Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 октября 2024 г. N 03-07-11/106129
Вопрос: С учетом изложенного направляю данное обращение с целью разъяснения мне требований налогового законодательства, которое будет применяться с 01.01.2025 г.
Согласно информации, выложенной на сайте ФНС России с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость.
Однако нововведения коснутся далеко не всех налогоплательщиков УСН.
Освобождение от налогообложения НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ будет распространяться на тех, чьи доходы за предшествующий налоговый период не превысили в совокупности 60 млн рублей.
Я являюсь Индивидуальным предпринимателем и применяю УСН по ставке 15% (доходы - расходы). Основным видом моей деятельности является сдача в аренду собственных помещений и управление недвижимостью третьих лиц, в том числе сдача помещений в субаренду.
Общий оборот средств, проходящих по счету за календарный год у меня превышает показатель 60 млн рублей за календарный год. Однако далеко не все средства составляют мой доход, так в состав поступающих платежей входят:
оплата за коммунальные услуги, поступающие от Арендаторов, Субарендаторов, которая в последующем перечисляется мной на счета поставщиков коммунальных услуг;
арендные платежи, часть которых в последующем перечисляется мной собственникам помещений, у которых я арендую помещения по договорам аренды и в дальнейшем сдаю их в субаренду различным организациям;
плата за подготовку документов, необходимых Субарендаторам (не в качестве услуги - например, перечислены средства за заказ техплана, техпаспорта, которые затем оплачены по договору соответствующей организации).
Вышеперечисленные мной платежи не входят в состав моих доходов и вычитаются в качестве затрат при исчислении УСН. Однако все вышеперечисленные средства поступают на мой расчетный счет наряду с доходами. В результате чего и образуются обороты по расчетному счету свыше 60 000 000 рублей.
С учетом вышеизложенного и исходя из формулировки ст. 145 НК РФ прошу пояснить для исключения в последующем нарушения мной требований действующего законодательства при исчислении налогов:
- при определении совокупного дохода для начисления НДС при применении мной УСН 15% (доходы - минус расходы) вправе ли я исключать из сумм, прошедших через мой расчетный счет, вышеперечисленные расходы;
- если при исчислении совокупного дохода для начисления НДС при применении мной УСН 15% (доходы - минус расходы) я вправе исключать данные расходы, то требуется ли мне представлять в ИФНС подтверждающие документы и какие это документы в какие сроки я должен буду их предъявить (ежемесячно, ежеквартально или 1 раз в год);
- если при исчислении совокупного дохода для начисления НДС при применении мной УСН 15% (доходы - минус расходы) я не вправе исключить указанные выше расходы - вправе ли я выставлять НДС моим контрагентам (арендаторам и субарендаторам);
Также прошу пояснить в отношении платежей по коммунальным услугам, которые проходят через мой расчетный счет. Если я буду обязан включать их в совокупный доход и начислять НДС, не будет ли в дальнейшем данное налогообложение признано двойным (что может привести к взысканию начисленных НДС с меня моими контрагентами как неосновательного обогащения), поскольку изначально согласно счетов поставщиков коммунальных услуг на суммы, выставленные к оплате за потребленные ресурсы, уже начисляется НДС, который уплачивается мной и в дальнейшем перевыставляется моим контрагентам (арендаторам, субарендаторам).
Ответ: В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа договоров аренды, субаренды и документов, на основании которых арендаторы, субарендаторы оплачивают коммунальные услуги.
В то же время в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
В связи с этим, дать ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признается налогоплательщиком НДС с 1 января 2025 года.
При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 "главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
Таким образом, на основании положений Федерального закона N 176-ФЗ индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, в том числе с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в целях применения с 1 января 2025 г. НДС определяет размер доходов в соответствии с указанной выше статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, а не размер налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В связи с этим, если индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, будет иметь сумму доходов, определяемых в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ, в совокупности свыше 60 миллионов рублей, то такой индивидуальный предприниматель оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС иметь не будет, и операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые этим индивидуальным предпринимателем на территории Российской Федерации с 1 января 2025 года будут подлежать налогообложению НДС по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
При этом согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 2 Федерального закона такой индивидуальный предприниматель вправе при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку НДС в размере 5 либо 7 процентов при выполнении условий, предусмотренных данным пунктом.
На основании подпункта "а" пункта 6 и подпункта "а" пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ суммы НДС, предъявленные продавцами указанному индивидуальному предпринимателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для осуществления этим индивидуальным предпринимателем операций, облагаемых НДС по налоговой ставке в размере 5 или 7 процентов, вычету не подлежат.
Если индивидуальный предприниматель не воспользуется правом на применение налоговой ставки НДС в размере 5 или 7 процентов, то операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации такой индивидуальный предприниматель будет облагать НДС с применением налоговых ставок в размере 20 или 10 процентов. В этом случае суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 20 или 10 процентов, подлежат вычету, в порядке, определенном статьями 171 и 172 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ИП на УСН признается налогоплательщиком НДС с 1 января 2025 г. Освобождение от НДС применяется, если за предшествующий налоговый период по УСН сумма доходов ИП не превысила в совокупности 60 млн руб. Минфин разъяснил, как определяется сумма доходов ИП на УСН с объектом "доходы минус расходы" и какие ставки НДС применяются при превышении.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 октября 2024 г. N 03-07-11/106129
Опубликование:
-