Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 26 ноября 2024 г. N 766
Долговая политика Орловской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
I. Общие положения
Долговая политика Орловской области является частью бюджетной политики Орловской области. Управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом. Формирование долговой политики является важной задачей бюджетного планирования.
Долговая политика Орловской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета, эффективное управление государственным долгом и снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
II. Итоги реализации долговой политики
Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Орловской области в 2023 году и истекшем периоде 2024 года.
На 1 января 2024 года государственный долг Орловской области сложился в объеме 23 848,4 млн рублей, в его структуре задолженность по рыночным заимствованиям отсутствует.
За 2018 - 2023 годы доля государственного долга по отношению к собственным доходам региона снизилась на 34 процента.
В 2023 году Правительством Орловской области продолжена работа по привлечению бюджетных кредитов. По итогам 2023 года государственный долг Орловской области увеличился на 1 810,4 млн рублей.
Объем бюджетных кредитов, предоставленных Орловской области из федерального бюджета за 2023 год в соответствии с протоколами президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, составил 2 278,1 млн рублей, из них на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов - 381,6 млн рублей, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов, транспортной (дорожной) инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (объекты с вводом в эксплуатацию до I квартала 2024 года), - 487,2 млн рублей, специальные казначейские кредиты - 1 409,3 млн рублей, из которых 1 009,3 млн рублей направлены на строительство водовода для развития жилищного строительства, 400 млн рублей - на обновление общественного транспорта в малых городах и на сельских территориях.
Правительством Орловской области в 2023 году в соответствии с графиками, утвержденными дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, осуществлено погашение государственного долга на 467,6 млн рублей за счет собственных доходов региона.
По итогам проведенной в 2023 году Министерством финансов Российской Федерации оценки качества управления региональными финансами Орловская область перешла в группу субъектов с надлежащим качеством управления региональными финансами и сохранила свои позиции в группе регионов со средним уровнем долговой устойчивости.
Доля государственного долга Орловской области от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 1 января 2024 года составила 72,4 процента, что соответствует требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В 2024 году Правительством Орловской области продолжена работа по привлечению из федерального бюджета бюджетных кредитов на реализацию новых инвестиционных проектов.
В текущем году из федерального бюджета привлечены бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в общей сумме 23,2 млн рублей. Всего в 2024 году одобрено президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации для Орловской области 276,3 млн рублей средств инфраструктурных бюджетных кредитов.
В апреле 2024 года Орловской областью погашен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставленный в 2023 году в целях опережающего финансового обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов, транспортной (дорожной) инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), в размере 487,2 млн рублей.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и правила реструктуризации бюджетных кредитов, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми в 2024 году планируется за счет собственных доходов направить на погашение государственного долга 292,5 млн рублей, из них 1/3 реструктурированной задолженности (возможной к списанию), или 105,5 млн рублей вместо 316,5 млн рублей согласно ранее утвержденным графикам. 2/3 указанной задолженности, или 211,0 млн рублей, переносится на 2025 год и подлежит списанию.
Исполнение долговых обязательств Орловской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
Государственные гарантии Орловской области не предоставлялись.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
1. Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
1) макроэкономические условия реализации долговой политики.
Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в необходимых объемах и на приемлемых условиях. Увеличение Банком России размера ключевой ставки приведет к росту дополнительных расходов на обслуживание государственного долга;
2) уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного долга, динамика изменения его объема и структуры способствовали повышению уровня кредитоспособности Орловской области;
3) состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
Кредиты, привлеченные в кредитных организациях, сохранятся для Орловской области в качестве одного из источников погашения долговых обязательств.
Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг;
4) изменения, внесенные в действующие законодательные акты.
Немаловажным фактором, определяющим долговую политику, являются изменения, внесенные в бюджетное законодательство Российской Федерации в части совершенствования системы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем установления расширенного перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по группам долговой устойчивости.
