабочих мест.
3. Преференциальные режимы на территории Липецкой области
Липецкая область предлагает инвесторам преференции при размещении в ОЭЗ, технопарках, кластерах, а также успешно применяет стимулирующие механизмы: субсидирование, льготное заемное финансирование, специальный инвестиционный контракт, региональные инвестиционные проекты, инвестиционный налоговый вычет, в том числе новые инструменты поддержки инвесторов - соглашение о защите и поощрении капиталовложений, финансирование строительства объектов инфраструктуры.
Функции агентства инвестиционного развития Липецкой области переданы структурному подразделению АО "ОЭЗ ППТ "Липецк" (Агентство инвестиционного развития Липецкой области).
С целью сопровождения инвесторов в режиме "одного окна" структурному подразделению АО "ОЭЗ ППТ "Липецк" были переданы следующие функции:
поиск новых инвестиционных проектов для размещения в Липецкой области;
организация взаимодействия инвесторов при реализации инвестиционных проектов с территориальными федеральными и региональными органами исполнительной власти Липецкой области, финансовыми организациями, ресурсоснабжающими организациями и операторами инженерной и дорожной инфраструктуры;
консультирование по вопросам предоставления мер государственной поддержки и реализации инвестиционных проектов в Липецкой области;
информационно-организационное обеспечение деятельности Инвестиционного комитета Липецкой области.
4. Соблюдение органами и организациями Липецкой области в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности
Губернатор Липецкой области, исполнительные органы государственной власти Липецкой области, органы местного самоуправления Липецкой области при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в строгом соответствии с установленными сроками. В Липецкой области соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется уполномоченными органами, организациями и Инвестиционным комитетом Липецкой области.
5. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования
Численность населения Липецкой области на 1 января 2024 года составила 1 116,3 тыс. человек. Численность трудовых ресурсов - 667,2 тыс. человек (2023 год), или 59,8% от общей численности населения Липецкой области. Основу всех трудовых ресурсов области составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 89,6% (597,6 тыс. человек). Удельный вес работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и подростков - 8,3% (55,7 тыс. человек).
Среднегодовая численность занятых в экономике составляет 565,7 тыс. человек, или 84,8% от общей численности трудовых ресурсов. Среди возрастных групп, занятых в экономике, преобладают граждане от 35 до 44 лет (29,6%). Доля лиц, занятых в экономике, с высшим и средним профессиональным образованием составляет 36,1% и 50,7% соответственно.
Основной резерв обеспечения экономики кадрами - это незанятое трудоспособное население, которое составляет 58,1 тыс. человек трудоспособного возраста, еще 25 тыс. человек трудятся за пределами области.
Другим потенциальным резервом обеспечения региональной экономики трудовыми ресурсами остаются учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства - 43,4 тыс. человек. Ежегодно вступает на рынок труда в среднем 10,0 тыс. выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений.
Повышение эффективности службы занятости
В 2023 году в Липецкой области в рамках пилотного проекта комплексной модернизации модернизирована вся сеть ОКУ "Центр занятости населения Липецкой области" (далее - Кадровый центр).
В настоящее время представительства - территориальные отделы Кадрового центра - расположены в каждом муниципальном районе (округе)/городском округе Липецкой области, зачастую совместно с МФЦ (16 совместных площадок) и социальной защитой (5 совместных площадок) для удобства клиентов.
Проведена цифровизация деятельности службы занятости, внедрено бережливое управление и персонифицированный подход к каждому клиенту. Разработаны сегментированные "карьерные" маршруты для построения динамичных траекторий трудоустройства граждан различных групп и категорий; по-новому выстроена работа по подбору и развитию персонала. Сформирован комплексный подход при взаимодействии с предприятиями, которые испытывают потребность в профессиональных кадрах.
В целях повышения качества обслуживания клиентов проведены мероприятия, направленные на развитие навыков и компетенций сотрудников центров занятости, разработаны и внедрены в работу книга Сотрудника и кодекс профессиональной (деловой, корпоративной) этики.
Основными возможностями Кадрового центра является бесплатное предоставление сервисов и услуг, направленных на подбор персонала и развитие компетенций соискателей для дальнейшего трудоустройства.
