27 июня 2014 г. |
Дело N А66-9922/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Министерства экономического развития Тверской области Сорокиной И.Ю. (доверенность от 03.10.2013 б/н), от Правительства Тверской области Морозовой О.В. (доверенность от 15.01.2013 N 6), от общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" Вашакидзе А.В. (доверенность от 03.09.2013 б/н),
рассмотрев 23.06.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства экономического развития Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2013 (судья Романова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Пестерева О.Ю., Мурахина Н.В., Холминов А.А.) по делу N А66-9922/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" место нахождения: 172369, Тверская область, Ржевский район, п/о Есинка; ОГРН 1046914001991 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству экономического развития Тверской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявлений Общества о предоставлении заявителю субсидии за 2010 и 2011 годы и обязании Министерства в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Общества о предоставлении субсидий за 2010 и 2011 годы на предмет соответствия им Порядка предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области и подготовить и направить в Правительство Тверской области проект распоряжения о предоставлении инвестору субсидий за 2010 и 2011 годы (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Тверской области (далее - Правительство).
Решением от 25.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявлений Общества от 11.07.2013 о предоставлении субсидий за 2010 и 2011 годы, обязав Министерство рассмотреть названные заявления в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и вынести новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, заявление о предоставлении субсидии должно подаваться инвестором ежегодно, а субсидирование ранее производимых затрат, понесенных с момента возникновения права на получении субсидии, в отношении которых инвестором не было подано соответствующее заявление, действующим Порядком не предусмотрено.
В кассационной жалобе Правительство также просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Правительство также считает, что заявление о предоставлении субсидии должно подаваться ежегодно, а для получения субсидии инвестор должен соответствовать условиям, установленным законодательством области, в каждом из заявленных им периодов.
Кроме того, Правительство не согласно с выводом апелляционной инстанции относительно срока возникновения у Общества права на субсидию, поскольку данный вывод, по мнению подателя жалобы, противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-324/2013.
В судебном заседании представители Министерства и Правительства поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалоб.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, реализующей на территории Тверской области инвестиционный проект - строительство кирпичного завода. Между администрацией Тверской области, администрацией муниципального образования "Ржевский район" и ОАО ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАСТЕР" заключено соглашение от 05.06.2009 N 1634 о взаимодействии в рамках реализации инвестиционного проекта, предусматривающего строительство кирпичного завода производительностью 160 млн условного кирпича в год.
В соответствии с разделом 4 данного соглашения администрация Тверской области приняла на себя обязательство обеспечивать своевременное рассмотрение заявлений о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе в установленном в Тверской области в размере от налогооблагаемой прибыли, субсидий на компенсацию части затрат инвестора на уплату процентов по кредитам, а также субсидий в размере понесенных инвестором расходов по уплате налога на имущество, исчисленного применительно к имуществу, сооруженному и (или) приобретенному в результате реализации проекта.
На заседании Инвестиционно-экспертного совета при администрации Тверской области, состоявшемся 22.06.2010, рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления Обществу субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.3 протокола заседания Инвестиционно-экспертного совета от 22.06.2010 N 68 признан представленным в полном объеме и соответствующим требованиям Порядка комплект документов, направленный Обществом на заседание совета.
Инвестиционный проект "Строительство кирпичного завода по производству лицевого керамического кирпича производительностью 160 млн условного кирпича в год" признан соответствующим критериям отбора, установленным Порядком.
Общество 11.07.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета, в целях поддержки вновь созданных производств за 2010 год в размере 82 927 103 руб. и за 2011 год в размере 75 108 874 руб.
Министерство оставило заявления без рассмотрения, о чем известило заявителя письмами от 24.07.2013 N 3350 и N 3351, сославшись на то, что заявления о предоставлении субсидии должны быть поданы соответственно до 01.09.2010 и 01.09.2011.
Общество с данным выводом Министерства не согласилось, что послужило основанием для обращения его в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав на отсутствие предусмотренных Порядком предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па (далее - Порядок).
оснований для оставления заявления о предоставлении субсидии без рассмотрения.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Отношения, связанные с предоставление из областного бюджета Тверской области субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, урегулированы Порядком.
Право на получение субсидии у инвестора возникает начиная с года, в котором сумма капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта создания нового производства составила 150 миллионов рублей (пункты 5.1 - 5.6 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период).
Как установлен пунктом 5.2 Порядка, с момента, указанного в пункте 5.1 названного Порядка, инвестор вправе впервые обратиться в государственный орган исполнительной власти Тверской области, уполномоченный в сфере инвестиционной политики (далее-уполномоченный орган), с письменным заявлением о предоставлении субсидии.
Заявление о предоставлении субсидии принимается с 1 января до 01 сентября года, в котором у Инвестора возникло право на получение субсидии, а также каждого последующего года в течение срока, предусмотренного пунктом 5.25 настоящего Порядка (пункт 5.4).
Как установлено пунктом 5.6 Порядка, уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении субсидии и иные документы, предусмотренные пунктом 6.1 настоящего порядка, на предмет соответствия требованиям, установленным в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
В силу пункта 5.7 Порядка в случае несоответствия заявления о предоставлении субсидии и иных документов, предусмотренных пунктом 6.1, требованиям пунктов 6.1 и 6.2 настоящего Порядка уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня поступления возвращает их инвестору с указанием мотивов возврата.
При наличии оснований, установленных пунктом 7.1 настоящего порядка, уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении субсидии и иных документов, предусмотренных пунктом 6.1 Порядка, соответствующих требованиям пунктов 6.1 и 6.2 настоящего Порядка, уведомляет Инвестора об отказе в предоставлении ему субсидии с указанием мотивов отказа.
Пунктом 7.1 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) установлены основания для отказа в предоставлении субсидии. Перечень данных оснований является исчерпывающим. Указанные в данном пункте основания для отказа в предоставлении субсидии в письмах Министерства об оставлении заявлений Общества без рассмотрения не поименованы.
При этом, в соответствии с названным Порядком не предусмотрено и оставление поданных заявлений о предоставлении субсидий без рассмотрения.
Таким образом, следует согласиться с выводом судов о незаконности бездействия Министерства, выразившегося в оставлении без рассмотрения названных заявлений Общества о предоставлении субсидий.
Поскольку данные заявления о предоставлении субсидий за 2010 и 2011 годы по существу Министерством не рассмотрены, суд первой инстанции правомерно возложил на него такую обязанность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2013 по делу N А66-324/2013 соответствие Общества условию субсидирования (сумма капитальных вложений при реализации Инвестиционного проекта создания нового производства составила 150 миллионов рублей) произошло в 2006 году.
Как указал апелляционный суд, в рассматриваемом случае (т.е. за 2010 год), у Общества право на субсидию возникло в 2010 году.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, в данном случае, не имеется прямого противоречия с выводами, сделанными судом при рассмотрении дела N А66-324/2013.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для иной оценки доказательств, отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А66-9922/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства экономического развития Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.