Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 7 ноября 2024 года N 4076
Муниципальная программа
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергоэффективности и энергосбережения на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2025-2030 годы
Стратегические приоритеты муниципальной программы
Одним из важных приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является повышение качества городской среды для обеспечения комфортной жизнедеятельности человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и повышать качество жизни в целом.
На момент разработки муниципальной программы в состав территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - территория города) входят три городских населенных пункта (город Саратов, р.п. Красный Октябрь, р.п. Соколовый) и 77 сельских населенных пунктов.
Общая площадь жилищного фонда муниципального образования "Город Саратов" по состоянию на 1 января 2024 года составляет порядка 32,0 млн. кв. м.
Общая площадь 58503 частных домовладений (42052 городских населенных пункта и 16451 сельский) - 5,3 млн. кв. м.
Площадь жилых помещений 7007 многоквартирных домов составляет:
- 6833 многоквартирных дома городских населенных пунктов - 22,4 млн. кв. м;
- 174 многоквартирных дома сельских населенных пунктов - 0,8 млн. кв. м.
На территории города признан аварийным 1171 многоквартирный дом площадью 0,6 млн. кв. м. Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда.
В составе жилищного фонда 3,5% занимает доля муниципального образования "Город Саратов". 24730 жилых помещения площадью 1,0 млн. кв. м закреплены за администрациями районов муниципального образования как за держателями объектов имущественной части муниципальной казны.
В сфере управления многоквартирными домами на 1 января 2024 года на территории муниципального образования функционируют все три формы управления: 502 дома - товарищества собственников жилья и товарищества собственников недвижимости; 460 домов - жилищно-строительные кооперативы; 4878 домов - в управлении управляющих организаций; 1162 дома - непосредственный способ управления; 5 домов - способ управления не выбран (проводился конкурс).
С 2018 года на территории города реализуются муниципальные программы, направленные на развитие жилищно-коммунального хозяйства, что позволило: провести капитальный ремонт в 56 многоквартирных домах и капитальный ремонт в 319 муниципальных квартирах; обследовать 598 объектов жилищного фонда на предмет аварийности и непригодности для проживания; провести мероприятия по сносу 313 расселенных многоквартирных домов, признанных аварийными, и 252 объектов нежилого и жилого фонда; провести капитальный ремонт в двух банях, замену двух котлов; провести реконструкцию систем газопотребления 10 котельных и капитальный ремонт 15 объектов водоснабжения (участки сетей, водозаборные скважины и башни) в сельских населенных пунктах; приобрести для нужд коммунального хозяйства 2828 контейнеров для сбора ТКО и создать (обустроить) 302 места (площадки) ТКО; выполнить работы по реконструкции и капитальному ремонту на объектах коммунального хозяйства.
Состояние жилищной и коммунальной сферы муниципального образования имеет существенные различия. Жилой фонд сельских населенных пунктов значительно уступает по уровню комфорта городскому. В сельских населенных пунктах удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного централизованным водопроводом, составляет 71,7%, канализацией - 62,7%, отоплением - 62,2%. Удельный вес площади жилищного фонда городских населенных пунктов, оборудованного водопроводом, составляет 97,8%, канализацией - 90,5%, централизованным отоплением - 87,7%.
Работы по реконструкции, модернизации, строительству объектов теплоснабжения и восстановлению циркуляционных трубопроводов сетей горячего водоснабжения, а также технологически присоединенных к ним объектов, в том числе центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП), выполняются в соответствии с Инвестиционной программой в сфере теплоснабжения на период действия концессионного соглашения с 2019 по 2043 годы филиалом "Саратовский" ПАО "Т Плюс" по г. Саратову.
В целях улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории города за счет средств бюджета города планируется создание и содержание контейнерных площадок.
Важнейшим направлением жилищно-коммунальной сферы является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда. За 2018-2023 годы на территории муниципального образования "Город Саратов" был снесен 251 аварийный многоквартирный дом.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 20.12.2011 N 10-126 "О мерах по реализации положений Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" на территории города формируются перечни земельных участков, предназначенных в том числе для бесплатного предоставления многодетным семьям. Обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры осуществляется в пос. Латухино, пос. Воробьевка, пос. Зональный, пос. Рейник, пос. Жасминный, а также по адресному ориентиру: г. Саратов, Кумысная поляна.
На территории города для оказания услуг имеется семь муниципальных бань, услугами которых ежегодно пользуются порядка 150,0 тысяч посетителей, из них порядка 30% льготные категории граждан.
