Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 ноября 2024 г. N 03-07-11/108983
Вопрос: Департамент городского имущества города (далее - Департамент) приобретает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) у управляющих компаний, в том числе у государственных бюджетных учреждений (далее - ГБУ), в отношении находящихся в собственности города нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах путем заключения государственных контрактов на услуги управления многоквартирными домами в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Государственное регулирование тарифов по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
ГБУ для исполнения обязательств по управлению многоквартирными домами приобретает услуги по обращению с ТКО у регионального оператора в области обращения с ТКО.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению НДС реализация услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО. При этом к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
В городе тариф для регионального оператора на услуги по обращению с ТКО утвержден без НДС. В этой связи региональный оператор города АО применяет освобождение от НДС в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации управляющей компанией коммунальных услуг (обращение с ТКО) не подлежат налогообложению при условии приобретения таких услуг у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом ряд ГБУ при заключении с Департаментом государственных контрактов на услуги управления многоквартирными домами, пользуясь в соответствии с пунктом 5 статьи 149 НК РФ возможностью отказаться от применения вышеуказанного освобождения от налогообложения, определяет тариф на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом НДС.
Вместе с тем Департамент, руководствуясь принципом эффективности использования бюджетных средств в соответствии со статьей 34 БК РФ при планировании расходов на услуги по обращению с ТКО в отношении нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах не учитывал НДС к установленному предельному единому тарифу для региональных операторов.
Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" вносятся изменения освобождения от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО независимо от применения освобождения от НДС по другим коммунальным услугам, вступающие в силу с 01.10.2024.
С учетом изложенного Департамент просит разъяснить возможность выделения или начисления ставки НДС с учетом использования действующего предельного единого тарифа в правоотношениях, действующих до вступления новых норм законодательства.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации управляющими организациями, в том числе являющимися государственными бюджетными учреждениями, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сообщает.
Согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 октября 2024 года (далее - Кодекс), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемые управляющими организациями, в том числе являющимися государственными бюджетными учреждениями, по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения НДС. В связи с этим в отношении таких услуг указанные управляющие организации, применяющие освобождение, предусмотренное подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса, НДС не начисляют.
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В связи с этим в случае, если управляющая организация, в том числе являющаяся государственным бюджетным учреждением, в установленном порядке отказалась от освобождения от налогообложения НДС вышеуказанных коммунальных услуг, поименованных в подпункте 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемые такими управляющими организациями, подлежат налогообложению НДС с применением налоговой ставки в размере 20 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Одновременно отмечаем, что порядок расчета регулируемого тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами положениями Кодекса не регулируется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предоставляемые управляющими компаниями услуги по обращению с ТКО по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг у региональных операторов, освобождаются от НДС.
Если управляющая организация отказалась от освобождения, то эти услуги облагаются НДС по ставке 20%.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 ноября 2024 г. N 03-07-11/108983
Опубликование:
-