Кроме того, в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" в 2024 году был открыт Центр молодежной карьеры (далее - Центр) - место проведения разнонаправленных профориентационных мероприятий, нетворкинга и неформальных встреч работодателей и молодежи.
Центр располагает удобными пространствами и многофункциональными помещениями (библио-кафе, коворкинг, учебные классы, конференц-залы, кабинет психолога, зал трансформер, зона цифровых сервисов).
Цель Центра - создание благоприятной атмосферы для активной внеучебной деятельности с возможностью реализации творческого и интеллектуального потенциала, содействующей молодым людям в построении индивидуальной профессиональной траектории.
Задачи Центра:
помощь в профессиональном самоопределении и успешном трудоустройстве;
популяризация и формирование осознанного подхода к выбору профессии и построению карьеры;
разработка и применение новых форм и механизмов для профориентационного нетворкинга;
поддержка инициативной молодежи.
За 8 месяцев 2024 года прошли различные профориентационные мероприятия в Центре более 10,0 тыс. человек. Планируется, что в 2024 году Центр посетят свыше 29,0 тыс. молодых людей. В 2025 - 2028 годах планируется посещение Центра не менее 80,0 тыс. человек.
Открытый отбор
Сервис предлагает для работодателей (представителей кадровых служб) площадку Кадрового центра, на которой в нужное для работодателя время приглашаются кадровыми консультантами потенциальные мотивированные соискатели с заполненными резюме, размещенными на различных работных сайтах (подбор соискателей осуществляют карьерные консультанты), к которым имеется доступ (ЕЦП "Работа в России", AVITO, РАБОТУ.РУ, Head Hunter). В 2023 году прошло более 200 открытых отборов. За 8 месяцев 2024 года прошло более 70 открытых отборов. В 2025 - 2028 годах планируется проведение порядка 500 открытых отборов.
Эффективная вакансия
Сервис предлагает сравнить труднозакрываемые вакансии одних работодателей с иными подобными вакансиями в регионе у других работодателей. За 2023 год сервисом воспользовались более 200 работодателей, закрыто более 10% вакансий. За 8 месяцев 2024 года сервисом воспользовались более 70 работодателей, закрыто более 4% вакансий. Данный сервис помогает определить возможность улучшения условий труда, увеличить уровень заработной платы и внедрить другие социальные гарантии, привлекательные для соискателей. В 2025 - 2028 годах планируется участие в данном сервисе еще порядка 300 работодателей и закрытие 20% их вакансий.
Персональный менеджер
За каждым работодателем, взаимодействующим с Кадровым центром, закреплен персональный менеджер. В 2023 году за 600 работодателями было закреплено 27 персональных менеджеров. За 8 месяцев 2024 года воспользовались сервисом около 900 работодателей, за которыми было закреплено 38 персональных менеджеров. В 2025 - 2028 годы планируется закрепление еще 7 персональных менеджеров за 300 работодателями.
Размещение вакансий на работных сайтах
Кадровый центр предлагает сервис размещения вакансий на ЕЦП "Работа в России", AVITO, РАБОТУ.РУ, Head Hunter, отслеживание заявляемых кандидатов и их направление к работодателю.
Ярмарка вакансий в формате "День кофе".
Ярмарка вакансий в многолюдных местах (торговые центры) для наибольшего привлечения соискателей и удобства кандидатов. Экспресс-тренинги и мастер-классы от карьерных консультантов.
Бесплатное профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий граждан
В условиях сохранения кадрового потенциала для функционирования экономики региона предусмотрено бесплатное получение востребованных профессий либо повышение квалификации для отдельных категорий граждан (безработные граждане, граждане предпенсионного возраста, в возрасте 50 лет и старше, женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, студенты последних курсов, ветераны боевых действий, принимавшие участие в СВО, граждане, испытывающие трудности в поиске работы и др.) по "коротким" программам. Длительность курсов составляет от 2 недель до 3 месяцев. Формы обучения: очная (в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения), заочная. В 2023 году приступили к обучению более 3380 граждан различных категорий. За 8 месяцев 2024 года направлено на обучение более 1270 отдельных категорий граждан. В 2025 - 2028 годы планируется направить на обучение не менее 6 тыс. человек.