В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения. Основной проблемой является высокий уровень физического износа инженерных коммуникаций (порядка 80-90%). Для ее решения необходимо строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры, а также реконструкция, модернизация и капитальный ремонт имеющихся, в том числе с проведением мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 16.02.2017 N 13-102, одной из задач по достижению стратегической цели по формированию инфраструктуры инновационного развития муниципального образования "Город Саратов" является повышение энергоэффективности и энергосбережения городской коммунальной инфраструктуры, объектов муниципальной собственности. В 2018 году заключены два энергосервисных договора (контракта) на срок семь лет, выполнены работы по энергосбережению на сетях наружного освещения общей протяженностью около 800,0 км, что позволило сократить объем потребленной электроэнергии до 63%. На объектах муниципальной собственности (учреждений социальной сферы) также проводятся мероприятия по энергосбережению.
Муниципальная программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности и энергосбережения на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - муниципальная программа) на 2025-2030 годы сформирована исходя из принципов долгосрочных целей социально-экономического развития, национальных целей развития, определенных на основе приоритетов государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановления Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года", решения Саратовской городской Думы от 26 июля 2024 года N 53-516 "Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" до 2042 года".
Реализация муниципальной программы направлена на достижение национальных целей "Комфортная и безопасная среда для жизни" и "Экологическое благополучие".
Цели и задачи муниципальной программы направлены на исполнение стратегической цели N 3 "Формирование инфраструктуры инновационного развития города Саратова" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 16.02.2017 N 13-102.
Для достижения указанных целей, а также основных приоритетов муниципальной политики в жилищно-коммунальной сфере по обеспечению комфортности проживания населения определены цели муниципальной программы:
- создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания жителей и повышение эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства на территории города;
- обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий.
В рамках обеспечения достижения поставленных целей предусматривается решение основных задач:
- обеспечение развития жилищного хозяйства на территории города;
- обеспечение развития инфраструктуры коммунального хозяйства на территории города;
- обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным семьям;
- сокращение объектов жилищного фонда, в том числе аварийного и подлежащего сносу;
- обеспечение повышения энергетической эффективности объектов с применением инструментов энергосбережения;
- исполнение вступивших в законную силу судебных решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения целей и задач в муниципальную программу включены следующие направления реализации (структурные элементы):
1. Муниципальные проекты:
- "Строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным семьям";
- "Приобретение машин и производственного инвентаря для нужд коммунального хозяйства муниципального образования "Город Саратов";
- "Исполнение судебных решений".
2. Комплексы процессных мероприятий:
- "Содержание, ремонт (в том числе капитальный) муниципального имущества в многоквартирном доме, техническое обследование жилищного фонда";
- "Организация работ по осуществлению сноса многоквартирных домов";
- "Обеспечение надлежащего состояния и бесперебойного функционирования объектов бытового назначения и коммунальной инфраструктуры";
- "Выявление и оформление бесхозяйных объектов электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения коммунальной (инженерной) инфраструктуры";
- "Создание, содержание, ремонт (в том числе капитальный) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов";
- "Энергосбережение и повышение энергоэффективности".
Паспорт муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергоэффективности и энергосбережения на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2025-2030 годы
1. Основные положения муниципальной программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по ЖКХ) |
Исполнители |
- комитет по ЖКХ; - комитет по управлению имуществом города Саратова; - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта); - администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Волжского района); - администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Заводского района); - администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Кировского района); - администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Октябрьского района); - администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Ленинского района); - администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Фрунзенского района); - департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов" (далее - департамент Гагаринского района) |
Сроки реализации муниципальной программы |
- 2025-2030 годы |
Цели муниципальной программы |
- создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для проживания жителей и повышение эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства на территории города; - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий |
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение развития жилищного хозяйства на территории города; - обеспечение развития инфраструктуры коммунального хозяйства на территории города; - обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным семьям; - сокращение объектов жилищного фонда, в том числе аварийного и подлежащего сносу; - обеспечение повышения энергетической эффективности объектов с применением инструментов энергосбережения; - исполнение вступивших в законную силу судебных решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Структура муниципальной программы |
Муниципальные проекты: - "Строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным семьям"; - "Исполнение судебных решений"; - "Приобретение машин и производственного инвентаря для нужд коммунального хозяйства муниципального образования "Город Саратов". Комплексы процессных мероприятий: - "Содержание, ремонт (в том числе капитальный) муниципального имущества в многоквартирном доме, техническое обследование жилищного фонда, развитие самоуправления в жилищной сфере и общественного жилищного контроля"; - "Организация работ по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов"; - "Обеспечение надлежащего состояния и бесперебойного функционирования объектов бытового назначения и коммунальной инфраструктуры"; - "Выявление и оформление бесхозяйных объектов электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения коммунальной (инженерной) инфраструктуры"; - "Создание, содержание, ремонт (в том числе капитальный) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов"; - "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" |
