Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение A3.5
ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОЙ ТЕРАПИИ
РЕЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРИ СРРР (F80.0)
Этап |
Задача |
Содержание |
Подготовительный |
Совершенствование артикуляционной моторики и кинестетических ощущений |
Устранение (минимизация) анатомических дефектов артикуляторного аппарата (ортодонтическое и/или хирургическое лечение) |
Артикуляционные упражнения | ||
Логопедический массаж | ||
Формирование и развитие фонематического восприятия |
|
|
Основной |
Постановка звука (при невозможности - формирование компенсаторной артикуляции) |
Способы: По подражанию Механический смешанный |
Автоматизация звука |
Последовательность: В слогах В словах В предложениях (фразах) В текстах В различных коммуникативных ситуациях |
|
Дифференциация звука |
Последовательность: В слогах В словах В предложениях (фразах) В текстах В различных коммуникативных ситуациях |
РЕЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРИ СРРР (F80.1, F80.2)
I уровень речевого развития
Имеющиеся речевые средства ребенка: |
Ведущие симптомы нарушения: |
лепетные слова слова, совпадающие с нормативным языком ("да") звукокомплексы и звукоподражания обрывки лепетных аграмматичных фраз аморфные слова-заместители, не существующие в русском языке |
не могут составить предложение не понимают и не используют в речи способы грамматического оформления слов, предлоги словарный запас ограничен бытовыми ситуациями не понимают значения большинства слов, выходящих за рамки знакомых ситуаций звуко-слоговое оформление речи существенно нарушено типична многозначность слов |
Направления логопедической реабилитации:
1. Создание механизмов речевой деятельности: формирование мотива, коммуникативного намерения |
Поощрение вербального общения (вместо использования жестов) Развитие подражания на неречевом материале Сопровождение действий простыми речевыми комментариями (топ-топ, ам-ам, бай-бай) |
2. Развитие психологической базы речи |
Развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового) Развитие памяти (зрительной, тактильной, слуховой) Развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) |
3. Развитие импрессивной речи |
Последовательность работы: - понимание значения глаголов, прилагательных, существительных - понимание обобщающего значения слов - понимание грамматических категорий существительных, глаголов (число, время, вид) - дифференциация обращения к одному или нескольким лицам: (встань-встаньте, сядь-сядьте) - угадывание предмета по описанию |
4. Активизация подражательной речевой деятельности |
Последовательно формируется способность воспроизводить: - наименования родных и близких (мама, папа, деда, баба и др.) - имена окружающих - подражание голосам животных - приказания "стой!", "иди!", объединяя их в короткие предложения без требования правильного фонетического оформления (Мама на. Мама дай. Маша, спи!) |
5. Развитие внимания и памяти |
- Нахождение предметов (их изображений) в ряду стимулов по названию - Установление заданной последовательности предметов (их изображений) - Нахождение нового предмета (изображения) в ряду (ребенок закрывает глаза, логопед добавляет предмет) - Определение исчезнувшего предмета (изображения) из ряда (ребенок закрывает глаза, логопед убирает предмет) |
II уровень речевого развития
Имеющиеся речевые средства ребенка: |
Ведущие симптомы нарушения: |
|
|
Направления логопедической реабилитации
1. Развитие импрессивной речи |
Последовательность работы по развитию понимания речи: - различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (квазиомонимов); - понимание категории рода прилагательных; - понимание категории падежа существительных; - понимание значения притяжательных прилагательных; - понимание предлогов, выражающих различное пространственное расположение предметов (под, над, в, за и др.). |
2. Развитие лексического (словарного) запаса |
Последовательное составляется словарь предметов, признаков, действий по каждой обобщающей теме; Слова изучаются не изолированно, а в речевом контексте. Используется прием наращивания одинаковых слогов (мис-ка, шап-ка, руч-ка). Последовательно отрабатывается воспроизведение односложных слов (мак, дом), двусложных слов (вата, ваза), трехсложных слов (молоко, машина). |
3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов |
Формирование двухсоставного предложения происходит в последовательности: - составление предложения по картине; - составление предложения по демонстрации действий - составление предложения по вопросам. Формирование предложения из нескольких слов последовательно отрабатываются 3-х модели предложения: Кто что делает что? (Аня читает книгу). Кто что делает чем? (Аня рисует карандашом). Кто что делает кому? (Аня дает книгу Оле). Далее - составленные предложения объединяют в короткие рассказы (по картинке; по вопросам). Включается заучивание стихов и потешек. |
4. Развитие фонематического восприятия |
Осуществляется с учетом этапа, на котором в данный момент находится ребенок, с учетом следующей последовательности: 1 этап - узнавание неречевых звуков: что шумит за окном; какие звуки слышны из соседнего помещения; знакомство со звуками, которые издают различные предметы; узнавание направления звука. 2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса: на материале схожих неголосовых звуков (какая дудочка играет - большая или маленькая); на материале одинаковых звуков, издаваемых голосом (кто пел - мальчик или девочка); на материале сочетаний слов и фраз, произносимых голосом разной громкости, силы, тембра. 3 этап - различение слов, близких по звуковому составу: Выделение ненормативного произнесения слова из ряда слов; Различение слов, близких по звуковому составу (квазиомонимов); Восстановление заданной последовательности изображений слов с похожим звуковым составом (рак, лак, мак, бак). 4 этап - дифференциация слогов Выделение заданного слога в цепочке слогов (на-на-на-па; ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.). 5 этап - дифференциация фонем: Начинается с различения гласных звуков (поезд гудит - УУУ, девочка плачет - ААА, птичка поет - ИИИ...). 6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа: - анализ гласных звуков; - анализ согласных звуков, находящихся в конце слова; - анализ согласных звуков независимо от позиции в слове. |
5. Развитие звукопроизношения |
Этапы работы над звукопроизношением: - постановка звука; - автоматизация звука; - дифференциация звука. |
6. Формирование слоговой структуры |
Определять кол-во слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова |
III уровень речевого развития
Имеющиеся речевые средства ребенка: |
Ведущие симптомы нарушения: |
|
|
Направления логопедической реабилитации
1. Практическое усвоение лексико-грамматических средств языка |
Расширение лексики и грамматики осуществляется в следующей последовательности: - предмет и его части, назначение; - направление действий и местонахождение предмета (предлоги в, на, под); - принадлежность предмета (мой, моя, твой, твоя); - образование существительных при помощи простых суффиксов (ик); - образование уменьшительно-ласкательных форм при помощи суффиксов (очк, -ечк); - образование сложных слов (самовар, светофор, самокат, пароход); - образование родственных слов (лес, лесной, лесник). |
2. Формирование фонетической стороны языка (звукопроизношения) |
Разделы работы: Совершенствование артикуляционных навыков (артикуляционная гимнастика); Совершенствование фонематического слуха (различение на слух оппозиционных звуков); Совершенствование звукопроизношения (автоматизация поставленных звуков); Совершенствование слоговой структуры. |
3. Развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза |
Последовательность работы: - выделение звука из ряда звуков; - выделение слога из ряда слогов; - определение наличия звуков в слове; - определение ударного звука в слове; - звуковой анализ односложных слов. |
4. Овладение элементами грамоты |
- Деление слов на слоги; - Складывание слов из слогов (магнитная, разрезная азбука); - Вставление пропущенных букв. |
5. Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания (умения правильно действовать на основе обращений, указаний) |
- Усвоение переходности глаголов на предметы с учетом их признаков и характеристик (собери все зеленое, дай мне красный карандаш, а Вове - зеленый); - Выполнение ступенчатых инструкций (возьми куклу, положи на кровать, укрой одеялом). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.