Типовая инструкция
по охране труда санитарки-мойщицы, осуществляющей мытье аптечной посуды
(утв. Минздравом СССР 15 июля 1989 г.)
См. справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда
1. Общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция предусматривает предупреждение воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Опасными факторами, воздействующими на санитарку-мойщицу, являются неправильное пользование электрооборудованием (моечная машина, сушильный шкаф, электроплитка), различными моющими инструментами (ерши, щетки), неосторожная работа со стеклянной посудой.
Вредными факторами являются воздействие различных моющих средств, горячей воды, случайное попадание частиц ядовитых и других раздражающих веществ.
1.2. Инструкция распространяется на всех санитарок-мойщиц, осуществляющих мытье аптечной посуды и уборку помещений и является руководством при составлении инструкций, которые должны быть разработаны с учетом местных особенностей и вывешены на видном месте данного участка работы.
1.3. В своей работе санитарки-мойщицы должны соблюдать действующие правила по устройству, эксплуатации, технике безопасности и производственной санитарии при работе в аптеках, а также инструкцию по обработке посуды.
1.4. К работе в должности санитарки-мойщицы допускаются лица не моложе 16 лет, прошедшие специальную подготовку, обученные безопасности труда в соответствии с ГОСТом 12.0.004-79 и имеющие 1 группу по электробезопасности.
Взамен ГОСТ 12.0.004-79 постановлением Госстандарта СССР от 5 ноября 1990 г. N 2797 утвержден и введен в действие ГОСТ 12.0.004-90
При оформлении на работу санитарка-мойщица должна пройти вводный инструктаж по технике безопасности, а также первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем каждые шесть месяцев повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах.
1.5. В процессе работы санитарка-мойщица должна соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, пользоваться выданной санитарной спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты и другими предохранительными приспособлениями в соответствии с действующими нормами их выдачи.
1.6. Санитарка-мойщица должна быть знакома с типовыми правилами пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара, наряду со всеми принимать меры к спасению людей и тушению пожара.
1.7. Санитарка-мойщица должна знать и соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте спецодежду и спецобувь, систематически проходить профилактическое медицинское обследование в установленном порядке.
1.8. Санитарка-мойщица несет персональную ответственность за нарушение требований настоящей инструкции.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний вопросов охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Санитарка-мойщица обязана подготовить свое рабочее место к безопасной работе, привести его в надлежащее санитарное состояние.
2.2. Принимая рабочее место, санитарка-мойщика обязана выяснить неисправности оборудования, электроприборов, средства механизации и других предметов оснащения рабочего места, а также не допускать наличия на рабочем месте предметов, которые не используются в процессе работы.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Санитарка-мойщица обязана мыть загрязненную в процессе работы посуду сразу после ее поступления, соблюдая инструкцию по санитарному режиму в аптеках, предусматривающую безопасные методы мытья, дезинфекции, сушки и при необходимости стерилизации посуды.
3.2. При мытье посуды санитарка-мойщица должна надевать фартук и резиновые перчатки, а в случае контакта с агрессивными жидкостями (при мытье посуды из-под кислот) - фартук прорезиненный с нагрудником, перчатки резиновые, галоши, защитные очки. При пользовании металлическим инвентарем (ерши, щетки, скребки и др.) необходимо соблюдать осторожность.
В процессе мытья склянки следует держать за горлышко во избежание их раздавливания.
3.3. Мытье и обработку посуды, в которой изготавливалось лекарственное средств с ядовитыми или наркотическими веществами, санитарка-мойщица должна производить отдельно от другой посуды под наблюдением провизора-технолога или фармацевта.
3.4. Для дезинфекции посуды, поступающей в аптеку из инфекционных отделений больниц, санитарка-мойщица должна обрабатывать посуду раствором активированного хлорамина - 1% в течение 30 мин., затем свежеприготовленным раствором перекиси водорода - 3% с содержанием 0,5 % моющих средств и выдержать в растворе "Дезмола" - 0,5% в течение 80 мин.
