Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А3.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ НОРМАТИВНОГО РАННЕГО ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(Материалы CDC (Centers for Disease Control and Prevention) https://www.cdc.gov)
|
Социально/ эмоциональные навыки |
Языковые/ коммуникативные навыки |
Когнитивные навыки (обучение, мышление, решение проблем) |
Навыки моторного/ физического развития |
2 месяца |
Успокаивается, когда с ним разговаривают или берут в руки Смотрит на лицо взрослого Радуется, когда родитель подходит Улыбается, когда родитель с ним разговаривает или улыбается |
Издает звуки, отличные от плача Реагирует на громкие звуки |
Наблюдает за родителем, когда он перемещается Смотрит на игрушку в течение нескольких секунд |
Держит голову поднятой, когда лежит на животе Двигает обеими руками и ногами Ненадолго разжимает руки |
4 месяца |
Улыбается сам по себе, чтобы привлечь внимание родителя Хихикает (еще не до конца), когда родитель пытается рассмешить его Смотрит на родителя, двигается или издает звуки, чтобы привлечь или удержать внимание |
Издает звуки, похожие на "оооо", "аахх" (гулит) Издает звуки в ответ, когда с ним разговаривают Поворачивает голову на звук голоса |
Если голоден, открывает рот, когда видит грудь или бутылочку. С интересом разглядывает свои руки |
Держит голову ровно без поддержки, когда находится на руках Держит игрушку, которую вкладывают ему в руку Использует свою руку, чтобы замахиваться на игрушки Подносит руки ко рту Опирается локти / предплечья, когда находится на животе |
6 мес |
Узнает знакомых людей Любит смотреть на себя в зеркало Смеется |
По очереди издает звуки вместе с родителями Выдувает "малину" (высовывает язык и выдувает) Издает скрипучие звуки |
Кладет предметы в рот, чтобы исследовать их Тянется, чтобы взять игрушку, которую хочет Поджимает губы, показывая, что больше не хочет есть |
Переворачивается с живота на спину Отжимается прямыми руками, когда находится на животе Опирается на руки, чтобы поддержать себя, когда сидит |
9 мес |
Застенчив или боится незнакомых людей Показывает несколько выражений лица (например счастливое, грустное, сердитое, удивленное). Отзывается взглядом на свое имя Реагирует, на уход матери (смотрит, тянется или плачет) Улыбается или смеется, когда мать играет в прятки |
Издает много разных звуков, таких как "мамамама" и "бабабабаба" Поднимает руки вверх, чтобы его подняли |
Ищет предметы, выпавшие из поля зрения (например, ложку или игрушку). Соединяет две вещи воедино |
Самостоятельно принимает сидячее положение Перекладывает вещи из одной руки в другую. Использует пальцы, чтобы "подгребать" пищу к себе Сидит без поддержки |
1 год |
Играет в "ладошки" |
Машет "пока-пока" Называет родителя "мама" или "папа" или другим специальным именем Понимает "нет" (делает короткую паузу или замолкает, когда вы это произносите) |
Кладет что-то в контейнер. Ищет то, что, прячут у него на виду |
Подтягивается чтобы встать Ходит, держась за мебель Пьет из чашки без крышки, когда вы держите ее в руках Берет предметы большим и указательным пальцами. |
15 месяцев |
Копирует других детей во время игры. Показывает объект, который ему нравится. Хлопает в ладоши, когда возбужден Обнимает куклу или игрушку Показывает свою привязанность (обнимает, тискает или целует родителя) |
Пытается произнести одно или два слова, кроме "мама" или "папа" Смотрит на знакомый объект, когда мать его называет Следует указаниям, данным как жестом, так и словами. Например, дает игрушку, когда мать протягивает руку и говорит: "Дай мне игрушку". Указывает на предмет, чтобы получить помощь |
Пытается правильно использовать вещи, такие как телефон, чашка или фотоаппарат, книжка. Складывает по крайней мере два небольших объекта, например блоки |
Делает несколько шагов Использует пальцы, чтобы накормить себя едой |
18 месяцев |
Отодвигается от матери, но смотрит, чтобы убедиться, что она рядом Показывает что-то интересное Протягивает вам руки, чтобы вы помыли их. Просматривает несколько страниц в книге с помощью взрослого Помогает одевать его, просовывая руку в рукав или поднимая ногу |
Пытается произнести три или более слов, кроме "мама" или "папа". Выполняет пошаговые инструкции без каких-либо жестов, например, отдает игрушку, когда ему говорят: "Дай это мне". |
Копирует, взрослого, когда он занимается домашними делами, например, подметает метлой Играет с игрушками простым способом, например, толкает игрушечную машинку |
Ходит, ни за кого и ни за что не держась Рисует каракули карандашом или ручкой Сам пьет из чашки без крышки и иногда может расплескать содержимое Берет еду пальцами, пробует пользоваться ложкой Забирается на диван или стул и слезает с них без посторонней помощи |
2 года |
Замечает, когда другие обижены или расстроены, например, делает паузу или выглядит грустным, когда кто-то плачет. Смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как реагировать в новой ситуации |