Пилотный региональный проект "Патронаж. Кадры"
В 1 полугодии 2024 года запущен пилотный региональный проект "Патронаж.Кадры", направленный на бесплатное сопровождаемое трудоустройство (по получаемой специальности) карьерными консультантами ОКУ "Центр занятости населения Липецкой области" (Кадрового центра) выпускников техникумов, колледжей и вузов и оказанию им необходимой помощи в построении индивидуальных карьерных траекторий. Цифровой сервис помогает выстраивать профессиональную траекторию студентам как в процессе обучения, так и по завершении обучения (от СПО/ВУЗа до работодателя). В процессе реализации сервиса проходят очные встречи выпускников и карьерных консультантов Кадрового центра и их дальнейшее общение через чат-бот Телеграм канала (онлайн).
За 8 месяцев 2024 года проектом охвачено 9010 выпускников. Трудоустроено - 3732 (41% от числа проанкетированных, или 71% от числа нуждающихся в трудоустройстве выпускников). Трудоустроено по специальности: 2593 (69%). Цель - трудоустройство 75%. Прогнозные данные на 2025 - 2028 годы предполагают привлечение в проект не менее 30 тыс. выпускников.
Опрос о перспективной кадровой потребности
Во исполнение перечня поручений по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума, утвержденного Президентом Российской Федерации 16 августа 2023 года N Пр-1619, перечня поручений по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 1 ноября 2023 года N Пр-2192ГС, а также поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года N ММ-П4-21451 по итогам стратегической сессии Правительства Российской Федерации по вопросу "Миграционная политика" в 2024 году проводится Всероссийский опрос работодателей о перспективной потребности в кадрах. Результаты опроса работодателей используются для определения профессионально-квалификационного состава прогнозной потребности экономики в кадрах в региональном разрезе.
На 7 августа 2024 года опрос прошли 1 665 работодателей (89% от плана 1877) (из них: 736 (44,2%) организации негосударственной формы собственности, 929 (55,8%) организаций государственной формы собственности). Количество поданных анкет от работодателей, закрывающих квоту, составило 1111 единиц (59,2%). Прогнозные данные на 2025 - 2028 годы предполагают привлечение в проект не менее 1,5 тыс. работодателей.
Региональный проект "Мониторинг и прогнозирование кадровой потребности в Липецкой области" (АИС "Кадры региона")
В Липецкой области осуществляется формирование кадровой потребности региона в разрезе муниципальных образований и видов деятельности для дальнейшего консолидированного заказа будущих кадров в систему среднего профессионального и высшего образования. Проект дает возможность на перспективу определять контрольные цифры приема под востребованные специальности в образовательных организациях среднего профессионального образования Липецкой области. В настоящее время 1593 (74%) средних и крупных работодателей сформировали кадровую потребность из 2154 предприятий. Прогнозные данные на 2025 - 2028 годы предполагают участие в проекте не менее 2,0 тыс. работодателей, из которых не менее 75% формируют потребность в кадрах ежегодно.
