24 июня 2014 г. |
Дело N А56-69071/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СтройКорпорация" Гаврилюк О.М. (доверенность от 01.12.2013 N 12/18), от Государственной административно-технической инспекции Царькова А.С. (доверенность от 09.04.2014 N 01-04-1204/14-0-0),
рассмотрев 23.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКорпорация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2014 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-69071/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройКорпорация" (место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, Тележная улица, дом 37, литера Д, ОГРН 1077847382580; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литера А, ОГРН 1027809192575; далее - Инспекция) от 08.11.2013 N 4735 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании пунктов 1 и 3 статьи 14, пункта 1 статьи 43-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде 500 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций пункта 1 статьи 43-1 Закона N 273-70. По мнению подателя жалобы, суды неправильно установили фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, а потому выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 07.10.2013 должностным лицом Инспекции выявлен факт ограничения движения транспортных средств на участке дороги по адресу: Санкт-Петербург, Автогенная улица, о чем в присутствии понятых составлен протокол осмотра территории от 07.10.2013 с фототаблицей.
08.10.2013 указанная территория повторно осмотрена должностным лицом Инспекции в присутствии двух понятых с применением фотофиксации, по результатам осмотра составлен протокол от 08.10.2013, в котором также зафиксировано производство работ по текущему ремонту проезжей части Автогенной улицы с ограничением движения автотранспорта.
11.10.2013 должностным лицом Инспекции еще раз произведен осмотр указанной территории и выявлен факт ограничения движения транспортных средств, что отражено в протоколе осмотра территории от 11.10.2013, составленном в присутствии понятых, и фототаблице.
При этом распоряжение Инспекции от 14.10.2013 N 1582-ЗД о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга в отношении названного участка дороги получено Обществом на срок с 25.10.2013 по 29.10.2013.
11.10.2013 уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 58482, 58475 и 58476 применительно к пункту 1 статьи 43-1, пунктами 1 и 3 статьи 14 Закона N 273-70 соответственно.
Постановлением от 08.11.2013 N 4735 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 58482 от 11.10.2013 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 43-1, пунктами 1 и 3 статьи 14 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде 500 000 руб. штрафа.
В названном постановлении административный орган указал на нарушение заявителем требований, установленных в пункте 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (далее - Порядок N 272), в пунктах 3.2.1, 3.2.21, 3.2.4, 4.3 и 6.1 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Государственной административно-технической инспекции от 22.01.2008 N 4 (далее - Правила N 4) и в пункте 4 Порядка принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением Государственной административно-технической инспекции от 03.05.2012 N 4 (далее - Порядок N 4).
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сделав выводы о наличии в действиях Общества составов вмененных административных правонарушений и отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 нарушение порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, установленного Правительством Санкт-Петербурга, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70 (действовавшего в спорный период) производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей. Нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, за исключением правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до трехсот тысяч рублей (пункт 3 статьи 14 Закона N 273-70).
Случаи временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге определены в Законе Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 434-89 "О временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 434-89).
Согласно статье 1 Закона СПб N 434-89 ограничение движения транспортных средств - запрещение на определенный срок по автомобильным дорогам или отдельным участкам автомобильных дорог движения, и(или) остановки, и(или) стоянки транспортных средств либо отдельных категорий транспортных средств, в том числе в соответствии с графиком движения транспортных средств, с использованием элементов обустройства автомобильных дорог и(или) технических средств в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, в том числе на основании схем, утверждаемых Правительством Санкт-Петербурга.
В целях совершенствования организации движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге и в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Законом СПб N 434-89 Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 27.03.2012 N 272 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге".
В соответствии с пунктом 4 названного Постановления Комитету по транспортно-транзитной политике и Государственной административно-технической инспекции необходимо в двухмесячный срок разработать и утвердить порядки принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге в пределах своей компетенции, установленной названным Постановлением.
Из пункта 1.6 Порядка N 272 следует, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пунктах 1.1.1 (при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог) и 1.2.6 (при установлении временных ограждений и (или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений) названного Порядка, устанавливаются Государственной административно-технической инспекцией путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге установлен Правительством Санкт-Петербурга, а полномочия по разработке порядка приема и рассмотрения заявок и принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств переданы Инспекции в пределах компетенции, установленной в пункте 1.6 Порядка N 272.
При этом в силу пункта 3.1-2 Положения о Государственной административно-технической инспекции, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223, Инспекция уполномочена принимать решения о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге по основаниям, установленным в подпункте 1 пункта 1 и подпункте 6 пункта 2 статьи 2 Закона N 434-89.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 4 принятие решений о введении ограничений или прекращения движения осуществляется на основании распоряжения Инспекции по основаниям, предусмотренным в пункте 2 названного Порядка.
Порядок N 4 распространяется на случаи ограничения движения или прекращения движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при установлении временных ограждений и (или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений (пункт 2 названного Порядка).
В пункте 3.2.1 Правил N 4 указано, что до начала производства работ, указанных в пункте 4 названных Правил, необходимо получить ордер на их производство, а до начала производства работ, указанных в пункте 5 Правил N 4, информировать о начале производства работ организацию, осуществляющую содержание и техническую эксплуатацию объекта, а также владельцев инженерных сетей и сооружений (при производстве работ в охранных зонах таких объектов).
Согласно пункту 3.2.21 Правил N 4 при выполнении работ производитель работ обязан получить распоряжение Инспекции о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга при необходимости такого ограничения (прекращения), а также соблюдать порядок и сроки временного ограничения (временного прекращения) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Инспекции в случае введения такого ограничения (прекращения).
На основании пункта 3.2.4. Правил N 4 на месте работ устанавливается информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов. В случае временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга информационный щит должен быть установлен не менее чем за два дня до начала такого ограничения (прекращения) движения.
Из материалов дела усматривается, что Общество является производителем работ в соответствии с ордером Инспекции от 09.10.2013 N У-3589 на производство плановых работ (ремонт дорожного покрытия) по адресу: Санкт-Петербург, Автогенная улица, от Большого Смоленского проспекта до железнодорожного переезда, срок выполнения работ с 10.10.2013 по 15.11.2013.
Впоследствии в целях организации дорожного движения при производстве вышеназванных работ Общество получило распоряжение Инспекции 14.10.2013 N 1582-ЗД о временном ограничении движения транспортных средств на участке дороги по адресу: Санкт-Петербург, Автогенная улица (от Большого Смоленского проспекта до конца улицы) на срок с 25.10.2013 до 29.10.2013.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что в период проведения административным органом осмотров вышеназванной территории (07.10.2013, 08.10.2013 и 11.10.2013) распоряжение Инспекции о временном ограничении движения транспортных средств на указанном участке дороги Обществом не получено, а работы начаты до получения ордера на их производство.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о нарушении заявителем вышеприведенных нормативных требований и наличии в действиях Общества составов вмененных правонарушений, административное наказание за совершение которых назначено Инспекцией с соблюдением положений статьи 4.4 КоАП РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу N А56-69071/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКорпорация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.