Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 ноября 2024 г. N 03-07-11/110127
Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросу начисления НДС в 2025 г.
Ситуация: ООО находится на УСН, в период 2021-2022 годы были заключены контракты на выполнение работ, в котором ООО является подрядчиком. Цена контракта была обозначена без НДС, в связи с применением УСН. Авансы по договорам не перечислялись, окончательный расчет предусмотрен по окончании выполнения работ.
Работы будут выполнены в 2025 году. Оплата поступит после подписания актов выполненных работ.
По итогам 8 месяцев 2024 года уже понятно, что выручка по ООО составит более 60 млн рублей, следовательно в 2025 г. ООО окажется плательщиком НДС по ставке 5%, на основании изменений НК РФ с 01.01.2025 г.
Просим дать разъяснения, подлежат ли обложению НДС в 2025 г. указанные выше операции. Если данные операции подлежат налогообложению НДС 5%, то просим сообщить, каким образом должен быть рассчитан НДС: в том числе в сумме договора, или сверху к сумме договора?
Ответ: В связи с обращением по вопросу применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа договора, заключенного вашей организацией с заказчиком.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим, а также учитывая, что положениями Кодекса не регулируются вопросы, касающиеся порядка определения цены контракта на выполнение работ, дать ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не представляется возможным.
Одновременно отмечаем, что с 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками НДС.
В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае, если организация, применяющая УСН не имеет оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такой организацией, будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим указанной организацией при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1-3 статьи 164 Кодекса, если этой организацией решение о применении норм пунктов 8 и 9 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1-1.2, 2.1-3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен и без включения в них НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 ноября 2024 г. N 03-07-11/110127
Опубликование:
-