Сведения о кадровой потребности по видам экономической деятельности
Таблица
N |
Виды экономической деятельности |
Внесено организаций |
Сформирована потребность |
1. |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
30 |
28 |
2. |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
287 |
260 |
3. |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
29 |
23 |
4. |
Деятельность в области здравоохранения |
65 |
45 |
5. |
Деятельность в области информации и связи |
61 |
56 |
6. |
Деятельность в области культуры |
236 |
185 |
7. |
Деятельность в области социальных услуг |
19 |
12 |
8. |
Деятельность в области спорта, организация досуга и развлечений |
73 |
48 |
9. |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
18 |
15 |
10. |
Деятельность домашних хозяйств в качестве работодателей |
0 |
0 |
11. |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
40 |
31 |
12. |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
85 |
71 |
13. |
Деятельность финансовая и страховая |
1 |
1 |
14. |
Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
1 |
1 |
15. |
Добыча полезных ископаемых |
11 |
10 |
16. |
Лесоводство и лесозаготовки |
20 |
15 |
17. |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
14 |
13 |
18. |
Обрабатывающие производства |
173 |
118 |
19. |
Образование |
704 |
535 |
20. |
Предоставление прочих видов услуг |
8 |
5 |
21. |
Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях |
152 |
120 |
22. |
Рыболовство и рыбоводство |
1 |
0 |
23. |
Строительство |
44 |
20 |
24. |
Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
95 |
69 |
25. |
Транспортировка и хранение |
65 |
45 |
6. Приоритетные направления инвестиционного и инновационного развития Липецкой области
Приоритетные направления для привлечения инвестиций в Липецкую область основаны на существующих конкурентных преимуществах региона, а также на целевой установке по модернизации традиционных отраслей промышленности и развития новых видов экономической деятельности:
машиностроение, электромашиностроение, сельхозмашиностроение;
металлообработка;
производство строительной техники и строительных материалов;
пищевая и перерабатывающая промышленность, в частности глубокая переработка сельскохозяйственной продукции;
альтернативная энергетика и электромобилестроение;
логистическая инфраструктура;
создание производственного комплекса индустриального парка площадью более 25 тыс. кв. м на территории Грязинской площадки Особой экономической зоны "Липецк" с учетом потребности компаний в готовых производственных площадях от 0,5 тыс. кв. м с привлечением федерального финансирования в 2024 - 2025 годах;
фармацевтика и биотехнологии.
7. Развитие традиционных отраслей экономики Липецкой области
Основной объем инвестиций в 2023 году был использован на развитие следующих видов экономической деятельности: металлургического производства (удельный вес составляет 27,2%), сельского хозяйства (17,2%), производства пищевых продуктов (12,8%), транспортировки и хранения (6,9%), обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (6%), деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (2,1%), образования (2,3%), производства химических веществ и химических продуктов (1,2%), деятельности по операциям с недвижимым имуществом (4,6%). В данные виды деятельности направлено 105,1 млрд. рублей инвестиций, или 84,7% объема в целом по области.
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности за 2018 - 2023 годы (по организациям без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)
Таблица
(в процентах к итогу) | |||||||
N |
Виды экономической деятельности |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
1. |
Всего по области |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
3. |
производство металлургическое |
21,5 |
31,5 |
26,1 |
32,8 |
26,6 |
27,2 |
4. |
сельское хозяйство |
15,9 |
23,7 |
21,6 |
18,3 |
18,6 |
17,2 |
5. |
производство пищевых продуктов |
9,4 |
5,9 |
6,0 |
10,1 |
11,8 |
12,8 |
6. |
транспортировка и хранение |
6,9 |
7,1 |
9,5 |
5,7 |
5,3 |
6,9 |
7. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
7,5 |
3,5 |
6,3 |
4,7 |
5,2 |
6,0 |
8. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
1,2 |
1,8 |
2,1 |
1,5 |
4,0 |
2,1 |
9. |
образование |
2,4 |
1,9 |
2,9 |
2,4 |
3,8 |
2,3 |
10. |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
5,9 |
5,1 |
4,2 |
3,5 |
3,6 |
4,6 |
11. |
производство химических веществ и химических продуктов |
1,7 |
0,5 |
3,0 |
3,9 |
3,1 |
1,2 |
12. |
деятельность в области информации и связи |
3,2 |
2,6 |
3,6 |
3,5 |
3,1 |
3,1 |
13. |
строительство |
0,8 |
0,9 |
1,7 |
0,4 |
0,6 |
1,3 |
14. |
Справочно: суммарно по перечисленным видам экономической деятельности |
76,4 |
84,5 |
87 |
86,8 |
85,7 |
84,7 |
Более подробная информация содержится в Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года".
8. Отрасли экономики, в которых планируются к реализации инвестиционные проекты государственно-частного партнерства, концессии в Липецкой области
Липецкая область активно развивает механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Создается и постоянно совершенствуется институциональная и нормативно-правовая среда. Для организации работы по привлечению инвестиций подготовлен и постоянно актуализируется перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений от имени Липецкой области (www.torgi.gov.ru).
Целью ГЧП в Липецкой области является повышение качества услуг, предоставляемых населению и гостям региона, реализация общественно значимых проектов в интересах населения.
