Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение A3.6
ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УСТАНОВЛЕННЫМ ДИАГНОЗОМ СРРР
Цель - формирование компенсаторных механизмов становления высших психических функций у детей с установленным диагнозом СРРР.
Ведущие задачи: формирование базовых основ познавательных функций и поддержка энергетического тонуса; развитие (или восстановление) межполушарного взаимодействия.
Направления работы:
1. Формирование зрительного и слухового восприятия, сенсорно-перцептивной деятельности.
2. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.
3. Развитие зрительного, мануального кинестетического и соматопространственного гнозиса и праксиса.
4. Повышение темпа деятельности за счет автоматизации навыков и использования сохранных анализаторных систем.
5. Выработка навыков планирования собственной деятельности, формирование алгоритма самоконтроля и самокоррекции, процессов мотивационно-потребностного ряда в соответствии с возрастными требованиями.
6. Укрепление приоритета произвольной деятельности, повышение осознанности и дифференцированности, произвольности и опосредованности эмоций, эмоциональных переживаний, формирования адекватной самооценки и "образа Я".
7. Развитие модально-специфических видов внимания, памяти и преодоления стереотипов.
8. Коррекция и совершенствование адаптивных и коммуникативных навыков, формирование способности к установлению и поддержанию устойчивых и гибких взаимоотношений с эмоционально значимыми людьми.
9. Преодоление тревожно-фобических спонтанных реакций и их замена на конструктивные с аналитическим компонентом.
Направления работы, дифференцированные по уровням речевого развития
1 УРОВЕНЬ
- стимулирование ориентировочной активности путем привлечения внимания ребенка к предметам и явлениям и обеспечения положительной мотивации;
- совершенствование навыка фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;
- развитие способности узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные;
- развитие зрительного внимания и зрительной памяти при наблюдении за двумя объектами;
- развитие слухового сосредоточения с использованием звучащих детских и музыкальных игрушек;
- формирование соматосенсорного гнозиса в играх на локализацию прикосновения;
- развитие зрительно-двигательной координации, обучение действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно);
- овладение орудийными действиям с предметами, имеющими фиксированное значение;
- побуждение к визуальному контакту, формирование умения слушать взрослого, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию;
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
- формирование способности к двигательному подражанию;
- формирование образа собственного Я, способности узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);
- актуализация совместных эмоциональных переживаний в разных видах деятельности.
2 УРОВЕНЬ
- выработка навыка идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств;
- формирование способности соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке, различать два объекта по недифференцированному признаку величины;
- развитие внимания и памяти, функции прослеживания за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам;
- развитие способности к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
- развитие пространственной ориентировки, прежде всего - в собственном теле;
- развитие слухового восприятия при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2 - 3 звуков), узнавании на картинках предметов и животных с ориентиром на звукоподражания;
- совершенствование захвата щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску предметов, разных по величине и форме;
- обучение соотносящим действиям в играх с вкладышами, побуждение к ориентировке в величине;
- формирование способности совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, согласовывать движения обеих рук (реципрокная координация);
- овладение орудийными действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях;
- закрепление готовности к совместной с взрослым деятельности;
- развитие способности подражать выразительным движениям и мимике взрослого в игровых ситуациях;
- понимание жестов и выразительных движений, сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;
- формирование способности узнавать себя и своих близких на фотографиях;
- формирование готовности взаимодействовать со сверстниками в играх с одним общим предметом.
3 УРОВЕНЬ
- формирование зрительного восприятия при дифференциации предметов по форме и идентификации предмета и формы образца-эталона;
- побуждение к практическому примериванию, сличению с помощью речевой инструкции, обобщения и оречевления действий;
- развитие представлений о количестве, форме и величине;
- формирование целостного зрительного восприятия;
- совершенствование ориентировки в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных и их изображениях;
- развитие умения узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3 - 4 сигналов;
- развитие умения узнавать и различать гласные звуки;
- развитие ориентировки в громкости и длительности звучания в играх;
- совершенствование тактильного гнозиса путем ощупывания предметом и их контуров;
- развитие стереогноза, узнавания предметов, разных по величине, фактуре и форме, на ощупь;
- совершенствование соотносящих действий в играх с пирамидкой, матрешкой;
- развитие способности соотносить пары предметов по величине;
- совершенствование орудийных действий в проблемных ситуациях;
- обучение изготовлению простейшего орудия или вспомогательного средства;
- совершенствование зрительно-моторной координации, закрепление навыков обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем;
- уточнение умения узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их;
- развитие конструктивного праксиса при воспроизведении простых конструкций по подражанию и образцу;
- побуждение к речи в различных коммуникативных ситуациях;
- имитация артикуляционных движений и выразительных движений в подвижных играх;
- овладение готовностью к "игре рядом", побуждение детей к взаимодействию в ходе игровой деятельности.
4 УРОВЕНЬ
- формирование и совершенствование цветового зрительного гнозиса;
- обучение приемам практического примеривания (прикладывания) с дальнейшим комментированием и обобщением действий;
- развитие оптико-пространственных функций в дидактических играх с разрезными картинками (изображение на белом фоне);
- совершенствование восприятия формы при подборе объемных геометрических тел и плоскостных фигур более сложной конфигурации (звездочка, овал, многоугольник);
- совершенствование восприятия формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами;
- развитие пространственного гнозиса в конструировании по подражанию и образцу с использованием настольного строительного материала и арифметических палочек;
- формирование сложных пространственных ориентировок;
- слуховая ориентировка в звучании музыкальных инструментов: дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон;
- формирование способности воспринимать и воспроизводить итеративный ритм (ритм повтора, звуки предъявляются с одинаковыми временными промежутками) не более двух сигналов;
- обучение ориентировки в высоте, силе, тембре голоса, а также местонахождение источника звука;
- закрепление умения ориентироваться на звучание гласных звуков и выполнять те или иные действия по звуковому сигналу;
- развитие способности дифференцировать интонации и громкость звучания голоса взрослого;
- совершенствование тактильного гнозиса (температурные свойства);
- обучение практическому различению на ощупь особенностей фактуры, нахождению на ощупь парных предметов по фактуре, по величине;
- закрепление навыка конструирования по подражанию и по образцу;
- совершенствование соотносящих и орудийных действий в играх с предметами;
- овладение предметно-игровым действиям в соответствии с возрастными нормативами;
- расширение диапазона совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета;
- совершенствование навыка выразительных движений в играх-драматизациях;
- формирование способности взаимодействовать со сверстниками в процессуальных и сюжетных играх.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.