23 июня 2014 г. |
Дело N А56-43939/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Иван Федоров" Коретниковой Е.Ю. (доверенность от 11.06.2014 N 273) и Лукина П.И. (доверенность от 11.06.2014 N 274), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Джураева А.А. (доверенность от 23.01.2014 N 58-11-20),
рассмотрев 16.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2013 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Фокина Е.А.) по делу N А56-43939/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Иван Федоров", место нахождения: 199155, Санкт-Петербург, Уральская ул., д. 4Б, ОГРН 1037835005449 (далее - ОАО "Иван Федоров", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - Отдел), от 07.06.2013 N 2-8-342/1/1 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением от 20.12.2013 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 25.03.2014 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы отмечает, что по смыслу статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты. Отдел указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Таксити" (далее - ООО "Таксити") является одним из правообладателей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Отдела от 19.04.2013 N 2-8-342 сотрудниками Отдела в период с 29.05.2013 по 07.06.2013 проведена плановая выездная проверка объекта защиты: административно-производственного здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 9-11, лит. К.
По результатам проверки составлен акт от 07.06.2013 N 2-8-342/1/1, в котором указано на нарушение ОАО "Иван Федоров" (собственником части помещений проверяемого здания) требований строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СниП 21-01-97*), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390), свода правил СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - МЧС РФ) от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), свода правил СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 177 (далее - СП 7.13130.2009), Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), строительных норм и правил СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", утвержденных постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 115 (далее - СНиП 41-01-2003), Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03), свода правил СП 2.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 172 (далее - СП 2.13130.2009), свода правил СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174 (далее - СП 4.131302009).
Отдел 07.06.2013 вынес предписание N 2-8-342/1/1 о необходимости устранения Обществом в срок до 01.11.2013 следующих нарушений:
1) помещения оснащены системой автоматической пожарной сигнализации, выполненной в соответствии с требованиями действующих нормативно правовых актов, не в полном объеме (нарушен пункт 14, табл. 1 НПБ 110-03);
2) помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями, не в полном объеме (нарушен пункт 4.1 табл. 1 НПБ 104-03);
3) отделка стен на путях эвакуации выполнена с использованием материалов, не имеющих подтверждения их требуемой пожарной опасности (горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности и токсичности) (масляная краска лестничных клеток и коридоров) (нарушены пункты 1.1, 6.25* СНиП 21-01-97*, статья 89 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.3.2 СП 1.13130.2009);
4) коридоры, длиной более 15 метров без естественного освещения не оборудованы системами дымоудаления (помещения 65, 106, 114, 174, 181, 192, 215, 242, 94) (нарушены статьи 85 и 138 Закона N 123-ФЗ, ст. 7.2 (В) СП 7.13130.2009, пункт 8.2 СНиП 41-01-2003);
5) не разработана и утверждена в установленном порядке проектная документация по произведенным перепланировкам помещений (пом. 106, 114 (2 этаж)) (нарушены пункты 1.1, 4.3 СНиП 21-01-97*);
6) несущие элементы здания, участвующие в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре (косоуры лестничных маршей), не имеют документации, подтверждающей их соответствие, в части обеспечения предела огнестойкости (R 45) для требуемой 3-й степени огнестойкости здания (ЛК4, ЛК5) (нарушены т. 4* СНиП 21-01-97*, статья 87 Закона N 123-ФЗ, пункт 6.6.2 СП 2.13130.2009);
7) отсутствует второй эвакуационный выход со 2-го и 3-го этажа здания (нарушен пункт 6.13* СНиП 21-01-97*);
8) пути эвакуации не обеспечены аварийным освещением на случай отключения электроэнергии (не предусмотрены аккумуляторные батареи для питания аварийного освещения, рассчитанные на работу не менее 1 часа) (нарушен пункт 43 Правил N 390);
9) на лестничных клетках допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен, на высоте менее 2.2 м от поверхности проступей и площадок лестниц, (батареи водяного отопления) (лестничная клетка Литер К) (нарушены пункт 6.32 СНиП 21-01-97*, статья 89 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.44 СП 1.13130.2009);
10) кровля здания оборудована парапетным ограждением не в полном объеме (нарушены пункты 1.1, 8.11 СНиП 21-01- 97*, статья 16 Закона N 123-ФЗ);
11) не проведены периодические испытания парапетного ограждения и наружных металлических лестниц с оформлением соответствующих подтверждающих документов (протокол испытаний, лицензия организации на производство данных работ) (нарушен пункт 24 Правил N 390);
12) на лестничных клетках допущена открытая прокладка (размещение) электрических и проводов (нарушен пункт 6.32 СНиП 21-01-97*, статья 89 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.44 СП 1.13130.2009).
ОАО "Иван Федоров" оспорило указанное предписание в арбитражный суд, отметив, что плановая проверка проведена с грубыми нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным предписание, указав, что ОАО "Иван Федоров" как правообладатель объекта защиты не было включено в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, что свидетельствует об отсутствии основания для проведения проверки в отношении названного юридического лица и нарушении требований части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В ходе проверки установлено, что на принадлежащем ОАО "Иван Федоров" на праве собственности объекте защиты, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 9-11, лит. К, арендаторами помещений допущены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности, которые нашли свое отражение в акте проверки от 07.06.2013 N 2-8-342.
Вместе с тем в судебном заседании судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Отделом допущены грубые нарушения Закона N 294-ФЗ в ходе проведения проверки.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом N 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ названным Законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 17 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ определено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
В силу статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных названной статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, не чаще чем один раз в три года.
Согласно части 5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Как указано в части 7 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с информацией, содержащейся в распечатке с сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ежегодным планом проверок на 2013 год утверждена плановая проверка в отношении объекта защиты, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 9-11, лит. К. В качестве правообладателя объекта защиты по данному адресу, в отношении которого планировалось проведение проверки, указано только ООО "Таксити" (том 1, лист дела 126).
Суды на основании материалов дела установили, что ООО "Таксити" арендует у ОАО "Иван Федоров" объекты недвижимости по указанному адресу.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 6.1 Закона N 69-ФЗ в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо указания наименования и места нахождения объекта защиты указывается также наименование его правообладателя (правообладателей).
Таким образом, отсутствие указания правообладателя в плане проверки на 2013 год является нарушением статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ.
Вместе с тем необходимо отметить следующее грубое нарушение Закона N 294-ФЗ, допущенное Отделом в ходе проведения проверки.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела следует, что административный орган не направлял копию распоряжения о проведении проверки в адрес Общества по правилам, установленным частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ. Согласно материалам дела Отдел направлял в адрес Общества телеграмму с уведомлением о проведении проверки (том 1, листы дела 79-81). Названная телеграмма не может подменять собой распоряжение о проведении проверки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 нарушение части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной правомерно признали недействительным предписание Отдела от 07.06.2013 N 2-8-342/1/1.
Судами при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А56-43939/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.