Так, перспективными направлениями разработки и реализации проектов ГЧП являются:
- туризм (строительство и реконструкция объектов туристской инфраструктуры, объектов досуга и развлечения);
- социальная сфера: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание населения (реконструкция и строительство социальных объектов);
- жилищно-коммунальное хозяйство (организация водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и пр.);
- дорожное хозяйство;
- энергосбережение;
- благоустройство территории.
В настоящее время на территории Липецкой области успешно реализуются проекты на основе механизмов ГЧП, такие как:
- концессионное соглашение по созданию, реконструкции и эксплуатации отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения города Липецка. Соглашение заключено с ООО "РВК-ЛИПЕЦК". Объем инвестиций - 15,965 млрд. руб.;
- концессионное соглашение по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования. Соглашение заключено с ООО "МОВИСТА РЕГИОНЫ ЛИПЕЦК". Объем инвестиций - 14,543 млрд. руб.;
- концессионное соглашение о создании и эксплуатации объекта по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов "Экотехнопарк Липецкого района". Соглашение заключено с ООО "СтройСельхозГарант". Объем инвестиций - 2,910 млрд. руб.;
- концессионное соглашение в отношении объекта образования - общеобразовательная школа на 1500 мест по адресу: ул. В. Музыки - М. Трунова города Липецка Липецкой области. Соглашение заключено с ООО "ПроШкола N 48". Объем инвестиций - 2,842 млрд. руб.";
3) раздел V изложить в следующей редакции:
"Раздел V. Меры поддержки
Липецкая область предлагает инвесторам воспользоваться рядом мер поддержки, главными из которых являются преференциальные режимы на территории ОЭЗ, в технопарках, промышленных кластерах, а также в случае присвоения статуса участника регионального инвестиционного проекта.
Резидентам ОЭЗ гарантируется:
1) освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 177-ФЗ);
2) пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет (Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет"):
0% - сроком на пять лет с момента получения прибыли;
5% - сроком на пять лет, с шестого по десятый год включительно, начиная с момента получения прибыли;
13,5% - по истечении десяти лет, начиная с момента получения прибыли;
3) освобождение от уплаты транспортного налога в течение десяти лет с момента постановки транспортного средства на учет (Закон Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 20-ОЗ "О транспортном налоге в Липецкой области");
4) освобождение от уплаты земельного налога сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 177-ФЗ);
5) льготное предоставление земельных участков в аренду: арендная плата (без учета понижающих коэффициентов) составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка (Приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2024 года N 313 "Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, заключаемым с резидентом особой экономической зоны, и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах особой экономической зоны").
Резидентам промышленных парков предоставляются следующие налоговые льготы:
1) освобождение от уплаты налога на имущество организаций сроком на семь лет с даты внесения сведений о резиденте в реестр резидентов или потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка (Закон Липецкой области от 27 ноября 2003 года N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области");
2) налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, понижается на 4,5% сроком на пять лет с момента получения прибыли и применяется не позднее 1 января 2025 года (Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет");
3) освобождение от уплаты транспортного налога в течение пяти лет с даты внесения сведений о резиденте в реестр резидентов или потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка (Закон Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 20-ОЗ "О транспортном налоге в Липецкой области").
Организации, реализующие инновационные проекты, включенные в областной реестр инновационных проектов, имеют возможность воспользоваться льготами:
1) освобождение от уплаты налога на имущество организаций сроком на пять лет с даты начала реализации инновационного проекта (Закон Липецкой области от 27 ноября 2003 года N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области");
2) налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, понижается на 4,5% на фактический срок реализации инновационного проекта, но не более пяти лет, и применяется не позднее 1 января 2025 года (Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет").
Льготы для организаций, реализующих инвестиционные проекты, размещенные вне территорий с преференциальными режимами.
