Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 ноября 2024 г. N 03-07-05/112777
Вопрос: В адрес Ассоциации переработчиков ломов и отходов драгоценных металлов (далее - Ассоциация) поступило обращение относительно разъяснения порядка применения НДС при реализации драгоценных металлов банкам.
Так, Федеральным законом от 27.06.2018 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) внесены изменения. В соответствии с принятыми изменениями право на применение налоговой ставки 0% по НДС при реализации драгоценных металлов банкам также предоставляется налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
В письме от 16 мая 2023 г. N 03-07-05/44145 Министерство финансов Российской Федерации указало, что в случае если организация в соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" состоит на специальном учете, а также в ее учредительных документах указан вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов", и при этом имеет лом и отходы драгоценных металлов, образовавшиеся у нее в процессе собственного производства, которые передаются сторонним лицам на обработку (переработку) с целью получения концентратов и полуфабрикатов, передаваемых в дальнейшем на аффинаж на аффинажные заводы на давальческой основе, и осуществляет последующую реализацию драгоценных металлов банкам, то в отношении данных операций по реализации драгоценных металлов применяется ставка НДС в размере 0 процентов, предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК.
Данный вывод поддержан также судом при рассмотрении дела N А40-169658/2022 по заявлению АО к ФНС России МИ по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
Вместе с тем, согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпунктах 6 и 6.2 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) банкам освобождается от налогообложения НДС.
Обратившаяся в адрес Ассоциации организация (далее - ООО) является участником оборота драгоценных металлов, состоит на специальном учете в Федеральной пробирной палате, имеет лицензию на обработку (переработку) лома драгоценных металлов и код основного вида экономической деятельности 38.32.2 "Обработка отходов и лома драгоценных металлов".
Фактически данное ООО осуществляет сбор автомобильных катализаторов и их дальнейшую переработку с использованием механических процессов (измельчение и гомогенизация в ножевых молках и шаровых мельницах) в продукцию - мелкодисперсный порошок, содержащий драгоценные металлы платиновой группы. На выпускаемую продукцию у ООО имеются соответствующие технические условия. Полученная ООО продукция по договорам подряда передается на дальнейшую обработку (переработку) сторонней компании для получения концентрата, содержащего драгоценные металлы платиновой группы, который в свою очередь поступает на аффинажный завод для окончательной переработки и получения слитков платины и палладия. Полученные слитки ООО реализует банкам.
Таким образом, ООО участвует в многостадийном процессе производства драгоценных металлов, состоит на спецучете, имеет необходимую лицензию, то есть подпадает под все критерии, перечисленные в письме Минфина России от 16 мая 2023 г. N 03-07-05/44145 и судебном деле N А40-169658/2022, за исключением кода основного вида экономической деятельности. В приведенных случаях у участника операций указан код ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов", у ООО код основного вида экономической деятельности 38.32.2 "Обработка отходов и лома драгоценных металлов".
На основании изложенного, просим разъяснить порядок применения налоговых ставок по НДС к операциям по реализации слитков драгоценных металлов банкам для вышеописанного случая. Какой нормой Кодекса в данном случае должно руководствоваться ООО - предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ или пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Ответ: Департамент налоговой политики совместно с Департаментом государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней рассмотрел обращение по вопросу о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации банку драгоценных металлов и сообщает следующее.
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпунктах 6 и 6.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, и банкам.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также налогоплательщиками, осуществляющими без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, применяется налоговая ставка по НДС в размере 0 процентов.
В связи с этим при реализации драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, являющимися субъектами добычи и производства драгоценных металлов, применяется налоговая ставка по НДС в размере 0 процентов, указанная в пункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В случае, если драгоценные металлы реализуются банкам налогоплательщиками, не относящимися к субъектам добычи и производства драгоценных металлов, то такими налогоплательщиками применяется освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Так, согласно понятиям, установленным статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), производством драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.
При осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать требования законодательства Российской Федерации в отрасли драгоценных металлов, в том числе состоять на специальном учете с указанием в учредительных документах вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов".
На основании положений Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н, организации и индивидуальные предприниматели должны разработать и утвердить соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (при осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов инструкции могут содержать описание технологических процессов, связанных с изменением содержания драгоценных металлов при их извлечении из отходов и лома, содержащих драгоценные металлы, в промежуточные продукты с качественными характеристиками, которые соответствуют используемым в организации стандартам или техническим условиям).
В то же время понятия "производство драгоценных металлов" и "обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов" в Федеральном законе N 41-ФЗ обособлены и не являются идентичными.
С учетом изложенного, если организация в соответствии с нормами Федерального закона N 41-ФЗ состоит на специальном учете, но при этом в ее учредительных документах вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов" не указан, то осуществление организацией первичной обработки приобретенных лома и отходов драгоценных металлов, которые передаются сторонним лицам на обработку (переработку) с целью получения концентратов и полуфабрикатов, передаваемых в дальнейшем на аффинаж на аффинажные заводы на давальческой основе, и последующей реализации драгоценных металлов банкам, по нашему мнению, не может являться достаточным основанием для применения в отношении операций по реализации банкам драгоценных металлов налоговой ставки НДС в размере 0 процентов, предусмотренной вышеуказанным подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В связи с этим данной организации в отношении указанных операций по реализации драгоценных металлов следует применять освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация состоит на спецучете, но в ее учредительных документах вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов" не указан.
В данном случае при выполнении организацией первичной обработки приобретенных лома и отходов драгметаллов, которые передаются сторонним лицам на обработку (переработку) с целью получения концентратов и полуфабрикатов, передаваемых в дальнейшем на аффинаж, и последующей реализации драгметаллов банкам не может применяться нулевая ставка НДС.
Следует применять освобождение от налогообложения.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 ноября 2024 г. N 03-07-05/112777
Опубликование:
-