2. Основными направлениями долговой политики являются:
1) направление дополнительно полученных доходов на погашение долговых обязательств Орловской области с учетом обеспечения в полном объеме расходных обязательств социального характера;
2) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
3) эффективное управление свободными остатками средств областного бюджета;
4) минимизация привлечения коммерческих кредитов и обеспечение постоянного доступа к кредитным ресурсам путем заключения с кредитными организациями договоров и соглашений об открытии кредитных линий;
5) минимизация стоимости заимствований;
6) равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;
7) своевременное и в полном объеме исполнение обязательств по кредитным договорам и соглашениям;
8) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете областного бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций (в случае их привлечения), и расходов на обслуживание государственного долга Орловской области;
9) ограничение объема расходов на обслуживание государственного долга - не более 10 процентов общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
10) осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Орловской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и условиям соглашений о предоставлении кредитов из федерального бюджета;
11) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Орловской области;
12) мероприятия, обеспечивающие выполнение условий соглашений по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов;
13) привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в целях увеличения доходов областного бюджета;
14) мероприятия, направленные на сокращение государственного долга за счет списания задолженности Орловской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 года N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705".
IV. Цели, принципы и задачи долговой политики Орловской области
1. Основными целями долговой политики Орловской области являются:
1) поддержание объема долговых обязательств Орловской области на экономически безопасном уровне;
2) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Орловской области в полном объеме;
3) обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Орловской области.
2. Принципами долговой политики Орловской области являются:
1) соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Орловской области;
3) сокращение стоимости обслуживания государственного долга Орловской области;
4) прозрачность управления государственным долгом Орловской области;
5) осуществление государственных внутренних заимствований Орловской области в форме кредитов кредитных организаций только в целях рефинансирования долговых обязательств.
3. Основными задачами долговой политики Орловской области являются:
1) снижение уровня государственного долга и поддержание его параметров в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и условиями соглашений с Министерством финансов Российской Федерации;
2) оптимизация структуры государственного долга;
3) минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
4) повышение эффективности государственных заимствований Орловской области;
5) обеспечение выполнения условий соглашений по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов;
6) обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
7) своевременное привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
8) управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета с целью снижения привлечения заемных средств;
9) обеспечение своевременного, точного и полного учета долговых обязательств Орловской области.
V. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики Орловской области в 2025 - 2027 годах будет направлена на сокращение государственного долга в соответствии с графиками погашения задолженности по бюджетным кредитам и реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, погашением бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в следующих объемах: в 2025 году - 1 675,9 млн рублей, в 2026 году - 1 695,7 млн рублей, в 2027 году - 1 729,9 млн рублей, за счет мобилизации собственных доходов областного бюджета.
Основными инструментами реализации долговой политики являются бюджетные кредиты, рыночные заимствования, использование механизма списания задолженности по бюджетным кредитам.
В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Орловской области при необходимости будет продолжена работа с Управлением Федерального казначейства по Орловской области по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджетов субъектов Российской Федерации.
VI. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Орловской области
Для достижения целей долговой политики Орловской области важно проводить оценку потенциальных рисков, возникающих в процессе реализации долговой политики. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
1) риск недополучения планируемых объемов поступления доходов областного бюджета, что потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств областного бюджета и обеспечения его сбалансированности.
В целях оценки данного риска планируется проведение мониторинга исполнения областного бюджета и принятие управленческих решений по недопущению возникновения риска;
2) риск роста процентных ставок - возникновение непредвиденных расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Орловской области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки;
3) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
4) риск несоблюдения условий дополнительных соглашений к соглашениям от 25 декабря 2017 года N 01-01-06/06-390 и N 01-01-06/06-395 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Орловской области;
5) риск несоблюдения условий Дополнительного соглашения к Соглашению от 14 декабря 2020 года N 01-01-06/06-998 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения дефицита бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;
6) риск несоблюдения условий Соглашения от 30 июля 2021 года N 01-01-06/06-294 о предоставлении бюджетного кредита из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
В целях оценки данных рисков планируется проведение мониторинга исполнения областного бюджета.
Вместе с тем опережающий рост расходных обязательств над доходными источниками не позволяет в полном объеме обеспечить исполнение принятых расходных обязательств, в первую очередь социального характера.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Орловской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений.
VII. Размещение информации о государственном долге Орловской области
Информация о государственном долге Орловской области размещается ежемесячно в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 26 ноября 2024 г. N 766 "Об утверждении долговой политики Орловской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.