Организациям, победившим в конкурсном отборе инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области от 25 февраля 1997 года N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", предоставляются следующие льготы и преференции:
1) налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, понижается на 4,5% на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет, и применяется не позднее 1 января 2025 года (Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет");
2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более восьми лет в сельском хозяйстве и пяти лет в иных отраслях экономики (Закон Липецкой области от 27 ноября 2003 года N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области");
3) предоставление государственных гарантий Липецкой области сроком не более 15 лет;
4) предоставление субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
5) предоставление в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области для обеспечения исполнения обязательств инвесторов по кредитам финансово-кредитных организаций, осуществляется в соответствии с Законом Липецкой области от 29 сентября 2004 года N 127-ОЗ "О залоговом фонде Липецкой области".
Государственные гарантии
Государственные гарантии предоставляются в соответствии с Законом Липецкой области от 25 февраля 1997 года N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", Законом Липецкой области от 27 декабря 2021 года N 51-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Липецкой области по займам, выдаваемым в рамках использования облигаций специализированных обществ проектного финансирования", постановлением администрации Липецкой области от 3 февраля 2022 года N 50 "О регулировании отдельных вопросов в части предоставления государственной гарантии Липецкой области".
Предоставление в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области
Залоговый фонд формируется в целях обеспечения исполнения обязательств Липецкой области, а также создания условий для привлечения инвестиций в экономику Липецкой области посредством (Закон Липецкой области от 29 сентября 2004 года N 127-ОЗ "О залоговом фонде Липецкой области"):
выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами залогового фонда Липецкой области для их последующего размещения на внутрироссийском и международном рынках;
предоставления в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Липецкой области, при получении внутренних и внешних кредитов в целях исполнения мероприятий, определенных законом об областном бюджете;
совместного участия в инвестиционных проектах;
установления договорных отношений с банками, страховыми и инвестиционными компаниями, другими юридическими и физическими лицами, участвующими в финансировании программ и проектов.
Субсидии и гранты
Условия предоставления субсидий (грантов в форме субсидий) определяются нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их предоставления, утверждаемыми исполнительными органами государственной власти Липецкой области и структурными подразделениями Правительства Липецкой области, имеющими статус юридического лица.
Информация о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства размещена на сайте Центра "Мой Бизнес" (https://мойбизнес48.рф/services/finance/):
1) субсидия субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг торговых площадок по продажам товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) грант "Легкий старт" в форме субсидий;
3) гранты в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, подтверждение которого содержится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, или субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно;
4) субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением, использованием, упаковкой франшизы;
5) субсидия некоммерческой микрокредитной компании "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" в целях предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств) финансовой поддержки в форме грантов "Туризм" на финансовое обеспечение части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере туризма;
6) гранты в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств) на финансовое обеспечение затрат, связанных с развитием местных брендов.
Льготная финансовая поддержка
Некоммерческая микрокредитная компания "Липецкий областной фонд поддержки МСП" предлагает льготную финансовую поддержку для бизнеса в форме займов и поручительств по кредитам и займам на организацию нового и развитие действующего бизнеса. Сумма займов до 20 млн. рублей (https://lipfond.ru/).
Финансовая поддержка предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и все виды кооперативов.
Субсидии субъектам деятельности в сфере промышленности
(http://investinlipetsk.ru/support; https://inv.admlr.lipetsk.ru/documents/normatvno-pravovaya-baza/normativno-pravovye-akty-v-ramkakh-okazaniya-gosudarstvennoy-podderzhki/):
1) субсидии на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования (приказ управления инвестиций и инноваций Липецкой области от 19 июня 2023 года N 67-ОД "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования");
2) субсидия юридическим лицам на возмещение части затрат по реализации программ, направленных на создание, модернизацию и сохранение рабочих мест, профессиональную реабилитацию инвалидов, обеспечение безопасных и благоприятных условий труда (приказ управления инвестиций и инноваций Липецкой области от 30 апреля 2021 года N 44-ОД "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по реализации программ, направленных на создание, модернизацию и сохранение рабочих мест, профессиональную реабилитацию инвалидов, обеспечение безопасных и благоприятных условий труда").
Государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса Липецкой области (https://ush48.ru/support/):
1) субсидии на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 1 марта 2024 года N 1-н "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на поддержку производства молока"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 1 марта 2024 года N 2-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку переработки молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 1 марта 2024 года N 3-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 1 марта 2024 года N 4-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на финансовое обеспечение части затрат на поддержку производства продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал, закладку и уход за многолетними насаждениями (кроме виноградников), включая питомники"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 4 марта 2024 года N 7-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 17 апреля 2024 года N 12-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку проведения агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 22 апреля 2024 года N 15-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства");
2) субсидии в области сельского хозяйства (приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 1 марта 2024 года N 5-н "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 28 марта 2024 года N 8-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 5 апреля 2024 года N 9-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на возмещение части затрат на поддержку сельской кооперации"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 17 апреля 2024 года N 13-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на возмещение части затрат на реализацию проектов мелиорации"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 22 апреля 2024 года N 14-н "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 31 мая 2024 года N 18-н "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат покупателям семян, произведенных в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 11 июня 2024 года N 21-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку рыбоводства"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 29 июля 2024 года N 26-н "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение контейнеров полимерных для хранения яблок"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 1 августа 2024 года N 28-н "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение и монтаж противоградовой сетки"; приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 6 августа 2024 года N 29-н "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства по ставке на 1 голову племенного молодняка сельскохозяйственных животных, приобретенных в племенных хозяйствах, зарегистрированных в государственном племенном регистре, без условий софинансирования с федеральным бюджетом";
3) гранты в форме субсидий в отрасли сельского хозяйства (приказ управления сельского хозяйства Липецкой области от 5 апреля 2024 года N 11-н "Об утверждении Порядков предоставления грантов в форме субсидий в отрасли сельского хозяйства").
Инвестиционный налоговый вычет
Законом Липецкой области от 13 ноября 2019 года N 310-ОЗ "О применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций на территории Липецкой области" установлен размер налоговой ставки для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета в размере 5% по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет.
Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода в совокупности составляет 50% суммы расходов на приобретение (создание), модернизацию (реконструкцию) объектов основных средств.
Для налогоплательщиков, являющихся участниками национального проекта "Производительность труда", размер инвестиционного налогового вычета в совокупности составляет 70% (действует по 31 декабря 2024 года).
Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере телекоммуникаций, размер инвестиционного налогового вычета в совокупности составляет 90%.
Налогоплательщики, безвозмездно передающие имущество (денежные средства) образовательным организациям среднего профессионального образования, реализующим образовательные программы среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, при условии, что организация или обособленные подразделения организации и образовательная организация расположены на территории Липецкой области, имеют право воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом в размере 100% стоимости такого имущества.
Региональный инвестиционный проект
Для стимулирования инвестиционной активности используется механизм включения инвестиционных проектов в реестр региональных инвестиционных проектов (Закон Липецкой области от 28 сентября 2018 года N 198-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов, связанных с региональными инвестиционными проектами"). Организациям - участникам региональных инвестиционных проектов установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 10% (Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет").
Специальный инвестиционный контракт (СПИК)
СПИК является инструментом промышленной политики, направленным на стимулирование инвестиций в промышленное производство в России, обеспечивающим стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора (Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
Меры стимулирования:
1) налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет в размере 17,9% (16,9% в 2022 - 2024 годах) (Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет");
2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций налогоплательщиков - участников СПИК, осуществляющих производство автотранспортных средств на территории Липецкой области, в течение семи лет, начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (Закон Липецкой области от 27 ноября 2003 года N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области").
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)
СЗПК является соглашением между инвестором и публично-правовыми образованиями, в котором публичные стороны гарантируют инвестору неприменение в отношении организации, реализующей проект, актов (решений), ухудшающих условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности (Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации").
Инвесторам, заключившим СЗПК, гарантируется предоставление субсидий или налогового вычета по СЗПК в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
на создание, реконструкцию, модернизацию объектов инфраструктуры;
уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам на создание, реконструкцию, модернизацию объектов инфраструктуры, недвижимого имущества, на создание результатов интеллектуальной деятельности;
на демонтаж объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства).
Меры государственной поддержки по СЗПК предоставляются в пределах объема уплаченных инвестором платежей: по налогу на прибыль организаций, НДС, ввозных таможенных пошлин, налогу на имущество организаций, земельному налогу - в зависимости от уровня СЗПК.