3.5. Работу с пергидролем, аммиаком и хлорамином санитарка-мойщика должна проводить в резиновых перчатках, предохранительных очках и с четырехслойной марлевой повязкой. При случайном попадании пергидроля и хлорамина на кожу, санитарка-мойщица должна немедленно смыть пораженное место водой. Во избежании разбрызгивания пергидроль следует переносить в закрытой посуде.
3.6. При стерилизации посуды в сушильном шкафу санитарка-мойщица должна выгружать ее только после охлаждения.
При стерилизации открывать дверь стерилизатора разрешается не ранее 30 мин. после окончания стерилизации, соблюдая крайнюю осторожность и прикрываясь дверью стерилизатора.
3.7. При использовании электрооборудования, различных средств механизации и приспособлений санитарка-мойщица должна руководствоваться правилами (инструкциями), изложенными в технических паспортах, прилагаемых к ним.
При отключении электроприборов санитарка-мойщица должна браться за корпус штепселя, а не за шнур.
3.8. Для предупреждения порезов рук разборку стеклопосуды санитарка-мойщица должна производить в рукавицах.
3.9. При использовании лестниц и стремянок санитарка-мойщица должна предварительно проверить их исправность. Запрещается применять случайные подставки (ящики, стулья и т.д.).
Лестницы-стремянки должны иметь на тетивах резиновые башмаки.
3.10. Санитарка-мойщица не должна в одиночку поднимать и переносить грузы весом более 15 кг.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно должны известить соответствующего руководителя. Руководитель должен организовать первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное учреждение, сообщить заведующему аптекой, инженеру по охране труда или лицу, выполняющему его функции, и в профсоюзный комитет о случившемся, сохранить для расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.
4.2. При возникновении аварийной ситуации, которая может привести к ожогу, травмированию и другим поражениям, санитарка-мойщица должна по возможности принять необходимые меры для ликвидации последствий (открыть окна, проветрить помещение, осторожно убрать пролитую жидкость и т.д.).
4.3. В случае возникновения пожара санитарка-мойщица должна принять меры по ограничению его распространения (отключить электроприборы, воспользоваться огнетушителем) и обеспечению безопасности людей.
4.4. В случае других аварийных ситуаций санитарка-мойщица должна принять меры к эвакуации материальных ценностей в соответствии с планом эвакуации на случай пожара или других стихийных бедствий.
4.5. Во избежание простудных заболеваний и травм санитарка-мойщица должна следить за тем, чтобы пол не был мокрым, а под ногами была установлена деревянная подставка.
4.6. При влажной уборке помещения санитарка-мойщица не должна касаться мокрыми руками или тряпкой электропроводки или электронагревательных приборов.
4.7. Санитарка-мойщица не должна входить и производить уборку в помещении, в котором включена неэкранированная бактерицидная лампа.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. В конце работы санитарка-мойщица должна отключить электрооборудование (моечную машину, сушильный шкаф, электроплитку) и другую аппаратуру и средства механизации, которые использовались в процессе мытья посуды, ее дезинфекции, сушки и стерилизации, а также выключить водопроводные краны.
5.2. Санитарка-мойщица должна четко знать санитарные требования по уборке помещений аптеки.
5.3. В конце рабочего дня санитарка-мойщица должен снять санитарно-гигиеническую одежду, спецобувь и убрать их в специальный шкаф, вымыть тщательно руки и выполнить все требования личной гигиены сотрудников аптеки.
5.4. В случае выявления в процессе работы недостатков эксплуатации или неисправности оборудования, средств механизации санитарка-мойщица должна известить об этом администрацию аптеки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по охране труда санитарки-мойщицы, осуществляющей мытье аптечной посуды (утв. Минздравом СССР 15 июля 1989 г.)
Текст инструкции официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 3 декабря 2020 г. N 1283 настоящий документ признан утратившим силу с 3 декабря 2020 г.