Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2024 г. N 03-07-08/104885
Вопрос: На основании пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ просим разъяснить порядок применения налогового законодательства в следующей ситуации.
Общество (ООО, общая система налогообложения) - далее Экспедитор, оказывает услуги Заказчикам юридическим лицам по договорам транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) по организации международной перевозки грузов как автомобильным транспортом, так и мультимодальных перевозок по доставке груза в международном сообщении несколькими видами транспорта (морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный).
В соответствии с договором ТЭО Экспедитор может оказывать часть услуг самостоятельно и/или привлекать соисполнителей (третьих лиц).
При организации международной мультимодальной перевозки грузов несколькими видами транспорта соисполнители (третьи лица) привлекаются Экспедитором как для выполнения этапа международной доставки груза с пересечением границы РФ, так для выполнения этапов международной доставки груза по территории Российской Федерации.
Экспедитор привлекает соисполнителей в рамках договора ТЭО от своего имени и за свой счет, то есть расходы по привлечению соисполнителей покрываются общим вознаграждением Экспедитора по договору с Заказчиком. Исходя из этого условия, Экспедитор ведёт расчеты отдельно с Заказчиками и отдельно с Поставщиками услуг.
На основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ Экспедитор применяет налоговую ставку 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Налоговой базой для применения налоговой ставки 0 процентов является вся стоимость услуг Экспедитора по договору ТЭО на организацию международной мультимодальной перевозки груза из пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ до склада грузополучателя, расположенного на территории РФ, или со склада грузоотправителя, расположенного на территории РФ, в пункт назначения товаров, расположенный за пределами территории РФ.
Налоговая ставка 0 процентов при расчетах с Заказчиком применяется Экспедитором независимо от того, какая налоговая ставка применена поставщиком услуг - соисполнителем по договору ТЭО на отдельных этапах международной мультимодальной перевозки.
В связи с принятием Федерального закона от 22.04.2024 года N 92-ФЗ, вносящего ряд поправок в ст. 164 и 165 НК РФ, касающихся нулевой ставки НДС и международных перевозок, просим для правомерного исчисления налогооблагаемой базы для расчета налога на добавленную стоимость дать разъяснения по ниже изложенным обстоятельствам:
1. Имеет ли право Экспедитор применить налоговую ставку НДС 0% к полной стоимости транспортно-экспедиционных услуг по организации международной мультимодальной перевозки грузов при следующих условиях доставки:
1.1. Экспедитор по договору ТЭО с Заказчиком организует международную перевозку между пунктами, находящимися за пределами РФ и на территории РФ;
1.2. Отдельные этапы доставки с привлечением соисполнителей в рамках договора на организацию международной перевозки осуществляются только по территории РФ;
1.3. Экспедитор не указан в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков.
2. В случае если с учетом условий доставки груза, поименованных в п.п. 1.1-1.3, налоговая ставка 0 процентов применима к полной стоимости услуг Экспедитора на организацию международной мультимодальной перевозки по договору ТЭО, может ли Экспедитор для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов на этапе международной доставки между пунктами, находящимися на территории РФ представлять в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих перевозку груза по территории РФ, как этапа международной перевозки.
3. В случае если с учетом условий доставки груза, поименованных в п. 1.3, налоговая ставка 0 процентов не применима к полной стоимости услуг Экспедитора на организацию международной мультимодальной перевозки по договору ТЭО, в каком разделе транспортных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), должен указываться Экспедитор, если специальные поля в таких документах, как морской коносамент, ж/д накладная, авианакладная, CMR-накладная, для внесения сведений об Экспедиторе не предусмотрены.
4. В случае если с учетом условий доставки груза, поименованных в п. 1.3, налоговая ставка 0 процентов неприменима к полной стоимости услуг Экспедитора на организацию международной мультимодальной перевозки по договору ТЭО, будет ли являться основанием для применения Экспедитором налоговой ставки 0 процентов к стоимости транспортно-экспедиционных услуг Экспедиторская расписка, подтверждающая принятие Экспедитором от Клиента либо от указанного им Грузоотправителя груза для осуществления его доставки в международном сообщении до склада Грузополучателя.
5. Возможно ли принятие Экспедитором к вычету налога на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, предъявленного поставщиками услуг и перевозчиками, привлекаемыми Экспедитором на этапах перевозки по территории РФ, при условии, что данные соисполнители правомерно применяют налоговую ставку 20 процентов, так как одновременно в их отношении выполняются два условия:
- организации (ИП) по договору с Экспедитором осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории РФ;
- организации (ИП) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков.
Просим дать разъяснения и ссылки на нормативно-правовые акты либо инструкции по оформлению сделок подобного характера во избежание спорных ситуаций с контролирующими органами и возникновения санкций в отношении Экспедитора в связи с некорректным начислением НДС, налога на прибыль и нарушением правил предоставления деклараций по указанным налогам, а также для обоснования позиции Экспедитора в отношениях с контрагентами.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно по вопросу принятия к вычету экспедитором, применяющим ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сумм этого налога, предъявленного поставщиками услуг и перевозчиками, привлекаемыми экспедитором на этапах перевозки по территории Российской Федерации, при условии, что данные соисполнители правомерно применяют ставку налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов сообщается, что на основании пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренные пунктами 1-8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов, предъявленные экспедитору, оказывающему услуги, облагаемые по ставке налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, поставщиками услуг и перевозчиками, привлекаемыми экспедитором на этапах перевозки по территории Российской Федерации, принимаются к вычету экспедитором в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы НДС по ставке 20%, предъявленные экспедитору, оказывающему услуги, облагаемые по нулевой ставке, их поставщиками и перевозчиками, привлекаемыми экспедитором на этапах перевозки по территории России, принимаются им к вычету.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2024 г. N 03-07-08/104885
Опубликование:
-