27 июня 2014 г. |
Дело N А26-5295/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Сальниковой Е.С. (доверенность от 30.12.2013) от общества с ограниченной ответственностью "Вуд Трек" Ильиной Н.Ю. (доверенность от 01.08.2013),
рассмотрев 23.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу N А26-5295/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вуд Трек", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 15, офис 308, ОГРН 1021000517042, ИНН 1001129922 (далее -Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185003, г. Петрозаводск, Республика Карелия, Московская ул., д. 12 а, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее - Инспекция), от 29.03.2013 N 4.5-85 в части:
- непринятия в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходов, связанных с сервисным обслуживанием автомобиля "Mazda СХ-7" в сумме 21 540 руб. 76 коп. в 2010 году, в сумме 30 609 руб. 30 коп. в 2011 году, расходов на оплату бензина, приобретенного в 2011 году для доставки автомобиля "Mazda СХ-7" до сервисного центра, в сумме 1 617 руб. 27 коп.; расходов на сервисное обслуживание автомобиля "Honda CR-V" в 2011 году в сумме 8 334 руб. 50 коп. и на оплату бензина в сумме 385 руб. 62 коп.; исчисления с указанных сумм налога на прибыль, а также соответствующих сумм пеней и штрафа;
- начисления 6 536 руб. 12 коп. пеней, в том числе 653 руб. 59 коп. в федеральный бюджет, 5 882 руб. 53 коп. в бюджет Республики Карелия за неисполнение обязанности по своевременному перечислению 137 434 руб. авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2010 года;
- непринятия в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходов за 2009 год в сумме 408 руб., за 2010 год в сумме 44 руб. и установления факта занижения расходов в 2011 году на 2 370 руб.; исчисления с указанных сумм налога на прибыль, а также соответствующих сумм пеней и штрафа;
- доначисления 2 720 руб. единого социального налога за 2009 год, а также соответствующих сумм пеней;
- непринятия 6 701 руб. 98 коп. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в том числе в квартале III 2010 года 2 375 руб.10 коп., в IV квартале 2010 года 1 502 руб. 24 коп., в I квартале 2011 года 2 040 руб. 99 коп., в III квартале 2011 года 783 руб. 65 коп., доначисления соответствующих сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней и штрафа;
- установления факта неудержания и неперечисления налоговым агентом 9 082 руб. налога на доходы физических лиц в сумме, в том числе в августе 2010 года 2 024 руб., в ноябре 2010 года 1 280 руб., в марте 2011 года 3 942 руб., в июле 2011 года 753 руб., в октябре 2011 года 1 083 руб., и предложения удержать данные суммы и перечислить их в бюджет, а также в части начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Решением от 02.12.2013 заявление Общества удовлетворено частично, решение Инспекции от 29.03.2013 N 4.5-85 признано недействительным в части:
- непринятия в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходов, связанных с сервисным обслуживанием автомобиля "Mazda СХ-7" в сумме 21 540 руб. 76 коп. в 2010 году, в сумме 30 609 руб. 30 коп. в 2011 году, расходов на оплату бензина, приобретенного в 2011 году для доставки автомобиля "Mazda СХ-7" до сервисного центра, в сумме 1 617 руб. 27 коп.; расходов на сервисное обслуживание автомобиля "Honda CR-V" в 2011 году в сумме 8 334 руб. 50 коп. и на оплату бензина в сумме 385 руб. 62 коп.; исчисления с указанных сумм налога на прибыль, а также соответствующих сумм пеней и штрафа;
- начисления 6 536 руб. 12 коп. пеней, в том числе 653 руб. 59 коп. в федеральный бюджет, 5 882 руб. 53 коп. в бюджет Республики Карелия за неисполнение обязанности по своевременному перечислению 137 434 руб. авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2010 года;
- непринятия в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходов за 2009 год в сумме 408 руб., за 2010 год в сумме 44 руб. и установления факта занижения расходов в 2011 году на 2 370 руб.; исчисления с указанных сумм налога на прибыль, а также соответствующих сумм пеней и штрафа;
- доначисления 2 720 руб. единого социального налога за 2009 год в размере, а также соответствующих сумм пеней;
- непринятия 6 701 руб. 98 коп. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в том числе в квартале III 2010 года 2 375 руб.10 коп., в IV квартале 2010 года 1 502 руб. 24 коп., в I квартале 2011 года 2 040 руб. 99 коп., в III квартале 2011 года 783 руб. 65 коп., доначисления соответствующих НДС, пеней и штрафа;
- установления факта неудержания и неперечисления налоговым агентом 7 999 руб. налога на доходы физических лиц в сумме, в том числе в августе 2010 года 2 024 руб., в ноябре 2010 года 1 280 руб., в марте 2011 года 3 942 руб., в июле 2011 года 753 руб. и предложения удержать данные суммы и перечислить их в бюджет, а также в части начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.03.2014 решение от 02.12.2013 оставлено без изменения в части признания недействительным оспариваемого решения Инспекции по эпизоду, связанному с начислением пеней в сумме 6 536 руб. 12 коп. за неисполнение обязанности по своевременному перечислению 137 434 руб. авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2010 года. В остальной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.12.2013 и постановление от 27.03.2014 в части признания недействительным решения Инспекции от 29.03.2013 N 4.5-85 по эпизоду, связанному с начислением 6 536 руб. 12 коп. пеней за неисполнение обязанности по своевременному перечислению 137 434 руб. авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2010 года.