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы |
- всего по муниципальной программе - 4708930,6 тыс. руб., в том числе по годам: - 2025 год - 935074,1 тыс. руб.; - 2026 год - 811455,0 тыс. руб.; - 2027 год - 812984,3 тыс. руб.; - 2028-2030 годы - 2149417,2 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты |
- уменьшение объема муниципального жилищного фонда, требующего капитального ремонта, сокращение затраты на его дальнейшее обслуживание, продление сроков эксплуатации муниципального фонда; - улучшение жилищных условий нанимателей жилых помещений; - обеспечение бесперебойного электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории города; - обеспечение бытового обслуживания населения на территории города; - организация деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами; - обеспечение качественными коммунальными услугами электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставленных в том числе для многодетных семей в соответствии с действующим законодательством; - уменьшение объема жилищного фонда, техническое состояние которого не соответствует требованиям действующего законодательства; - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий; - повышение эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства; - обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан в многоквартирных и жилых домах |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации |
- национальная цель - комфортная и безопасная среда для жизни; - целевые показатели: - "Реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 1 млн. человек к 2030 году": - "Строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки к 2030 году"; - "Обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве"; - "Обеспечение в рамках программы социальной газификации населения подключения к сетевому природному газу не менее чем 1,6 млн. домовладений к 2030 году и не менее чем 3 млн. домовладений к 2036 году"; - "Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда"; - национальная цель - экологическое благополучие; - целевой показатель - "Формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья" |
2. Структура муниципальной программы
N |
Задача муниципальной программы |
Ожидаемый результат от реализации задачи |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Задача 1. Обеспечение развития жилищного хозяйства на территории города |
||
1.1. |
Комплекс процессных мероприятий "Содержание, ремонт (в том числе капитальный) муниципального имущества в многоквартирном доме, техническое обследование жилищного фонда, развитие самоуправления в жилищной сфере и общественного жилищного контроля" |
- уменьшение объема муниципального жилищного фонда, требующего капитального ремонта, сокращение затрат на его дальнейшее обслуживание, продление сроков эксплуатации муниципального фонда; - улучшение жилищных условий нанимателей жилых помещений |
|
2. |
Задача 2. Обеспечение развития инфраструктуры коммунального хозяйства на территории города |
||
2.1. |
Муниципальный проект "Приобретение машин и производственного инвентаря для нужд коммунального хозяйства муниципального образования "Город Саратов" |
- обеспечение бесперебойного электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории города |
|
2.2. |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение надлежащего состояния и бесперебойного функционирования объектов бытового назначения и коммунальной инфраструктуры" |
- обеспечение бытового обслуживания населения на территории города |
|
2.3. |
Комплекс процессных мероприятий "Выявление и оформление бесхозяйных объектов электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения коммунальной (инженерной) инфраструктуры" |
||
2.4. |
Комплекс процессных мероприятий "Создание, содержание, ремонт (в том числе капитальный) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" |
- организация деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами |
|
3. |
Задача 3. Обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным семьям |
||
3.1. |
Муниципальный проект "Строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных многодетным семьям" |
- обеспечение качественными коммунальными услугами электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставленных в том числе для многодетных семей в соответствии с действующим законодательством |
|
4. |
Задача 4. Сокращение объектов жилищного фонда, в том числе аварийного и подлежащего сносу |
||
4.1. |
Комплекс процессных мероприятий "Организация работ по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов" |
- уменьшение объемов жилищного фонда, техническое состояние которого не соответствует требованиям действующего законодательства |
|
5. |
Задача 5. Обеспечение повышения энергетической эффективности объектов с применением инструментов энергосбережения |
||
5.1. |
Комплекс процессных мероприятий "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" |
обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий |
|
6. |
"Исполнение вступивших в законную силу судебных решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства" |
||
6.1. |
Муниципальный проект "Исполнение судебных решений" |
- повышение эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства; - обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан в многоквартирных и жилых домах |
3. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Источники финансирования |
Объемы финансирования, всего, тыс. руб. |
В том числе по годам реализации, тыс. руб. |
|||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028-2030 годы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в том числе: |
4708930,6 |
935074,1 |
811455,0 |
812984,3 |
1258659,8 |
1. Бюджет города |
4638930,6 |
865074,1 |
811455,0 |
812984,3 |
2149417,2 |
2. Федеральный бюджет (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Областной бюджет (прогнозно) |
70000,0 |
70000,0 |
- |
- |
- |
3.1. По государственной программе Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры" |
70000,0 |
70000,0 |
- |
- |
- |
4. Бюджеты государственных внебюджетных фондов (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
- |
5. Внебюджетные источники (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.