20 июня 2014 г. |
Дело N А66-12296/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СЛ-Макон" Свечниковой И.М. (доверенность от 15.05.2014), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Лупановой Н.В. (доверенность от 16.04.2014 N 32а-04), Артюковой О..А. (доверенность от 27.12.2013 N 47-04),
рассмотрев 11.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2013 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-12296/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЛ-Макон", место нахождения: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 21-А, ОГРН 1026900521867 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), от 22.07.2013 N 1758 о предоставлении в собственность земельного участка под объект недвижимого имущества (далее - Распоряжение N 1758) и обязании Министерства устранить допущенное нарушение прав Общества путем пересчета цены выкупаемого земельного участка площадью 722 кв.м с кадастровым номером 69:40:04 00 081:74, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д. 21-А, исходя из цены, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывает податель жалобы, Общество не приложило к заявлению документы, подтверждающие наличие оснований для применения льготной выкупной цены земельного участка, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ); суды неверно истолковали абзац 3 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ; возведение объекта недвижимости за счет средств коммерческой организации свидетельствует о том, что указанный объект не мог быть отчужден из государственной либо муниципальной собственности; спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.01.2013, в связи с чем является вновь образованным; на данном земельном участке никогда не располагались объекты, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Стройлизинг-Макон" (правопредшественником Общества) на основании протоколов от 01.10.2001 N 3, 4, передаточных актов от 14.11.2001 зарегистрировано право собственности на автозаправочную станцию контейнерного типа (далее - АЗС) с кадастровым номером 69:40:04:00:081:0023:1/021313/37/10000/А, расположенную по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д. 21-а (свидетельство о государственной регистрации права от 13.05.2002 серии 69-АА N 245266).
Названный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 930,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:04 00 081:0023 по названному адресу, предоставленном Обществу в аренду на основании договора от 01.01.2002 передачи арендных прав на земельный участок, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью строительно-коммерческая фирма "Стройлизинг" (далее - Фирма), и договора аренды от 13.06.2001, заключенного администрацией города Твери и Фирмой.
Общество 31.01.2013 обратилось к Министерству с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка.
Распоряжением N 1758 Министерство предоставило Обществу в собственность земельный участок площадью 722 кв.м с кадастровым номером 69:40:04 00 081:74 под АЗС, установив в пункте 3 указанного Распоряжения цену выкупа земельного участка - 1 063 879 руб. 64 коп., что составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка.
Общество, посчитав, что Распоряжение N 1758 вынесено без учета права заявителя на приобретение земельного участка по льготной цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, обратилось к Министерству с письмом от 02.08.2013 N 30 о внесении изменений в пункт 3 названного Распоряжения, указав цену выкупа участка - 177 313 руб. 27 коп.
Министерство письмом от 04.09.2013 N 14629-09 отказало в пересчете цены выкупа спорного участка, указав, что в рассматриваемом случае выкупная цена участка не может составлять 2,5% его кадастровой стоимости.
Общество, считая, что земельный участок подлежит выкупу по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали оспариваемый пункт Распоряжения N 1758 недействительным, обязав Министерство устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с названным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, численность населения которых не превышает 3 миллионов человек.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Суды установили, что принадлежащая Обществу АЗС возведена в рамках договора простого товарищества от 10.06.1997 товариществами с ограниченной ответственностью "Макон" - правопредшественником общества с ограниченной ответственностью "Макон" (далее - ООО "Макон") и СКФ "Стройлизинг" (далее - ТОО СКФ "Стройлизинг") - правопредшественником Фирмы.
АЗС возведена на предоставленном в аренду администрацией города Твери ТОО СКФ "Стройлизинг" по договору от 10.12.1996 N 1284 аренды земель промышленного, общественного и иного назначения земельном участке общей площадью 6275,7 кв.м в связи с приобретением последним у малого государственного предприятия "Текстильстрой" расположенных на этом участке объектов недвижимости (производственной базы) в соответствии с договором купли-продажи от 22.04.1992 и впоследствии передана в качестве вклада товарища.
АСЗ введена в эксплуатацию 23.09.1997 (акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 23.09.1997), затем передана Фирмой и ООО "Макон" в качестве вклада в уставный капитал Общества.
После завершения строительства АЗС из земельного участка площадью 62 575,7 кв.м, на котором расположены АЗС и производственная база, выделен земельный участок с кадастровым номером 69:40:04 00 081:0023 (после уточнения границ - земельный участок с кадастровым номером 69:40:04 00 081:0028 площадью 922 кв.м), который был передан Фирме по договору аренды от 13.06.2001, а в последующем Обществу по договору от 01.01.2002 передачи арендных прав на земельный участок.
В связи с необходимостью выделения из земельного участка с кадастровым номером 69:40:04 00 081:0028 земель общего пользования произведено его межевание с образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:04 00 081:0073 (земли общего пользования) и 69:40:04 00 081:0074 площадью 722 кв.м (под АЗС).
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, пришли к выводу, что спорная АЗС построена на земельном участке, на котором располагались объекты недвижимости (производственная база), ранее принадлежащие малому государственному предприятию "Текстильторг" и отчужденные из государственной собственности, в связи с чем признали, что Общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Ссылка подателя жалобы на то, что спорный земельный участок является вновь образованным земельным участком, была предметом исследования апелляционного суда и получила надлежащую правовую оценку.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу N А66-12296/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.