По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно отразил сумму излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 665 595 руб. в налоговой декларации за 9 месяцев 2010 года, а не в налоговой декларации по налогу на прибыль за I квартал 2010 года, поскольку в данном случае датой признания в учете дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде, является дата направления в Карельскую таможню письма от 01.02.2010 с заявлением о возврате излишне уплаченных Обществом таможенных пошлин в сумме 687 171 руб. 68 коп.
Податель жалобы полагает, что суды необоснованно связывают момент возникновения обязанности по отражению указанной суммы в налоговой декларации и исчисления налога на прибыль со вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2010 по делу N А26-1561/2010.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов Обществом за период с 01.01.2009 по 31.10.2012.
По результатам проверки составлен акт от 26.02.2013 N 4.5-52 и принято решение от 29.03.2013 N 4.5-85 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 23.05.2013 N 13-11/04460 решение Инспекции от 29.03.2013 N 4.5-85 оставлено без изменения.
Считая решение налогового органа в оспариваемой части незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования заявителя по эпизоду, связанному с начислением 6 536 руб. 12 коп. пеней, придя к выводу, что поскольку именно решением Арбитражного суда Республики Карелия 17.05.2010 по делу N А26-1561/2010 суммы перечисленных Обществом в 2007 - 2008 годах таможенных пошлин квалифицированы как излишне уплаченные, то до момента принятия решения таможенным органом либо судебного решения о признании сумм таможенных пошлин излишне уплаченными (взысканными), данные суммы являлись таможенными платежами и Общество не могло отразить их в качестве внереализационных доходов в налоговой декларации за I квартал 2010 и I полугодие 2010 года.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что Общество 01.02.2010 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате 687 171 руб. 68 коп. излишне уплаченных Обществом таможенных пошлин.
Основанием для написания заявления о возврате явился произведенный Обществом перерасчет плотного объема древесины, в связи с неправильным применением переводных коэффициентов при таможенном оформлении груза.
Поскольку письмом Карельской таможни от 04.02.2010 N 18-40/1403 было отказано в возврате таможенных пошлин, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным данного отказа и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2010 по делу N А26-1561/2010 заявление Общества удовлетворено, на Карельскую таможню возложена обязанность возвратить излишне уплаченные в 2007 - 2008 годах таможенные пошлины в сумме 665 596 руб. 22 коп. Данное решение оставлено без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2011.
Согласно карточке счета 91.1 "Прочие доходы и расходы" излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 665 595 руб. 22 коп. учтены Обществом 07.09.2010 по кредиту счета 91.1 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с кредиторами и дебиторами" и в качестве доходов прошлых лет включены в налоговую базу для исчисления налога на прибыть, что отражено в налоговой декларации за 9 месяцев 2010 года.
Согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 248 НК РФ доходы подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.
В силу пункта 10 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика считаются, в частности, доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.
Как видно из материалов дела, в соответствии с подпунктом 10 статьи 250 НК РФ Общество квалифицировало полученную им экономическую выгоду от подлежащих возврату суммы таможенных пошлин как внереализационный доход в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде.
При определении даты получения внереализационного дохода заявитель руководствовался подпунктом 6 пункта 4 статьи 271 НК РФ, согласно которому датой получения дохода прошлых лет является дата выявления дохода (получения и (или) обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода).
Суды правомерно удовлетворили требования заявителя, указав на то, что документом, свидетельствующим о наличии у Общества дохода прошлых лет, является решение суда по делу N А26-1561/2010, вступившее в законную силу 13.08.2010, в соответствии с которым суммы уплаченных налогоплательщиком в 2007 - 2008 годах таможенных пошлин квалифицированы как излишне уплаченные.
Довод жалобы о том, что заявитель должен был отразить доходы прошлых лет в налоговых декларациях по налогу на прибыль за I квартал и I полугодие 2010, отклоняется судом кассационной инстанции.
В указанный период Общество не располагало документами, подтверждающими излишнюю уплату в бюджет сумм таможенных платежей, и получение этих документов не зависело от него. Следовательно, заявителем не допущено ошибок (искажений) при исчислении налоговой базы этого периода.
Инспекция не доказала факта совершения Обществом ошибки (искажения) при исчислении базы, облагаемой налогом на прибыль за I квартал, полугодие 2010 года. Таким образом, заявителем правомерно исчислен налог на прибыль за указанный период исходя из размера фактических доходов (включая доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде) и фактически произведенных расходов.
При названных обстоятельствах вывод Инспекции о занижении Обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в части внереализационных доходов по данному эпизоду является неправомерным, в связи с чем суды обоснованно признали недействительным решение налогового органа от 29.03.2013 N 4.5-85 в оспариваемой части.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций в результате полного и всестороннего изучения представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу N А26-5295/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.