Для заключения региональных СЗПК (без участия Российской Федерации) объем капиталовложений в отношении нового инвестиционного проекта (далее - НИП) должен быть не менее 200 млн. рублей.
Для заключения СЗПК с участием Российской Федерации объем капиталовложений в отношении НИП должен быть не менее:
750 млн. рублей - в сфере: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории;
1,5 млрд. рублей - в сфере цифровой экономики, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма;
4,5 млрд. рублей - в сфере обрабатывающего производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров;
10 млрд. рублей - в иных сферах экономики.
В целях заключения СЗПК приняты следующие нормативно-правовые акты:
постановление Правительства Липецкой области от 12 мая 2023 года N 238 "Об утверждении перечня законов и иных нормативных правовых актов Липецкой области, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
постановление Правительства Липецкой области от 21 октября 2022 года N 214 "Об утверждении Порядка оценки инвестиционного проекта, в отношении которого планируется заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, на предмет эффективного использования средств областного бюджета";
постановление Правительства Липецкой области от 29 июня 2023 года N 333 "Об утверждении Порядка возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений";
приказ управления инвестиций и инноваций Липецкой области от 21 октября 2022 года N 111-ОД "Об утверждении Порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, изменения и прекращения действия таких соглашений, и Порядка мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений, по которому Российская Федерация не является стороной, и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение".
Предоставление земельных участков для реализации инвестиционных проектов в аренду без торгов
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов предоставляются организациям для реализации масштабных инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в соответствии с Законом Липецкой области от 15 июня 2015 года N 418-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов".
Льготная финансовая поддержка
Фонд развития промышленности Липецкой области предоставляет финансовую поддержку в виде займов от 5 до 200 млн. рублей субъектам деятельности в сфере промышленности для реализации проектов, направленных на создание, завершение разработки и внедрение в производство новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции с низкой процентной ставкой (http://frplo.ru/).";
4) в пункте 1 раздела VI:
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) заместитель Губернатора Липецкой области, отвечающий за вопросы в сфере экономики, внешнеэкономической, инвестиционной деятельности, в том числе организации проектной деятельности и мониторинга реализации национальных проектов, привлечения в экономику Липецкой области государственных и прямых иностранных инвестиций, государственно-частного партнерства, потребительского рынка, кредитной, инновационной, промышленной и ценовой политики, малого и среднего бизнеса, имущественных и земельных отношений, туризма, цифрового развития и информационных технологий, технической защиты информации, обеспечения информационной безопасности, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты (http://investinlipetsk.ru/contacts); ответственное (уполномоченное) лицо за соблюдение обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией Липецкой области, заместитель председателя Инвестиционного комитета Липецкой области, руководитель рабочей группы по рассмотрению обращений при Инвестиционном комитете Липецкой области;";
подпункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) начальник управления экономического развития Липецкой области несет ответственность за выработку региональной социально-экономической политики и реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (https://экономика.липецкаяобласть.рф/department), член Инвестиционного комитета Липецкой области; заместитель руководителя рабочей группы по рассмотрению обращений при Инвестиционном комитете Липецкой области;";
подпункт 11 изложить в следующей редакции:
"11) в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах Липецкой области первый заместитель или заместитель главы муниципального образования, ответственный за прием и рассмотрение обращений предпринимателей, содействие в решении вопросов, содержащихся в указанных обращениях, включая осуществление межведомственного взаимодействия, является инвестиционным уполномоченным (бизнес-куратором), в чьи задачи входит содействие инвесторам по вопросам ведения муниципального образования во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Липецкой области;";
подпункт 15 изложить в следующей редакции:
"15) заместитель председателя правления - исполнительный директор Регионального объединения работодателей и предпринимателей Липецкой области (http://www.rspplipetsk.ru/contact), член Инвестиционного комитета Липецкой области обеспечивает представление интересов предпринимательского сообщества;".
Губернатор Липецкой области |
И.Г. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Липецкой области от 18 ноября 2024 г. N 725-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Липецкой области от 27 марта 2023 года N 239-р "Об утверждении инвестиционной декларации Липецкой области"
Опубликование:
-