Верно указывает на предмет на картинке, когда его спрашивают, например: "Где медведь?" Произносит по крайней мере два слова вместе, например "Еще молока". Указывает по крайней мере на две части тела, когда его спрашивают. Использует больше жестов, чем просто машет рукой и указывает пальцем, например, посылает воздушный поцелуй или утвердительно кивает |
Держит что-то в одной руке, а другой пользуется; например, держит контейнер и снимает крышку Пытается использовать переключатели, ручки или кнопки на игрушках Играет с несколькими игрушками одновременно, например, кладет игрушечную еду на игрушечную тарелку. |
Пинает мяч Бежит Поднимается по нескольким ступенькам с помощью или без нее Ест ложкой. |
30 месяцев |
Играет рядом с другими детьми и иногда с ними Показывает, на что способен, говоря: "Посмотри на меня!" Выполняет простые действия, когда ему говорят, например, помогает собрать игрушки, когда вы говорите: "Пора убирать". |
Произносит около 50 слов Произносит два или более слов вместе с глаголом, например "Собачка беги". Называет предметы в книге, когда вы показываете пальцем и спрашиваете: "Что это?" Произносит такие слова, как "я", "мне" или "мы". |
Использует разные вещи, чтобы притворяться, например, скармливает кукле кубик, как будто это еда Демонстрирует простые навыки решения проблем, например, встает на табурет, чтобы дотянуться до чего-то Следует двухэтапным инструкциям типа "Положи игрушку на пол и закрой дверцу". Показывает, что он знает по крайней мере один цвет, например, указывает на красный карандаш, когда вы спрашиваете: "Какой из них красный?" |
Использует руки, чтобы крутить предметы, например, поворачивать дверные ручки или отвинчивать крышки Самостоятельно снимает какую-нибудь одежду, например, свободные брюки или расстегнутую куртку Прыгает на двух ногах Переворачивает страницы книги, одну за другой, когда вы читаете |
3 года |
Успокаивается в течение 10 минут после того, как мать уходит (например в детском саду) Замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы поиграть |
Общается в режиме разговора, используя по крайней мере два обмена сообщениями "туда-обратно". Задает вопросы "кто", "что", "где" или "почему", например "Где мама/папа?" Говорит, какое действие происходит на картинке или в книге, когда его спрашивают, например "бегает", "ест" или "играет". Называет имя, когда его спрашивают Большую часть времени говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли его понять |
Рисует круг, когда вы показываете ему как. Избегает прикасаться к горячим предметам, например к плите, когда вы предупреждаете. |
Нанизывает предметы друг на друга (крупные бусины, пирамидку) Самостоятельно надевает какую-нибудь одежду, например свободные брюки или куртку. Использует вилку |
4 года |
Притворяется кем-то другим во время игры (учителем, супергероем, собакой) Просит пойти поиграть с детьми, если никого нет поблизости, например: "Можно мне поиграть с Алексом?" Утешает других, которым больно или грустно, например, обнимает плачущего друга. Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты. Любит быть "помощником" Меняет поведение в зависимости от того, где находится (церковь, магазин, библиотека, игровая площадка). |
Произносит предложения из четырех или более слов Произносит несколько слов из песни, рассказа или детского стишка Рассказывает по крайней мере об одной вещи, которая произошла в течение дня, например: "Я играл в футбол". Отвечает на простые вопросы: "Для чего нужно пальто?" или "Для чего нужен карандаш?" |
Называет несколько цветов Рассказывает, что происходит дальше в хорошо известной истории Рисует человека с тремя или более частями тела |
Ловит большой мяч Подает еду или наливает воду под наблюдением взрослых Расстегивает несколько пуговиц Держит мелок или карандаш между пальцами и (не кулаком) |
5 лет |
Соблюдает правила или играет по очереди, когда играет в игры с другими детьми. Поет, танцует или выступает для взрослых Выполняет простые домашние обязанности, например, подбирает носки или убирает со стола после еды. |
Рассказывает историю, которую услышал или придумал, по крайней мере, о двух событиях. Например, "кошка застряла на дереве, и пожарный спас ее" Отвечает на простые вопросы о книге или рассказе после того, как вы прочитаете или расскажете их ему Поддерживает беседу с помощью более чем трех взаимных обменов репликами Использует или распознает простые рифмы |
Считает до 10 Называет некоторые числа от 1 до 5, когда вы указываете на них Использует слова о времени, такие как "вчера", "завтра", "утро" или "ночь". Удерживает внимание в течение 5 - 10 минут во время занятий. Называет некоторые буквы, когда вы указываете на них |
Застегает пуговицы Прыгает на одной ноге |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.